Открытый урок по алгебре
план-конспект урока на тему

Хузина Лейсан Флуновна

Открытый урок по алгебре для 1 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_primenenietproizvodnoy_k_issledovaniyu_funktsii.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по математике

«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИИ»

Преподаватель математики

Хузина Л. Ф.

Актаныш

                                   Открытый урок по математике

 « Применение производной к исследованию функции»

Цели и задачи урока

  • образовательные: обобщить знания по теме производная и показать ее применение при исследовании функции; выявить уровень овладения обучающимися комплексом знаний свойств функции и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях; раскрыть возможности использования производной для нахождения промежутков выпуклости и точек перегиба.
  • развивающие: развивать навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы, умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции.
  • воспитательные: способствовать воспитанию воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
  • методические:  показать проведение урока с применением компьютера, проанализировать уровень подготовки обучающихся к восприятию новой темы.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок применения знаний и умений

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово преподавателя.
  3. Основное содержание
  • Фронтальный опрос
  • Актуализация ЗУН
  • Изучение нового материала

IV. Закрепление изученного материала

  • Задания ЕГЭ
  • Творческое задание

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Достижение предполагаемых целей предполагается через:

1.Фактический материал;

2. Межпредметные связи;

3. Отработка приобретенных знаний, умений, навыков;

4. Атмосфера совершения и конкурентной борьбы.

Межпредметные связи

Физика и геометрия.

Внутрипредметные связи

Производная, арифметика, функция и ее графики, тригонометрия.

Оборудование

Компьютер, презентация,  комплекты задания для учащихся.

Литература

1. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 кл.сред.шк. /А.Н.Колмогоров и др./

2. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Ш.Алимов и др./

3. Алгебра и начала анализа. Учеб.для 10-11 кл. для общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович/

4. Поучрочные планы. Алгебра 10 класс по учебнику А.Н.Колмогорова

5. Математика для техникумов на базе средней школы. Учебное пособие /И.И.Валуцэ, Г.Д.Дилигул/

Части и этапы урока

Задачи данного этапа урока

Деятельность преподавателя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Примечание

Приветствие

Создание положительного эмоционального настроя на уроке

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Рапорт учащихся. Приветствие преподавателя.

Организационный момент

Создание мотивационной базы урока

Тема нашего урока «Исследование функции с помощью производной». Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.  Цель занятия - выявить уровень овладения вами комплексом знаний по свойствам функции (область определения, четность, нечетность, периодичность, промежутки  знакопостоянства и монотонности)  и умений по исследованию функции и ликвидировать имеющиеся у вас пробелы.

А при выполнении заданий вас ждёт сюрприз, а точнее небольшая проблема, для решения которой необходимо будет пополнить багаж ваших знаний. Мы изучим свойство функции, которое рассматривается в классах с углублённым изучением математики. Я верю вам интересно попробовать свои силы и доказать себе и другим, что вы можете подняться на новую ступеньку в своих знаниях.

Теме «Функция» уделяется большое внимание в курсе математики, потому, что функция, её график часто встречается в жизни, в профессиональной среде, в работе врачей, юристов.

Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя

Записывают

тему в тетрадь

Фронтальный

опрос

Учащимся предлагается обобщить и проверить свои знания

Одна из основных задач исследования функции – это нахождение промежутков возрастания и убывания. Такое исследование легко провести с помощью производной.

Поэтому давайте вспомним:

  • Достаточный признак возрастания функции.
  • Достаточный признак убывания функции.
  • Какие точки области определения функции являются критическими точками.
  • Необходимое условие экстремума (или теорема французского математика – теорема Ферма)
  • Какая точка называется точкой максимума? (упрощенная формулировка этого признака).
  • Какая точка называется точкой минимума? (упрощенная формулировка этого признака)
  • Например, найти промежутки возрастания и убывания функции, точки экстремума (практическая работа).

 (у доски)

Опрос происходит фронтально.

Один учащийся решает у доски.

Актуализация ЗУН

После повторения некоторых свойств функции предлагаются следующие задания для выполнения

1. Какова область определения функции? 

2. Найдите область определения функции .

3. Какая это функция: четная или нечетная ?

4. По графику производной некоторой функции укажите интервалы, на которых функция монотонно возрастает, убывает, имеет максимум, имеет минимум.

  

5.На рисунке изображён график производной функции y=f(x). Сколько точек максимума имеет эта функция? Назовите их.

 

 

Учащиеся устно отвечают на вопросы преподавателя

Изучение нового материала

Выслушать сообщение л великом ученом математике

Тема «Исследование функции с помощью производной».

Впервые обозначение у=f(х)   для функции ввел Леонард Эйлер. (Слайд)

Швейцарец по происхождению, математик, физик, астроном.

В 1726 году был приглашен в Петербургскую академию наук.

В 1727 году переехал в Россию.

