Открытый урок по географии в 7 классе
план-конспект урока на тему

Гайворонская Татьяна Ивановна

Тема урока: "Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_7_klass_2015_g.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе

Тема: «Города степной зоны: Саратов, Самара, Волгоград»

Дата: 29.01.2015  г.

Цели:

         Дидактическая: продолжить знакомить обучающихся с городами степной зоны: Саратовом, Самарой, Волгоградом.

Коррекционная: развивать и корригировать память, внимание, мышление и речь.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гордость за свою Родину.

Оборудование: плакаты, ноутбук, телевизор, карта природных зон, карточки.

Ход урока.

I Организационный момент.

а) дыхательная гимнастика

- проверка готовности к уроку.

Прозвенел опять звонок –

Начинается урок

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И отлично отвечать.

- сведения дежурного о погоде;

б) на доске крупными буквами написано:

     1   2     3    4    5    6   7   8    9    10    11    12   13

     С   З    А   Т    Р    Е  О  П    И    Н    Я     Л    Ы  

12    6    1    7     1     4     6    8    10    3    11           9

1   4    6   8    10  3   11          2    7     10   13

5       7      1    1      9      9

Заменяя цифры на буквы, прочитай названия природных зон.

II Основная часть.

Работа в рабочих тетрадях на стр. 65 с картой лесостепной зоны.

        Раздаю карточки с изображением природной зоны степей.  

       На доске вывешиваю карточку с незаполненными строками названий городов степной зоны, на которых есть только первые буквы. Работая с картой, необходимо написать названия городов

К

В

О

О

С

С

В

2.1 Проверка домашнего задания:

- назовите границу между европейской и азиатской частями России;

- используя карту природных зон, назовите какие города расположены в европейской части России;

- используя карту природных зон, назовите какие города расположены в азиатской части России;

- мы с вами живем тоже в степной зоне, поэтому растительный и животный мир можете назвать без труда (ответы обучающихся);

- какие самые неприхотливые животные степной зоны;

- пословица «По горам, по долам ходит шуба, да кафтан» (овца);

- выполнить в Рабочих тетрадях задание 5 стр. 64;

- используя карту степной зоны назвать основные виды промышленности городов Курска, Воронежа, Оренбурга;

- что вы можете сказать  о городе Омске?

 На доске написано «Город- миллионер», объясните значение этого словосочетания;

- на всю Россию знамениты своими песнями эти птицы. Их называют лучшими птичьими певцами. В основном они поют от заката до рассвета, но в мае-июне их пение можно услышать и днём.  Это когда самка высиживает птенцов, а самец распевает ей песни. Песнь их необычайна красива: неторопливая, то нежная, то громкая, то радостная, то печальная. В России самыми искусными певцами среди этих птиц является… (курские соловьи).

Разминка

Начинается разминка,

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились

И ещё раз повторили.

Приседаем мы по счету

Раз, два, три, четыре, пять,

Это нужная работа мышцы ног тренировать,

А сейчас рывки руками начинаем вместе с вами:

Раз рывок и два рывок – продолжаем наш урок.

        2.2 Изучение нового материала.

       Обозначаю цель урока: итак, сегодня мы продолжаем знакомство с городами степной зоны: Самарой, Саратовом, Волгоградом.

       Какая самая большая и крупная река России?

       Все эти города расположены на великой русской реке – Волге.

      Самара- большой и красивый  город. В нём проживает больше миллиона жителей. Город вытянулся вдоль Волги на несколько десятков километров. В центре Самары находятся: цирк, спорт. комплекс, административные здания. В городе построен метрополитен (словарное слово).

       Самара – крупный, промышленный город. Здесь производят: самолеты, станки, электрооборудования для автомобилей и тракторов. Находится одна из крупнейших кондитерских фабрик «Россия».

        Саратов расположен на правом берегу Волги, который с левым берегом соединяется самым крупным в Европе мостом, его длина равна 3 км. (Посчитайте, сколько это будет метров).

         Саратов – важный культурный и промышленный центр. В городе работают машиностроительные заводы, хим. и пищевые комбинаты. Здесь выпускают разные приборы, станки, подшипники, стекло и др. продукцию. Саратовская картинная галерея одна из самых крупных в России. Рядом с городом расположены месторождения нефти и газа.

