Разработка лабораторной работы «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »
учебно-методический материал

Змеева Наталья Григорьевна

Лабораторная работа выполняется на электротехнических стендах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_laboratornaya_rabota.docx586.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики, преподаватель – Змеева Наталья Григорьевна

Число: 27.02.19

Группа: ЭМ-18-326

Тема урока. Лабораторная работа «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »

Формирование общих компетенций.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и  личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Цели урока (результаты обучения):

Обучающая цель – предметные результаты:

Студенты должны уметь:

  1. владеть основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать физическую терминологию и символику;
  2. владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
  3. обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими  величинами,  объяснять  полученные результаты и делать выводы.

Развивающая цель – метапредметные результаты:

  1. использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.

Воспитывающая цель – личностные результаты: 

  1. физически грамотно вести себя в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
  2. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  3. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Тип урока: практическая работа.

Технология урока: групповая технология.

Методы урока:

  1. Словесные методы (рассказ, беседа).
  2. Наглядные методы (плазма, раздаточный материал, презентация, электротехнические стенды с набором минимодулей).
  3. Практические методы (сборка цепи, выполнение измерений и расчетов).

Оснащение урока:

Плазма, ПК, электротехнические стенды с набором минимодулей- 5 шт, раздаточный материал: рекомендации для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационно - мотивационный момент (10мин)
  • Разделение учащихся на группы
  • Мотивационный момент
  • Постановка темы
  • Целеполагание
  • Актуализация
  1. Организация самостоятельной деятельности обучающихся по выполнению лабораторной работы (70мин).

- Правила техники безопасности

- Правила работы в команде

- Критерии оценки работы в команде

 - Организация работы в группах, по выполнению лабораторной работы.

- Обсуждение работы групп.

- Закрепление материала решение задач

  1. Подведение итогов урока (5-7мин).

- Самооценка (Заполнение отчетов  команд, озвучивание оценок командной работы) .

-Рефлексия, итоговое слово преподавателя,

- Сдача отчетов.

  1. Домашнее задание (2-3мин). Подготовка к итоговому тестированию по теме «Постоянный электрический ток»

Задания для закрепления знаний.

Самостоятельная работа по теме «Закон Ома»

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

3

3

4

4

5

5

Инструкция: Внимательно прочитайте задания и выполните их на этом листе.

  1. Запишите формулу закона Ома для участка цепи:
  2. Вставьте пропущенные знаки ( + , - , * , : , = ) в формулах

Законы последовательного соединения проводников:

Сила тока

І       І1      І2

Напряжение

U     U1     U2

Сопротивление

R     R1    R2

  1. Вставьте пропущенные знаки ( + , - , * , : , = ) в формулах

Законы параллельного соединения проводников:

Сила тока

І      І1     І2

Напряжение

U     U1    U2

Сопротивление


4.  Запишите законы последовательного соединения проводников:

  1. Запишите законы параллельного соединения проводников:

Время выполнения задания 5 минут!

Желаем успеха!

ФИО ___________________________________________________

Оценка__________________

ФИО студента_______________________________________________________Группа____________

Лабораторная работа

«Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »

Цель работы:

  1. Получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в электрическую цепь измерительных приборов.
  2. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома в линейной электрической цепи.

Оборудование:

Наименование минимодуля

Количество

Резистор 2 Вт 22 Ом

1

Резистор 2 Вт 68 Ом

1

Резистор 2 Вт 82 Ом

1

Резистор 2 Вт 100 Ом

1

Теория

  Закон Ома для участка цепи:

При последовательном соединении (рис.5) проводников:

; ,

При параллельном соединении (рис.6) проводников:

Поскольку , то

Ход работы:

Задание 1. Последовательное соединение.

Таблица 1.

Последовательное соединение

U1

U2, B

Uобщ=U1+U2, B

I1, мА

I2, мА

Iобщ, мА

R1, Ом

R2, Ом

Rобщ, Ом.

  1. Соберите схему. (Покажите схему преподавателю, прежде чем производить измерения!):

  1. Измерьте силу тока I1  и I2  , показания занесите в таблицу1.
  2. Найдите общий ток в цепи I, результат занесите в таблицу1.
  3. Найдите общее сопротивление в цепи, результат занесите в таблицу1.

  1. Проверьте выполнение законов последовательного соединения (подставьте в выражение закона Ома, вместо величин их значения из таблицы):

Задание 2. Параллельное соединение.

