Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».
план-конспект урока по теме
8 класс.Технологическая карта и план-конспект урока: Практическая работа №2 "Очистка загрязненной поваренной соли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа №2 "Очистка загрязненной поваренной соли" | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 8 класс
План – конспект урока №7
Тема урока | Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | |
Цели урока | Деятельностная | Формирование у учащихся УУД на примере способов разделения и очистки смесей |
Предметно– дидактическая | Знают типы смесей и методы очистки их Понимают правильность применения правил техники безопасности при работе с нагревательными приборами Применяют знания для практической очистки загрязненной поваренной соли | |
Планируемые результаты урока | Предметные | 1. Выяснить:
2. Познакомить и освоить:
3. Закрепить:
|
Метапредметные | а) познавательные УУД:
б) коммуникативные УУД:
в) регулятивные УУД
| |
Личностные |
| |
Тип урока | По ведущей дидактической цели | Урок-практикум |
По способу организации | Комбинированный | |
По ведущему методу обучения | Инструктивно-репродуктивный | |
Методы обучения | Основной | Объяснительно-иллюстративный (Научно-практический ) |
Дополнительный | Рассказ, объяснение, самостоятельная работа, тестирование по теме урока | |
Основные вопросы урока | Изучить способы разделения неоднородных и однородных смесей:
Научиться описывать внешний вид веществ по агрегатному состоянию:
| |
Средства обучения | ЭОР (мультимедийное сопровождение, презентация ТБ и контрольный тест) Карта-инструкция Карточки-ребусы Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка (сухое горючее), спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком. |
Ход урока:
Этапы урока | время | цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы обучения | ФОУД* | Учебно-познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
| 3 | Проверка готовности учащихся, создание положительного настроя на работу | Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. Для того чтобы узнать с каким веществом мы будем работать разгадайте ребусы №1, №2, №3 соответственно номерам лабораторий | Активный метод – групповая работа – разгадыва-ние трех ребусов по группам-лаборато-риям | П Г | Проверить готовность учащихся, создать положитель-ный настрой на работу | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Ребята угадывают | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | Самопроверка/взаимопроверка. Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы |
| 5 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Правильно. Это вещества – соль, речной песок, вода. Сегодня мы проведем практическую работу №2. Откройте тетради для практических работ и запишите тему практической работы. Сообщаю цели урока. Где же содержится много соли на Земле? | Традиционный метод – восприятие сообщения Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях | Ф И | Подвести детей к формулировке темы и постановке задач урока. | Сообщение ученика о соли: Приложение 6 | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникатив- ные: - формирование умения слушать и слышать. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. | Самопроверка/взаимопроверка. Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы |
Постановка задачи для исследований в лабораториях Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей. Задача: на грузовике перевозили мешки с солью и речным песком. Два мешка лопнули и их содержимое перемешалось. Какими способами можно разделить получившуюся смесь? Ваши предложения. | Традиционный метод – восприятие учебной задачи Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях | Ф Г П | Поставить задачу для исследований в группах-лабораториях | Слушают условие задачи Обсуждают предложенную задачу. Предлагают пути решения поставленной задачи | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. | Самопроверка/взаимопроверка. Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы | |||
| 15 | Изучение инструкции по выполнению практической работы Выполнение практической работы в парах Сравнение результатов эксперимента | Работать будут четыре научных лаборатории:
