Методическая разработка "Сценарий интегрированного занятия Математика + Информатика "Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла"
методическая разработка по теме
Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких дисциплин. Интегрированные уроки формируют познавательный интерес обучающихся, способствуют повышению уровня их обученности, позволяют систематизировать знания, развивают устную речь, прививают навыки работы студентов в команде.
Для данного занятия выбрана межпредметная интеграция дисциплин математики и информатики.
Построение графиков функций вызывает у студентов сложность, так как это трудоёмкий и требующий значительных затрат времени процесс. Для эффективного усвоения данного материала и сокращения времени на техническую часть урока используются компьютерные информационные технологии.
В процессе проведения данного занятия актуализируются, корректируются, знания, умения и навыки по дисциплинам математика и информатика.
При этом формируются общие компетенции:
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
ОГБОУ СПО «Иркутский авиационный техникум»
Авторская педагогическая разработка
комбинаторная
Сценарий интегрированного занятия
по дисциплинам
Математика + Информатика
Тема: « Вычисление площади плоской фигуры
с помощью определенного интеграла с использованием
компьютерных информационных технологий»
для всех специальностей
2 курса
Иркутск, 2013 г.
Авторы: И.С. Сыровая, Н.В. Широкова
Сценарий интегрированного занятия «Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла с использованием компьютерных информационных технологий». Авторская педагогическая разработка, Иркутск, 2013. – 17с.
Методическая разработка интегрированного занятия предназначена для использования преподавателями математики и информатики в своей педагогической деятельности.
УТВЕРЖДЕНА Учебно-методической комиссией Протокол № ______ от «___» _________ 20__ г. |
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
1 Тема, цели, этапы интегрированного занятия 5
2 Ход занятия 7
3 Литература………………………………………………………………..…....10
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 12
ПРИЛОЖЕНИЕ В 13
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 14
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 15
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 16
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 17
Пояснительная записка
Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких дисциплин.
Интегрированные уроки формируют познавательный интерес обучающихся, способствуют повышению уровня их обученности, позволяют систематизировать знания, развивают устную речь, прививают навыки работы студентов в команде.
Для данного занятия выбрана межпредметная интеграция дисциплин математики и информатики.
Построение графиков функций вызывает у студентов сложность, так как это трудоёмкий и требующий значительных затрат времени процесс. Для эффективного усвоения данного материала и сокращения времени на техническую часть урока используются компьютерные информационные технологии.
В процессе проведения данного занятия актуализируются, корректируются, знания, умения и навыки по дисциплинам математика и информатика:
математика
- составлять формулу для нахождения площади криволинейной трапеции в зависимости от вида криволинейной трапеции;
- вычислять определенный интеграл;
информатика
- строить графики нескольких функций в одной системе координат с помощью MS Excel;
- использовать возможности MS Paint, MS Word для оформления отчетной документации;
- выводить текст на печать.
При этом формируются общие компетенции:
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- Тема занятия: «Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла с использованием информационных технологий»
Тип учебного занятия: интегрированный урок.
Цели:
Обучающие:
- Математика:
– Формировать мотивацию студентов к изучению математики через применение информационных технологий;
– Проверить умение составлять формулу для нахождения площади криволинейной трапеции в зависимости от ее вида;
– Проверить умение вычислять определенный интеграл;
– Найти способы решения задач различного уровня сложности.
- Информатика:
– Проверить умение строить графики нескольких функций в одной системе координат с помощью MS Excel;
– Проверить умение использовать возможности MS Paint, MS Word для оформления отчетной документации.
Развивающие.
- Продолжить развитие способности к использованию ранее изученного материала в измененной ситуации.
- Продолжить развитие навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные:
- Развивать способность работы в малых группах.
- Воспитывать чувство ответственности за совместную работу.
Технология: личностно-ориентированная, проблемное обучение, информационные технологии в учебном процессе.
Оборудование:
