Урок с применением элементов ТРКМ
методическая разработка на тему
Очень удобно, экономит учебное время,а главное - студенты становятся активнее,мыслят по другому.Формируются ПК и ОК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых немалое место занимает необходимость повышения качества и доступности образования. Возникает необходимость увеличения академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, усиление связей между разными уровнями образования. То есть необходим качественно новый уровень развития образовательного процесса, который позволил бы реализовать главную цель образования – подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире и обеспечить его возможности и способности к саморазвитию.
Традиционные формы обучения сегодня не дают ощутимых результатов. Одним из средств достижения результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Важнейшей задачей нашего времени является подготовка специалистов – профессионалов, достаточно свободно владеющих не только знаниями, но и умениями и навыками. Существенным требованием к подготовке является и развитие их познавательных интересов, способность творческого профессионального мышления, формирование у студентов потребности в постоянном самообразовании, самосовершенствовании.
В последние годы широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, ориентированные на самостоятельное добывание знаний студентами, на активизацию их познавательной деятельности, развития мышления, формирование практических умений и навыков.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направленна главным образом не на изложение
преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Активные методы обучения учат принимать решения в условиях неопределённости или на основе неполной информации, сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения. Большинство методов активного обучения направленно на замещение реального опыта, воссоздание реальной производственной, хозяйственной обстановки и имитации деятельности занятого в нём персонала.
Особенностью дисциплины «Ботаника с физиологией растений» является то, что изучение её осуществляется на втором курсе, когда ребята приходят со школьной скамьи – чтобы привить навыки творческой работы, воспитать интерес к будущей профессии целесообразно проводить на начальных этапах обучения в техникуме занятия с использованием активных форм и методов обучения. Особенно большое значение при формировании ПК имеют методы активного обучения , в том числе элементы ТКМ.
«Ботаника с физиологией растений» - это дисциплина базового уровня образования, знания которой необходимы при усвоении материала других учебных дисциплин, для получения специальности агронома.
Методы активного обучения, элементы ТКМ позволяют студентам агрономического отделения на первых этапах знакомства с будущей специальностью почувствовать, как тесно взаимосвязаны дисциплины агрономического цикла, как знания по одной дисциплине позволяют лучше и глубже усвоить следующие дисциплины. Появляется возможность лучше, активнее применять теоретические знания при решении практических вопросов.
Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльзом Темплом и Джинни Стиллом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности личности.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
1. ВЫЗОВ - ориентирована на:
- актуализацию и обобщение имеющиеся у учащегося знания по данной теме;
- активизация познавательного интереса к изучаемому материалу;
- побуждение ученика к активной деятельности.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ - главными задачами являются:
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями.
3. РЕФЛЕКСИЯ - направлена на:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- анализ всего процесса изучения материала.
На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) Деятельность учителя направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, помощь учащимся в определении направления в изучении темы. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально или в группах.
Стадия «осмысления» занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. Особенностью данного этапа является возможность увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями, за счет постановки сначала репродуктивных вопросов. Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией (т.е. помочь активно воспринимать материал), помощь в соотнесении имеющихся знаний с новыми. Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
Стадия «рефлексии» предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.
Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям; учащиеся вносят изменения, дополнения. Учащиеся – соотносят «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На этой стадии – рефлексии – осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации (т.е. обобщение изучаемого материала) и определение направления в дальнейшем изучении материала. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:
- положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать;
- понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;
- быть терпимым к неопределённости.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления
- В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все обучающиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
- Следует позаботиться о психологической подготовке студентов. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение их за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации студентов.
- Обучающихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
- Для студентов должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый студент сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.
- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.
- Деление обучающихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.
Элементы ТРКМ помогают обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Преподаватель , получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Визуальные методы организации материала
Таблица «З-Х-У» («Знаю – хочу узнать – узнал») - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из обучающихся начертить в тетради таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
У студентов формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым студентом. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.
Прием «Фишбоун» (рыбья кость). Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме, развитие у студентов критического подхода к получаемой информации. Обучающимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придаёт проблеме чёткость и ясность. Например, если речь идёт об экологических проблемах или проблемах клонирования, важно опираться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность.
Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.
Таким образом, элементы ТРКМ позволяют сделать каждое занятие непохожим на предыдущий, способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на урок, повышают их мотивацию к обучению.
ПЛАН УРОКА
Тема: Клетка.
Подтема: Строение растительной клетки.
Цели: а) образовательная
Изучить со студентами строение растительной клетки.(ПК 1.1-1.5)
б) развивающая
Развитие ПК и ОК посредством применения активных методов обучения ( в том числе элементов ТРКМ),развития умения
Продолжать развивать у студентов логику мышления, умение работать с текстом, находить нужную информацию, выбирать главное.(ОК1-10)
в) воспитательная
Продолжить воспитывать у студентов выслушивать чужое мнение,уважение друг к другу, бережное отношение к средствам, аккуратность записи, усидчивость.(ОК1-10)
Используемые приемы: метод «Флэшбоун» (рыбья кость),метод Знаю-хочу узнать –узнал(заполнение таблицы)
Тип занятия: комбинирование.
Оснащенность занятия: тетрадь, учебник «Общая биология» под редакцией Ю.И. Полянского, плакаты «Клетка», «Митохондрии», плакат с планом изучении темы, микроплакаты «Плазматическая мебрана», «Хлоропласты», «Хромопласты», «Лейкопласты», карточки с термами карточка с текстом.
Межпредметные связи: биология 1 курс
Литература: учебник В.Г.Хржановского «Ботаника»
План занятия.
