Косметические средства
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Образовательная организация среднего профессионального образования
«Приморский промышленный техникум»
Моющие
И
косметические
средства.
Урок - семинар
по химии
Преподаватель 1 категории Логвиненко С.В.
Феодосия
2015
Цель урока: повышение уровня общей культуры учащихся, расширение их представлений об использовании моющих и косметических химических средств.
Задачи:
- изучить информацию о различных моющих и косметических средствах,
- изучить состав и свойства химических косметических средств,
- развить умения проводить простейшие эксперименты по определению среды косметических средств,
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мыло, шампунь, помада, индикаторы: фенолфталеин и лакмус.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей средой. Человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и в нас самих.
Развитие человеческого общества сопровождается применением новых материалов и новых химических процессов во всех сферах деятельности человека. Химия дает в руки человека огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного ответственного их использования, понимая сущности химических явлений.
Химические знания помогут нам сделать правильный выбор различных материалов, продуктов питания, косметических средств. Химия помогает нас обувать и одевать, кормить и лечить. Она помогает обставлять наши жилища, украшать нашу жизнь. Трудно ошибиться, если сказать: она незримо сопутствует всему, с чем мы сталкиваемся ежесекундно, ежечасно. Проявляете ли вы отснятую фотопленку или пишете авторучкой, смотрите передачу по телевизору или моете руки - так или иначе, прямо либо косвенно всегда имеете дело с химией. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать химические косметические средства.
2.Химические моющие средства
Доклады учащихся:
1.Мыло
Немного истории …
• История мыловарения насчитывает, по меньшей мере, 6000 лет.
• Мыло в ту пору было полужидким.
• Им не только мылись, но и красили волосы.
• Мыло долго был предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и снадобьями.
Для стирки использовались различные глины, растения (например, мыльный корен
В медицинском древнеегипетском трактате Г.Эберса (названном его именем и опубликованном им в 1875 г.) мыло упоминается как лекарственный препарат.
В дошедших до нас документах раннего средневековья упоминаний о мыле нет. И это неудивительно.
В те суровые годы, освещенные зловещими кострами инквизиции, понятие о чистоте и гигиене отступило на задний план. Уход за телом считался грехом. После принятия христианства мыться нельзя было потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь считалась особым признаком святости, а вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости.
Если в Древнем Риме было около 800 бань, то в середине второго тысячелетия испанская королева Изабелла Католическая гордилась тем, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед выходом замуж.
Вот такой, поистине тернистый путь, был у воды и мыла в нашей, не столь уж далекой истории. Каким же дорогим был он! Пренебрежение гигиеной, невероятная грязь и слепое почитание христианских догм привело в тому, что в 1347-1350 годах чума унесла 25 000 000 жизней или 1/4 часть населения континента. Цифры для того времени просто страшные.
С XIII века начинаются первые попытки мыловарения в Европе. До этого времени Европа знала мыло только как благовоние: рыцари, посещавшие арабские страны во время крестовых походов, иногда привозили своим возлюбленным знаменитые приятно пахнущие мыльные шарики.
В XIV веке мыловарни стали появляться и в Германии. Вторая половина XIX века была ознаменована пропагандой личной гигиены и поддержания здоровья.
Промышленное производство мыла впервые было начато французами в IX веке
Твёрдое мыло первой выпустила Италия в 1424 году
Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
полученные в результате гидролиза жиров в щелочной среде
Мыло | Формула |
Лаурат натрия | С11Н33СООNa |
Пальмитат натрия | С15Н31СООNa |
Пальмитат калия | С15Н31СООК |
Стеарат натрия | С17Н35СООNa |
Стеарат калия | С17Н35СООК |
Олеат натрия | С17Н33СООNa |
Олеат калия | С17Н33СООК |
Мыловарение возникло в Европе только в XIV в. На научную основу производство мыла было поставлено в начале XIX в. Этому способствовали многочисленные исследования французского химика Мишеля Шевреля в области химии жиров. С тех пор производство мыла не претерпело принципиальных изменений
Гидролиз жира в щелочной среде
(в присутствии NaOH или Na2CO3) называется омылением жиров.
CH2–O–CO–R CH2 – OH R – COONa
CH–O–CO–R1 + 3 NaOH CH – OH + R1 – COONa
CH2–O–CO–R2 CH2 – OH R2 - COONa
соль карбоновой кислоты – мыло
Мыла
Твёрдые жидкие
натриевые соли калиевые соли высших жирных
высших жирных карбоновых кислот карбоновых кислот
При щелочном гидролизе жиров образуются соли высших карбоновых кислот, обладающие моющим действием и используется для получения мыла
Растворение мыла.
