методическая разработка занятия по биологии: « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».
методическая разработка
Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Древнегреческой картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА.
«…Есть бытие, но именем каким
его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Созданье ли болезненной мечты
Иль дерзкого ума соображенья…» (Е. А. Баратынский)
Возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника? Ответ на этот вопрос мы сможем получить в том случае, если подробно изучим мутационную изменчивость !!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка занятия | 33.87 КБ |
инструктивная карточка к занятию для обучающихся | 143.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».
Цель:
- формирование у студентов целостной системы знаний о явлениях наследственной (генотипической) и ненаследственной (мутационной) изменчивости, ее закономерности и эволюционный смысл, причинах возникновения основных типов мутаций;
-умение давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности.
Задачи:
- образовать представление о явлениях наследственной (генотипической) и ненаследственной (мутационной) изменчивости выдающихся открытиях в биологической науке; роли наследственности в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- развить творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитать убежденность в возможности познания явления наследственности, необходимости бережного отношения к собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
- научиться выделять существенные признаки наследственной (генотипической) и ненаследственной (мутационной) изменчивости;
- регулировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: Словесные: беседа, рассказ; Наглядные: раздаточный материал.
Средства обучения: Основные: А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);
Б) Вербальные (тесты, инструкции, слово).
Оборудование: инструктивные карточки. Учебники « Общая биология» В. М. Константинов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ
Приветствие, диагностика состояния обучающихся, настрой на работу.
Введение в новую тему.
II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
- виды наследственной изменчивости
- Мутации их типы и свойства
III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
Закрепление занятия, подведение итогов, домашнее задание.
Ход занятия:
I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ
Организационный момент:
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!
Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Древнегреческой картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА.
Вглядитесь в изображение, кто это?
«…Есть бытие, но именем каким
его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Созданье ли болезненной мечты
Иль дерзкого ума соображенья…» (Е. А. Баратынский)
А вот генетик бы сказал – это мутации.
Постановка проблемы: возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника? (ответ в конце урока)
Тема нашего занятия « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».
Сегодня мы выясним сущность наследственной и ненаследственной изменчивости, изучим их закономерности и эволюционный смысл.
I I ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
- Актуализация опорных знаний
- Что такое наследственость? Изменчивость?
- При размножении образуется новый организм, похожий на своих родителей. Объясните, чем обусловлено сходство потомства с родителями и их различия.
Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки под воздействием различных факторов. Изменчивость заключается в изменении наследственных задатков, то есть генов. Изменчивость противоположна наследственности. Если наследственность стремится закрепить признаки и свойства организма, то изменчивость обеспечивает появление новых признаков и свойств организма. Благодаря изменчивости организмы приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
- Известно, что связь между поколениями осуществляется через клетки. Через какие клетки преимущественно осуществляется связь между поколениями у животных?
- В результате какого процесса осуществляется связь между потомством и родителями?
- Какие структуры клетки определяют наследственность и изменчивость?
Кроме того давайте вспомним понятия из прошлого раздела:
Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).
Геноти́п — совокупность генов данного организма, которая, в отличие от понятия генофонд, характеризует особь, а не вид.
Ген – это участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида либо функциональной РНК. Гены (точнее, аллели генов) определяют наследственные признаки организмов, передающиеся от родителей потомству при размножении.
Гомозигота - диплоидный организм или клетка, несущий идентичные аллели гена в гомологичных хромосомах.
Гетерозигота - диплоидные или полиплоидные ядра, клетки или многоклеточные организмы, копии генов которых в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями.
