Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"
методическая разработка
Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_vypusknik_21_veka.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"
Предпосылки к организации «Круглого стола»:
- Обеспечить работой согласно полученному профессиональному образованию молодых специалистов нашего учебного учреждения.
- Обеспечить квалифицированными специалистами рабочие места предприятий города.
- .
Цели круглого стола:
- Поиск форм конструктивного сотрудничества с потенциальными работодателями в вопросе формирования единого портрета молодого специалиста.
- Создание модели выпускника, соответствующего профессиональным требованиям работодателей.
- Налаживание эффективного взаимодействия техникума по содействию трудоустройства выпускников и работодателей, активно привлекающих на работу студентов и молодых специалистов. - Формирование системы взаимодействия образовательного учреждения и работодателей по трудоустройству и дальнейшей адаптации выпускников на рабочих местах.
Задачи «Круглого стола»:
- выявить потребности работодателей в уровне профессиональной подготовки молодых квалифицированных кадров;
- выявить причины низкой заинтересованности и трудности молодых специалистов при трудоустройстве на предприятия города;;
- наметить пути повышения профессиональной заинтересованности и мотивации у молодого специалиста с момента практического обучения на предприятиях.
- создание оптимальной образовательной среды между учебным учреждением и предприятиями для подготовки квалифицированного конкурентоспособного специалиста в рамках получаемой специальности.
Ведущие:
Сундукова Валентина Анатольевна
Загалова Галина Степановна
Участники:
Приглашенные специалисты:
1. Мурзабаев Г.И. – начальник автотранспортного цеха ОА0 «Южуралэлектромонтаж»
2. Князев Л.С. – зам начальника автотранспортного управления МП «Маггортранс»
Приглашенные выпускники техникума:
1. Ширяев Андрей
2. Соловьев Евгений
3. Егоров Иван
Администрация и преподаватели техникума:
Третьякова Н.Н.- зав. Автотранспортным отделением МСМТ;
Кенарь Е.И. методист
Студенты:
1 курса группы АМ-09-16-1 по профессии «Автомеханик»
1 курса группы АМ-09-16-2 по профессии «Автомеханик»
1 курса группы МК-09-16 по профессии «Машинист крана (крановщик)»
1 курса группы МДиСМ-09-16 по профессии «Машинист дорожных и строительных машин»
Обсуждаемые вопросы:
1. Каковы характерные черты портрета молодого специалиста, занятого поиском работы?
2. Какими профессиональными и личными качествами должен обладать выпускник?
3. Как помочь выпускнику приобрести первый, необходимый профессиональный опыт и закрепиться на рабочем месте?
4. Заинтересованы ли компании предоставить молодым специалистам возможности для обучения?
5. Как работают программы адаптации и профессионального развития молодых специалистов?
6. Готовы ли компании и службы занятости заниматься переобучением молодых специалистов?
Форма: круглый стол.
Подготовительный этап:
провести анкетирование учащихся по вопросам:
1.Почему ты выбрал профессию, связанную автотранспортом?
2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
Оборудование: плакат с названием мероприятия, эпиграф «Берись за то, к чему ты годен», компьютер, электронная версия презентации «Мир профессий».
Ход мероприятия.
Ведущий
вступительное слово:
Добрый день уважаемые гости! Сразу хотелось бы поблагодарить каждого из вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и нашли время, чтобы поучаствовать в сегодняшнем мероприятии.
Разрешите представить участников нашего круглого стола. (представление участников).
Сегодня время стремительных перемен. Мы видим преобразования, проводимые правительством во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти изменения касаются и образовательной среды. Перед нами поставлена серьезная задача – подготовка высококвалифицированных рабочих с учетом реальных потребностей экономики в соответствии с запросами работодателей. Решение этой задачи представляется возможным лишь при создании и развитии новой системы взаимоотношений – социального партнерства. Суть его состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов рабочей профессии и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями федеральных стандартов среднего профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества , а также его финансирования. Конечно, развитие подобных взаимоотношений не сиюминутно. Оно требует тщательной проработки и, соответственно, времени. Но важно сдвинуть дело с мертвой точки, и этот круглый стол – наш первый шаг на пути созидания сотрудничества.
