Внеклассное мероприятие: "Математический бой "Мы пока не Архимеды..."
презентация к уроку по теме
Математический бой проводится среди студентов 1-го курса СПО в рамках "Недели математики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий "математического боя" | 37.19 КБ |
Презентация к внеклассному мероприятию | 111.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Республиканский политехнический колледж»
Сценарий проведения внеклассного мероприятия
в рамках «Недели математики»
Математический бой
«Мы пока не Архимеды…»
(для студентов 1 курса)
Преподаватель математики: Погудина Л.Г.
2013 год
Математический бой «Мы пока не Архимеды…»
(для студентов 1 курса)
Девиз : «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Цель: развитие логического мышления, развитие памяти, наблюдательности, смекалки; воспитание культуры математического мышления.
Программа игры:
-Представление команд.
-Разминка.
-Конкурс «Софизмы в математике».
-Конкурс капитанов: «Кто больше?» и биатлон
Геометрические фигуры
-конкурс смекалистых
-Домашнее задание (музыкальный конкурс).
8.Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Дорогие гости и участники игры!
Мы сегодня собрались вместе для того, чтобы вы немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
А для чего мы начинаем наш «Математический бой»? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне нужна математика? Мне она в жизни не пригодится».
Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука».
Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».
Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.
Итак, мы начинаем.
Представление жюри:
Заместитель директора по учебной работе Ковалева Тамара Евгеньевна;
Заместитель директора по методической работе Майя Евгеньевна
«Представление команд»
Команды приветствуют друг друга, зрителей. В конкурсе участвуют 5 команд.
1 конкурс «Разминка». Команды получают листок с вопросами, количество баллов начисляется по количеству верных ответов.
Вопросы 1 команде:
- 1% от 1 тысячи рублей ? (10 рублей)
- Единица скорости на море? (узел)
- Можно ли при умножении чисел получить ноль? ( да)
- Чему равен 1 пуд? ( 16 кг)
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь? (25 см2)
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве(стереометрия).
- Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
- Что больше √20 или 2√5 ? ( равны)
Вопросы 2 команде:
1.Как называется сотая часть числа? (1%)
2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
3.Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
4.Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр? (28 см)
5. Чему равен тангенс 450 ?
6. Что больше 5 или √28? ( √28> 5 )
7. Разделите 100 на половину (200)
8. Производная от функции y=
9. Часть окружности? (дуга)
10. Чему равно три в третьей степени?
Вопросы 3 команде:
- Наименьшее трехзначное число (100)
- Чему равен синус 300?(0,5)
- Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
- Угол на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (90)
- Тысячная доля килограмма? (1 грамм)
- Равенство двух отношений (пропорция)
- Функция, производная от которой равна ей самой.
- Чему равен логарифм от 1 по любому основанию?
- В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (прямоугольном)
- Как на языке математики называется правильный шестигранник? (гексаэдр или куб).
Вопросы 4 команде:
- Наибольшее трехзначное число (999)
- Чему равен синус 1800? (0)
- Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
- Угол на который поворачивается солдат по команде «налево»? (180)
- Тысячная доля километра? (1 метр)
- Разделите 10 на одну треть (30)
- Функция, производная от которой равна нулю.(константа)
- Чему равен десятичный логарифм 1000?(3)
- В каком треугольнике все высоты пересекаются в точке пересечения медиан? (равностороннем)
- Как на языке математики называется треугольная пирамида? (тетраэдр).
Вопросы 5 команде:
- 10% от 15000 рублей ? (1500 рублей)
- Единица измерения атмосферного давления? (мм ртутного столба)
- Можно ли при делении чисел получить ноль? ( да)
- Сколько секунд в 1 часе? (3600)
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между длинами сторон прямоугольного треугольника? (Пифагор)
- Чему равен котангенс 45°? (1)
- Площадь квадрата 16 см. Чему равна его площадь? (16 см2)
- Как обозначали цифры в Древней Руси?(буквами)
- Если диагонали трапеции равно, то это……(равнобедренная трапеция)
- Что больше 3√20 или 2√30 ? (3√20)
2 конкурс «Софизмы в математике»
Что такое софизм?