Лаб-я СЭС (ваш учитель - старший научный сотрудник, я буду контролировать качество выполнения работы и фиксировать в листе оценивания работу групп. Оценка за урок будет складываться из трех оценок. Первая – за правильность выполнения эксперимента и соблюдение техники безопасности, вторую – за оформление отчёта, третья за контрольный тест по ТБ. | Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях Активный метод – работа в парах, группах | И П Г | Наблюдение за работой учащихся Фиксирование результатов в оценочном листе | Изучают инструкцию по выполнению практической работы Выполнение практической работы в парах Сравнение результатов эксперимента в группах | формируются такие практические умения, как растворение вещества, приготовление фильтра, фильтрование, выпаривание, а также закрепляются умения: пользования нагревательным прибором, лабораторным штативом, проведение нагревания. При выполнении работы формируются: умение наблюдать, фиксировать результаты, аккуратность и четкость в работе | Самопроверка/взаимопроверка. Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы |
| 15 | Оформление отчета по проделанной работе Выполнение теста на закрепление новых знаний | Оформить отчет по проделанной работе Выполнить тест на закрепление новых знаний | Активный -индивидуальная работа в тетрадях Активный - работа в парах, группах | И П Г | Наблюдение за работой учащихся Помощь-консультация по оформлению отчета Фиксирование результатов в оценочном листе | Оформляют отчет в тетрадь Сравнивают результаты тестирования в парах, группах Сдают тетради с отчетами по практикуму, тесты | При выполнении работы формируются: умение аккуратно оформлять записи выполненных операций работы в тетрадь по форме отчета. | Самопроверка/взаимопроверка Учет активности работы учеников в группе Оценочный лист (приложение 3) Бонусы-баллы |
| 3 | Домашнее задание.:1)знать правила техники безопасности; 2)способы разделения однородных и неоднородных смесей; 3)Составить план разделения смеси: сахарный песок и рис. | Записать домашнее задание в дневник, рабочую тетрадь | Активный -индивидуальная работа в дневниках, рабочих тетрадях | И | Информирование домашнего задания | Записывают домашнее задание на следующий урок | При фиксировании домашнего задания формируются: умение аккуратно оформлять записи в дневнике, рабочей тетради | Подведение итогов работы каждым учащимся Оценочный лист |
3 | Рефлексия | Подчеркнуть слово, соответствующее ответу в анкете по восприятию знаний на уроке. | Активный -индивидуальная работа в листах- анкетах | И | Анкетирование -рефлексия | Учащиеся работают с вопросами, подчеркивают ответ в анкетах | При работе с анкетами формируется: умение внимательно, адекватно, грамотно и аккуратно оформлять ответы по рефлексии | Подведение итогов работы каждым учащимся Оценочный лист | |
1 | И в завершении нашего урока я хочу поблагодарить всех за работу. Урок окончен. До свидания. | Ф | Выставление оценок за работу на уроке |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Приложение 1
Инструкция по выполнению практической работы №2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.
Ход работы:
Растворите смесь песка и соли в воде; дайте отстоятся смеси
Соберите прибор для фильтрования: из фильтровальной бумаги приготовьте фильтр и подгоните его под размер воронки.
Отфильтруйте (декантируйте) смесь.
Возьмите 2-3 капли фильтрата на предметное стекло, закрепите в зажиме (пробиркодержателе), осторожно прогрейте стекло, проведите выпаривание.
Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Образец оформления отчета по работе:
Условие задачи | Ход работы (этапы работы, основные операции) | Наблюдения | Рисунки | Выводы |
Провести очистку загрязненной поваренной соли |
| |||
| ||||
| ||||
Общий вывод | Практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей. |
Приложение 1а (возможный вариант)
Инструкция по выполнению практической работы №2.
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.
Ход работы:
Растворите смесь песка и соли в воде;
Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки.
Отфильтруйте смесь;
Налейте небольшое количество фильтрата в фарфоровую чашку, проведите выпаривание;
Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Образец оформления отчета по работе:
Условие задачи | Ход работы (этапы работы, основные операции) | Наблюдения | Рисунки | Выводы |
Провести очистку загрязненной поваренной соли |
| |||
| ||||
| ||||
Общий вывод | Практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей. |
Приложение 2.
Тест на знание правил техники безопасности.
1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
А) можно перекусить
Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь
Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А) тушить огонь колпачком
Б) зажигать спичками
В) зажигать от другой спиртовки
Г) заполнять этиловым спиртом
3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
А) руками
Б) держателем
В) щипцами
Г) установив на кольцо штатива
4.Полученную очищенную соль:
А) можно попробовать на вкус в кабинете химии
Б) нельзя пробовать на вкус в кабинете химии
5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество, пользуясь носовым платком
В) сделать вид, что ничего не случилось
Г) сообщить другу
Ответы оформите в таблицу
Приложение 3.
Лист оценивания.
