методические рекомендации студентам по организации самостоятельной учебной работы
методическая разработка на тему
Учебная деятельность - включает в себя познавательную деятельность, и самостоятельную работу.
Основными видами учебной деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения являются: подготовка к занятиям, прослушивание лекций, доработка конспектов лекций, подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам. Учебной программой предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam._rabota_stud.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
''Себряковский технологический техникум''
Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной учебной работы
Разработал преподаватель:
Е.А. Сучкова
Михайловка, 2015
РАССМОТРЕНА протокол заседания ПЦК №_____ от «_____» _________ 20 г. _________________ Е.А.Затямина | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по учебной работе _____________ Т.Ю. Фролова «_____» ___________ 20 г. |
Организация-разработчик: ГБОУ СПО ''Себряковский технологический техникум''
Разработчик: Е.А. Сучкова преподаватель ГБОУ СПО ''Себряковский технологический техникум''
Содержание стр.
1 Содержание и особенности учебной деятельности студентов 4
2 Трудности в самостоятельной учебной деятельности
студентов и пути их преодоления 5
3 Научные основы организации самостоятельной
учебной деятельности студентов техникума 6
4 Техника конспектирования лекций, записи слов и словосочетаний 9
5 Методика поиска необходимой учебной и научной литературы 14
6 Техника изучения учебной и научной литературы 14
7 Самостоятельная работа студентов по подготовке
к практическим занятиям 20
8 Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов 22
Мною были разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов
1 раздел
Содержание и особенности учебной деятельности студентов
Учебная деятельность - включает в себя познавательную деятельность, и самостоятельную работу.
Основными видами учебной деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения являются: подготовка к занятиям, прослушивание лекций, доработка конспектов лекций, подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам. Учебной программой предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы.
Учебная деятельность подразделяется на репродуктивную, познавательно-поисковую и творческая учебные деятельности.
Репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию. Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.
Познавательно-поисковая и творческая учебные деятельности развивают интеллектуальные, профессиональные, творческие способности. Подготовка сообщений, докладов, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др.
Творческая учебная деятельность Написание рефератов, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др.
2 раздел
Трудности в самостоятельной учебной деятельности студентов и пути их преодоления
Трудности с которыми сталкиваются студент
- трудности поиска необходимой информации для самостоятельного изучения отдельных учебных вопросов,
- трудности ориентировки в содержании книги, учебного пособия.
- трудности лингвистического характера, студенты недостаточно глубоко знают научное содержание отдельных понятий, определений, не могут правильно определить смысл имеющихся в литературе терминов.
- трудности, возникающие при попытке обобщения изложенных в различных учебниках и учебных пособиях теоретических положений, определения их взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости.
- трудности, связанные с применением полученных знаний на практике.
Изучение опыта самостоятельной работы студентов позволяют выделить основные пути преодоления трудностей в учебной деятельности.
Пути могут быть следующие:
- научная организация и планирование самостоятельной учебной деятельности студентов;
- рационализация режима дня, санитарно-гигиенических, эстетических условий самостоятельной работы;
- совершенствование индивидуальной техники познавательной деятельности в различных видах учебных занятий;
- активизация работы студентов по самосовершенствованию.
3 раздел
Научные основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов техникума
Умелое планирование и эффективное распределение времени позволяют существенно повысить качество самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы.
При планировании самостоятельной работы важно учитывать следующее:
Важно учесть весь объем учебного материала, его детали и особенности, аудиторные занятия, участие в научной работе и др. При этом главное в самостоятельной работе следует планировать ежедневно, а второстепенное - по мере необходимости и наличия времени. На изучение основных профессиональных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять не менее 80% всего времени самостоятельной работы.
План самостоятельной работы лучше всего составлять на месяц, а затем детализировать его на неделю и на каждый день. В месячный план записываются только основные, наиболее важные и требующие большой затраты времени учебные задания. Например, написание контрольных работ, докладов, рефератов, подготовка к зачетам и экзаменам.
В недельном плане самостоятельной работы, который состоит из планов каждого дня, подробно расписываются все виды и формы самостоятельной работы, которую предстоит выполнить в течение данной недели.
В план самостоятельной работы на день прежде всего включается: доработка лекций, прочитанных накануне; изучение рекомендованной учебной литературы; подготовка к практическим занятиям; и др.
