«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ».
план-конспект урока на тему
Формирование знаний о химических свойствах металлов.Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_forme_tehnologicheskoy_karty.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕВОЛОЖСКАЯ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ».
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: АЛЕСЕНКО ТАИСИЯ МИХАЙЛОВНА.
2015г.
Конспект урока
Тема урока | Химические свойства металлов. | |
Цели урока | Деятельностная | Формирование у учащихся УУД, при изучении химических свойств металлов. |
Предметно – дидактическая | Формирование знаний о химических свойствах металлов. | |
Планируемые результаты урока | Предметные | Знают химические свойства металлов и пишут соответствующие уравнения реакций. |
Метапредметные | Развивают умения пользоваться опорными знаниями. Закрепляют умения и навыки выполнять химический эксперимент. Развивают логическое мышление, умеют анализировать увиденное. Закрепляют умения составлять окислительно-восстановительные реакции. Формируют понимания практического значения металлов в жизни человека. Развивают познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий. | |
Личностные | Убеждаются в зависимости свойств вещества от его строения. Убеждаются в познаваемости мира. Осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента. | |
Тип урока | По ведущей дидактической цели | Изучение нового материала. |
По способу организации | Комбинированный | |
По ведущему методу обучения | Репродуктивный | |
Методы обучения | Основной | Объяснительно-иллюстротивный |
Дополнительный | Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа. | |
Основные вопросы урока | Химические свойства металлов, разной активности, с простыми и сложными веществами. | |
Средства обучения | ПСХЭ Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, учебник «Химия. 9 класс» О.С.Габриеляна, демонстрационный практикум |
Этапы урока | Методы обучения | Учебно – познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки / самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. Орг. этап | Рассказ. | Сообщает тему урока, цели и что для изучения данной темы, потребуются знания пройденного материала. | (Регулятивные) Целепологание: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного. | ||
2.Актуализация опорных знаний | Беседа. | Вопросы для проверки знаний учащихся: 1.Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ. 2.Назовите особенности строения атомов металлов. 3.Какие электроны называют «свободными» 4.Что такое металлическая химическая связь? 5.Перечислите особенности металлической кристаллической решетки. 6.Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый? 7.Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены? Учитель подводит итоги по результатам беседы. | Ответы учащихся: 1.Условная граница между элементами - металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали В (бор) -Si (кремний) – As (мышьяк) –Te (теллур) –At (астат) – левый нижний угол. 2. а) Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. б) У атомов наиболее активных металлов ,на внешнем энергетическом уровне наличие 1-3 электронов. 3.Электроны оторванные от атомов, называются обобществленными или свободными (а также электронным «газом». 4.Маталлическая связь – это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов. 5.В узлах металлической решетки находятся нейтральные атомы, катионы металлов и «свободные» электроны. Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. 6.Самый легкий металл – Li (литий), самый тяжелый – Os (осьмий). Самый легкоплавкий металл – Ga(галлий), самый тугоплавкий - W (вольфрам). Самые мягкие металлы – ЩМ и Pb (свинец)- режутся ножом, самый твердый – Cr (хром) – царапает стекло. 7.Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой – металлический блеск, высокая электро– и теплопроводность, твердость, пластичность. | (Познавательные, общеучебные) Осознание и произвольное построение речевого высказывания. (Познавательные, логические) Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. (Коммуникативные) Учатся монологической и диалогической формам речи. (Регулятивные) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватное восприятие оценки учителя. Оценка правильности выполнения действия. | Учитель подводит итоги по результатам беседы. |
3. Формирование новых ЗУН | Беседа, рассказ, объяснение. |
1.Чем будут обусловлены общие химические свойства металлов? 2.Назовите основное химическое свойство металлов с точки зрения процессов окисления и восстановления? 3.Запись на доске: М° –nē→Мⁿ⁺ (восстановитель окисляется) 4.Чтобы прошла реакция, записанная на доске, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать в качестве окислителей при взаимодействии с металлами? 5.Русский ученый Н.Н. Бекетов расположил металлы в ряд в зависимости от их способности отдавать электроны. Почему электрохимический ряд напряжений металлов еще называют «ряд активности металлов»? 6.Запись на доске: 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода. | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. 1.Общие химические свойства металлов тоже будут определяться металлической связью и металлической кристаллической решеткой. 2.Металлы являются восстановителями, т.к. их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы. 3.Запись в тетради: М° –nē→Мⁿ⁺ (восстановитель окисляется) 4. 3.Запись в тетради: (вещества-окислители, при взаимодействии с металлами ) 1)Неметаллы: кислород, галогены, сера, водород ,углерод , кремний, азот, фосфор... 2)Вода. 3)Кислоты. 4)Соли. 5.У металлов различная активность, разная способность атомов отдавать электроны (слева направо активность уменьшается, способность отдавать электроны уменьшается). 6.Записать в тетрадь. 1)Активные металлы: (ЩМ и ЩЗМ) 2)Менее активные металлы: металлы, находящиеся в ряду активности между Mg и Pb (включительно). 3)Неактивные металлы: расположены после водорода. | (Познавательные) Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выделение существенной информации. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. (Коммуникативные) Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера. Использование речи для регуляции своих действий. (Регулятивные) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
|
4. Развитие способов умственной деятельности | Рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, демонстрационный практикум, самостоятельная работа. | 1.Выяснить, как и почему металлы разной активности взаимодействуют с: 1)Неметаллами. 2)Водой. 3)Кислотами. 4)Солями. 2.Сформулировать выводы. | Воспринимают объяснение учителя, наблюдают за прохождением реакций, выполняют задания, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. 1.Наблюдая за реакциями (горения магния и взаимодействия алюминия с йодом) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия бинарным соединениям. Учитель предлагает прочитать §8 на с.39 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом. I-в II-в Cu + O2→ Hg+O2→ Au + O2→ Ag+O2 → Li + O2→ Ca+O2→ 2.Наблюдая за реакцией (взаимодействия натрия с водой) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой. I-в II-в Zn +H2O→ Cu+ H2O→ Hg + H2O→ Pb+ H2O→ 3. Наблюдая за реакциями (взаимодействия алюминия с соляной кислотой и взаимодействия меди с азотной кислотой концентрированной) ученики вместе с учителем составляют уравнения химических реакций, уравнивают их с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с.40-41 и выполнить три реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами. I-в II-в Ag + HCI→ Au + H2SO4→ Li + HCI→ K+ H2SO4→ Zn + H2SO4→ Zn+ HCI→ 4. Наблюдая за реакцией (взаимодействия хлорида меди (II) с цинком) ученики вместе с учителем составляют уравнения химической реакции, уравнивают ее с помощью электронного баланса, дают названия продуктам реакции. Учитель предлагает прочитать §8 на с. 41 и выполнить две реакции самостоятельно. Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями. I-в II-в CuSO4+Fe→ ZnCI2+Fe→ FeSO4+Cu→ Fe CI2+Zn→ После выполнения заданий, ученики осуществляют взаимопроверку и сравнивают результат с выполненными заданиями на слайде | (Познавательные) Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выделение существенной информации. Сравнение. Установление причинно-следственных связей. (Коммуникативные) Умение задавать вопросы. Умение контролировать действия партнера. Использование речи для регуляции своих действий. (Регулятивные) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет правила в планировании и контроле способа решения задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Адекватное восприятие оценки учителя. Оценка правильности выполнения действия. | Самопроверка, взаимопроверка |
5. Завершающий этап | Самостоятельная работа | Для закрепления изученного материала, ученики выполняют задание «Да – нет» Д.з. § 8 Расставить коэффициенты в реакциях, применив метод электронного баланса. H2SO4(конц.) + Ag → Ag2SO4 + SO2 + H2O HNO3(р) + Fe → Fe(NO3)3 + NO + H2O | После выполнения задания, ученики осуществляют самопроверку и сравнивают результат с выполненным заданием на слайде. | (Регулятивные) Оценка правильности выполнения действия. Адекватное восприятие оценки учителя. | Самопроверка Учитель подводит итоги по результатам урока. Выставляет итоговые оценки. |
Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.
