Соединение проводников
календарно-тематическое планирование на тему
Цель: познакомить с параллельным, последовательным и смешанным соединением; закрепить и углубить знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_resheniya_zadach.docx | 136.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока на тему «Соединение проводников»
по предмету «Физика»
(группа специальности «Электрик судовой», I курс)
Разработал:
Корякина А.К.
2011
Тема: «Соединение проводников»
Цель: познакомить с параллельным, последовательным и смешанным соединением; закрепить и углубить знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей
Демонстрационное оборудование: провода, амперметры(3), вольтметры(3), источник питания, резисторы(2), ключ
Оснащение: ноутбук, проектор, экран, 10 компьютеров
ППС:
- Лабораторные работы по физике. 11 класс. ООО «Дрофа», 2006; ООО «Квазар-Микро», 2006
- Физика. 7-11 класс. Школьный репетитор. ООО «Питер Пресс», 2008
Ход урока:
I. Демонстрация последовательного и параллельного соединения проводников
I.1 Последовательное соединение проводников
- Собирается схема электрической цепи:
Амперметры, включенные в разные точки этой цепи, показывают одинаковую силу тока. Учащиеся делают вывод: при последовательном соединении проводников сила тока во всех частях одинакова. (Данные заносятся в таблицу)
- Включаются в цепь вольтметры так, чтобы они измеряли напряжение на каждом из проводников, а также полное напряжение на них:
Учащиеся, после наблюдения делают вывод: при последовательном сопротивлении проводников напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом проводнике. (Данные записывают в таблицу)
На основании закона Ома: U1=IR1 , U2=IR2 . Следовательно, =
Вывод: U~R
Подставляя U=I(R1 +R2). Если общее сопротивление цепи равно R, то U=IR.
Тогда R=R1+R2 (формула заносится в таблицу)
Вывод: общее сопротивление цепи, состоящей из 2-х последовательно соединенных проводников, равно сумме их сопротивлений.
I. 2 Параллельное соединение проводников
Представляется схема:
После опыта учащиеся записывают выводы:
- Сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов в ее ветвях
- Напряжения в параллельно соединенных участках цепи одинаковы
- По закону Ома для каждой ветви
I1= , I2=
Разделив почленно первое из этих соотношений на второе, получим:
=
Вывод: силы токов в параллельно соединенных участках цепи обратно пропорциональны их сопротивлениям.
Если общее сопротивление разветвленной цепи с параллельно соединенными участками обозначить R, то по закону Ома
I = . Силы токов в параллельных ветвях складываются, поэтому = + .
Сокращая это выражение на U, получаем: = +
Вывод: при параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям.
Таблица «Соединение проводников»
Параллельное соединение проводников | Последовательное соединение проводников |
I =I1 + I2 + I3 +…+ IN | I= I1 =I2 =I3 =…=IN |
U= U 1 = U 2 = U3 =…= UN | U= U1 +U2 + U3 +…+ UN |
R=R1 +R2 +R 3 +…+RN |
II. Виртуальная лабораторная работа «Исследование смешанного соединения проводников»
Задание к схеме 1:
- Соберите электрическую схему
- Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
- Снимите показания амперметра (при необходимости измените сопротивление реостата. передвинув курсором его ползунок)
Задание к схеме 2:
- Соберите электрическую схему
- Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
- Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)
Задание к схеме 3:
- Соберите электрическую схему
- Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
- Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)
Задание к схеме 4:
- Соберите электрическую схему
- Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
- Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)
После выполнения работы учащимся предлагаются вопросы:
Как изменятся показания амперметра при движении реостата вправо(влево)? Чем это объясняется?
III. Решение задач (задачи из компакт - диска «Физика. 7-11 класс.». Школьный репетитор. ООО «Питер Пресс», 2008. В случае затруднения учащихся, решение задачи демонстрируется на экране )
№705. Определить общее сопротивление цепи, изображенной на рисунке. Сопротивления R1=R2=R5=R6=1 Ом. Сопротивление R3= 10 Ом. Сопротивление R4=8 Ом. (Ответ 7 Ом)
№712. К источнику тока с напряжением U=12В подсоединены две лампочки, как показано на схеме ниже. Сопротивление участков цепи равно r1=r2=r3=r4=r =1,5 Ом. Сопротивление лампочек равно R=36 Ом. Определить напряжение тока на лампочках. (Ответ: U1 =10,34В; U2=9,54В
№715. Три резистора включены по схеме, изображенной на рисунке. Если резисторы включены в цепь в точке А и В, то сопротивление в цепи будет R=20 Ом, а если в точках А и С, то сопротивление в цепи будет R0 =15Ом. Найти сопротивление резистора r2, если известно, что r1 =2 r2
IV. Домашнее задание:
- §55 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.;
- Л.А. Кирик «Электричество и магнетизм», Самостоятельная работа №11, вариант «А»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Последовательное соединение проводников
Тип: усвоение и закрепление новых знаний...
Практическое занятие:Последовательное и параллельное соединение проводников.
Практическое занятие: Последовательное и параллельное соединение проводников.Тип урока: Урок - практикумЦель: (С точки зрения усвоения знаний) создать условия для вторичного осмысления уже...
Сценарий открытия недели профессии "Профессии проводник пассажирского вагона", Газета, посвященная недели профессии проводник, кроссворд
Вагоны везут пассажиров в плацкарте,В купейных вагонах, в нарядных СВДороги железные нити по картеПо всей протянулись огромной стране....
методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников
Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...
Разработка лабораторной работы «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »
Лабораторная работа выполняется на электротехнических стендах....
Разработка лабораторной работы «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »
Лабораторная работа выполняется на электротехнических стендах....
Презентация к лабораторной работе «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »
Презентация к разработке лабораторной работы...