- Доска.
- ПК, проектор.
- Раздаточный материал (см. приложения).
Время занятия: 2 урока по 45 минут.
Данное занятие тесно связан с предыдущими, опирается на ранее изученный материал. В ходе проведения этого занятия происходит закрепление приобретенных студентами знаний, а также применение их в новой ситуации, развитие разных видов памяти, внимания, самостоятельности, творческого мышления.
Этапы занятия | Время, мин | |
1 | Организационный момент. Мотивация, цели и задачи занятия | 3 |
2 | Проверка знаний основных понятий: а) повторение основных определений раздела «Первообразная и интеграл»; б) математический диктант; б) проверка домашнего задания разных вариантов | 10 |
3 | Проверка глубины осмысления материала: применение знаний в нестандартных условиях (самостоятельный вывод формулы для вычисления площади нестандартной фигуры) | 10 |
4 | Решение нестандартных задач при вычислении площади криволинейной трапеции. | 17 |
5 | Постановка задачи по информатике | 5 |
6 | Практическая работа с использованием информационных технологий (в компьютерных классах) | 35 |
7 | Подведение итогов: преподаватели математики и информатики проверяют отчеты, оценивают выполнение практической работы, все оценки выставляются в журнал | 10 |
2. Ход занятия
2.1. Организационный этап.
Приветствие, организация внимания студентов.
Преподаватель математики отмечает отсутствующих, сообщает тему и цели занятия. Преподаватель информатики сообщает план работы студентов в компьютерных классах после завершения этапа решения практических задач.
Группа разбита на 3 команды.
Преподаватель математики представляет капитанов команд, после чего объясняет ход занятия. Капитаны команд получают командную ведомость (приложение А), где записывают фамилии членов своей команды. В этой ведомости капитаны должны отмечать индивидуальные баллы всех членов команд.
2.2. Проверка знаний основных понятий
Представители команд оформляют чертеж к домашней задаче (по вариантам). Остальные студенты отвечают на вопросы: определение криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов, геометрический смысл определенного интеграла, затем пишут математический диктант по основным формулам таблицы интегралов.
Результаты ответов заносятся в командные ведомости.
После диктанта представители команд объясняют ход решения задачи, остальные студенты сравнивают свои решения, в случае наличия ошибок вносят исправления.
Решение домашних задач оценивается в баллах. Максимальное количество баллов за правильное решение – 2 балла.
Результаты заносятся в командные ведомости.
2.3. Проверка глубины осмысления материала:
применение знаний в нестандартных условиях.
На экран выводятся рисунки с изображением криволинейных трапеций, расположенных над осью ОХ и под осью ОХ, и формулами вычисления их площадей (приложение Б).
Всем командам выдаются карточки с заданиями (приложение В). Нужно, используя выведенные на экран формулы, записать формулы вычисления площади фигуры, изображённой в карточке задания каждой группы. После обсуждения задания (мозгового штурма) представители команд по мере готовности выходят к доске и приводят свой вариант формулы для решения своей задачи. Остальные студенты работают в тетрадях.
Максимальное количество баллов за правильное решение – 3 балла. Студенты других команд могут вносить коррективы, за это они могут получить 1 балл.
- Решение нестандартных задач при вычислении
площади криволинейной трапеции.
На экран выводятся задания (приложение Г). 3 студента - по одному студенту от каждой команды - на доске решают поставленные задачи. Остальные работают в тетрадях, выполняя решение задачи своего варианта. По окончанию решения студенты, решавшие задачи у доски, проводят краткий разбор своих задач.
- Постановка задачи по информатике
Перед студентами ставится проблема – как можно вычислить площадь криволинейной трапеции с помощью знаний по информатике. Составляется алгоритм.
Преподаватель информатики объявляет номера кабинетов, в которых будет проходит дальнейшая работа студентов, и сообщает студентам, что в компьютерных классах они получат карточки с вариантом работы (приложение Д), затем демонстрирует на экране образец отчета к практической работе.
2.6. Практическая работа с использованием
информационных технологий (в компьютерных классах)
Студентам предлагается карточка с вариантом практической работы (приложение Е). Каждый студент работает самостоятельно по составленному алгоритму. В конце занятия студенты должны создать документ, соответствующий выданному образцу (приложение Ж). Преподаватели математики и информатики выступают в роли консультантов.
2.7. Подведение итогов
Преподаватели математики и информатики проверяют отчеты, оценивают выполнение практической работы, анализируют командные ведомости. Все оценки выставляются в журнал.
- Литература