С17Н35СООNa = С17Н35СОО- + Na+
С17Н35СООNa + Н2О ↔ С17Н35СООH + NaOH
С17Н35СОО- + Na+ + Н2О ↔ С17Н35СООH + Na+ + ОН-
С17Н35СОО- + Н2О ↔ С17Н35СООH + ОН-
(Слайд 14)
В жесткой воде (содержит ионы кальция и магния)
2 C17H35COO + Ca2+ → (C17H35COO)2Ca↓
Вместо пены в воде образуются хлопья осадка, мыло расходуется бесполезно
Моющий процесс сводится к обеспечению 3 этапов:
- отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности,
--перевод нерастворимых в воде грязевых частиц в раствор,
- удержание этих плавающих частиц в моющем растворе, т.е. предотвращение ресорбции
2.Шампунь.
Шампунь для волос
Шампунь появился в 1903 г. - так называемое "жидкое мыло", но по сей день производители шампуней не устают нас удивлять все новыми разработками, внедряя современные технологии, предлагая универсальные средства, а основное предназначение при создании шампуня так и остается - это средство для мытья кожи головы и волос.
Производители современного шампуня обещают широкий спектр возможностей продукта, начиная от мытья волос до изменения цвета, роста и лечебные для улучшения структуры волос.
Ведь по-прежнему, главное назначение, которое положено в основу при его создании не изменилось и по сегодняшний день - отмыть от загрязнений кожу головы и волосы.
Ханс Шварцкопф создатель шампуня, для этого он и придумал продукт, который бы помогал в уходе за чистотой волос.
Единой мировой или европейской принятой классификации шампуней нет, но принято подразделять по разным признакам, к примеру, наиболее используемые:
- По типу волос (для сухих, жирных, нормальных....).
- Лечебные.
- Красящие (оттеночные).
- По глубине проникновения.
- Детские шампуни.
- Шампуни для животных, и др.
Требования к шампуням
Основные требования к шампуням, которые включают в себя:
- Хорошо очищать волосы от масла, жира, пыли и грязи;
- Должен одинаково хорошо работать в разной водной среде от жесткой до мягкой;
- Не раздражать глаза, кожу вокруг глаз и кожный покров головы, не вызывать зуда, и аллергию;
- Не наносить вред волосам после его использования, не менять структуру волос, даже после частого применения.
Необходимо иметь общее представление о составе шампуня, его механизме взаимодействия по очищению.
Основа состава шампуня
Для пояснения принципа действия очищающих свойств шампуня для волос и кожи головы, не обойтись без представления о молекулярном составе продукта.
В состав шампуня входит ряд больших, специально обработанных молекул, каждая молекула состоит из "головы" и "хвоста", и соответственно, эти части выполняют свои специфические функции в ходе очистки.
Хвост молекулы обволакивает грязь, пыль, жир и масло, но отталкивает воду - так называемые липофильные свойства, голова молекулы притягивает воду, но отталкивает грязь, обладая гидрофильными свойствами. Обе части молекулы работают совместно в унисон, очищая волосы.
Действие шампуня
Шампунь применяется при загрязнении волос на голове.
На поверхности кожи выделяется секрет сальных желез, собирается пыль и грязь, волосы становятся грязными и жирными. Структура волос покрывается жиром по всей длине, начиная от корней и заканчивая кончиками волос. Поскольку волосы становятся жирными и липкими, то они притягивают на поверхность пыль, соринки и другие посторонние вещества.
С увеличения на поверхности головы жира, повышения маслянистости волос, обычная вода уже не может очистить волосы, т.к. молекулы воды не в состоянии удалить грязь из кутикулы.
Удаляет грязь хвост молекулы шампуня, ввиду того, что структуры их похожи, они соединяются, а при смывании водой молекула тоже смывается, захватывая собой грязь, жир. В сущности, хвост молекулы всасывает грязь с поверхности волоса.
Итог
Все профессиональные косметологи понимают важность шампуня для ухаживания за волосами.
Современные шампуни могут применяться для решения широкого Шампунь должен обладать хорошими моющими свойствами, желательно, чтобы он был мягким и щадящим.
Это было основным требованием к шампуню, когда он впервые был создан.
2.Химические косметические средства.
