Пособие для выполнения практической работы по теме "Матрицы"
методическая разработка на тему
Пособие для выполнения практической работы по теме "Матрицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_dlya_vypolneniya_prakticheskoy_raboty_po_teme_matritsy.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Технологический колледж № 28»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
«Технология мяса и мясных продуктов»
«Товароведение и экспертиза потребительских товаров»
«Монтаж и эксплуатация холодильно- компрессорных машин и установок»
«Экономика и бухгалтерский учёт»
Авторы: преподаватели
Плотникова И.А.
Соколова Л.А.
Москва2014г
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией_естественно-научного цикла__________________ Протокол № __6__ от «20» ____03_____ 2014 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260203 Технология мяса и мясных продуктов |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________/Соколова_Л.А. | Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе ___________/_Ларионова С.А. |
Методические указания по выполнению практических работ по математике (алгебре и началам анализа) содержат следующие позиции:
- цель работы;
- какие знания и умения должен приобрести студент по выполнении работы;
- краткие сведения по теории;
- образцы решения примеров и задач по теме;
- задания для самостоятельного решения;
- контрольные вопросы для проверки теоретических знаний;
- общие рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Методические указания предназначены для студентов второго курса и преподавателей математики профессиональных колледжей.
Практическая работа
Свойства матриц и определителей, действия над ними
Цель работы:
- научить студентов пользоваться свойствами матриц и определителей;
-выработать умение доводить решение задачи до логического конца;
- развивать алгоритмическую культуру;
В результате выполнения работы студент должен приобрести следующие умения:
-выполнять действия над матрицами о определителями;
Для выполнения практической работы необходимо:
1.Ознакомиться с целями и задачами данной практической работы.
2. Ознакомиться с теоретической частью работы.
3. Разобрать решённые примеры.
4. Ответить на контрольные вопросы.
5. Решить задания для самостоятельной работы.
6. Оформить решение заданий в тетради для практических работ.
Теоретическая часть
МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ.
§1 ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
Матрицей называется прямоугольная таблица из чисел, расположенных в n строк и m столбцов.
Для записи матрицы используются или двойные вертикальные или круглые скобки.
или
Для краткого обозначения используют и одну большую латинскую букву (например, А), и символы, , иногда и с разъяснением: А= , где i – текущий номер строки (i =1,2,3,…n), j – текущий номер столбца (j = 1,2,3,…,m), -элемент матрицы А, стоящий в i –ой строке и j – ом столбце.
Числа n и m называются порядком матрицы: n – количество строк, m – количество столбцов. Говорят: матрица А размером n x m.
Если n=m, то матрица называется квадратной, ее размер n (или m).
Элементы квадратной матрицы образуют главную диагональ матрицы А, идущую из левого верхнего угла в правый нижний угол. Элементы квадратной матрицы образуют побочную диагональ матрицы А.
Пример:
А= - матрица размера 2 х 3; 2 строки, 3 столбца; .
В=- квадратная матрица 2-го порядка, элементы главной диагонали 5, 9, элементы побочной диагонали 11, -8.
Матрицы называются равными, если они одного порядка и соответствующие элементы равны.
Матрица, все элементы которой равны нулю, называется нулевой.
Матрица, у которой элементы, расположенные вне главной диагонали, равны нулю, называется диагональной.
Если в диагональной матрице элементы главной диагонали равны единице (остальные нули), то матрица – единичная.
Пример 1.1.:
К=, Р=, Е=, О=, Н=, Д=, С=.
Е – единичная матрица 4-го порядка
О - нулевая матрица 2-го порядка
Н – диагональная матрица 3-го порядка
К и Р – равные матрицы ( обе размера 2 х 3, все соответствующие элементы равны между собой)
Д – матрица –строка (количество строк – 1, количество столбцов 5)
С – матрица – столбец (количество строк – 4, количество столбцов – 1).
§2 Основные операции над матрицами.
2.1 Сложение.
Складывать можно матрицы одного порядка.
Пусть даны две матрицы А и В одного порядка.
А= В=, тогда С=А+В, если ,
где i =1,2,3,…,n; j = 1,2,3,…,m; т.е.
С=
Из определения операции сложения матриц следует, что она обладает всеми теми же свойствами, что и операция сложения вещественных чисел, а именно:
1. А+В=В+А, т.е. подчиняется переместительному (коммутативному) закону,
2. (А+В)+П= А+(В+П), т.е. подчиняется сочетательному (ассоциативному) закону.
Это означает, что при сложении матриц не обязательно заботиться о порядке следования слагаемых матриц.
Пример 2.1:
- Матрицы К и А складывать можно, результат Б=К+А=. Убедитесь, что при сложении А+К результатом будет та же матрица Б.
- Матрицы Н и А или К и Н складывать нельзя.
Для С=А-В следует поступить: С=А+(-1)В.
Пример 2.2. Найти сумму матриц и .
Решение.
Вычислим элементы матрицы С = А + В, складывая элементы исходных матриц, стоящие на одинаковых местах:
Следовательно,
2.2. Умножение матрицы на число.
Матрицы любого порядка можно умножать на число. Для этого каждый элемент матрицы следует умножить на это число.
Пример 2.3.:
.
Эта операция подчиняется следующим законам:
1. ()А= (А) - ассоциативный закон относительно числового множителя;
2.(А+В)=А+В – распределительный (дистрибутивный) закон относительно суммы матриц;
3. (+)А=А+А – дистрибутивный закон относительно суммы числовых множителей.
Пример 2.4. Найти матрицу 5А – 2В, если
.
Решение.
.
Итак, 5А – 2В .
2.3. Умножение матриц
Внимание! Умножать одну матрицу на другую не всегда возможно!.
Матрицу А можно умножить на матрицу В, если количество столбцов А равно количеству строк В. Например, матрицу К (см. примеры матриц выше) можно умножить на матрицу Н, но Н на К нельзя.
И сразу сделаем первый вывод по операции умножения двух матриц: оно не коммутативно. Итак, пусть А=и В=, где i=1,2,3,…,m; j =1,2,3,…,n для А (порядок матрицы А – m x n), а для матрицы В: i=1,2,3,…,n; j=1,2,3,…,p (порядок матрицы В - n x p). Нужно получить С=AB, С=, где i=1,2,3,…,m; j=1,2,3,…,p (получается, что порядок матрицы С - m x p). Каждый элемент матрицы С определяется так:
(i=1,2,3,…,m; j=1,2,3,…,p).
Т.е.
Отсюда следуют следующие свойства умножения матрицы А на матрицу В:
- – ассоциативность;
- – дистрибутивность.
!!!Коммутативность не выполняется. Для доказательства этого факта достаточно перемножить АВ и ВА для, например, следующих матриц:
А= , В=. АВ=, а ВА=.
Заметим, что в некоторых случаях коммутативный закон все-таки работает. Это относится к диагональным матрицам, и особо важны в этом отношении единичные матрицы и нулевые. Для них всегда АЕ=ЕА=А, АО=ОА=О, где Е – единичная матрица, О – нулевая матрица, А – квадратная матрица. Все три матрицы А, Е, О – одного порядка.
Пример 2.5.
Дано: В=, А=, С= (2 8).
Найти: АВ, ВА, ВС, СА, АС
Решение:
1.АВ – найти нельзя, так как количество столбцов в А не равно количеству строк в В.
2.ВА= . ==.
3.CA=(2 8) = =(18).
4.AC =(2 8)== .
Пример 2.6. Выяснить, можно ли умножить друг на друга матрицы
и .
Если произведение существует, вычислить его.
Решение.
Сравним размерности матриц А и В: A[3×2], B[2×2]. Следовательно, поэтому произведение АВ[3×2] существует, а произведение ВА – нет.
Найдем элементы АВ:
(ab)11 = 0 · 5 + 3 · 7 = 21; (ab)12 = 0 · 6 + 3 · 8 = 24; (ab)21 = 4 · 5 – 2 · 7 = 6;
(ab)22 = 4 · 6 – 2 · 8 = 8; (ab)31 = 1 · 5 – 1 · 7 = -2; (ab)32 = 1 · 6 – 1 · 8 = -2.
Таким образом, , ВА не существует.
Пример 2.7. Найти АВ и ВА, если
.
Решение.
Проверим возможность перемножения матриц, определив их размерность.
A[2×4], B[4×2]. Следовательно, n = l = 4, m = k = 2, поэтому матрицы АВ и ВА существуют, причем АВ[2×2], BA[4×4].
Для вычисления элементов матрицы С = АВ элементы строк матрицы А умножаются на соответствующие элементы столбцов матрицы В:
с11 = 2 · 2 + (-2)(-1) + 1 · 1 + 0 · 2 = 9
(сумма произведений элементов первой строки А на элементы первого столбца В; первый индекс вычисляемого элемента задает номер строки А, второй индекс – номер столбца В);
с12 = 2 · 2 + (-2) · 0 + 1 · 1 + 0 · 4 = 5;
с21 = -3 · 3 + 1 · (-1) + (-1) · 1 + 1 · 2 = -9;
с22 = -3 · 2 + 1 · 0 + (-1_ · 1 + 1 · 4 = -3.
Следовательно,
.
При вычислении элементов матрицы D = BA элементы строк В умножаются на элементы столбцов А:
d11 = 3 · 2 + 2 · (-3) = 0; d12 = 3 · (-2) + 2 · 1 = -4; d13 = 3 · 1 + 2 · (-1) = 1;
d14 = 3 · 0 + 2 · 1 = 2; d21 = -1 · 2 + 0 · (-3) = -2; d22 = -1 · (-2) + 0 · 1 = 2;
d23 = -1 · 1 + 0 · (-1) = -1; d24 = -1 · 0 + 0 · 1 = 0; d31 = 1 · 2 + 1 · (-3) = -1;
d32 = 1 · (-2) + 1 · 1 = -1; d33 = 1 · 1 + 1 · (-1) = 0; d34 = 1 · 0 + 1 · 1 = 1;
d41 = 2 · 2 + 4 · (-3) = -8; d42 = 2 · (-2) + 4 · 1 = 0; d43 = 2 · 1 + 4 · (-1) = -2;
d44 = 2 · 0 + 4 · 1 = 4.
Таким образом,
.
Контрольные вопросы.
- Дать определение матрицы.
- Классификация матриц по размерам.
- Что такое нулевая и единичная матрицы?
- При каких условиях матрицы считаются равными?
- Когда возможна операция сложения матриц и как вычисляется результат?
- Как найти произведение матрицы на число?
- Когда возможна операция умножения матриц? Какова размерность результата умножения?
- По какому правилу вычисляется элемент матрицы - результата при перемножении матриц?
- Какие матрицы называются взаимно обратными?
Задания для самостоятельного решения.
Даны матрицы
, , , .
- Какую матрицу нужно прибавить к матрице А, чтобы получить единичную матрицу Е?
- Найти А+В.
- Найти (-3)А.
- Найти 5А.
- Найти 2А+3В-2С.
- Можно ли умножать матрицы и, если можно, указать размерность результата:
а) , б) , в) . - Найти произведения АВ и ВА и сравнить результаты.
- Найти АD и DА.
- Найти АЕ и ЕА (Е - единичная матрица) и сравнить результаты.
Ответы
1. ; 2. ; 3. ;
4. ; 5. ; 6. а) можно, 2,5, б) нельзя, в) можно,2,15;
7. АВ = , ВА = , не равны;
8. , DA - не существует; 9.
Самостоятельная работа № 1.
Матрицы. Операции над матрицами.
1. Сложить матрицы А и В.
1)
2) ;
3) .
2. Умножить матрицу на число .
1) ;
2) .
3. Вычислить линейную комбинацию матриц.
1) ;
2) .
4. Найти произведение матриц А и В.
1) ;
2) ;
3) .
Список рекомендуемой литературы
- Богомолов Н.В., Математика, Учебник для ССУЗов . – М.: Дрофа. 2010. – 398 с.
- Григорьев С.Г.Математика. Учебник для ССУЗов . – М.: Академия. 2010. – 384 с.
- Башмаков М.И. Математика. Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. – М.,: Академия. 2011. – 256 с.
Дополнительная литература
4. Г.Н. Матвеев «Алгебра и начала анализа» ч.1. – М.: Наука. 2002. – 465стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения
Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...
Методическое пособие по выполнению практической работы "Расчет ректификационной колонны К-1" по дисциплине Процессы и аппараты"
Курс «Процессы и аппараты» является профилирующим в учебных планах специальности «Химическая технология переработки нефти и газа». Одна из главных задач этого курса заключается в изучении методов расч...
Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Чтение чертежей"
Методическое пособие разработано для студентов 3 курса специальности Технология машиностроения для изучения междисциплинарного курса "Технологические процессы изготовления деталей машин" по теме "Чтен...
Методическое пособие для выполнения практических работ
Учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий в текстовом процессоре Word дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 38.02.01...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по выполнению практических работ по предмету: «Основы экономики»
По профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)отделения НПО...
Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Расчёт технологичности деталей средней сложности"
Методическое пособие разработано для студентов 3 курса специальности Технология машиностроения для изучения междисциплинарного курса "Технологические процессы изготовления деталей машин" по теме "Расч...
Учебно-методическое пособие к выполнению практических работ по МДК 02.01 Технология выполнения работ кассира билетногок
Учебно-методическое пособие к выполнению практических работ МДК 02.01 по профессии "Оператор по обработке перевозочных документов"...