Важно учитывать динамику умственной работоспособности человека.
Первый этап - предрабочий, когда происходит предварительная настройка организма к работе. Чем сложнее предстоящая работа, тем сильнее эмоциональная реакция на нее. Если человек хорошо подготовлен к выполнению подобной работы, то предрабочий этап длится недолго - несколько минут, иногда предрабочий этап, подготовка к работе может занимать несколько дней.
Второй этап - рабочий. Он включает в себя три фазы: Фаза врабатывания, когда происходит постепенное достижение оптимального рабочего ритма учебной познавательной деятельности, может занимать от 10 до 60 минут. Фаза оптимальной работоспособности, когда производительность умственного труда наивысшая. Она продолжается, как правило, 3,5 - 4 часа.
Также необходимо учитывать суточный цикл работоспособности человека, наибольшая производительность которой наблюдается в утренние часы с 8 до 12. С 16 до 20 часов наблюдается повторное, но менее значительное повышение работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 часами и с 20 до 22 часов.
Наиболее напряженную познавательную деятельность целесообразно осуществлять в утренние часы. При длительной самостоятельной работе лучше чередовать различные виды труда, через каждые 2 часа работы делать 15 минутный перерыв. Для молодых людей лучшим отдыхом является перемена видов деятельности.
Шум является одним из существенных факторов способствующих утомлению. Необходимо строго соблюдать режим сна и отдыха. Отдых будет активным и на свежем воздухе.
Продолжительность сна для 18-20 летних людей обычно составляет 7-8 часов. Для того чтобы сон был глубоким и полноценным надо соблюдать определенные правила: прекращать работу за 2-3 часа до сна; принимать пищу не позднее чем за 2 часа, перед тем как лечь спать; совершать перед сном 20-30 минутные прогулки, принять ванну, душ или обтереться влажным полотенцем; ложиться спать и просыпаться в одно и то же время в хорошо проветриваемой комнате.
4 раздел
Техника конспектирования лекций, записи слов и словосочетаний
Принцип эффективного конспектирования записывать основное.
Наиболее точно и подробно в ходе лекции записываются следующие аспекты: название лекции; план; источники; понятия, определения; основные формулы; схемы; принципы; методы; законы; гипотезы; оценки; выводы.
Идеи следует формулировать в виде тезисов. Примеры иллюстрации можно обозначить ключевыми словами для памяти. Необходимо научиться так конспектировать лекции, чтобы на этих страницах умещалась вся основная учебная информация, сообщаемая преподавателем во время занятия.
1. Конспект - это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.
2. Конспект - это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.
3. Конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.
4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.
Психологические аспекты. Необходимо психологически настроить себя для прослушивания и конспектирования лекции. Вспомнить или посмотреть в конспекте тему предыдущего занятия, вопросы, которые на нем рассматривались. Важно подготовить рабочее место для конспектирования лекции. Убрать со стола все лишнее. Заранее приготовить тетрадь, ручку, 2-3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Конспектирование лекции начинается с полной и точной записи темы, учебных вопросов и списка литературы, рекомендованной для изучения. В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообразно использовать следующие приемы: сокращение записи слов, словосочетаний и терминов; ускоренное конспектирование фраз; применение для составления конспекта цветных карандашей, ручек, фломастеров и т.п.
Конспектирование фраз. Способ, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги, называется пространственной записью. Основными приемами являются - выделение абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.
Во время лекции может возникнуть потребность точности текста, при записи определений, положений соответствующего закона, где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя.
Использование цветных ручек, карандашей, фломастеров при конспектировании.
Основными способами использования цвета при конспектировании являются:
1. Рубрикация - выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, формулы - зеленым, пункты - черным, подпункты - желтым и т.п.
2. Концентрация внимания - выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. При этом, заголовки закрашиваются одним цветом, формулы - другим, цитаты -третьим, главные мысли - четвертым. Закрашивание текста значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.
3. Работа цветом по важности - выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Тогда при подготовке к экзаменам и зачетам, если необходимо запомнить все законы и определения, следует прочитать написанное красным и зеленым цветом, а если надо вспомнить формулы, то обратить внимание на черный цвет и т.д. Такой конспект не распыляет внимания и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале, обнаружить связь и различие между определениями и понятиями.