Слово учителя:
Слово kosmetyke в переводе с греческого означает «искусство украшать».
Искусство косметики берет начало в далеком прошлом.
С незапамятных времен для подкрашивания бровей использовался мягкий природный минерал - сурьмяный блеск. Сурьмяный блеск поставлялся в различные страны арабами, которые называли его «стиби». От этого названия и пошло латинское «стибиум», означавшее в древности не химический элемент, а его сульфид.
Промышленность выпускает перламутровые губные помады и кремы, а также шампуни с перламутровыми блестками.
3.Губная помада.
ГУБНАЯ ПОМАДА
Стремление женщины видеть себя «обаятельной и привлекательной» уходит в глубокую древность. Найденные археологами палочки для подкрашивания губ подтверждают это актуальное и в наши дни желание. Родиной декоративной косметики считают Египет, где она появилась более четырех с половиной тысяч лет назад.
Слово помада походит от французского слова pommade (яблоко)
Обратившись к истории, можно предположить, что родина косметики - Восток. Однако первоначально ее использовали в качестве атрибутики к тому или иному религиозному ритуалу, нежели как средство для подчеркивания своей индивидуальности.
Наибольшего рассвета косметическое искусство достигло в Египте. Там различные виды косметики (в том числе, губная помада) использовались уже шесть тысяч лет назад.
Новый подъем искусство косметики получило при Клеопатре. Однако в те времена основное внимание было обращено к глазам женщины, нежели к губам.
Любопытно, что хна, которая в современных условиях часто используется как натуральное средство для окраски или укрепления волос, в прошлые времена использовалась для придания яркости губам.
Основные компоненты губной помады:
- Пчелиный воск - придает смеси свойства, определяющие ее форму, совместим с другими составляющими и определяет ее твердость и надежность.
- Антиокислители – применяются для предотвращения окисления растительных масел и некоторых восков, входящих в губные помады.
- Парфюмерная композиция – это, чем пахнет губная помада. Чаще всего применяют ароматизатор жасмина, бергамота, лаванду, клубники, малины и банана.
Вкусовые качества губной помаде придают добавлением сахарина и ванили.
- Касторовое масло – используется для питания кожи губ, устойчивое к окислению.
- Антисептики – дезинфицирующие вещества.
- Витамины - веществами, которые несут ответственность за каталитическую активность ферментов организма.
7. УФ-фильтры - вещества, способные поглощать ультрафиолетовые лучи.
Выбираем помаду.
1) Помада не должна стягивать губы и вызывать чувство тяжести.
2) Она должна мягко и легко наноситься на губы и ровно ложиться.
3) Должна вызывать приятное мягкое ощущение на губах.
4) Должна обладать приятным запахом.
5) Обратите внимание на внешний вид помады - её поверхность должна быть гладкой, без капелек и подтёков.
6) Стержень помады должен быть прочным.
7) Под воздействием солнца хорошая помада не должна таять, как мороженое.
Работа с этикеткой.
Разновидности помад:
- увлажняющие
- питательные
- стойкие
- гигиенические
- для блеска
- матовые
- глянцевые
- атласные
- увеличивающие объём
- с эффектом влажного блеска
Основные компоненты губной помады:
- Пчелиный воск - придает смеси свойства, определяющие ее форму, совместим с другими составляющими и определяет ее твердость и надежность.
- Антиокислители – применяются для предотвращения окисления растительных масел и некоторых восков, входящих в губные помады.
- Парфюмерная композиция – это, чем пахнет губная помада. Чаще всего применяют ароматизатор жасмина, бергамота, лаванду, клубники, малины и банана.
Вкусовые качества губной помаде придают добавлением сахарина и ванили.
- Касторовое масло – используется для питания кожи губ, устойчивое к окислению.
- Антисептики – дезинфицирующие вещества.
- Витамины - веществами, которые несут ответственность за каталитическую активность ферментов организма.
- УФ-фильтры - вещества, способные поглощать ультрафиолетовые лучи.
Увлажняющие помады
Позволяет не просто окрасить губы, но и предотвратить шелушение, смягчив их. В состав этой помады часто входят экстракт ромашки, масло авокадо, какао, касторовое, подсолнечное или кокосовое масла.
К сожалению, такая помада нестойка и легко стирается от контакта практически с любыми поверхностями.
Совет! Помада будет держаться дольше, если губы предварительно припудрить, затем нанести слой краски, слегка промокнуть салфеткой, а потом еще раз воспользоваться помадой.
