статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"
статья по теме
статья об использовании технологии критического мышления в преподавании биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vozmozh.rkm_.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Г.Реськова
МБОУ «Малыгинская СОШ», Ковровский район
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМ
В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее.
Если насильно забивают голову знаниями,
то они только гнетут и засоряют ум.
Анатоль Франс
Сказанные много лет тому назад, слова А.Франса приобрели особую актуальность именно сейчас. В условиях введения ФГОС второго поколения биология как учебный предмет становится неотъемлемой составной частью естественно - научного образования на всех стадиях обучения. Концепция изменения Российского образования связана с изменением в содержании и структуре биологического образования. Традиционная линейная система сменяется концентрической, при которой в сознании учащихся формируется современная целостная научная картина мира во всем его многообразии. В связи с этим новые стандарты в числе приоритетных определяют деятельностный и компетентностный подходы в содержании биологического образования. С чем это связано? Дело в том, что на современном этапе развития школьного образования в целом необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлеченности. Именно поэтому в настоящее время самыми актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Значит, современному педагогу необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации творческого потенциала школьников. Ученик должен уметь не только обучаться в рамках идеологии «повторения сказанного учителем», но и придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начала учебного процесса начинает сам творить, создавать, придумывать, именно это становится фундаментом для формирования творческой личности ребенка
Одной из наиболее эффективных с точки зрения реализации поставленных перед современным учителем-биологом задач является технология «Развития критического мышления». Организация учебного процесса на основе данной технологии - это тот инструмент, который позволяет по-новому взглянуть на образовательный процесс. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствуют их активизации к поиску ответа. Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов ХХ века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Например, А.П. Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно - ориентированного обучения. Эта технология позволяет сформировать ключевые компетенции (информационные, коммуникативные, целостно-смысловые, компетенции личностного совершенствования) в соответствии с целями современного российского образования.
При планировании урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели, состоящей из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). На стадии вызова школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы о том, что они узнали на уроке, чему научились.
В своей системе работы в течение нескольких последних лет провожу уроки на основе технологии РКМ. Предлагаю вашему вниманию фрагменты таких уроков:
Тема: Строение клетки. Ядро.
Цели урока: формирование у учащихся знаний о строении эукаритической клетки, раскрыть роль ядра как важнейшей структуры клетки, сформировать умения выявлять взаимосвязь строения и функции органоидов клетки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Строение эукариотической клетки».
Эпиграф:
. Сердце клетки – это я
Уж поверьте мне друзья,
Координирую, согласую
Чётко всё организую.
Хромосомы сохраняю
За наследство отвечаю
Ход урока.
Стихотворение помогает учащимся определить тему урока (организуем беседу)
Обращение учителя к учащимся для определения целей и задач урока.
I - стадия вызов.
Прием – «Банк идей», понятий, имен.
Прочтите еще раз тему урока. Что вы уже знаете по этому вопросу. Я предлагаю Вам составить «Банк идей» по вопросу эукариотическая клетка, ядро. В наш банк идей вы можете «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к данному вопросу. Далее в ходе нашего урока мы обсудим полученную информацию.
- Каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает о клетке и ядре (индивидуальная работа 1-2 минуты).
- Далее происходит обмен информацией в группах по 4 человека (групповая работа , 3-4 минуты).
- Каждая группа называет какое-то имя, факт, сведения.
- Учитель без комментариев на доске составляет банк идей.
Далее учащимся предлагается систематизировать имеющиеся знания и составить кластер.
Прием составления кластера.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-то темы. Используется кластер на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, осмысления,структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - для закрепления того, что изучили на уроке.
Также кластер используется для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Работа над составлением кластера ведется и в ходе беседы с учащимися. Для того чтобы завершить работу, полученной информации явно не хватает. Ученикам предлагается познакомиться с новой информацией. Прочитать в парах новый текст, обсудить его и внести в кластер новые данные.
II Стадия осмысления.
На этой стадии возможны следующие приемы: чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений. Учитель вызывает к доске 3-4 учащихся, чтобы закончить составление кластера.
III. Стадия рефлексии.
Заканчивается урок составлением синквейна, эссе, творческим заданием, отражающим отношение учащихся к изучаемому материалу. Например:
Ядро.
Важнейшее, эукариотическое.
Координирует, хранит, участвует.
Хранилище наследственной информации, центр управления клеткой.
Органоид.
Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока, организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы о том, что они узнали на уроке, чему научились. Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн - все эти приемы способствуют развитию творческих способностей учащихся. В своей практике я использую различные приемы технологии РКМ. Например, «слепое письмо»
Тема: «Экосистемы» 9 класс.
Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Задание: Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют………. Они представлены в основном видами, относящимися к………… миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…….. Они представлены видами, относящимися к ……… и…….
Прием «Перепутанная мозаика».
Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного.
Задание: установить взаимосвязь между системой и ее функциями.
Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.
Таким образом, технология «РКМ», несомненно, позволяет активизировать образовательный процесс, проектировать урок с учетом современных требований.
Учителю:
- Позволяет конкретизировать цели обучения;
- Обеспечивает активизацию образовательного процесса;
- Создает атмосферу творчества, самостоятельности на уроке.
Ученику на уроке:
- Повышает мотивацию к учению;
- Позволяет работать в парах, группах;
- Создавать свой продукт;
- Аргументировать, создавать, анализировать;
- Формирует умения работать с различными источниками информации.
Библиографический список
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.- М.: «ИОО», 2000.
2. Бутенко А.В. Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: Мирос, 2002.
3.Информационно-комуникационные технологии в образовании.
http://edu/ru
4 .Cлободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл.
http://www.abitu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны
Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...
Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...
Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин
Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько инди...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...
Использование ИКТ в практике преподавания междисциплинарного курса
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Ведь применение современных образовательных технологий на уроке позволяет повысить как качество образовательного процесса, так и мотивацию студентов. В с...
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания биологии? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми?
Я нахожу,что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -это часть современного мира.Рационально мыслящий человек не может- игнорировать окружающую его действительность ,находясь в эпицентре- нау...
Статья "Практика преподавания финансовой грамотности с использованием инструментов бережливого производства"
На протяжении нескольких последних лет разрабатываются программы повышения финансовой грамотности, формирования у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся ...