«Расчет стоимости сорбентов на осуществление очистки нефтяных загрязнений с помощью MS Excel»
план-конспект занятия по теме

Хайбулина Рита Ириковна

Методическая разработка интегрированного занятия «Расчет стоимости сорбентов на осуществление очистки нефтяных загрязнений с помощью  программы MS Excel» по дисциплине «Информатика и ИКТ» и «Охрана окружающей среды» для студентов нефтяных специальностей. На занятии обобщаются знания технологии обработки числовой информации,  проблемы влияния деятельности человека на окружающую среду, формируются умения интеграции знаний разных наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_zanyatiya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Хайбулина Рита Ириковна

Должность:  преподаватель

Категория:  высшая

Образовательное учреждение: Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Югорский государственный университет»

г.Нижневартовск,  ХМАО-Югры

E-mail: rita.khaybulina@mail.ru

             rita.khaybulina@yandex.ru

Тема урока: «Расчет стоимости сорбентов на осуществление очистки нефтяных загрязнений с помощью  MS Excel»

Предмет: Информатика и ИКТ+ Охрана окружающей среды.

Группы: 1, 2  курс СПО нефтяных специальностей.

Ключевые слова: информатика, задания на компьютере, задания в программе MS Excel, нефтяные загрязнения, разлив нефти, расчет стоимости.

Оборудование: компьютерный класс,  программа MS Excel.

Форма: комбинированное занятие по информатике с интеграцией дисциплины Охрана окружающей среды, с использованием мультимедийных возможностей.

Аннотация: Методическая разработка интегрированного занятия «Расчет стоимости сорбентов на осуществление очистки нефтяных загрязнений с помощью  программы MS Excel» по дисциплине «Информатика и ИКТ» и «Охрана окружающей среды» для студентов нефтяных специальностей. На занятии обобщаются знания технологии обработки числовой информации,  проблемы влияния деятельности человека на окружающую среду, формируются умения интеграции знаний разных наук.

Цели:

  1. Изучение проблем влияния деятельности человека на окружающую среду.
  2. Обобщение знаний технологии обработки числовой информации.

Задачи:

Образовательные:

  1. Стимулирование интереса обучающихся к пониманию и разрешению региональных  экологических проблем; изучение методов борьбы с нефтяными загрязнениями.
  2. Использование возможностей электронных таблиц для выполнения расчета стоимости сорбентов, определение эффективного способа очистки нефтяных загрязнений.

 Развивающие:

  1. Развитие ключевых компетенций:  коммуникативных, информационных,  общекультурных, учебно-познавательных;
  2. Совершенствование умений интегрировать знания разных наук: информатики, экологии, охраны окружающей среды.

Воспитательные:

  1. Формирование гражданской культуры;
  2. Воспитание бережного отношения  к окружающей среде.

За месяц до занятия группа делится на подгруппы, каждая из которых получает тему проекта либо доклада, при подготовке которых студенты самостоятельно собирают материал, консультируются с преподавателями, эксперимент «Влияние сорбентов, нефтеедов на ликвидацию нефтяных загрязнений».

Ход занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя дисциплины «Охраны окружающей среды».
  2. Выступление группы студентов с информацией «Методы борьбы с нефтяными загрязнениями».
  3. Результаты эксперимента «Жизнь бактерий – нефтеедов в различных условиях».
  4. Выполнение расчета стоимости сорбентов для осуществления очистки нефтяных загрязнений, а также размера  штрафа за нефтяные разливы.
  5. Просмотр презентаций «Нефтяные разливы» (самостоятельная работа группы студентов).
  6. Подведение итогов и домашнее задание.

1.Вступительное слово преподавателя дисциплины «Охраны окружающей среды»:

Мы живём на территории, где расположено самое крупное в мире нефтяное месторождение – Самотлорское месторождение. Нефть используют во многих отраслях промышленности. Но, к сожалению, кроме пользы нефть наносит и вред. Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов наносят ощутимый вред экосистемам, приводят к негативным экономическим и социальным последствиям. Данная проблема остается актуальной, несмотря на проводимую в последнее время государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти.

2.Выступления студентов:

Студент 1: 

Сколько нефти разливается в России ежегодно?

По данным Гринпис России:

В результате деятельности российской нефтяной промышленности на землю ежегодно попадает свыше 30 млн. баррелей нефти — это в семь раз больше, чем вылилось во время бедствия на Deepwater Horizon в Мексиканском заливе(более 4,9 млн. баррелей). Известны: механический, химический, микробактериологический. методы борьбы с нефтяными загрязнениями. В последнее время все чаще слышим об использовании микробактериологического метода борьбы с нефтяными загрязнениями. Микробактериологический метод основан на применении бактерий и сорбентов органического происхождения.

  1. Результаты эксперимента «Жизнь бактерий – нефтеедов в различных условиях».