Питательные помады
Создает эффект матовости благодаря сочетанием растительных восков, красящих пигментов и пудры. Питательная помада отлично ложится, интенсивно окрашивает и хорошо смотрится.
Совет! Если есть повышенная чувствительность к помаде, то лучше пользоваться гипоаллергенным аналогом. У такой помады почти нет запаха. Она прекрасно предохраняет губы от сухости и обветривания, предотвращает появление трещин.
Стойкие помады
Стойкая помада не тускнеет, не требует подкрашивания, не оставляет следов на бокалах и чужих щеках. Однако может вызывать ощущение плёнки или сухости. Очень хорошо, когда стойкая помада содержит витамин Е или алоэ, но если их вдруг в составе вашей помады нет, там, скорее всего, имеются какие-то иные увлажнители.
Гигиенические помады
- В состав всех гигиенических помад входят витамины, питательные, увлажняющие и антисептические вещества. Часто можно встретить состав гигиенической помады, обогащённый ультрафиолетовыми фильтрами, которые обеспечивают защиту кожи губ от вредных солнечных лучей.
Блески для губ
- Множество женщин в качестве альтернативы помаде используют блеск для губ. По сути своей это такая же помада, только не имеющая твёрдой структуры. Блески содержат в составе больше жидких масел, меньше восков и жиров, придающих и сохраняющих форму. Концентрация красящих пигментов в блесках ниже, нежели в помадах, зато больше увлажняющих веществ. Такой состав блесков позволяет лучше смягчать, питать и увлажнять нежную кожу губ.
Против губной помады:
- В состав не всех губных помад входят натуральные красители. Чаще химические. Что приводит к химическим реакциям в организме.
2. Красители, входящие в губные помады «разъедают» натуральную пигментацию губ.
3. Многие компоненты вызывают аллергические реакции на коже губ.
4. Химический практикум.
(Учащиеся в группах определяют среду шампуня, помады)
Следует отметить, что косметика тесно соприкасается с гигиеной,
так как имеется много косметических средств (лосьоны, кремы, шампуни и др.), которые выполняют и гигиеническую функцию.
Заключение
Химия вездесуща! Мы сами состоим из сложных биополимеров. Внутри клеток наших организмов, между ними в крови постоянно циркулируют самых различных соединений. От соотношения в нашем организме, например ионов калия и кальция во многом зависит наше здоровье. Наша одежда, обувь, мебель, обои и т.д.- все это вещи, к которым «приложила руки» химия в момент их изготовления или отделки. Некоторые препараты помогают соблюдать личную и общественную гигиену.
Химия – всюду, у нее все впереди.
Список используемой литературы:
1. О. С. Габриелян «Химия» 9 класс, ДРОФА 2002 год.
2 . О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова «Химия» 11 класс,
ДРОФА 2005 год.
3.А П. Горкин , В. Г. Рапогов «Мировая энциклопедия в
12 томах» , Том 6 Ли – Мо, Москва 2002 год.
4. В. А. Крицман , Станцо В. В. «Энциклопедический словарь
юного химика», Москва «ПЕДАГОГИКА» 1982 год.
5. Н.В.Ширшина - Сборник элективных курсов, « Учитель», 2004год.
6. А.М.Юдин - Химия в нашем доме, 1990год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к сырью в парфюмерно-косметических композициях. Жиры и растительные масла.
Данный материал представляет собой обощение материалов учебников и учебных пособий по материаловедению для парикмахеров по теме "Жиры": понятие и классификация, основные свойства жиров, на...
Учебный элемент "Товароведение галантерейных и парфюмерно-косметических товаров"
Данный учебный элемент был разработан для студентов 4 курса профессии "Коммерсант на транспорте" для занятий по учебной практике...
Тренинг по теме "Навыки продажи косметических средств в парикмахерских, салонах красоты"
Тренинг "Навыки продажи косметических средств в парикмахерских, салонах красоты"...
Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции
В последние десятилетия потребление парфюмерно-косметических товаров во всем мире, а также в нашей стране очень возросло, поэтому данная тема актуальна. На сегодняшний день на российском рынке появило...
Рабочая программа "Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг"
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг» - является частью основной профессиональной образовательной программы в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»
Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученног...
«Роль деловой игры в освоении дисциплины «Технология косметических услуг».
Научно - методическая педагогическая конференция «Современное образование: актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена» Технологии и средства обучения &nda...