Сообщение учащегося

Исследовать функцию совместно с учащимися по предложенной схеме

Проведем  исследование функции по следующей схеме:

Схема исследования графика функции.

  1. Найти область определения функции. (Указать множество значений переменной х, при которых данная функция определена).
  2. Исследовать функцию на четность. (Выяснить, симметрична ли область определения функции относительно начала координат и найти y = f(-x). Если f(-x) = f(x), то функция четная, если y f(-x) = -f(x), то функция нечетная).
  3. Найти нули функции. (Точки пересечения с осями координат).
  4. Исследовать функцию на монотонность. (Если f ’(x) > 0, то функция возрастает, если f ’(x) < 0, то функция убывает).
  5. Записать точки экстремума и экстремумы функции. (Найти значение функции в точках экстремума).
  6. Дополнительные точки.
  7. Построение графика.

Пусть дана функция: .

Решение:

  1. D(f)=R, т.к. f -многочлен.
  2. Выясняем, является ли функция f четной или нечетной.  - функция ни четная, ни нечетная.
  3. Функция непериодическая.
  4. Находим точки пересечения графика с осями координат:
  5. а) с осью ОХ: у=0 получаем точки (0;0), (3;0)
  6. б) с осью ОУ: х=0 получаем точки (0;0)
  7. Найдем производную функции:
  8. Найдем критические точки: , т.е. 6х-3х2=0, х=0 или х=2.

Отмечаем эти точки 0 и 2 на числовой прямой, и определяем знак производной в каждом промежутке.

I. (-1)        6(-1)-3(-1)2=-6-3=-9<0

II. (1)        6*1-3*12=3>0

III. (3)        6*3-3*32=-9<0

Значит, в промежутках  и  функция убывает и (0;2) – функция возрастает.  

х=0 - точка минимума, т.к. производная меняет знак с минуса на плюс.

Вычислим уmin=0.

х=2 – точка максимума, т.к. производная меняет знак с плюса на минус.

Вычислим уmax=4.

9.Составляем таблицу для внесения всех данных

x

0

(0;2)

2

-

0

+

2

-

f(x)

0

4

Min

max

10. Строим график функции.

Каждой паре учащихся раздается схема исследования функции

Учащиеся записывают в тетрадь

Творческое

 задание

Предлагается творческое задание

Указание: найдите функцию в таблице, исходя из её “автобиографии”. Найдите область определения, нули функции, точку разрыва, промежуток возрастания и убывания.

Я – функция сложная, это известно,

Еще расскажу, если вам интересно,

Что точку разрыва и корень имею,

И есть интервал, где расти не посмею.

Во всём остальном положительна, право,

И это, конечно, не ради забавы.

Для чисел больших я стремлюсь к единице.

Найдите меня среди прочих в таблице.

Учащиеся работают над творческим заданием.

Происходит обсуждение.

Домашнее

 задание

1. №  300 (а, б).

2. Нестандартное задание: найдите функции, описывающие реальные физические процессы, которые вы изучали на уроках физики и исследуйте их.

Записать в

 тетрадь

Итог урока

Подведение итогов урока.

Проверка эмоционального состояния учащихся.

1.  Выставление оценок за фронтальный опрос, за блиц-опрос и за практическую работу у доски.

2. Будьте добры, покажите, пожалуйста, ваше настроение в конце нашего урока.

Спасибо вам за активное участие на уроке!!!

Учащиеся фронтально отвечают на вопросы преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Интегрированный урок по алгебре, началам анализа и физике"

презентация к бинарному уроку по алгебре, началам анализа и физике по теме «Производная. Геометрический и физический смысл производной»...

Урок по алгебре и началам анализа 11 класс по теме "Применение производной к исследованию функций"

Урок по алгебре и началам анализа 11 класс по теме "Применение производной к исследованию функций"  является одним изх завершаюших уроков по даной теме, урок обобщения и систематизации знаний....

Методическая разработка урока по алгебре по теме: "Обобщающее повторение основных формул тригонометрии"

Данный урок входит в тему "Основы тригонометрии". Конспект представляет собой подробную разработку урока по обобщению знаний формул тригонометрии; раскрывается прикладное значение тригонометрии в разл...

Урок по алгебре на тему: "Решение логарифмических уравнений"

Конпект урока с применением технологии обучение в сотрудничестве....

Методическая разработка урока по алгебре «Свойства степени с рациональным и действительным показателем»

Данный урок входит в тему "Преобразования выражений, содержащих степени и корни".Конспект представляет собой подробную разработку урока по свойствам степени с рациональным и действительным п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по Алгебре Тема Приемы решение целых уравнений. Класс 9

В данной разработке рассмотрены приемы решения целых уранений: квадратных, биквадратных.  возвратных уравнений....

Коспект урока по алгебре и началам математического анализа по теме "Понятие первообразной"

Тема урока: «Понятие первообразной».Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные: сформировать и закрепить понятие первообразной, находить первообразные элементарных фун...