Использование алгоритмов при изучении темы «Углеводороды»
методическая разработка по теме

Методическая разработка предназначена для обучающихся и  начинающих преподавателей. В работе представлены алгоритмы названия алканов по ИЮПК  и построение формул алканов по названию.

Одна из сложных задач, на мой взгляд, является усвоение логической последовательности и взаимосвязи при изучении всех классов органической соединений, выделение закономерностей, сходства и различия в номенклатуре всех классов углеводорода.  Необходим элемент целостного подхода к материалу, выявление причины и вывод следствия, умение выстраивать логику рассуждений.

Указанный в алгоритме порядок действия при работе с формулами и названиями облегчит изучение всех остальных тем по органической химии. У обучающихся не должно возникать проблем в номенклатуре изучаемых классов органических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglevodorody.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСТАВРАЦИОННО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Использование алгоритмов при изучении темы «Углеводороды»

          Преподаватель: Булавина  И.Н.

Санкт - Петербург


Одним из приоритетных направлений при изучении химии в общеобразовательных учреждений является развитие познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся. На протяжении всего курса обучения идет развитие и совершенствование научного подхода при изучении химии.

Одна из сложных задач, на мой взгляд, является усвоение логической последовательности и взаимосвязи при изучении всех классов органической соединений, выделение закономерностей, сходства и различия в номенклатуре всех классов углеводорода.  Необходим элемент целостного подхода к материалу, выявление причины и вывод следствия, умение выстраивать логику рассуждений.

Указанный в алгоритме порядок действия при работе с формулами и названиями облегчит изучение всех остальных тем по органической химии. У обучающихся не должно возникать проблем в номенклатуре изучаемых классов органических соединений.

Цель: научить использовать и применять номенклатуру алканов в практической работе, как в аудиторное время, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы

Задачи: закрепление знаний номенклатуры по ИЮПК;

               отработать умение использование алгоритмы названий алканов;

               развивать логику, умение пользоваться химическими терминами.


Алгоритм названия алканов

  1. Выбрать главную цепь, это максимально длинная С-С цепочка
  2. Пронумеровать атомы углерода главной цепи с того конца, к которому ближе расположены боковые заместители (радикалы)
  3. Указать цифрой № атома углерода главной цепи, при котором расположен радикал, через дефис называем радикал. Если одинаковых радикалов несколько перед названием пишем приставку: 2-ди; 3-три; 4- тетра;, 5-пента, 6-гекта; 7- гепта. Если несколько различных радикалов, перечисляем их в алфавитном порядке.
  4. В конце слитно приписываем название алкана, которому соответствует число атомов углерода главной (самой длинной) цепи.

Алгоритм построения структурной формулы алканов по названию

  1. Смотрим на конец названия углеводорода, определяем, сколько атомов углерода должно быть в главной цепи
  2. Записываем необходимое число атомов, нумеруем атомы углерода. Располагаем радикалы у соответствующих атомов углерода
  3. Дописываем атомы водорода, учитывая, что углерод всегда четырех валентен, т.е. образует четыре связи.

Например: 2,2-диметилбутан

  1. С1234
  2.           СН3

   С1234

      СН3

  1.           СН3

   

           СН3- С- СН2- СН3

                               СН3

Записать свернутые структурные формулы следующих алканов:

2,5-диметилгексан

2,2,3-диметилбутан

2-метил-3-этилгексан

Предложенный алгоритм можно использовать при названии углеводородов, содержащих заместители: галогены (Сl,Br,I), нитрогруппу (NO2), аминогруппу (NH2)

При названии соединений, содержащих заместители, следует:

  1. Выбрать С-С цепочку, содержащую заместитель
  2. Нумеровать атомы углерода основной цепи с того конца, к которому ближе расположен заместитель
  3. Сначала называть заместитель, указывая номер атома углерода при котором он расположен
  4. Затем перечислить углеводородные радикалы
  5. Cl- хлор, Br- бром, I- йод, NO2 – нитро, NH2- амино

Использование алгоритма облегчит изучение тем «Алкены», «Алкадиены», «Алкины». Некоторые элементы предложенного алгоритма позволяют легко разобраться в изомерии аренов.

Список литературы:

        

  1. О.С. Габриелян и др. Химия 10 класс, Дрофа, М-2005
  2. В.В.Воловик, Е.Д. Крутецкая Органическая химия Упражнения и задачи, СпецЛит, СПб-2001
  3. О.С. Габриелян,Г.Г. Лысова Химия Книга для преподавателей Издательский центр «Академия», М-2012
  4. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 10, Просвещение, М-2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Контрольная работа на тему "Углеводороды"

Контрольная работа по учебной дисциплине "Химия" , для 2 курса по теме "Углеводороды"...

Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...

Использование ИКТ при изучении темы "Переход к новому основанию"

Данный материал направлен на изучение темы "Переход к новому основанию". Материал содержит презентацию по данной теме и задания на применение формулы перехода.Цель урока: ввести  формулу перехода...

Трудности использования артикля при изучении английского языка.

В предлагаемом материале представлена схема-правило использования артиклей в английском языке. Уровень начальной школы....

Использование видеоконтента при изучении авиационного английского языка

В статье перечислены преимущества использования видеоконтента при изучении авиационного английского языка, помимо этого даны рекомендации по использованию наиболее полезных ресурсов для овладения навы...