Использование ИКТ в практике преподавания междисциплинарного курса
статья на тему

Головина Валентина Сергеевна

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Ведь применение современных образовательных технологий на уроке позволяет повысить как качество образовательного процесса, так и мотивацию студентов. В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ на практике: презентации, тестирование в режиме on-Line и off-Line, обучающие компьютерные программы и т.д. Данный материал написан в едином стиле, доступен и понятен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_praktike.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, предоставляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования.

На сегодняшний день наряду с традиционными методами в своей работе применяю и современные образовательные технологии, которые позволяют повысить как качество образовательного процесса, так и мотивацию студентов. Мне хотелось бы более подробно поговорить об информационно-коммуникационных технологиях.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, является наиболееэффективным. Это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать со студентами дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Применение информационных технологий в процессе обучения позволяют создать оптимальные условия студентам для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации. И дает возможность проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне  (музыка, анимация);
  • обеспечивать наглядность;
  • привлекать большое количество дидактического материала;
  • повышать объём выполняемой работы на уроке;

Информационно - коммуникационная технология способствует:

  • активизации познавательной деятельности студентов;
  • развитию  мышления;
  • направленности мыслительной деятельности студентов на поиск и исследование.

На своих уроках я использую возможности  компьютера как:

  • дополнительный материал (компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, интернет и т. д.);
  • контрольно-измерительный материал (интерактивные тесты);
  • повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий(доклады, рефераты, проекты и т.д.);
  • формирование информационной компетентности студентов, т.е. умение получать информацию из различных источников, в том числе электронных.  

На уроках применяю обучающие компьютерные программы. Одни из которых, предназначены для закрепления знаний и умений студентов, другие ориентированы на усвоении новых занятий. Обучающие компьютерные программывключают в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы, тьютеры и т. д. Моей основной задачей в данном случае, является правильная организация работы со студентами.

Для фронтальной работы со студентами,кроме компьютерных программ,использую цифровые образовательные ресурсы(интерактивные тесты,  презентации и т.д.).

Тестирование провожу по двум вариантам: в режиме on-line (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Работа с тестами на уроке и во внеурочное время помогает формированию у студентов основных «информационных» компетенций, которые пригодятся им в будущем.

Особое место в работе отвожу презентациям, которые помогают мне с подбором дополнительного материала к урокам на разных уровнях обучения. Достоинство презентаций состоит в том, что при их использовании преподаватель может оставаться в центре внимания и контролировать работу студентов. Презентация как элемент информационно-коммуникационной технологии обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Представленный более полно и ярко изучаемый материал позволяет увлечь студентов. Обучающим проще справиться с техническими терминами и определениями, их увлекает возможность самостоятельного сбора материала и представления презентаций перед сокурсниками.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • повысить мотивацию студентов;
  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность студентов.

Я стараюсь выработать свой алгоритм работы над презентациями, применимый к конкретной группе или уроку. При этом учитываю возрастные и психологические особенности студентов, языковую и общепредметную подготовленность.

При применении ИКТ, для отработки навыков обучающихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний обучающихся выше, чем при традиционных методах.

В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Ведь современный преподаватель, на мой взгляд, должен шагать в ногу со временем.  А уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют полностью традиционных форм обучения, а помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объёме информационный материал.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  2. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
  4. www.1september.ru.
  5. www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационн...

Интерактивные технологии в преподавании междисциплинарного курса

С повышением познавательной активности студентов при изучении нового материала, хорошо справляются интерактивные технологии в преподавании. В данной публикации идет речь о плюсах интерактивного обучен...

Методика организации и проведения промежуточной аттестации по междисциплинарным курсам с использованием ИКТ

Материал предлагает различные формы оценочныых средств для проведения промежуточной аттестации...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ БАЗ ДАННЫХ"

Одним из активных образовательных методов является применение театрализованных технологий в процессе обучения. Когда учебный процесс протекает так, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в проце...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...

Использование компьютерных графических прикладных программ в преподавании междисциплинарного курса 01.01 Дизайн-проектирование

В данной статье затронут вопрос проектной деятельности обучающихся в рамках изучения МДК 01.01 Дизайн-проектирование...

Сборник тестовых заданий для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Сборник тестов для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа, специальности 44.02...