Проведение уроков-дебатов по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее»
методическая разработка на тему
Егоров В.И. преподаватель физики, Канашкого строительного техникума, I категория.
Проведение уроков-дебатов
При проведении уроков необходимо не только обеспечить изучение программного материала на должном уровне усвоения, но и объяснять явления встречающиеся в природе, быту, отстаивать свою точку зрения, цивилизованно аргументировать и обосновать свою правоту на основе полученных знаний.
Формировать такие умения призвано проведение уроков в форме дебатов. Как правило подразделяется на несколько видов - от классических до экспресс дебатов. Дебаты способствуют развитию практически всех компетенций.
Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностною значимость учебного материала. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания учащихся, они развивают свои исследовательские навыки, рефлексивное мышление, творческие способности, ценностные ориентации.
Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений.
Тематика для проведения дебатов из встречающихся в жизни и при выполнении работ на производстве строительного профиля. примером проведения экспресс дебатов может служить кейс материал следующего содержания «Бригада каменщиков выполнила работу по возведению жилого частного дома из высококачественного кирпича в полиэтиленовой упаковке купленного за большие деньги и привезенного из далека примерно 600 км от места выполнения работы. После завершения работы заказчик к качеству выполнения работ претензий к выполнению кладки не предъявил, но заявил что он работу не примет, т.к. облицовочные кирпичи переднего фасада дома имеют различные оттенки и тональности. несмотря на то, что бригада подбирала и сортировала кирпичи по тональности, бракуя битые кирпичи.»
Задание: используя ранее изученный материал по первому курсу, по теме влажность и материал второго курса по оптике, отстаивайте свою правоту, представив себя членами этой бригады, а другая группа на месте заказчика работ.
Примером проведения классических дебатов может служить проведенный мною дебаты по теме ядерная энергетика настоящее и будущее.
Материал для проведения дебатов:
1) учебник физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, параграф 106-109, 111, 113.
2) Б.А. Куркин. Бремя «мирного атома». Москва «Молодая гвардия», 1989 г.,
3) Радиация. Дозы, эффекты, риск: перевод с английского - М:Мир 1988г.
4) интернет ресурсы и сообщения средств массовой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проведение уроков-дебатов по физике | 588.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАНАШСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
«Проведение уроков-дебатов по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее»»
г. Канаш 2014
Егоров В.И. преподаватель физики, Канашкого строительного техникума, I категория.
Проведение уроков-дебатов
При проведении уроков необходимо не только обеспечить изучение программного материала на должном уровне усвоения, но и объяснять явления встречающиеся в природе, быту, отстаивать свою точку зрения, цивилизованно аргументировать и обосновать свою правоту на основе полученных знаний.
Формировать такие умения призвано проведение уроков в форме дебатов. Как правило подразделяется на несколько видов - от классических до экспресс дебатов. Дебаты способствуют развитию практически всех компетенций.
Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностною значимость учебного материала. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания учащихся, они развивают свои исследовательские навыки, рефлексивное мышление, творческие способности, ценностные ориентации.
Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений.
Тематика для проведения дебатов из встречающихся в жизни и при выполнении работ на производстве строительного профиля. примером проведения экспресс дебатов может служить кейс материал следующего содержания «Бригада каменщиков выполнила работу по возведению жилого частного дома из высококачественного кирпича в полиэтиленовой упаковке купленного за большие деньги и привезенного из далека примерно 600 км от места выполнения работы. После завершения работы заказчик к качеству выполнения работ претензий к выполнению кладки не предъявил, но заявил что он работу не примет, т.к. облицовочные кирпичи переднего фасада дома имеют различные оттенки и тональности. несмотря на то, что бригада подбирала и сортировала кирпичи по тональности, бракуя битые кирпичи.»
Задание: используя ранее изученный материал по первому курсу, по теме влажность и материал второго курса по оптике, отстаивайте свою правоту, представив себя членами этой бригады, а другая группа на месте заказчика работ.
Примером проведения классических дебатов может служить проведенный мною дебаты по теме ядерная энергетика настоящее и будущее.
Материал для проведения дебатов: 1) учебник физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, параграф 106-109, 111, 113. 2) Б.А. Куркин. Бремя «мирного атома». Москва «Молодая гвардия», 1989 г., 3) Радиация. Дозы, эффекты, риск: перевод с английского - М:Мир 1988г. 4) интернет ресурсы и сообщения средств массовой информации.
Дебаты по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее».