Студент 2:

Для подтверждения или опровержения теоретических знаний о бактериях – нефтеедах провели эксперимент «Влияние нефтеедов на ликвидацию нефтяных загрязнений». Для эксперимента взяли бактерии – нефтееды, графитовый сорбент с бактериями – нефтеедами, торфяной сорбент с бактериями – нефтеедами. В три одинаковые ёмкости с одинаковым количеством природной воды налили одинаковое количество нефти. В первую ёмкость поместили нефтеедов, во вторую ёмкость – графитовый сорбент с нефтеедами, в третью ёмкость – торфяной сорбент с нефтеедами.

Таблица 1. Результаты эксперимента

Эксперимент

Результат

Бактерии-нефтееды

В течении 7дней, бактерии-нефтееды очистили воду от нефти.

Графитовый сорбент с  нефтеедами

В течении 4 дней графитовый сорбент с нефтеедами собрал нефтяное пятно.

Торфяной сорбент с нефтеедами

В течении 5 дней торфяной сорбент с нефтью организовал однородную массу. На 6 день поверхность воды практически стала чистой. Вся масса упала на дно.

Самым эффективным оказался эксперимент с бактериями – нефтеедами. Достигли практически 100% результата по очистке воды за самое короткое время. Все вышеперечисленные эксперименты были направлены на устранение нефтяных загрязнений с поверхности воды.

Студент 3:

А как будут вести себя бактерии – нефтееды при устранении загрязнения на почве?  Для ответа на  этот вопрос провели очередной эксперимент. В два одинаковых цветочных горшка насыпали земли, налили одинаковое количество нефти, в один из горшков распылили нефтеедов. Через семь дней в горшках рекультивировали землю и посадили одинаковое количество семян травы. В горшке, где были нефтееды, на третий день появились многочисленные, дружные всходы травы, а где не было нефтеедов, всходы появились лишь на пятый день и очень редкие.

 Таким образом, применение нефтеедов на почве также даёт положительный результат.  Наша гипотеза: «Если природой создана нефть опасная для окружающей среды, то должно существовать вещество или природный организм способный её обезвреживать» - подтвердилась.

  1. Вступительное слово преподавателя информатики.

Сегодня используя MS Excel выполним расчеты и определим  стоимость сорбентов,  а также размер штрафа за нефтяные разливы. Но, прежде чем приступить к выполнению практических заданий ответьте на вопросы:

  1.  Назовите главное назначение MS Excel?
  2.  Каким образом ячейке задается имя? 
  3. Перечислите типы данных, которые могут содержаться  в ячейках?
  4. Что является  основным  элементом рабочего листа? 
  5.  Что обозначает последовательность символов ///////, появившаяся в ячейке?
  6.  Что такое диапазон ячеек в электронной таблице

Можете ли вы сходу ответить на следующие вопросы?

- Какой сорбент является самым эффективным? Что для предприятия является экономически более выгодным: заплатить штраф или провести мероприятия для очистки почвы от разлива нефти?

- Я надеюсь, что в конце нашего занятия, вы ответите на данные вопросы, которые первоначально вам кажутся трудными.

Выбор сорбентов нефти и нефтепродуктов

Используя основные критерии (стоимость, сорбционная способность, скорость сорбции, коэффициент регенерации и коэффициент цикличности) можно определить коэффициент эффективности применения того или иного сорбента:

Кэф= (S * V * К рег * N) / Ц,

где:

Кэф – коэффициент эффективности применения того или иного сорбента;

Ц – цена сорбента за 1 кг.

S, кг/кг - сорбционная способность сорбента;

V кг/кг/мин - скорость сорбции нефти или нефтепродукта;

К рег. - коэффициент регенерации,

N - коэффициент цикличности

            

Задание 1. Зная характеристики сорбентов, а также используя формулу (1) рассчитать коэффициент эффективности и построить гистограмму.

Наименование сорбента

Характеристики сорбентов

Кэф.

Ц

S

V

N

К рег.

Торф

14,00

2,80

0,30

1,00

0,36

Активированный уголь

162,00

51,00

17,00

1,00

0,08

 

Мегасорб-А

671,24

35,00

3,40

100,00

0,75

 

ГИГАСОРБ

716,32

38,00

18,60

250,00

0,78

 

Вопрос: Какой можно сделать вывод?

Ответ (предполагаемый): Анализируя значения коэффициентов эффективности для различных сорбентов можно увидеть, что определяющими являются не стоимость сорбента, а его основные «рабочие» характеристики и главный показатель – коэффициент цикличности.

Вопрос: От чего зависит стратегический запас сорбентов на объекте?

Ответ (предполагаемый): от максимального объема нефти и нефтепродуктов на объекте, так как это и будет являться максимально возможным объемом разлива.

 Задание 2. Используя данные таблицы, определите стоимость сорбента (руб.)

 № п/п

Сорбент

Ц     (руб./кг)

W необходимое количество сорбента, тн

Σ стоимость сорбента, руб.

