Разработка занятия по биологии на тему "Генетика. Наследственность и изменчивость организмов. Моногибридное скрещивание."
методическая разработка по теме
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Генетика. Наследственность и изменчивость организмов. Моногибридное скрещивание.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление материала.
Задачи:
- объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества;
- возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости;
- охарактеризовать работы австрийского ученого Г.Менделя; показать практическое значение генетики
- опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;
Методы:
- Словесные: беседа, рассказ;
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;
- Практические: решение задач.
Средства обучения:
- Основные:
А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);
Б) Вербальные (задачи, инструкции, слово, учебник). - Вспомогательные: ПК (слайды), ТСО.
Оборудование: опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».
План занятия
- Предмет и основные понятия генетики.
- Истоки генетики.
- Цитологические основы моногибридного скрещивания.
- Практическая работа - решение задач.
Ход занятия
- Организационный момент (1-2 мин.), проверка отсутствующих.
- Постановка темы, учебной цели и мотивация.
Наше занятие я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку. Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):
Высказывания великих людей:
1. Познание начинается с удивления. Аристотель
2. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций
3. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер
4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ
Тема занятия: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
Сегодня мы: вспомним о науке генетике, о закономерностях наследования и о моногибридном скрещивании.
– Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на доске (ДЕТИ сами формулируют задачи)
– Правильно, мы попытаемся возобновить в памяти знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости; охарактеризуем работы австрийского ученого Г.Менделя, сформируем у себя знания о моногибридном скрещивании.
– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)
(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)
III. Изучение нового материала.
1. Предмет и основные понятия генетики
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?
(Правильно, потомство похоже на родительские особи)
На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.
Почему подобное рождает подобное?
Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения. «Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, глядя на выросшего юношу.
Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом.
– Какая наука занимается изучением этих свойств?
ГЕНЕТИКА. Запишите в конспект определение генетики.
– А что такое наследственность, по вашему мнению?
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
– А что же такое изменчивость?
ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качества других особей того же вида.
Обучающиеся записывают к себе в конспект определения новых терминов.
Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфологическим, биологическим, анатомическим признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков (схема на слайде).
– Что служит элементарной структурной единицей наследственности? (ГЕН)
– А что такое ген? (Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка)
– А что такое генотип? (Это сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков).
– А что, по-вашему, называется фенотипом?
(ФЕНОТИП – совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды)
Запишите термины к себе в конспект.
Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.
- Истоки генетики.
Основоположником генетики был Г. Мендель.
СООБЩЕНИЕ (ученик): о Г. Менделе (слайд).
Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине 19 века австрийским ученым Г.Менделем. Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Но именно он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. Английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». К основным особенностям работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха, относят:
- В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито;
- Горох – самоопыляющееся растение;
- Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость;
- В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные альтернативные признаки по типу «или-или» (цветки пурпурные или белые, семена желтые или зеленые);
- При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.
В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики.
Сообщение учащегося:
Гибридологический метод – это система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.
Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 году на заседании Общества естествоиспытателей и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили. Весной 1900 года три ботаника – Г. Де Фриз в Голландии, К. Чермак в Австрии и К. Коренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто «переоткрыли» закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 году. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 год.
С целью определения основоположника генетики и его вклада проведем самостоятельную работу: – Откройте учебник параграф 3.10. стр. 138-139. Прочитайте пункт «У истоков генетики» и ответьте устно на вопросы, приведенные на этом слайде.
1.Кто считается основоположником генетики?
2. Перечислите основные особенности работы Г. Менделя?
3. В каком году была открыта закономерность наследования признаков в потомстве гибридов?
Проверка самостоятельной работы
- Цитологические основы моногибридного скрещивания, рис. 67.
– Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание, рис. 67 стр. 141
Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена (слайд)
При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).
Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак не проявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: (конспектируют в тетради), слайд.
- P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение
- F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения
- F2 – гибриды второго поколения
- ♀ – зеркало Венеры – женская особь
- ♂– копье Марса – мужская особь
- Х – знак скрещивания
- А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян
- а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект.
Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парны. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными.
В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)
Объяснение и запись на доске. Глядя на запись решения задачи, какой вывод мы можем сделать:
I закон Менделя:
При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.
ВЫВОД: При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.
4. Практическая работа - решения задач(по вариантам).
Задача 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задача 2. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?
V. Закрепление (фронтальный опрос):
- Что такое генетика?
- Что изучает генетика?
- Кто является основоположником генетики?
- Как звучит I закон Менделя?
VI. Подведение итогов урока.Рефлексия.
– С какой темой мы сегодня познакомились?
Сегодня мы познакомились с основными понятиями генетики.
-Какими, перечислите, пожалуйста?
В начале занятия мы читали с вами высказывания великих людей. Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе за девиз занятия и почему? Главный результат – это ваше умение применить полученные знания на практике, т.е. вы показали свою компетентность.
Рефлексия:
Уважаемые студенты, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и психологический климат, в котором мы работали.
Что было самое интересное?
Понравилось ли вам решать задачи по генетике?
Сможете ли вы применять свои знания в жизни?
VII. Домашнее задание.
П. 3.10-3.11. Решите дома задачи (работа по карточкам).
Выставление оценок за работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого занятия по теме "Изменчивость организма"
Методическая разработка занятия по теме "Изменчивость организма" показывает роль изменчивость организмов в природе, дает возможность использовать различные методы изучения нового материала, формироват...
Теста по биологии.Наследственность и изменчивость.
Основы учения о наследственности и изменчивостиВариант IЗадание 1.1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:а) генетика ...
Презентация учебного занятия на тему: «Составление простейших схем моногибридного скрещивания»
Учебная дисциплина «Биология».Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в естественнонаучный цикл.Базовый учебник: Биология. Общая биоло...
Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя
Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивае...
Использование современных педагогических технологий на уроке биологии по теме «Наследственная изменчивость. Мутации».
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и по...
методическая разработка занятия по биологии: « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».
Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Древнегреческой картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА. &laqu...
методическая разработка занятия по биологии: :«Происхождение и развитие жизни на Земле».
Как возникла жизнь на Земле?Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?Какая из них наиболее убедительна?Постараемся решить несколько проблемных вопросов???...