- Алгебра и начала анализа 10-11классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/[Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]-16-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2011.-464с.
- Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями: Учебное пособие. 3-е изд., стер. - СПб,: Издательство "Лань", 2011. - 464 с.
- Приложения
Приложение А
КОМАНДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Название (номер )команды __________________ Капитан ____________________
Список команды | Оценки | Общая оценка | ||||||
Дом. задание | Мат. дикт. | |||||||
Количество набранных баллов ____________
Место команды ___________
Приложение Б
Приложение В
Задание для команды №1
Задание для команды №2 y = f (x)
Задание для команды №3
Приложение Г
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
Вариант 1. у = - х2+1, у = х
Вариант 2. у = х2, у = х + 2
Вариант 3. у = х2 - 1, у = х
Приложение Д
Вариант 1 Вычислить площади фигур, ограниченных линиями: | |
1. у =х + 2; у = 5 – х; у=0. | 2. у = -х2+10х-16; у = x+2. |
Вариант 2 Вычислить площадь фигуры ограниченной линиями: | |
у=1-х; у=0. | 2. у=х2-1; у=2х+2. |
Вариант 3 Вычислить площадь фигуры ограниченной линиями: | |
1. у=х2-3х+2; у=х-1. | 2. у= х3; х=0; х=2; у=0. |
Приложение Е
Практическая работа
Ход выполнения практической работы
Задание 1
Информатика
- Построить график двух функций в одной системе координат с использованием возможностей MS Excel.
Шаг на отрезке определить самостоятельно.
- Отформатировать график (смотреть образец отчета).
- Сделать скриншот графика функций.
- В MS Paint залить область криволинейной трапеции, площадь которой необходимо найти (смотреть образец отчета).
- Составить ОТЧЕТ к практической работе, используя возможности MS Word (смотреть образец отчета).
- Вставить в ОТЧЕТ к практической работе полученное изображение криволинейной трапеции в MS Paint (смотреть образец отчета).
Задание 2
- Повторить шаги с 1 по 6.
- Показать готовый ОТЧЕТ к практической работе преподавателю Информатики.
- Готовый ОТЧЕТ к практической работе распечатать самостоятельно.
Математика
- Записать в ОТЧЕТЕ к практической работе вычисление площади построенной криволинейной трапеции для двух заданий.
- Сдать работу преподавателю математики.
Приложение Ж
ОБРАЗЕЦ ОТЧЕТА
К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ОТЧЕТ к практической работе
_________________ ВАРИАНТ | _________________ ГРУППА | ____________________________ ФИО |
Задание 1: 1.Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями ,
,
.
2.Графическая иллюстрация
3.Формула нахождения площади криволинейной трапеции:
4.Математическое решение:
Задание 2: Оформить аналогично Заданию 1
Оценка по информатике ________________ | ______________________________________ ФИО, ПОДПИСЬ |
Оценка по математике ________________ | ______________________________________ ФИО, ПОДПИСЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия (90 минут) «Общие сведения. Устройство стартера." по дисциплине «Автомобили», на базе компьютерного кабинета.
Данная методическая разработка позволяет индивидуально организовать деятельность студентов на занятии, актуализировать их знания с помощью выполнения тестовых заданий на ПК, показывает эффективн...

Конспект занятия по математике «Вычисление объемов конуса и усеченного конуса с помощью определенного интеграла»
Занятие предназначено для студентов колледжей, обучающихся по направлениям: "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", а также для учащихся "Колледжа кулинарного мастерства" п...

Конспект занятия по математике «Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла»
Занятие по математике предназначено для студентов колледжей, обучающихся по направлениям подготовки: "технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", а также учащихся "Колледжа кули...

Методическая разработка Интегрированного занятия по Предметам «Информатика» и «Инженерная графика» по теме: “ Создание чертежа в программной среде Компас “
Методическая разработка поможет преподавателю, ведущему учебное занятие по информатике, организовать практическую работу студентов по теме «Создание чертежа в программной среде Компас&raqu...

Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Человек-техника»
Познакомить и заинтересовать учащихся в предложенном профессиональном направлении. Развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного повед...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Площадь криволинейное трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Интеграл»
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Площадь криволинейной трапеции.Формула Ньютона-Лейбница.Интеграл. », пров...

Практическое занятие №10. Тема: «Площади плоских фигур»
Практическое занятие №10 Тема: «Площади плоских фигур»...