Методическая разработка урока по алгебре «Свойства степени с рациональным и действительным показателем»
план-конспект урока по теме
Данный урок входит в тему "Преобразования выражений, содержащих степени и корни".
Конспект представляет собой подробную разработку урока по свойствам степени с рациональным и действительным показателем. Используются компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по алгебре
преподавателя математики ГАУ КО ПО КСТ
Пеховой Надежды Юрьевны
по теме: «Свойства степени с рациональным и действительным показателем».
Цели урока:
- обучающие: закрепление и углубление знаний свойств степени с рациональным показателем и применение их в упражнениях; совершенствование знаний по истории развития степеней;
- развивающие: развитие навыка само- и взаимоконтроля; развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений,
- воспитывающие: воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание ответственности за выполняемую работу, способствовать созданию атмосферы активного творческого труда.
Тип урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы проведения: словесно – наглядные.
Педагогические технологии: компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.
Оснащение урока: проекционная техника, компьютер, презентация к уроку, рабочие
тетради, учебники, карточки с текстом кроссворда и рефлексивного теста.
Время занятия: 1час 20мин.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение свойств степени с рациональным показателем.
3. Математический диктант на свойства степени с рациональным показателем.
4. Сообщения обучающихся с использованием компьютерной презентации.
5. Работа группами.
6. Решение кроссворда.
7. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение темы, целей урока, плана урока. Слайды 1, 2.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение свойств степени с рациональным показателем: обучающиеся должны продолжить написанные свойства – фронтальный опрос. Слайд 3.
2) Учащиеся у доски - разбор упражнений из учебника (Алимов Ш.А.): а) № 74, б) № 77.
в) № 82-а;б;в.
№74: а) = = a;
б) + = ;
в) : = = = b.
№ 77: а) = = ;
б) = = = b.
№ 82: а) = = =;
б) = = y;
в) () () = .
3. Математический диктант со взаимопроверкой. Обучающиеся обмениваются работами, сверяют ответы и выставляют оценки.
Слайды 4 - 5
4. Сообщения учащихся некоторых исторических фактов по изучаемой теме.
Слайды 6 – 12:
Первый учащийся: Слайд 6
Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.
В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком и индексом; например, куб – знаком k c индексом r и т.д.
Второй учащийся: Слайд 7
Большой вклад в развитие понятия степени внес древнегреческий ученый Пифагор. У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами. Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4, 9 и 16 они представляли в виде квадратов.
Первый учащийся: Слайды 8-9
Слайд 8
Вавилоняне пошли дальше: составляли и пользовались таблицами квадратов и кубов чисел.
Слайд 9
XVI век. В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу, но и к переменной. Как тогда говорили «к числам вообще» Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись 33 + 52 – 4.
Второй учащийся: Слайд 10
Позже дробные и отрицательные, показатели встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у С. Стевина.
С.Стевин предположил подразумевать под степенью с показателем вида корень, т.е. .
Первый учащийся: Слайд 11
В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней.
Но современные обозначения (типа , ) в XVII веке ввел Рене Декарт.
Второй учащийся: Слайд 12
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона.
5. Решение кроссворда.
Обучающиеся получают листы с кроссвордом. Решают парами. Оценку получает пара, решившая первой. Слайды 13-15.
6. Работа группами. Слайд 16.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, работая группами по 4 человека, консультируя друг друга. Затем работы сдаются на проверку.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Рефлексия.
Учащиеся заполняют рефлексивный тест. Отметьте «+», если согласны, и «-» в противном случае.
Рефлексивный тест:
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в дальнейшем.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.
5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
8. Задание на дом: Слайд 17.
1) № 76 (1; 3); № 70 (1; 2)
2) По желанию: составить кроссворд с основными понятиями изученной темы.
Использованная литература:
- Алимов Ш.А. алгебра и начала анализа 10-11 классы, учебник – М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра и начала анализа 10 класс. Дидактические материалы. Просвещение, 2012.
Интернет - ресурсы:
- Образовательный сайт - RusCopyBook.Com - Электронные учебники и ГДЗ
- Сайт Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
- Сайт Учительский портал - http://www.uchportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в...
Конспект урока с применением ИКТ «Степень с рациональным показателем и ее свойства»
Конспект урока с применением ИКТ: «Степень с рациональным показателем и ее свойства» был проведен в СПО для специальности: «Компьютерные сети»Дидактические единицы: степень с произвольным ...
Методическая разработка урока по алгебре по теме: "Обобщающее повторение основных формул тригонометрии"
Данный урок входит в тему "Основы тригонометрии". Конспект представляет собой подробную разработку урока по обобщению знаний формул тригонометрии; раскрывается прикладное значение тригонометрии в разл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по теме "Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета"
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации предназначена для практического применения преподавателями социально-экономического профиля; апробирована в ОБ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по Алгебре Тема Приемы решение целых уравнений. Класс 9
В данной разработке рассмотрены приемы решения целых уранений: квадратных, биквадратных. возвратных уравнений....
Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"
Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"Приложения с наглядным и радаточным материалом...