Выделяют три вида наследственной изменчивости:
-мутационная –комбинативная -соотносительная
Эти виды имеют свои причины возникновения и значения. Давайте охарактеризуем их в форме таблицы
Вид изменчивости | Причина возникновения | значение | Пример |
мутационная | Влияние внешних и внутренних факторов, в результате чего происходят изменения в генах и хромосомах | Т.к. мутации имеют различное значение они служат материалом для естественного отбора | Полиплоидные формы у растений, насекомых и рыб. |
комбинативная | Возникает стихийно в пределах одной популяции при скрещивании, когда у потомков появляются новые наследственные изменения | Распространение в популяции новых наследственных изменений, которые являются материалом для естественного отбора. | Появление серого потомства при скрещивании белого и черного кроликов |
соотносительная | Возникает в результате плейотропии (что это?) | Обеспечивает целостность организма как системы | Длинноногие животные имеют длинную шею |
Мутации их типы и свойства
Большую роль в природе играет мутационная изменчивость.
Мутация (от лат. “mutazio” - изменение, перемена) –наследственное изменение генотипа, это изменение наследственного материала, приводящее к появлению новых признаков организма, способных передаваться последующему поколению.
Термин “мутация” ввел в науку в 1901 г. Голландский генетик Г.де Фриз, описавший самопроизвольные мутации у растений
Де Фриз создал мутационную теорию (1901-1903), основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:
1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов.
2. Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из поколения в поколение.
3 Мутации не образуют непрерывных рядов, не группируются вокруг среднего типа, они являются качественными изменениями.
4 Мутации ненаправленны — мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так жизненно важных признаков в любом направлении.
5. Одни и те же мутации могут возникать повторно.
6.Мутации индивидуальны, то есть возникают у отдельных особей.
Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной (индивидуальной), подчеркивая ее случайный и относительно редкий характер.
Процесс возникновения мутаций называют мутагенез. Организмы, у которых произошли мутации—мутанты. Факторы среды, вызывающие появление мутаций — мутагены.
Классификация мутаций
По характеру проявления: рецессивные и доминантные.
По адаптивному значению: полезные, вредные, летальные, полулетальные и нейтральные.
По месту возникновения: генеративные и соматические.
По уровню возникновения: точковые (генные), хромосомны, внутрихромосомные, межхромосомные и кариотипические (геномные)
По характеру проявления мутации могут быть: доминантными (проявляющимися чаще) и рецессивными (проявляющиеся реже).
Если доминантная мутация является вредной, то она может вызвать гибель ее обладателя на ранних этапах онтогенеза.
Рецессивные мутации не проявляются у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняются в популяции в «скрытом» состоянии и образуют резерв наследственной изменчивости.
При изменении условий среды обитания носители таких мутаций могут получить преимущество в борьбе за существование.
По адаптивному значению они бывают: Полезные - повышают жизнеспособность. Летальные - вызывают гибель. Полулетальные - снижают жизнеспособность. Нейтральные - не влияют на жизнеспособность особей
По месту возникновения мутации бывают:
Генеративные мутации возникают в половых клетках, не влияют на признаки данного организма, проявляются только в следующем поколении.
Соматические мутации возникают в соматических клетках, проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении. Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного
По уровню возникновения выделяют:
1.Генные - Это изменения структуры генов. Поскольку ген представляет собой участок молекулы ДНК, то генная мутация представляет собой изменения в нуклеотидном составе этого участка. Генные мутации могут происходить в результате:1) замены одного или нескольких нуклеотидов на другие; 2) вставки нуклеотидов; 3) потери нуклеотидов; 4) удвоения нуклеотидов; 5) изменения порядка чередования нуклеотидов.
Эти мутации приводят к изменению аминокислотного состава полипептидной цепи и, следовательно, к изменению функциональной активности белковой молекулы. Благодаря генным мутациям возникают множественные аллели одного и того же гена.
Заболевания, причиной которых являются генные мутации, называются генными . Это такие заболевания как: Альбинизм Дальтонизм Гемофилия
2.Хромосомные -Это изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы — внутрихромосомные мутации (делеция, инверсия, дупликация, инсерция), так и между хромосомами — межхромосомные мутации (транслокация).