4. Работа цветом по соответствию - выделение одинаковым цветом связанные между собой части записи. Прежде всего этот способ используется: а) Для описания сложных явлений, состоящих из нескольких компонентов. б) При изображении последовательности изменения явления, фазы движения или деформации предмета. Например, начало изменения — одним цветом, в определенный момент - другим, окончание - третьим. в) Для изображения различных вариантов решения задачи. Один вариант решения пишется одним цветом, а другой вариант - другим. При использовании разных способов работы с цветом достаточно трех, максимум – четырех цветов.
Краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:
1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.
2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций.
3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция, т.к. 70% услышанной информации забывается в первые 10 часов.
5 раздел
Методика поиска необходимой учебной и научной литературы
Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к практическим занятиям, при написании контрольных, курсовых, дипломных работ, рефератов.
В программах учебных дисциплин, приводится список литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины.
В большинстве учебников и книг делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме.
Однако найти нужную статью или книгу - это только одна проблема профессиональной подготовки студента, другая заключается в том, что бы суметь быстро прочитать и осмыслить содержащуюся в них информацию.
6 раздел
Техника изучения учебной и научной литературы
Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр; чтение-сканирование; выборочное чтение; быстрое чтение; углубленное чтение.
Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того, чтобы определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение.
Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.
При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра.
Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Это позволяет легче запоминать прочитанный материал, повышать мыслительную активность. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам.
Что характерно для углубленного чтения? Анализ названия, аннотации, оглавления, эпиграфа. При углубленном чтении знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их, значит сделать первый шаг в понимании материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его студент сопоставляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге поднимаемых в тексте вопросов. Опыт показывает, что чем лучше осмыслен заголовок, тем полноценнее дальнейшее чтение. Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мысленный ответ на вопросы: Что мне уже известно об этом? Что можно предположить исходя из предыдущих знаний? Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге? О чем можно судить по характеру заголовка? Заголовки, в зависимости от их функции, замысла автора бывают различными. Анализ оглавления, аннотации также предполагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа: Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью? Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются? Какую цель ставит перед собой автор? Обдумывание названия, оглавления, аннотации формирует познавательный интерес, обостряет восприятие текста, настраивает на определенный уровень интеллектуальных трудностей, связанных с познанием нового. Если текст, который предстоит прочитать, имеет эпиграф, то это еще один ключ к пониманию. Его тоже надо использовать. Короткие в 1-2 предложения, эпиграфы выражают не только содержание, но и "тональность", эмоциональную окраску текста. Первоначально, перед чтением текста, попробовать объяснить смысл эпиграфа и составить предположение о содержании того, что предстоит прочесть. Затем, после того, как текст прочитан, возвратиться к эпиграфу и осмыслить его взаимосвязь с содержанием прочитанного. Интересно будет сопоставить свои первоначальные обоснования, предположения с заключительными. Многие студенты используют особенность эпиграфов активизировать мыслительные способности не только при чтении литературы, но и в повседневной учебной, профессиональной деятельности. Подбирают, например, эпиграфы к собственным докладам, выступлениям, научным рефератам, статьям, отдельным главам, разделам прочитанной книги, газетной, журнальной публикации, учебному предмету, или просто коллекционируют эпиграфы. Источниками для их поиска служат художественные произведения сборники пословиц, афоризмов, поговорок, высказывания выдающихся личностей и т.д.
Работа с текстом книги или статьи
В процессе чтения текста важно понять, что каждое слово, словосочетание, фразеологический оборот несут определенную смысловую нагрузку. Для того, чтобы развить у себя способность внимательно относиться к каждому слову рекомендуется вести специальные терминологические словарики, в которые записывать непонятные термины и выражения с их кратким толкованием. Большую помощь при осмыслении текста оказывают выписки, подчеркивания (при условии, что книга собственная), закладки, вкладываемые в книгу в нужных местах, чистые листы бумаги, на которых можно делать пометки, как на полях книги. Работа с карандашом, ручкой внутри книги, статьи не должна быть случайной. Подчеркнуть - означает провести линию, которая может быть тонкой, толстой, жирной, волнистой, прерывистой, двойной, тройной и каждая из них должна иметь свой смысл, значение. допустим понятия будут выделены синим, основные положения - красным, факты - зеленым и т.п.