          В России много городов, но есть те, которые особенно дороги и которые сыграли важную роль в истории нашего государства. Одним из таких городов является город  Волгоград. Город протянулся на 70 км вдоль реки Волги. Он трижды менял своё название.

           Карточка на доске:

 Царицын, Сталинград, Волгоград.

           Своё первое название он получи по названию, впадающей в Волгу речки Царица. Затем он стал называться Сталинградом, в честь руководителя нашей страны И. В. Сталина. Под его руководством во время войны наша страна разгромила фашизм. Сейчас город называется – Волгоград, т. е. город на Волге.

            Волгоград – город герой. (Звезда города-героя)

           Сейчас мы узнаем, за что город поучил такую награду.

            Звучит музыка «Священная война».

           Во время Великой Отечественной войны здесь произошла одна из самых тяжелых и кровопролитных битв – Сталинградская битва.

            В 1941 году Германия напала на нашу страну и быстро продвигалась по территории нашей Родины. В 1942году немецкие войска подошли к Сталинграду. Правительство нашей страны издает приказ » Ни шагу назад». Это означало что советские войска должны стоять насмерть, но недопустить врага к реке Волге. К городу были переброшены самые лучшие части Красной Армии.

       Слайд. Ожесточенные бои шли за каждый дом, за каждую улицу. Во время таких боев наша  небольшая разведывательная группа из 24 человек под руководством сержанта Павлова проникла в четырехэтажный дом, из этого дома просматривалось несколько улиц города и они видели передвежение немцев по улице и по рации передавали в штаб. Немцы их заметили. 58дней обстреливали и бомбили фашисты этот дом. Большинство солдат из этой группы погибло. Подвиг солдат не забыт. Сержант Павлов награжден звездой Героя Советского Союза. Этот дом стоит и сейчас в городе. Его горожане называют – дом Павлова. Перед домом поставили памятник советским солдатам, освободившим Сталинград.

         Слайд. Особенно тяжелые бои развернулись за Мамаев курган. Это самое высокое место в городе, в виде холма. С высоты кургана просматривался весь город. Тот кто владел этой высотой, тот владел городом. Поэтому немцы стремились захватить эту высоту. Тысячи наших солдат пали смертью храбрых, защищая Мамаев курган. Советские солдаты и жители города смогли отстоять город и не пропустить немцев к Волге. В феврале 1943г немцы были разгромлены и отброшены от города Сталинграда, десятки тысяч немецких солдат и офицеров были взяты в плен. Советский народ ликовал, наша армия одержала победу. С этого момента армия перешла в наступления. За мужество и храбрость солдатам и жителям города на Мамаев кургане, после войны поставлен самый большой памятник героям Великой Отечественной войны.

           Слайд. Это скульптура женщины- матери с поднятым карающим мечом. К памятнику ведет высокая лестница, по краям скульптура изображающая бойцов Советской Армии. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы поклониться защитникам Сталинграда.  За мужество и героизм городу присвоено звание город – герой.

         Нелегкая доля выпала на нашу Родину, но она всё выдержала.

       

             Слайд. Сейчас Волгоград - современный крупный промышленный город. В городе работают много заводов и фабрик, которые выпускают трактора, машины, мед. инструменты и другие товары необходимые людям. В сельском хозяйстве выращивают множество фруктов, овощей, зерновых культур. Близ города Волгограда построена на реке Волги ГЭС.

В год 70-летия победы в ВОВ мы ещё не раз будем возвращаться к тем тяжелым временам для нашего народа и для нашей отчизны. Мы всегда будем гордиться стойкостью и мужеством защитников нашей страны.

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу-

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу.

Работа с карточками «Паутинка на ветру». Следуя от буквы к букве нужно прочитать название места расположения изученных городов.

- «Города Поволжья».

2. 3 Закрепление нового материала.

     Чтение темы обучающимися.

III Заключительная часть

- итог урока;

- домашнее задание стр.124-126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 1 классе

Открытый урок математики в 1 классе.Тема : " Решение задач" Основная цель урока- закрепить решение задач в пределах 10.Урок начинается с мобилизующего момента, дети отгадав загадку ,узнают,...

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Открытый урок истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме " Укрепление Власти Князя"

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремлюсь точно сформировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока....

Разработка открытого урока в 11 "В" классе в декабре 2015 года

Это технологическая карта открытого урока в 11 классе....

Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей

Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей...

конспект урока по географии 7 класс

Урок №21: «Реки и озера Земли».  Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний....