Программа учебной дисциплины Административно-территориальное устройство России
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов
является вариативной дисциплиной, входит в профессиональный цикл.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать краткую экономико-географическую и транспортно-географическую характеристику регионов России;
- использовать в своей профессиональной деятельности карты России, регионов России и отдельных стран мира;
- анализировать и оценивать географическое положение регионов России и его влияние на транспортную ситуацию этих регионов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- административно-территориальное устройство и экономическое положение регионов России, а также экономические и транспортные взаимосвязи регионов мира и России.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnoy_distsipliny_asadulina_l.g.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Асадулина Лилия Галиевна,
зав. заочным отделением,
преподаватель географии
ГБОУ СПО «Технический колледж
им. В.Д. Поташова»
г. Набережные Челны,
Республика Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж имени В.Д. Поташова» г. Набережные Челны
Разработчик: Асадулина Лилия Галиевна, преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»
Рассмотрена на заседании кафедры «Технические дисциплины»
протокол №______ от «____»__________2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 10 |
| 12 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовой подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке по профессии рабочих 21635 Диспетчер автомобильного транспорта.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является вариативной дисциплиной, входит в профессиональный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать краткую экономико-географическую и транспортно-географическую характеристику регионов России;
- использовать в своей профессиональной деятельности карты России, регионов России и отдельных стран мира;
- анализировать и оценивать географическое положение регионов России и его влияние на транспортную ситуацию этих регионов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- административно-территориальное устройство и экономическое положение регионов России, а также экономические и транспортные взаимосвязи регионов мира и России.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
подготовка докладов (сообщений) в виде компьютерной презентации | 10 |
составление конспекта в виде тезисов для систематизации учебного материала | 8 |
разбор контрольных вопросов по обучающей программе учебной дисциплины | 4 |
Выполнение практических заданий на контурных картах | 5 |
составление кроссвордов и разработка заданий | 6 |
выполнение компьютерного теста в обучающем режиме | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Административно-территориальное устройство России
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Административно-территориальное устройство России. | |||||
Тема 1 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | Содержание учебного материала | 2 2(2) | |||
1 | Экономико-географическое, геополитическое и транспортное положение России: преимущества и недостатки большой территории. Крайние точки России. Государственная территория России. Типы российских границ. | 2 | |||
Тема 2 Административно-территориальное устройство России | Содержание учебного материала | 2 2 (4) | |||
1 | Субъекты Российской Федерации. Делание территории на экономические районы. Федеративные округа РФ | 2 | |||
Практические занятия | 2 2 (2) | 2 | |||
1 | Нанести на контурную карту субъекты РФ и их столицы, границы экономических районов и федеральных округов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 2(2) 2 (4) | ||||
1 | Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по темам (по выбору):
| ||||
2 | Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Административно территориальное устройство России | ||||
Раздел 2 Экономическое районирование России. Экономико-географическая характеристика районов. | |||||
Тема 1 Северный экономический район | Содержание учебного материала | 2 2 (6) | |||
1 | Характеристика хозяйства Северного экономического района и транспортная инфраструктура. Состав района. Экономико-географическое положение, население, отрасли народного хозяйства района. Отрасли специализации района. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(6) | ||||
Составление кроссворда по теме «Северный экономический район». | |||||
Тема 2 Северо-Западный экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (8) | |||
1 | Экономическая и геополитическая роль района. Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района. Проблемы Санкт-Петербурга и Северо-Западного района. Специализация района. | 2 | |||
2 | Сравнительная характеристика транспортной сети Северного и Северо-Западного экономических районов. Основные транспортные узлы и магистрали района. Направления грузо- и пассажироперевозок. | 2(10) | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 2(8) | ||||
1 | Подготовка конспекта в виде тезисов «Достопримечательности и памятники культуры края» | ||||
Тема3 Центральный экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (12) 2 (14) | |||
1 | Экономическая характеристика района как центра инновационного промышленного развития России. ЭГП, состав, население и хозяйство Центрального экономического района. | 2 | |||
Оценка современного состояния транспортной сети района. Преимущество железнодорожного транспорта в междугородных перевозках грузов и пассажиров. Взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным, водным и воздушным транспортом Специфические количественные и качественные показатели работы железных дорог. | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнить контурную карту «Транспортная система Центрального экономического района» Выучить состав Центрального экономического района. | 2 2(10) | ||||
Тема 4 Центрально-Черноземный экономический район | Содержание учебного материала | 2 2 (16) | |||
1 | Характеристика хозяйства и населения ЦЧР: преимущества и недостатки близости к Центральному экономическому району. Факторы размещения хозяйства района. Отрасли специализации | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(12) | ||||
1 | Подготовка конспекта в виде тезисов «Роль и основная сфера применения трубопроводного транспорта на транспортном рынке района». | ||||
Тема5 Волго-Вятский экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (18) 2 (20) | |||
1 | Волго-Вятский экономический район. Особенности транспортного хозяйства . Общая характеристика ЭГП, населения и хозяйства района. Преимущества и недостатки экономико-географического положения района. Географический рисунок размещения хозяйства. | 2 | |||
2 | Современное состояние транспортной сети ЦЭР и ВВЭР: новые виды транспорта, густота транспортной сети. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (14) | ||||
1 | Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по теме: «Перспективы развития транспорта района». | ||||
Тема 6 Северо-Кавказский экономический район. | Содержание учебного материала | 4 2 (22) 2 (24) | |||
1 | Структура и состав района. Особенности формирования границ. Изменения состава района. Проблемы района. | 3 | |||
2 | Характеристика хозяйства района: роль района в развитии сельского хозяйства страны, рекреационные ресурсы района, транспорт | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(16) | ||||
1 | Доклад в виде компьютерной презентации «Курорты Северного Кавказа и Черного моря» | ||||
Тема 7 Поволжский экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (26) | |||
1 | Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Поволжья: история развития региона, изменения в административно-территориальном устройстве в Советский период, этапы освоения Поволжья. | 2 | |||
2 | Хозяйство и транспорт Поволжья: отрасли специализации района, факторы размещения производств, проблемы района, решение проблем, транспорт района. | 2 (28) | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (18) | ||||
Выполнить контурную карту района, отметить на ней крупные города, транспортные магистрали и узлы, выделить отрасли специализации | |||||
Тема 8 Уральский экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (30) 1 (31) | |||
1 | Уральский экономический район: ЭГП, оценка природных ресурсов для развития экономики Урала, население, возрастной состав населения, демографические проблемы района. | 2 | |||
2 | Хозяйство и проблемы Урала: состояние экономики Урала, главная металлургическая база страны, проблемы Урала и пути их решения. | 2 | |||
Контрольная работа Западный макрорегион. | 1 (32) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(20) | ||||
1 | Составить тезисы на тему: «Проблемы Урала и пути их решения» | ||||
Тема 9 Западно-Сибирский экономический район | 1 | Западная Сибирь: ЭГП, природные условия и ресурсы, население (коренные народы Севера), отрасли специализации. | 2 2 (34) | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 1 (21) | ||||
1 | Выполнить контурную карту района: состав, транспортная сеть района. | ||||
Тема 10 Восточно-Сибирский экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (36) 2 (38) | |||
1 | Восточная Сибирь: экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства, особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства района, производственный потенциал. | 2 | |||
2 | Особенности транспорта Западной и Восточной Сибири, проблемы и перспективы развития | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(23) | ||||
1 | Составить кроссворд по теме: «Природа, население и хозяйство Восточной Сибири» | ||||
Тема 11 Дальневосточная экономический район | Содержание учебного материала | 4 2 (40) 1 (41) | |||
1 | Дальний Восток: географическое положение, основные этапы освоение территории, этапы заселения, характеристика внутренних различий района. | 2 | |||
2 | Зависимость развития хозяйства от расположения транспортных магистралей | ||||
Контрольная работа: Экономические районы России | 1 (42) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (25) | ||||
1 | Подготовить доклад в виде компьютерной презентации на тему: «Природа Дальнего Востока» | ||||
Тема 12 Транспортная система России | Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (44) | |||
1 | Транспортная система России: виды транспорта, особенности расположения на территории России, густота транспортной сети различных регионов России. | 2 | |||
Практическое занятие: Нанесение на карту основных транспортных магистралей России, речных и морских портов, аэропортов. | 2 2 (4) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(27) | ||||
1 | Выполнение компьютерного теста в обучающем режиме | ||||
Раздел 3 Россия в современном мире | |||||
Тема 1 Россия и страны СНГ | Содержание учебного материала | 4 2 (46) 2 (48) | |||
1 | Страны СНГ: состав содружества, особенности географического положения, населения, хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям | 2 | |||
2 | Экономические отношения России со странами СНГ: внешняя торговля со странами СНГ, другие виды услуг, транспортная сеть, связывающая Россию со странами СНГ | ||||
Практическое занятие: Составление картосхем географии торговли со странами СНГ | 2 2 (6) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (29) | ||||
1 | Составление тезисов по теме «История формирования и развития Содружества Независимых Государств» | ||||
Тема 2 Россия и страны Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 4 2 (50) 2 (52) | |||
1 | Зарубежная Европа: ЭГП, состав, деление на субрегионы, административно-территориальное устройство стран Европы, население, промышленность, территориальные объединения, транспортная сеть. | 2 | |||
2 | Внешнеторговые отношения России со странами Европы: проблемы поставок минерального сырья из России и готовой продукции из стран Европы, обострение политической ситуации со станами Евросоюза, как это отразится на экономике России. | 2 | |||
Практическое занятие: Составление картосхем географии торговли со странами Зарубежной Европы | 2 2 (8) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(31) | ||||
1 | Разработка заданий для определения субрегионов Европы по краткой характеристике | ||||
Тема 3 Россия и страны Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 4 2 (54) 2 (56) | |||
1 | Зарубежная Азия: ЭГП, состав, деление на субрегионы, административно-территориальное устройство стран Азии, население, промышленность, территориальные объединения, транспортная сеть. Различия стран в уровне социально-экономического развития, особенности промышленности и с/х стран Азии. | 2 | |||
2 | Внешнеторговые отношения России со странами Европы: перспективы развития торговли со странами Азии, транспортные проблемы. | 2 | |||
Практическое занятие: Составление картосхем географии торговли со странами Зарубежной Азии | 2 2(10) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 (33) | ||||
1 | Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по темам (по выбору):
| ||||
Тема 4 Место России в современном мире | Содержание учебного материала | 4 2 (58) 2 (60) | |||
1 | Россия и страны мира: отношения России со странами Северной и Латинской Америки, история развития внешнеэкономических отношений, проблемы и перспективы развития торговли. | 2 | |||
2 | Перспективы развития внешнеторговых отношений России и стран Африки. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2(35) | ||||
1 | Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Место России в современном мире | ||||
Всего: | 70 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета Социально-экономической географии России.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (планшеты, плакаты, учебно - методическая документация);
- доска классная.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или электронная доска;
- мультимедийные презентации лекционного материала;
- компьютеры с локальной сетью и выходом в интернет.
- мультимедийные установки.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. 9 кл. / А.И. Алексеев. – М.: Дрофа, 2011.
- Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2011, 400 стр.
- Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система.- М.: Академия,2010.- 240с.
Дополнительные источники:
- Учебники и учебные пособия:
- Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учеб, для вузов. - М.: Высшая школа, 2009.- 383с.
- Бенсон Д., Уайтхед Дх. Транспорт и доставка грузов. Пер с агнл. - М.: Транспорт, 2008.- 277с.
- Петрова Н.Н. География: современный мир: Учеб. – М.:Форум, Инфра-М, 2009, 224 с.
- Плесецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х томах / Е.Л. Плесецкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
- Шафиркин Б. И. Единая транспортная система и взаимодействие различных видов транспорта. Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2008. 238 с.
- Отечественные журналы:
- Бюллетень транспортной информации (БТИ)
- Вокруг света
- GEO
- Транспортная стратегия XXI век
- Транспорт
Интернет-ресурсы:
- www.national-geographic.ru
- www.globalgeo.flybb.ru
- www.bing.com
- wikipedia. ru
- dic.academic.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: давать краткую экономико-географическую характеристику районов России и регионов мира, составлять картосхему |
|
Знания: Административно-территориальное устройство России и основные транспортные магистрали |
|
Разработчики:
место работы: ГБОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова»
занимаемая должность: преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»
инициалы, фамилия: Л.Г. Асадулина
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ САНТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА»
Рабочая программа учебной дисциплины «Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...
Рабочая программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирован
Нормирование труда и сметы1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио
Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)
Учебная дисциплина СГ.01 История Россииявляется обязательной частью социально - гуманитарного циклаОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по обслуживанию и ремонту инженер...
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России...