Не менее важно при чтении текста и использование определенных знаков. Например восклицательный знак - означает важное место, вопросительный - сомнение, надо проверить.
Составление плана и конспекта прочитанного
Хорошим считается такой план, который четко выражает основное содержание текста, делает его компактным и удобным для хранения в памяти.
Общая методика, которая позволяет составить удобный план.
Она заключается в том, что прочитанный текст (книга, статья, параграф) делится на части, каждая из которых содержит законченное сообщение по какой-либо проблеме, вопросу.
Затем на основе выделенных ключевых слов, фраз формулируется главная мысль каждой части текста. К каждому пункту плана может даваться дополнительный краткий материал, обосновывающий то или иное положение плана. Другой формой разработки плана является самостоятельное составление структурно-логических схем, рисунков, чертежей, опорных сигналов, раскрывающих содержание текста. Они позволяют отразить взаимосвязь структурных элементов, динамику изучаемого явления или процесса.
Составление конспекта - мыслительная обработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла. Сокращение осуществляется различными удобными для вас способами.
Плановый конспект (план-конспект) составляется на основе созданного плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста. Составление такого конспекта формирует умение последовательно и четко излагать свои мысли, обобщать содержание учебника или книги.
Короткий план-конспект - незаменимое пособие в тех случаях, когда требуется подготовить доклад, выступление или ответ по какой-либо проблеме.
Свободный конспект сочетает в себе выписки, цитаты, собственные формулировки. Часть текста может быть представлена в виде структурно-логических схем, рисунков, таблиц. Составление такого конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов.
Тематический конспект разрабатывается для углубленного изучения и осмысления узко специализированного вопроса или темы. Особенность такого конспекта в том, что он не отображает всего содержания прочитанного материала одного или нескольких источников. Студент обычно делает записи только тех положений, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому им вопросу. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумать интересующую проблему, проанализировать имеющиеся точки зрения на ее решение, активизировать собственные знания по данной теме.
Осмысливание в уме текста, постановка вопросов и поиск ответов на них, проверка самого себя в ходе чтения позволяют гораздо быстрее и прочнее усвоить материал, чем только при его прочтении и пересказе.
Краткие методические рекомендации, подготовленные на основе советов специалистов - педагогов и психологов:
1. До чтения. Начинайте работу с осмысливания заголовка. Проанализируйте оглавление, эпиграф, аннотацию к книге.
2. По ходу чтения. Старайтесь понять все слова и предложения в тексте, выделить важные и ключевые из них. По ходу чтения попытайтесь осознать, что Вам непонятно, выясните наиболее трудные для Вас вопросы. Делайте выписки, выделяйте главные мысли, составляйте схемы, чертежи, таблицы. Анализируйте конкретные примеры.
3. После прочтения текста. Сформулируйте главную мысль прочитанного. Прочитайте повторно наиболее сложные для Вас части текста. Продумайте план. Задайте вопросы себе по всему тексту. Составьте конспект прочитанного. Через некоторое время проверьте себя.
7 раздел
Самостоятельная работа студентов по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям самостоятельная учебная деятельность достигает наибольшей интенсивности. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе практикумов студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практическим проблем профессиональной деятельности. Подготовку к практическому занятию лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к практическому занятию распределялась равномерно на все оставшееся до занятия время. В дальнейшем необходимо подобрать литературу, которая рекомендована для подготовки к занятию и бегло просмотреть ее. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике.
Если преподаватель поручил студенту подготовить доклад. Подобрать рекомендованную литературу; изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления); написать полный текст доклада (выступления).
Для того, чтобы доклад получился интересным в нем следует учесть:
а) конкретное теоретическое содержание рассматриваемых вопросов, их связь с жизнью страны, практикой профессиональной деятельности;
б) логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность;
в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;
г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию студентов.
8 раздел
Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
Чтобы лучше, продуктивнее использовать время на подготовку к зачетам и экзаменам, необходимо еще до начала сессии составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в сутки. Исходя из этого нужно определить общий фонд времени в часах, отнять из этого резерв на непредвиденные трудности, на консультации, поездки и т.д. Оставшееся время следует распределить на проработку и повторение материала. Во время сессии нужно не уменьшать, а увеличивать продолжительность сна на один час по сравнению с обычными днями, чтобы повысить свою работоспособность.