№ п/п | Ф,И учащегося | Подготовка к работе | Культура проведения эксперимента | Порядок на рабочем месте | Эксперимент | Отчет | Знание правил ТБ |
Александров Дмитрий | |||||||
Большакова Варвара | |||||||
Васипов Андрей | |||||||
Герасимова Александра | |||||||
Егорова Мария | |||||||
Климутко Антон | |||||||
Косов Даниил | |||||||
Кострюков Тимур | |||||||
Мавуришнина Валерия | |||||||
Никифорова Дарья | |||||||
Пантелейкин Илья | |||||||
Прасол Артем | |||||||
Салин Владлен | |||||||
Скотникова София | |||||||
Сняткова Диана | |||||||
Тебряева Анастасия | |||||||
Тебряева Мария | |||||||
Трифанов Александр | |||||||
Трухин Георгий | |||||||
Уткина Арина | |||||||
Федотова Лора | |||||||
Чадюк Владимир | |||||||
Чистякова Карина | |||||||
Чупракова Софья | |||||||
Шустович Дмитрий | |||||||
Шутова Александра |
Приложение 3а (по группам)
Лист оценивания
№ п/п | Ф,И учащегося | Подготовка к работе | Культура проведения эксперимента | Порядок на рабочем месте | Эксперимент | Отчет | Знание правил ТБ |
Лаб-я№1ОАО «Волховхлеб» | |||||||
Гр.1 | |||||||
Косов Даниил | |||||||
Большакова Варвара | |||||||
Салин Владлен | |||||||
Скотникова София | |||||||
Гр.2 | |||||||
Пантелейкин Илья | |||||||
Кострюков Тимур | |||||||
Шустович Дмитрий | |||||||
Гр.3 | |||||||
Александров Дмитрий | |||||||
Егорова Мария | |||||||
Чадюк Владимир | |||||||
Лаб-я№2 АО «МетахимФосАгро» | |||||||
Гр.1 | |||||||
Трухин Георгий | |||||||
Васипов Андрей | |||||||
Федотова Лора | |||||||
Тебряева Анастасия | |||||||
Гр.2 | |||||||
Никифорова Дарья | |||||||
Уткина Арина | |||||||
Чистякова Карина | |||||||
Шутова Александра | |||||||
Лаб-я№3 ЗАО «Талосто» | |||||||
Гр.1 | |||||||
Прасол Артем | |||||||
Мавуришнина Валерия | |||||||
Тебряева Мария | |||||||
Трифанов Александр | |||||||
Гр.2 | |||||||
Сняткова Диана | |||||||
Герасимова Александра | |||||||
Климутко Антон | |||||||
Чупракова Софья |
Ответы к приложению 2
Г | В | Г | Б | А |
Приложение4
Ребусы (в отдельных файлах)
РЕБУС №1 СОЛЬ | РЕБУС №2 ПЕСОК | ВОДА |
Приложение 5
Рефлексия
| активно/пассивно |
| доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
| коротким/длинным |
| не устал/устал |
| стало лучше/стало хуже |
| понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен |
| легким/трудным ннтересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен(-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 5
Рефлексия
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен (-ьна)/не доволен(-ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересным/не интересным |
Приложение 6
Сообщение ученика о соли:
Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.
Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.
(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека –
6г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.
Приложение 7
Химический словарь
(записи на доске)
- РАСТВОРЕНИЕ
- ОТСТАИВАНИЕ
- ДЕКАНТАЦИЯ
- ФИЛЬТРОВАНИЕ
- ВЫПАРИВАНИЕ
- ФИЛЬТРОВАЛЬНАЯ БУМАГА
- ФИЛЬТР
- ФИЛЬТРАТ
- КРИСТАЛЛЫ
Приложение 8
Формулы веществ
(записи на доске)
- NaCl поваренная соль (хлорид натрия)
- SiO2 речной песок (оксид кремния)
- H2O вода (оксид водорода)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)
Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...
Методическая разработка практического занятия на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»
Аннотацияна методическую разработку практического занятия, на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Ивановой О...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"
Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...
Конкурс детских исследовательских работ и научных проектов: "Полезные и вредные свойства поваренной соли"
Цель исследовательской работы: изучить научный материал о поваренной соли и узнать её полезные и вредные свойства в разных сферах применения....
3. 06 апреля 2020 г. Товары бытовой химии. Практическая работа №28. Практическая работа №29
Тема урока: Товары бытовой химии.Используя учебник товароведения, запишите в рабочую тетрадь классификацию, виды, отличительные особенности следующих товаров:1. Клеящие материалы;2. Синтетические моющ...