Софизмом в математике называют такое суждение, в котором неправильные (ложные) предпосылки выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым умозаключениям.
Первая работа в России, посвященная математическим софизмам, вышла в 1884 году; автором её был Василий Иванович Обреимов.
В математическом софизме заведомо допускается замаскированная ошибка, которая в процессе вывода приводит к абсурдному результату. Разобрать софизм – это значит найти эту ошибку. Что вам сейчас и предстоит сделать. Удачи!
1 софизм
Пусть а = в. Обе части домножим на а
а= в
а2= ав
а2- в2 = ав – в2
(а – в)(а+ в) = в(а – в)
а +в = в, но по условию а = в , значит в + в = в, т.е. 2в = в , 2 = 1.
Где ошибка?
Ошибка сделана при делении на а – в эта разность равна нулю.
2 софизм
4- 10 = 9 – 15
4 – 10 + 6 ¼ = 9 – 15 + 6 ¼
22 – 2 * 2 * 5/2 + ( 5/2)2 = 32 – 2 * 3 * 5/2 + (5/2)2
( 2 – 5/2 )2 = ( 3 – 5/2 )2
2 – 5/2 = 3 – 5/2
2 = 3.
Ошибка сделана в момент извлечения квадратного корня из обеих частей равенства. Это извлечение было бы справедливым, если бы в обеих частях были положительные числа. Но ведь равенство степеней не всегда говорит о равенстве их оснований.
3 конкурс
конкурс капитанов
Задания для капитанов. Капитаны по очереди дают ответы на вопросы, т от кто не знает ответа на свой вопрос (по очереди) уступает вопрос другому капитану, за каждый верный ответ 1 балл (жетон):
3.1Зависимость одной величины от другой.
- Параллелограмм с равными сторонами.
- Тригонометрическая функция четная и с периодом 2π.
- Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями.
- Координата по оси x
- Абсолютная величина числа.
- График квадратичной функции.
- Утверждение, не требующее доказательства.
- Луч, делящий угол пополам
- Расстояние от вершины пирамиды до плоскости основания
- Показатель степени, в которую надо возвести положительное число a, чтобы получить число N.
- Перпендикуляр, проведенный из вершины пирамиды, к плоскости основания.
- Отрезок, соединяющий две вершины многогранника, не лежащие в одной грани.
- Число, которое является отношением длины окружности к её диаметру.
- Функция, производная от которой равна данной функции
3.2 Биатлон: каждый капитан называет математический факт (аксиому, теорему, определение, формулу, свойство). Тот, кто не знает ответа, – выбывает из конкурса.
4 конкурс «Кто больше?»
Нелегкий вопрос – то,
Но верь одному:
Все сложно и просто,
Считай по уму!
Команды отвечают на вопросы в течении 5 минут, побеждает та команда у которой будет больше правильных ответов. Ведущие собирают листы с ответами, далее зачитываются верные ответы.