Хромосомная мутация | Особенность | Пример | ||||
Утрата | потеря концевой части хромосомы | Мутация в 21 хромосоме - белокровие | ||||
Делеция | потеря срединной части хромосомы | |||||
Дупликация | удвоение участка хромосомы | Восьмикратно повторяющийся ген у дрозофилы | ||||
Инверсия | Поворот на 180° срединной части хромосомы | |||||
Транслокация | Прикрепление части от другой хромосомы | |||||
Примерами хромосомных мутаций могут служить такие заболевания как:
Синдром Дауна Синдром Клайнфельтера Синдром Шерешевского–Тернера
Геномные это изменение числа хромосом. Геномные мутации возникают в результате нарушения нормального хода митоза или мейоза.
Гаплоидия - уменьшение числа полных гаплоидных наборов хромосом.
Гетероплоидия (анеуплоидия) - некратное увеличение или уменьшение числа хромосом. Чаще всего наблюдается уменьшение или увеличение числа хромосом на одну (реже две и более). Наиболее вероятной причиной гетероплоидии является нерасхождение какой-либо пары гомологичных хромосом во время мейоза у кого-то из родителей. В этом случае одна из образовавшихся гамет содержит на одну хромосому меньше, а другая - на одну больше. Слияние таких гамет с нормальной гаплоидной гаметой при оплодотворении приводит к образованию зиготы с меньшим или большим числом хромосом по сравнению с диплоидным набором, характерным для данного вида: нулесомия (2n - 2), моносомия (2n - 1), трисомия (2n + 1), тетрасомия (2n + 2) и т.д.
Полиплоидия - увеличение числа полных гаплоидных наборов хромосом: триплоиды (3n), тетраплоиды (4n) и т.д. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином. Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.
Причины возникновения мутаций ученые до конца не выяснили, но они выделили несколько факторов, которые способствуют возникновению мутаций. Это: излучение, яды, температура и газы . Все они в разной степени способствуют появлению изменений в организме. По количеству распространенности в природе на первом месте находятся биологические- это вирусы и бактерии, затем физические -рентгеновские лучи, гамма лучи, ультрафиолетовое излучение, высокие и низкие температуры ; и химические -соли тяжелых металлов, алкалоиды, чужеродные ДНК и РНК, аналоги азотистых оснований нуклеиновых кислот, алкилирующие соединения.
III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
Закрепление изученного материала
- Что представляет собой мутации?
- Почему мутационная изменчивость относят к генотипическим?
- Почему многие мутации проявляются не сразу?
- Какие мутации называют генеративными?
Каково значение наследственной изменчивости для человека?
Здоровье нынешних будущих поколений людей в значительной степени зависит от того, какой генетический груз получен в наследство от предыдущих, какое количество мутаций накоплено человечеством. Проблема заключается в том, что ускорение частоты мутаций ведет к увеличению числа особей с врожденными дефектами и вредными отклонениями, передающимися по наследству. В связи с этим одна из важнейших задач охраны природы и обеспечение генетической безопасности человека – мониторинг окружающей среды и выявление загрязнителей, обладающей мутагенной и канцерогенной активностью.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
- Оценить степень реализации поставленных целей.
- Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника?
3. Оценка работы учащихся на уроке.
Литература:
- Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Оникс, 2007. – 1088 с
- учебник В. М. Еонстантинов Общая биология (среднее профессиональное образование).М.: Академия, 2010
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
Тема: « Мутационная изменчивость – наследственная или генотипическая».
Задание № 1: Вглядитесь в изображение, что Вы видите?
(Полотно нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА: «Монах»).
Проблемный вопрос: Возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника?