I-в Mg + O2→ Al + I2 →
1) Cu + O2→ 2) Au + O2→ 3) Li + O2→
Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.
Na+HOH→ 4) Zn +H2O→ 5) Hg + H2O→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.
AL+HCl→
Cu+HNO3(конц.) →
6) Ag + HCI→ 7) Li + HCI→ 8) Zn + H2SO4→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.
CuCl2+Zn →
9) CuSO4+Fe→ 10) FeSO4+Cu→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.
Дописать возможные уравнения реакций, уровнять с помощью электронного баланса, назвать продукты реакций.
II-в Mg + O2→ Al + I2 →
1) Hg+O2→ 2) Ag+O2 → 3) Ca+O2→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислородом.
Na+HOH→ 4) Cu+ H2O→ 5) Pb+ H2O→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с водой.
AL+HCl→
Cu+HNO3(конц.) → 6) Au + H2SO4→ 7) K+ H2SO4→ 8) Zn+ HCI→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с кислотами.
CuCl2+Zn →
9) ZnCI2+Fe→ 10) Fe CI2+Zn→ Сделать вывод, как и при каких условиях разной активности металлы, реагируют с солями.
Задание для закрепления материала «Да-нет»
1.Щелочные металлы взаимодействуют с растворами кислот.
2.Железо. цинк, медь и другие менее активные металлы энергично окисляются кислородом только при нагревании.
3.Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений.
4.Щелочные и щелочноземельные металлы легко взаимодействуют с кислородом воздуха. Поэтому их хранят под керосином.
5.Соединеия из двух элементов называются бинарными.
6.В окислительно-восстановительных реакциях. Степень окисления у металлов повышается, а у неметаллов понижается.
7. Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся левее него в ряду напряжений.
8.Золото и платиновые металлы не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.
9.При взаимодействии металлов с азотной кислотой любой концентрации восстанавливается водород.
10.Щелочные и щелочноземельные металлы не реагируют с водой.
11. Щелочные и щелочноземельные металлы не взаимодействуют с растворами солей.
12.Концентрированная серная кислота реагирует с металлами по-особому, при этом водород не образуется.
13. Металлы расположенные после водорода, в ряду напряжений, с водой не взаимодействуют.
14. Металлы, расположенные до водорода, в ряду напряжений, с растворами кислот взаимодействуют, даже если в результате реакции образуется осадок.
15. Менее активные металлы ( от Mg до Pb) взаимодействуют с водой при нагревании или только в раскаленном виде, с образованием соответствующего нерастворимого оксида и водорода.
(Первый раз выполняют задание по памяти)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Да | |||||||||||||||
Нет |
(Второй раз выполняют задание, прочитав текст)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Да | |||||||||||||||
Нет |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Да | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Нет | + | + | + | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УДК 637.141.8:63.36 Коллоидно-химические свойства и использование продуктов переработки топинамбура в производстве молочных продуктов.
Коллоидно-химические свойства и использование продуктов переработки топинамбура в производстве молочных продуктов...
Лабораторная работа "Химические свойства солей"
Тема: Химические свойства солей.Цель: Изучение свойств солей.Задачи: - сформировать представление о свойствах солей; - совершенствовать практические умения в постановке экспери...
Урок химии "Общие химические свойства металлов"
Урок проводился на первом курсе колледжа, но может быть использован учителями средних школ...
Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...
Методическая разработка открытого урока "Изучение физико-химических свойств творога"
Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 19.02.07. "Технология молока и молочных продуктов"...
Открытый урок по теме "Физические и химические свойства металлов""
Открытый урок в 9 классе по теме : "Физические и химические свойства металлов""...