Преподаватель физики Канашского строительного техникума Егоров В.И.
Возможности технологии «Дебаты»
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. « Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого - внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации - тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики».
«Дебаты» - это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.
Дебаты К.Поппера или классические дебаты
Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса
Утверждающая тему команда должна предложить план для достижения цели, указанной в теме, и доказать преимущества принятого данного плана.
1. Речь 1 спикера утверждающей команды (6 мин)
2. Раунд перекрестных вопросов: 3 спикер отрицающей команды задает вопросы 1 спикеру утверждающей команды (3 мин)
3. Речь 1 спикера отрицающей команды (6 мин)
4. Раунд перекрестных вопросов: 3 спикер утверждающей команды задает вопросы 1 спикеру отрицающей команды (3 мин)
5. Речь 2 спикера утверждающей команды (5 мин)
6. Раунд перекрестных вопросов: 1 спикер отрицающей команды задает вопросы 2 спикеру утверждающей команды (3 мин)
7. Речь 2 спикера отрицающей команды (5 мин)
8. Раунд перекрестных вопросов: 1 спикер утверждающей команды задает вопросы 2 спикеру отрицающей команды (3 мин)
9. Речь 3 спикера утверждающей команды (5 мин)
10. Речь 3 спикера отрицающей команды (5 мин)
Каждая команда имеет право на 8 минутный перерыв (тайм-аут) для консультации друг с другом между выступлениями, который они могут использовать полностью или частями.
Таймкипер показывает, что до конца осталось 3 минуты, 2 минуты, 1минута, 30 секунд. Аналогичным образом он показывает сколько времени осталось до окончания раунда перекрестных вопросов или тайм-аута
Роли спикеров
Кейс
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗИЦИЙ СТОРОН
У ------------------------------------------- О
доводы ________доводы _______ доводы _______ доводы
утверждения __отрицания __ отрицания ___утверждения
почему мнение утверждения ___почему мнение отрицания
убедительнее _______________________убедительнее
Данный формат дебатов может стать основой для организации и
проведения имитационно-имитирующей игры
Имитационно-имитирующая игра
В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль
Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию. Примером могут служить споры о корпускулярной и волновой природе света, о классической и релятивистской динамике.
Модифицированные дебаты
Их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается «группа экспертов», которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.
Экспресс – дебаты
В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент «обратной связи», закрепление учебного материала или форма активизации познавательной деятельности.
Примером использования «классических дебатов» может служить урок по теме «Ядерная энергетика», проведенный мной. После изучения материала о ядерном реакторе учащимся было предложено задание: « Приведите аргументы, поддерживающие и критикующие мое желание в пользу развития ядерной энергетики по сравнению с другими традиционными источниками энергии». Класс разделили на две команды (по желанию), которые должны были дать характеристику атомных электростанций и других источников электрической энергии – тепловых основанных на сжигании топлива, энергии воды, ветра и геотермальных источников. Для этого учащимися предложены в качестве кейса-материала соответствующие параграфы учебника и дополнительные из других брошюр про аварию на Чернобыльской АЭС, луна седьмой континент, про радиацию и рефераты о различных типах электростанций.
На следующем уроке, в группе заслушали аргументы «за» и «против» ядерной и традиционной энергетики. Остальные учащиеся дополняли ответы спикеров каждой группы. Группа экспертов из 3 человек оценивали ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Суд над Ядерной энергией» Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Ядерная физика»
Данный урок является завершающим, обобщающим этапом всего раздела ядерной физики. На этом уроке я применила коллективную форму обучения, в виде ролевой игры, организовала театр на ур...
Интегрированныйурок «физика + биология» На тему: «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду»
В связи с актуальностью данной темы нами был разработан интегрированный урок «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду» для обучающихся первого курса (СПО) или вт...
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ по ОБД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» ТЕМА: КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Лекционное занятие «Курение и здоровье настоящего и будущего поколения» разработано в соответствии с программой учебной дисциплины ОУД. ОБВ.08 Основы безопасности жизнедеятельности общеобразоват...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИСТОРИЯ ККМ.
Лицею-90! Сейчас это современное учебное заведение, в котором хорошо учить и учиться. У нас есть современные спортивный зал, столовая, учебные классы и, конечно, компьютерный класс.А как б...
Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"
Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"для студентов ГБПОУ МСМТ...
Презентация по теме Ядерная энергетика
Ядерная энергетика...
Презентация по теме Ядерная физика
Ядерная физика...