Задание № 2: Запишите таблицу «Виды наследственной изменчивости»:
Вид изменчивости | Причина возникновения | значение | Пример |
мутационная | Влияние внешних и внутренних факторов, в результате чего происходят изменения в генах и хромосомах | Т.к. мутации имеют различное значение они служат материалом для естественного отбора | Полиплоидные формы у растений, насекомых и рыб. |
комбинативная | Возникает стихийно в пределах одной популяции при скрещивании, когда у потомков появляются новые наследственные изменения | Распространение в популяции новых наследственных изменений, которые являются материалом для естественного отбора. | Появление серого потомства при скрещивании белого и черного кроликов |
соотносительная | Возникает в результате плейотропии (что это?) | Обеспечивает целостность организма как системы | Длинноногие животные имеют длинную шею |
Задание № 2: Сделайте запись в тетрадь:
Де Фриз мутационная теория (1901-1903), основные положения:
1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов.
2. Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из поколения в поколение.
3 Мутации не образуют непрерывных рядов, не группируются вокруг среднего типа, они являются качественными изменениями.
4 Мутации ненаправленны — мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так жизненно важных признаков в любом направлении.
5. Одни и те же мутации могут возникать повторно.
6.Мутации индивидуальны, то есть возникают у отдельных особей.
Классификация мутаций
По характеру проявления мутации могут быть: доминантными (проявляющимися чаще) и рецессивными (проявляющиеся реже).
Если доминантная мутация является вредной, то она может вызвать гибель ее обладателя на ранних этапах онтогенеза. Рецессивные мутации не проявляются у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняются в популяции в «скрытом» состоянии и образуют резерв наследственной изменчивости. При изменении условий среды обитания носители таких мутаций могут получить преимущество в борьбе за существование.
По адаптивному значению они бывают: Полезные - повышают жизнеспособность. Летальные - вызывают гибель. Полулетальные - снижают жизнеспособность. Нейтральные - не влияют на жизнеспособность особей.
По месту возникновения мутации бывают: Генеративные мутации возникают в половых клетках, не влияют на признаки данного организма, проявляются только в следующем поколении. Соматические мутации возникают в соматических клетках, проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении. Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного
По уровню возникновения выделяют: Генные - Это изменения структуры генов. Поскольку ген представляет собой участок молекулы ДНК, то генная мутация представляет собой изменения в нуклеотидном составе этого участка. Генные мутации могут происходить в результате:1) замены одного или нескольких нуклеотидов на другие; 2) вставки нуклеотидов; 3) потери нуклеотидов; 4) удвоения нуклеотидов; 5) изменения порядка чередования нуклеотидов. Хромосомные -Это изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы — внутрихромосомные мутации (делеция, инверсия, дупликация, инсерция), так и между хромосомами — межхромосомные мутации (транслокация). Гаплоидия - уменьшение числа полных гаплоидных наборов хромосом. Гетероплоидия (анеуплоидия) - некратное увеличение или уменьшение числа хромосом. Полиплоидия - увеличение числа полных гаплоидных наборов хромосом: триплоиды (3n), тетраплоиды (4n) и т.д. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.
Примерами хромосомных мутаций могут служить такие заболевания как: Синдром Дауна Синдром Клайнфельтера Синдром Шерешевского–Тернера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по биологии
методические рекомендации позволяют в случае надобности самостоятельно изучить материал...
презентация по биологии на тему :"Наследственные заболевания" 10-11 класс
Урок лекция с презентацией на тему "Наследственные заболевания"...
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Наследственные и врожденные заболевания новорожденных»
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в л...
Использование современных педагогических технологий на уроке биологии по теме «Наследственная изменчивость. Мутации».
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и по...
Методическое пособие по теме "Мутационная изменчивость"
Данное методическое пособие по учебной дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности средн...
Методическая разработка практического занятия по генетике. Наследственные заболевания человека и методы их диагностики
Материал для проведения практического занятия занятий для студентов медицинских учреждений СПО по Генетике...
Методическая разаработка практического занятия Методы изучения наследственности человека
Методическая разарботка к практическому занятию "Методы изучения наследственности человека" предназначена для студентов специальности 31.02.01. Лечебное дело, способствует...