Ребята, сейчас, когда вы стоите на пороге взрослой жизни, когда вы уже выбрали себе профессию, то вы прекрасно понимаете, что выбор, который вы осуществили в ближайшее время, будет влиять на вашу жизнь и через пять, и через десять лет. Всех вас волнует вопрос: «А какими мы будем? Что ждёт нас после окончания техникума?». Нас также волнует вопрос, как сложится ваша дальнейшая жизнь, как сложится ваша профессиональная деятельность.
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьёзных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие, на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Сделав свой профессиональный выбор, вам ребята, пока не хватает знаний о профессии, о себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, умение оценивать свои способности и соотносить с теми требованиями, которые профессия предъявляет работающему. В этом смысле вы оказываетесь социально незащищенными и остаетесь один на один с миром труда, который вам мало знаком.
Поэтому и целью нашей встречи является поиск форм конструктивного сотрудничества с потенциальными работодателями в вопросе формирования единого портрета молодого специалиста.
Мы хотим представить вам презентацию по профессиям, какими качествами должен обладать представитель данных профессий и показать вам предприятия города, где проходят практику наши учащиеся. (Идет показ слайдов и комментарии ведущего.)
Собрание за этим столом столь разнопланового контингента не случайно, потому как нас всех заботит один и тот же общий вопрос– будущее наших профессий и профессиональная подготовка кадров. Одни из нас хотят получить первоклассного работника, другие хотят получить престижную и оплачиваемую работу, а третьи хотят получить ответы на вопросы – как подготовить работника для будущей профессии, чтобы «его хотели видеть» на рабочем месте, а значит – он смог бы «получить» это рабочее место.
Со стороны учебного заведения – нас интересует ответ на вопрос «Как удовлетворить потребности предприятий и будущих работников?»
Среди учащихся первого курса было проведено анкетирование с целью выяснить их мотивы поступления в техникум и планы по окончанию обучения. Анализ анкет показал, что большинство опрошенных учащихся (80 %) поступили в техникум, чтобы получить профессию и пойти работать. Однако только 37% из них собираются по окончании техникума идти работать по специальности. Фактически количество устроившихся работать по специальности гораздо меньше. Чтобы разобраться в причинах этого явления, давайте попробуем понять, кого именно мы выпускаем из стен техникума, создать портрет выпускника XXI века.
Дискуссионный блок
Нам бы хотелось знать ребята, а что вы ждете от своей профессии? Что вы ждете от работодателя?
Учащиеся рассказывают:
- о своем выборе профессии;
- что они ждут от работодателя.
Из ваших выступлений ребята мы делаем вывод, что профессии, связанные с автомобильным транспортом вы сделали сознательно. Вы считаете свою профессию нужной, вам нравятся автомобили, вам интересен принцип работы того или иного узла, механизма или приспособления. И вы считаете, что большое преимущество вашей профессии в том, что вы никогда не останетесь без работы.
А теперь слово предоставляется представителю базового предприятия.
Выступление представителя базового предприятия:
Мурзабаева Г.И. – начальника автотранспортного цеха ОА0 «Южуралэлектромонтаж».
Князева Л.С. – зам начальника автотранспортного управления МП «Маггортранс».
Цель нашего сегодняшнего мероприятия – поиск форм конструктивного сотрудничества в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников. Последнее представляет собой серьезную многогранную проблему, для разрешения которой необходимо понимание таких важных аспектов, как портрет самого выпускника, характер процесса профессиональной подготовки, имидж рабочих профессий. Поэтому этим мероприятием мы хотели бы не только способствовать развитию сотрудничества с предприятиями но и чтобы начать целенаправленную совместную работу по созданию положительного имиджа рабочих профессий.