Строение растительной клетки
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Организационные методические рекомендации |
1.Фаза вызова (15мин) | Организация целеполагания учебной деятельности.Работаю с колонками таблицы «З-Х-У».Предлагаю заполнить нижние графы таблицы.Координи- рую взаимообмен информацией между студентами. Возвращаю к работе над пополнением информации в графах таблицы. | Формируют тему и цели урока через таблицу «З-Х-У»,высказывают и заполняют,что знают и что хотели бы узнать по данной теме.Заполняют нижние графы таблицы,Производят взаимообмен информацией,Дополняют графы нужной информацией. | Работа осуществляется индивидуально Ведется фронтальный обмен информацией. |
2.Фаза осмысления (40мин) | Предлагает обучающимся прочитать текст и устно обсудить ответы на вопросы,поставленные во второй графе. | Читают текст,ищут ответы на вопросы. Обмениваются полученной информацией. Заполняют графу «Узнал» | Работают в парах Обучающиеся объединяются в группы Работа осуществляется индивидуально. |
3.Фаза рефлек сии (15мин) | Предлагает систематизировать новую информацию,применяя метод «Флэшбоун»(рисуют рыбью кость) | Обучающиеся рисуют рыбью кость из ключевых понятий темы и представляют ее. Дают символическую оценку своей работе на занятии. | Студенты делятся на группы и показывают как они выполнили задание (рыбью кость) |
Ход занятия
- Организационный момент (3 мин)
Проверить готовность группы к занятию, проверить присутствующих на занятии.
- Контроль знаний у студентов (15мин)
Методы: а) работа по карточкам (4 студента)
Каждому студенту дается набор карточек с термами и понятиями, каждому термину подобрать правильное, соответствующее содержание, смысл этого понятия.
Термины:клетка, гидрофобные вещества, гидрофильные вещества, белки, мономер, полипептид, денатурация, углеводы.
б) работа с текстом (1 студент)
В словестном тексте пропущены составляющие существенную часть контролируемой информации слова. (см. приложение)
В)индивидуальный опрос (1 студент)
Вопрос: Дайте характеристику органических веществ, входящих в состав клетки?
Объявление оценок.
На стадии вызова прошу обучающихся вспомнить,что они знают о клетке.
Студенты вспоминают из предыдущих уроков биологии, естествознания (школьный курс) что они знают по этой теме.
Вопросы:
-Кто открыл клетку?
-Какие органоиды входятв состав клетки?
-Какие существуют методы изучения клетки?
-Как называется наука, изучающая клетку?
Ответы были такими:
-Клетку открыл Р.Гук.
-Наука о клетке называется цитология.
-Клетки бывают прозенхимные и паренхимные.
-Клетку изучают при помощи микроскопа.
Заносим эти данные в первый столбец таблицы.
Работа над графами «Знаю –хочу -узнать»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Клетку открыл Р.Гук. Наука о клетке называется цитология. Клетки бывают прозенхимные и паренхимные. Клетку изучают под микроскопом. |
На стадии вызова - заполнение графы «Хочу узнать».Для ее заполнения спрашиваю студентов: Что бы вы хотели узнать теперь?
Поступившие вопросы:
-Из каких органоидов состоит растительная клетка?
-Каково строение клеточной мембраны?
-Какие функции выполняет цитоплазма7
-Какую роль играют митохондрии в клетке?
-Какие пластиды бывают в растительной клетке?
Студенты записывают вопросы во вторую графу.
Стадия осмысления. «Наш главный источник информации- это текст параграфа»
После самостоятельного прочтения текста, обращаемся снова к таблице,
Теперь студенты могут ответить на возникшие раннее вопросы.Идет заполнение графы №3 таблицы, то есть информация о растительной клетке расширилась.Теперь таблица выглядит так:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Клетку открыл Р.Гук. Наука о клетке называется цитология. Клетки бывают прозенхим ные и паренхим ные. Клетку изучают под микроско пом. | Из каких органоидов состоит клетка? -Каково строение клеточной мембраны? -Какие функции выполняет цитоплазма? -Какую роль играют митохондрии в клетке? -Какие пластиды бывают в растительной клетке? | Основные органоиды клетки: ядро,цитоплазма,мембрана,пласти ды,митохондрии,лизосомы. Мембраны-это силовые станции клетки. У мембраны важное свойство клетки – избирательная проницаемость. Пластиды в растительной клетке: хлоропласты(зеленая окраска),хромопласты(оранжевая, красная)лейкопласты(бесцветная) |
Фаза рефлексии (15 мин)
Метод «Флэшбоун» (рыбья кость)
Студенты систематизируют новый материал - рисуют рыбью кость из ключевых понятий темы и представляют ее.
Дают символическую оценку своей работе на занятии.Студенты делятся на группы и показывают как они выполнили задание (рыбью кость).
Домашнее задание(1мин): составить кроссворд по теме: «Строение растительной клетки»
8. Подведение итогов занятия. (1мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРКМ на уроке "Дрожжи - биологические разрыхлители"
Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на бинарном уроке по теме "Дрожжи - биологические разрыхлители"....
ТРКМ на уроке "Электрические плиты"
Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке по теме "Электрические плиты"....
Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)
Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию...
Обучение чтению с применением технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Обучение чтению является одной из приоритетных задач в обучении учащихся на средней ступени. В статье &quo...
Применение ТРКМ при изучении темы "Артерии головы,шеи и верхних конечностей".
Представлен учебно-методический материал с использованием технологии развития критического мышления при изучении дисциплины Анатомия и физиология человека, тема "Артерии головы,шеи и верхних...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....
Анализируем урок технологии ТРКМ
Изучая особенности организации урока с использованием технологии развития критического мышления, мы предлагаем проанализировать урок и понаблюдать, каким образом данная технология "ляжет" на...