Первоначально лучше просмотреть весь материал, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов, вопросов, а потом начинать их детальную проработку.
Для основательного запоминания и усвоения материала желательно повторить его не менее четырех раз.
а) первый просмотр всего конспекта или раздела - общая ориентировка;
б) выявление основных идей и их взаимосвязи;
в) повторение наиболее существенных фактов;
г) составление плана или вопросов и дальнейшее повторение материала уже по составленному плану и вопросам.
Даже при остром дефиците времени по каждой теме нужно усвоить, по крайней мере, основные положения и понятия.
При повторении материала перед зачетом или экзаменом нежелательно использовать много книг. В структуре каждого курса или раздела существуют ключевые лекции, в которых сформулированы основные законы, определения и положения, получившие развитие в дальнейших лекциях. Эти лекции необходимо проработать наиболее тщательно.
В ходе подготовки к зачетам и экзаменам следует активно использовать групповые и индивидуальные консультации. Максимальную пользу от консультаций можно получить тогда, когда студент приходит на нее с собственными конкретными вопросами, а не надеется услышать только ответы на вопросы других. В день зачета или экзамена нужно избегать стрессовых ситуаций. По мере приближения зачета или экзамена следует думать о том, что Вы знаете и можете, а не о том, чего не удалось узнать. Важно всегда помнить, что признаки растерянности, беспомощности не способствуют повышению вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь и в этой весьма волнительной ситуации вести себя уверенно.
Подготовку по билету на экзамене надо начинать с того, что помнится лучше всего. Однако, готовясь по одному вопросу, на отдельном листе нужно постоянно кратко записывать и те моменты, которые «всплывают» в памяти и по другим вопросам билета.
Обычно при первом взгляде на билет у студента очень часто возникает ощущение, будто он ничего не помнит и не знает. Начните вспоминать основную идею вопроса, наиболее важную ее часть, рисунок, примеры, схемы и т.п. Если и это не помогает или помогает плохо, то припомните, как именно и в какой обстановке, при каких обстоятельствах происходила подготовка и др. Отрывочную информацию, которая «всплывает» в памяти, нужно фиксировать на листе. При этом главное - успокоиться и планомерно выискивать «зацепку». Попытайтесь припомнить составлявшиеся Вами при подготовке плана ответа схемы, логику изложения, набросайте на листе примерную схему раскрытия вопроса с большими интервалами между пунктами. В них постепенно вписывайте более мелкие подпункты, раскрывающие суть проблемы. Не пишите подробно текст ответа. Гораздо лучше составить план, а в оставшееся время подумать, что и как будете рассказывать. Когда чувствуете, что по первому вопросу нечего добавить, спокойно переходите к следующему, но периодически возвращайтесь к первому, добавляя вспомнившуюся информацию.
Особенно ценится такой ответ студента, в котором чувствуется его умение выделить главное, самостоятельность, т.е. способность обобщать, положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете, умения применять свои знания для ответа на вопросы, лежащие чуть в стороне от основного. Старайтесь, чтобы в Вашем ответе содержались все эти компоненты и успех Вам будет обеспечен. После зачета или экзамена, естественно, Вы нуждаетесь в отдыхе, но постарайтесь использовать свою неостывшую активность на полезные цели. Займитесь беглым повторением или систематизацией материала к следующему экзамену или проведите генеральную уборку на своем столе, в квартире. Затем позвольте себе перерыв после успешно сданного зачета или экзамена.
Список используемой литературы
Физиологические и психологические основы труда. - М.: 1974.,
Трахтенберг И.М., Рашман С.М. Гигиена умственного труда студентов. - Киев,1973.
Андреев О.А, Хромов Л.И. Учитесь читать быстро. - М, 1991;
Бородина В.А.,Бородин С.М. Учим ... читать. - М., 1985;
Степанищев А.Т. Скорочтение. - М., 1993.
Швальбе Б.,Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - С. 57-95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов по Информатике и ИКТ
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по информатике и ИКТ....
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплины ОУД.15 Биология
Методичсекие указания по выполнения задания для внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.15 Биология...
Рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов ЕН 03. Экологические основы природопользования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации по организации СУРС...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала в процессе изучения дисциплин психолого – педагогического цикла"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...
Методические указания для выполнения внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы для студентов профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.Под самостоятельной работой студента понимается деятельность, которую он...