Вопросы:
- Сколько кг в половине тонны? (500 кг)
- Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (перпендикуляр)
- Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр? (диаметр)
- Количество делителей простого числа? (2)
- Значение переменной при решении уравнения? (корень)
- Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число, отличное от нуля? ( сокращение)
- Два числа, произведение которых равно 1?( взаимно обратные)
- Самое простое маленькое число? ((2)
- Географическая координата на земной поверхности? ( долгота)
- Треугольник с прямым углом? (прямоугольный)
- Число, на которое делят? (делитель)
- Результат сложения чисел? (сумма)
- В обыкновенной дроби число, записанное над чертой? (числитель)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10)
- Трое играли в шахматы. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)
- Угол в 10 рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? ( 1 градус)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками? (отрезок)
- Результат деления одного числа на другое?(частное)
- Модуль числа -5? (5)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»? (нуль)
- Инструмент для измерения углов на плоскости? (транспортир)
- Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда? (объем)
- Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (противоположные)
- Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало?(угол)
- Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла?(90)
- Угол в 1800 ? (развернутый)
- Вид графика х2 + у2 = r2? (окружность)
- Равенство двух отношений? Пропорция)
- Тысячная доля килограмма? (грамм)
- Треугольник со сторонами 3, 4 и 5? (египетский)
5. Конкурс смекалистых:
- найдите устно: 33% от 33;ответ: 11,т.к. 33,(3)% это тоже самое, что часть числа. 4балла
- На сколько процентов увеличится площадь квадрата, если его периметр увеличится на 10%? на 21% 3 балла
- Одно яйцо всмятку варят 4 минуты, сколько надо варить 10 яиц? 4мин.1 балл
- Решите старинную задачу:
- Один человек выпьет кадь кваса в 14 дней, а вместе с женою выпьет ту же кадь за 10 дней, а ведательно ли за сколько дней выпьет ту же кадь одна жена? За 35 дней 5 баллов
- Поверхность пруда постепенно закрывается вырастающими в нем кувшинками. Кувшинки растут столь быстро, что за каждый день закрываемая ими площадь удваивается. Вся поверхность пруда закрылась за 30 дней. За сколько дней была закрыта кувшинками половина всей поверхности пруда? за 29 дней 3 балла
- Имеются два сосуда. Емкость одного из них 9 литров, а другого 4 литра. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6 литров жидкости. (Жидкость можно сливать обратно в бак)
Набираем 9л;
Из 9л наполняем 4л, осталось 5л в 9л;
Отливаем из 5л в 4л, получаем 1л, переливаем 1л в 4литровый сосуд, там остается свободное место для 3 л;
Наполняем 9л и отливаем 3л в 4-хлитровый, где занят 1л, получаем 6 л.3 балла
- -Расшифруйте запись: АБ·ВГ=БББ 37·99=777 или 15·37=555 4 балла
- отгадайте шараду:
- Он грызун не очень мелкий,
- Ибо чуть побольше белки.
- А заменишь «У» на «О» -
- Будет круглое число. (сорок-сурок) 1 балл
- Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять -
Буду, как ветер, вас по морю мчать.(катет-катер) 1 балл
- Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
- Иль каблуки отобьют её рьяно. Дробь 1 балл
- С «В» - отрезок не простой -
С направлением, с длиной.
С «С» же станет частью круга,
- Что дуга стянула туго. (Вектор-сектор) 1 балл
___________________________________________________________________
6 конкурс Геометрические фигуры. За 7 минут команда должна «проиллюстрировать» сказку.
( Курочка-ряба, Репка, Колобок, Три медведя, Теремок) 7 баллов
7 конкурс «Домашнее задание». 10 баллов
И у нас последний конкурс «Домашнее задание». Каждой команде необходимо спеть песню, рассказать стихотворение или показать сценку, посвященную математике.
Подведение итогов.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо полюбить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику.
Используемая литература:
- М.А.Иченская «Отдыхаем с математикой», 2006 г., Волгоград
- Н.М. Ляшева «Математика (открытые уроки)», 2005 г., Волгоград
- Г.И.Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе»-М.: «Глобус», 2010
Приложение 1
команда | разминка | софизмы | Конкурс капитанов | Кто Больше? | смекалка | Геом. Фигуры 7 баллов | Домашнее Задание 10 баллов | всего | место | ||
1(5б) | 2(7б) | вопросы | биатлон | ||||||||
| |||||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : развитие логического мышления, развитие памяти, наблюдательности, смекалки; воспитание культуры математического мышления . Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
1 конкурс разминка Максимальное количество баллов: 10
Пусть а = в. Обе части домножим на а а = в а 2 = ав а 2 - в 2 = ав – в 2 (а – в)(а + в) = в (а – в) а +в = в , но по условию а = в , значит в + в = в , т.е. 2в = в , 2 = 1. Где ошибка? 1 софизм 5 баллов
4- 10 = 9 – 15 4 – 10 + 6 ¼ = 9 – 15 + 6 ¼ 2 2 – 2 * 2 * 5/2 + ( 5/2) 2 = 3 2 – 2 * 3 * 5/2 + (5/2) 2 ( 2 – 5/2 ) 2 = ( 3 – 5/2 ) 2 2 – 5/2 = 3 – 5/2 2 = 3. Где ошибка? 2 софизм 7 баллов
Конкурс капитанов Зависимость одной величины от другой. Параллелограмм с равными сторонами. Тригонометрическая функция четная и с периодом 2π. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. Координата по оси x Абсолютная величина числа. График квадратичной функции. Утверждение, не требующее доказательства. Луч, делящий угол пополам Расстояние от вершины пирамиды до плоскости основания Показатель степени, в которую надо возвести положительное число a , чтобы получить число N. Перпендикуляр, проведенный из вершины пирамиды, к плоскости основания. Отрезок, соединяющий две вершины многогранника, не лежащие в одной грани. Число, которое является отношением длины окружности к её диаметру. Функция, производная от которой равна данной функции
Биатлон: каждый капитан называет математический факт (аксиому, теорему, определение, формулу, свойство).
Творческий конкурс: нарисовать , используя только геометрические фигуры… Максимальное количество баллов 7
Конкурс смекалистых: найдите устно: 33,(3)% от 33,(3); На сколько процентов увеличится площадь квадрата, если его периметр увеличится на 10 %? Одно яйцо всмятку варят 4 минуты, сколько надо варить 10 яиц? Баллы: 3
Решите старинную задачу: Один человек выпьет кадь кваса в 14 дней, а вместе с женою выпьет ту же кадь за 10 дней, а ведательно ли за сколько дней выпьет ту же кадь одна жена? Решите задачи: Поверхность пруда постепенно закрывается вырастающими в нем кувшинками. Кувшинки растут столь быстро, что за каждый день закрываемая ими площадь удваивается. Вся поверхность пруда закрылась за 30 дней. За сколько дней была закрыта кувшинками половина всей поверхности пруда? Имеются два сосуда. Емкость одного из них 9 литров, а другого 4 литра. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6 литров жидкости. (Жидкость можно сливать обратно в бак) Расшифруйте запись: АБ·ВГ=БББ
отгадайте шарады: С «В» - отрезок не простой – С направлением, с длиной. С «С» же станет частью круга, Что дуга стянула туго. Коль в треугольнике угол прямой, Я называюсь его стороной. Букву последнюю мне поменять - Буду, как ветер, вас по морю мчать. Первую в школе все изучают, Ну а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют её рьяно. Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О» - Будет круглое число.
Конкурс «Домашнее задание»
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо полюбить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется вам благодарен . Полюбите математику!
Спасибо за внимание до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Математическое кафе "Интеллектуал"
Данный материал разработан для учащихся первых курсов технологическоого отделения...
Внеклассное мероприятие математическая игра "Скачки"
В методическре разработке содержатся задания из разных разделов математики. Математическая разработка позволяет оживить интерес студентов к математике, введением в нее интересных задач, занимательных ...
Внеаудиторное мероприятие «Математический вечер ТЕТ-А-ТЕТ» для студентов СПО
Презентация внеаудиторного мероприятия «Математический вечер ТЕТ-А-ТЕТ» представляет собой как идею, так и набор материала, для проведения математического вечера с обучающимися 11 классов, студентами ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математический турнир "Ума палата""
Внеучебная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в техникуме. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а т...
Внеклассное мероприятие "Математический калейдоскоп"
Игра "Математический калейдоскоп" содержит вопросы из мстории математики, ребусы, занимательные задачи для обучающихся первых курсов колледжей....
Внеклассное мероприятие "Математический калейдоскоп"
Игра "Математический калейдоскоп" содержит вопросы из мстории математики, ребусы, занимательные задачи для обучающихся первых курсов колледжей....