1

Торф

14

17587

 

2

Активированный уголь

162

980,4

 

3

Мегасорб-А

671,24

19,047

 

4

ГИГАСОРБ

716,32

6,748

 

Задание 3. Рассчитайте размер штрафа за нефтяные разливы, если сумма штрафа за разлив 1 тонны нефтесодержащей воды составляет 350 000 долларов (курс 1$= 39,8 руб.).

Разлив,                 тн

Сумма штрафа в:

 долларах

рублях

1.

1

 

2.

74

 

 

3.

1000

 

 

Принимая во внимание, что уплата штрафа не освобождает виновного от ответственности за ликвидацию последствий разливов нефтепродуктов, а затраты эти весьма существенные очевиден вывод, сводящийся к следующему: затраты, связанные с приобретением, хранением и применением сорбентов, в первую очередь – многоразового использования, многократно окупаются и позволяют свести к минимуму размер штрафов, а в ряде случаев – исключить их вообще.

  1. Просмотр презентации «Нефтяные разливы» (самостоятельная работа группы студентов).

Заключительное слово преподавателя дисциплины «Охрана окружающей среды»:

Итак, занятие  подходит к концу. Мы сегодня с вами обобщили методы борьбы с нефтяными загрязнениями и определили самый эффективный.

Каждый из нас должен знать и понимать, что ни штрафы, ни другие нормы законодательства не сделают окружающую среду здоровой и безопасной, если каждый из нас не будет постоянно помнить о первом законе экологии. А этот закон гласит: «Чтобы мы не делали в природе, все вызывает в  ней те или иные последствия, часто непредсказуемые».

Домашнее задание: Подготовить презентацию на тему «Живая душа природы».

Спасибо всем за работу.  

Использованные источники:

        

  1. Вавер В.И. Рекультивация земель, загрязнённых нефтью. – Нижневартовск   2007.
  2. Гашев С.Н. Влияние нефтяного загрязнения на фауну и флору. – Свердловск  1991.
  3. Оборин А.А. Самоочищение и рекультивация нефтезагрязнённых почв Западной Сибири.- М. 1988.
  4. Розанова Е.П. Микрофлора нефтяных месторождений.- М. 2001.
  5. Седых В.Н. Леса Западной Сибири и нефтегазовый комплекс.- М. 1997.
  6. Сыроечковский Е.Е. Биологические ресурсы Сибирского Севера. Проблемы освоения.- М. 2003.
  7. Уварова В.И. Современное состояние уровня загрязнения воды и грунта.- Л. 1989.
  8. Чижов Б.Е. Лес и нефть Ханты – Мансийского автономного округа.- Тюмень. 1995.
  9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология.- М. 2006.
  10.  http://www.coolreferat.com/- Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов.
  11.  http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/Black-ice--Russian-oil-spill-disaster/- Нефтяные разливы в России.
  12.  http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/land-degradation/ -Как нефтяные компании уничтожают природные ландшафты.
  13. http://www.secuteck.ru/articles2/prom_sec/avariynie_razlivi - Аварийные разливы нефти: средства локализации и методы ликвидации.
  14. http://anl.az/el_ru/kniqi/2013/1-753193.pdf - Пенополимерные нефтяные сорбенты. Экологические проблемы и их решения. Баку: «Элм», 2012. 305с.
  15.         http://www.bestreferat.ru/referat-189351.html - Способы транспортировки нефти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды

Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды...

Расчет объема и стоимости работ при улучшенной штукатурке стен с помощью программы MS Excel

На сегодняшний день, наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой, полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих кадров в профессиональных учебных заведениях...

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

8 класс.Технологическая карта и план-конспект урока: Практическая работа №2 "Очистка загрязненной поваренной соли"...

Практическая работа №3. Расчет видов стоимости основных производственных фондов организации (предприятия)

Практическая работа №3. Расчет видов стоимости основных производственных фондов организации  (предприятия)для студентов очной формы обучения специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатац...

Практическое занятие "Расчет налогов, взимаемых при осуществлении предпринимательской деятельности"

Практическое занятие "Расчет налогов, взимаемых при осуществлении предпринимательской деятельности" для студентов 1-го курса по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.Цели занятия: ра...

Глубокая очистка производственных сточных вод от растворенных органических загрязнений

План лекции1.Применение сорбции для очистки производственных сточных вод от растворенных органических загрязнений2. Применение метода экстракции для очистки производственных сточных вод от растворенны...

Методическая разработка бинарного открытого занятия на тему «Решение задач с использованием персонального компьютера по расчету и анализ абсолютных и относительных показателей. Графическое изображение результатов расчетов в MS EXCEL»

Бинарное занятие по дисциплинам «Статистика» и «Информатика» проводится в виде практического занятия в форме самостоятельной работы во взаимодействии с преподавателем. Обучающи...