Приглашенные специалисты рассказывают о работе представляемых предприятий, возможностях карьерного роста, повышении квалификации. На встрече подняты вопросы развития сотрудничества с работодателями, прохождения производственной практики, получения дополнительных квалификаций и опыта работы.
Обсуждают деловые и личностные качества, которые необходимо в себе развивать будущим специалистам: инициативность, ответственность, организованность, коммуникабельность и др.
Дискуссионный блок
Учащиеся задают вопросы:
- какие профессиональные знания будут наиболее востребованы;
- применяется ли на предприятиях современное оборудование;
- какие качества необходимо продемонстрировать в течение испытательного срока;
- как вести себя на собеседовании с работодателем;
- как складываются взаимоотношения с коллегами и руководителем;
- какими вы видите молодых специалистов поступающих на работу.
Мы рассмотрели проблему трудоустройства выпускников, какие характерные черты портрета молодого специалиста должны быть и получили следующие предложения…
Будущим специалистам требуется кропотливость, вдумчивость, умение терпеливо выяснять причину поломки. От его внимательности подчас зависят жизни людей. Ему нужно уметь находить общий язык с руководством, коллегами и клиентами.
Заинтересовала нас жизнь наших выпускников. Было ли им трудно после окончания техникума? Все ли их мечты сбылись? Не жалеют ли они о выбранном пути – профессии? И много, много других вопросов.
Захотелось нам узнать как можно больше о людях, которые самостоятельно добились в жизни всё сами. Что необходимо в себе воспитать, чтобы быть успешным человеком? Встретиться с этими людьми, спросить совета и просто набраться жизненного опыта.
Основная цель данного проекта – помочь нам, ученикам, найти дальнейший путь в жизни, не ошибиться и не сожалеть, не растеряться в большом жизненном пространстве. Научиться быть не самоуверенными, а уверенными в себе людьми.
К молодым специалистам(бывшим выпускникам) адресовались следующие вопросы:
- Как Вы оценивали свой уровень подготовки по окончании техникума?
- Как Вы оценивали свою профессиональную подготовку, по приходу на работу?
- Какие «плюсы» и «минусы» для будущей профессии Вы почерпнули на предприятиях во время производственных практик?
- Пойдете ли Вы на работу на эти предприятия? Почему?
Слово предоставляется бывшим выпускникам нашего учебного заведения:
Ширяеву Андрею, Соловьеву Евгению, Егорову Ивану.
Сделав анализ трудоустройства наших выпускников, мы выявили, что по профессии, полученной в нашем учебном заведении, работают только половина ребят. Почему?
Проблема, с которой сталкиваются работодатели и выпускники учебных заведений при трудоустройстве, это разногласия между тем, что хотят одни и что нужно другим.
Выпускникам, молодым специалистам на сегодняшний день устроиться на работу по специальности довольно сложно, работодатели чаще всего отдают предпочтение людям со стажем работы, имеющим опыт.
Вместе с тем, работодатели заметили: им так же непросто найти молодого специалиста, пусть даже без опыта работы. Предприятия сталкиваются с рядом проблем при найме новых сотрудников: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры компании. Поэтому сегодня надо привлечь работодателей в целях содействия трудоустройству молодых специалистов, а у молодежи – повысить мотивацию к труду.
Также одни фирмы берут молодых специалистов со средним специальным образованием, другие (как правило, крупные) предпочитают специалистов с дипломами ВУЗов. Техникум – золотая середина» в подготовке молодых специалистов. За сравнительно небольшой срок вы получите диплом государственного образца и хорошее профессиональное образование, которое позволит работать и в автосервисе, и на производстве. Спектр дисциплин техникума шире, чем на краткосрочных курсах: электротехника, материаловедение, эксплуатационные материалы, двигатели внутреннего сгорания, устройство автомобиля, ремонт автомобилей, экономика и др.
Каждый год предусмотрена практика: слесарная, производственная, преддипломная. У техникума налажены связи с государственными автопредприятиями города. В частные автосервисы молодых стажеров направить сложнее. Во-первых, их нужно еще учить, во-вторых, нести за них ответственность, а коммерческие структуры в этом не особенно заинтересованы. Поэтому начинать карьеру выпускникам колледжей обычно приходится в государственных автопарках, на автобазах, заводах.
Дальше в вуз
Для тех, кто хочет стать высококвалифицированным автомехаником, есть еще один вариант – поступить в специализированный вуз, чтобы получить высшее образование и квалификацию инженера. Скажем откровенно, возможно, рядовому автомеханику это и ни к чему. Но если вы собираетесь в дальнейшем открыть собственное дело или возглавить небольшой автосервис – это то, что нужно.
Только институты предлагают самый полноценный и сбалансированный набор технических и экономических дисциплин. Выпускник техникума со средним техническим образованием понимает, например, как работает антиблокировочная система тормозов, но не всегда сможет детально объяснить клиенту, зачем она нужна, в каких ситуациях выручит, а в каких даже опасна.
Без высшего технического образования сложно работать с современными автомобилями, особенно импортными – компьютеризированными и «нашпигованными» разнообразной сложной электроникой.
Нет ничего удивительного в том, что получив высшее образование специалисты больше других востребованы на рынке труда.
Дискуссионный блок
В последнем блоке нашего мероприятия мы предлагаем обсудить актуальные вопросы трудоустройства и профессиональной подготовки учащихся.
Вопросы дискуссии:
- Наставничество выпускников на производстве.
- Оплата учащимся при прохождении практики.
- Проблемы профессиональной адаптации и поддержки выпускников (материальная поддержка, адаптационный период)
- Меры по привлечению выпускников на производство.
После обсуждения вопросов мы делаем выводы, что выпускники ждут от работодателя …….
Ведущий:
Заканчивая наш разговор, хочу сказать, что цель нашего круглого стола достигнута.
- Подведение итогов:
3.1. Напоминание целей и задач круглого стола
3.2. Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему
3.3. Формирование общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи
3.4. Ориентирование учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии
3.5. Слова благодарности всем участникам.
РЕШЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КРУГЛОМУ СТОЛУ
- работодатели готовы сотрудничать с ГБОУ «МСМТ» и предоставлять рабочие места для практического обучения студентов;
- работодатели готовы проводить совместные школы молодого специалиста для обмена опытом между базовым предприятием и педагогическим коллективом учебного заведения;
- создать рабочую группу из представителей работодателей и педагогических работников ГБПОУ «МСМТ» для решения следующих профессиональных задач:
- разработка программ учебных и производственных практик, где одновременно будут учитываться запросы образовательного стандарта и производства в рамках подготовки конкурентоспособного специалиста по реализуемым специальностям;
- участие работодателей в промежуточной и итоговой аттестации студентов с целью подбора молодых кадров на вакантные рабочие места предприятий;
- разработка и утверждение рабочих программ для реализуемых специальностей в рамках нового ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"
Беседа/круглый стол для учащихся 8-9 классов по специальному курсу по психологии.Дана, так сказать, основная структура беседы/круглого стола на тему личного простравнства, которая по ходу самого...
Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО
Опыт по организации, видам и значению учебно-исседовательской работы....
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)....
Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени» 2022 г.
В марте 2022 года организационным коммитетом, в составе которого я входила было подготовлено городское меториятие.17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ состоялся Городской открытый круглый стол «Медици...
СЦЕНАРИЙ круглого стола «День воинской славы России - День защитников Отечества!»
23 февраля наша страна будет отмечать день Защитника Отечества. Мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии этого дня - Защитника Отечества, заложено...
Городской отрытый круглый стол "Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени"
В рамках данного круглого стола был сделан доклад "Анализ результатов исследования представлений студентами колледжа образа медицинского работника будущего через профессиональную и психологическу...
Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени»
17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» состоялся Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени». Актуальность т...