Таблица 2

Параллельное соединение

Uобщ, B

I1, мА

I2, мА

Iобщ=I1+I2, мА

R1, Ом

R2 Ом

Rобщ, Ом

  1. Соберите схему (Покажите схему преподавателю, прежде чем производить измерения!):

  1. Измерьте силу тока I1  и I2 , показания занесите в таблицу 2.
  2. Найдите общий ток в цепи I, результат занесите в таблицу 2.
  3. Найдите общее сопротивление в цепи, результат занесите в таблицу 2.

  1. Используя закон Ома, вычислите общее напряжение в цепи, Uобщ.

  1. Проверьте выполнение законов параллельного соединения (подставьте в выражение закона Ома, вместо величин их значения из таблицы):

  1. На основании проведенных опытов, сделайте вывод о том, выполняются ли законы электрического тока для последовательного и параллельного соединений проводников в линейных электрических цепях.

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время выполнения –   60 минут.

Желаем успеха!


Отчет команды

Название команды

Состав команды (ФИО)

1. Командир -

2.

3.

4.

Оценка работы в команде:

«Да»-1 балл, «Частично»-0,5 баллов, «Нет»- 0 баллов.

Виды выполняемых работ:

Количество баллов:

Полнота и правильность сборки электрических  цепей

(максимально – 1 балл)

Верность написания формул, условных обозначений, единиц измерения, расчетов

(максимально – 1 балл)

соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторной работы

(максимально – 1 балл)

полнота и достоверность предоставляемых отчетов и выводов в них

(максимально – 1 балл)

Итого:

Оценка командной работы:

Критерии оценки командной работы:

Общее количество баллов

Оценка

4 балла

5

3 балла

4

2 балла

3


Лист самооценки

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, делая пометки в графе, соответствующей вашему впечатлению.

Да, я

справился.

Нет, были

затруднения.

Требуется

помощь!

Были затруднения в сборке цепей?

Вы выяснили, справедлив ли закон Ома при последовательном, параллельном соединении проводников?

Были затруднения в формулировании вывода в работе?

Были затруднения в расчетах и оформлении отчета работы?

Все ли задания были понятны?

Спасибо!


ВЫ РАБОТАЕТЕ В КОМАНДЕ!

Помните:

  • успех команды зависит от работы каждого,
  • каждый имеет право предлагать и высказывать свое мнение,
  • мнение каждого для команды ценно,
  • мы не критикуем друг друга,
  • мы помогаем своим товарищам.

Критерии оценки:

Работа группы будет оцениваться по следующим критериям:

  • полнота и правильность сборки электрической цепи,
  • верность написания формул, условных обозначений, единиц измерения, расчетов,
  • соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторной работы,
  • полнота и достоверность предоставляемых отчетов и выводов в них.

Конспект урока

Урок физики, преподаватель – Змеева Наталья Григорьевна

Тема урока. Лабораторная работа «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников »

Формирование общих компетенций.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и  личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Цели урока (результаты обучения):

Обучающая цель – предметные результаты:

Студенты должны уметь:

  1. владеть основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать физическую терминологию и символику;
  2. владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
  3. обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими  величинами,  объяснять  полученные результаты и делать выводы.

Развивающая цель – метапредметные результаты:

  1. использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.

Воспитывающая цель – личностные результаты: 

  1. физически грамотно вести себя в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
  2. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  3. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Тип урока: практическая работа.

Технология урока: групповая технология.

Методы урока:

  1. Словесные методы (рассказ, беседа).
  2. Наглядные методы (плазма, раздаточный материал, презентация, электротехнические стенды с набором минимодулей).
  3. Практические методы (сборка цепи, выполнение измерений и расчетов).

Оснащение урока:

Плазма, ПК, электротехнические стенды с набором минимодулей- 5 шт, раздаточный материал: рекомендации для работы в группах.

Ход урока:

  1. Организационно - мотивационный момент (10мин)
  • Разделение учащихся на группы (При входе в кабинет обучающиеся делятся на группы, по желанию)
  • Мотивационный момент

На слайде  1 Вы видите разные электрические цепи  и их применение в разных сферах нашей жизнедеятельности. Каким законом необходимо пользоваться при монтаже, эксплуатации электрических цепей? (Ответ: законом Ома) В Вашей профессиональной деятельности закон Ома используется? (Ответ: Например, дымовые извещатели в системе пожарно- охранной сигнализации подключаются по закону Ома, параллельным способом соединения извещателей.)

- Постановка темы  

Закон Ома для участка цепи мы изучили с Вами на лекционных занятиях, а сегодня получим практические навыки, применим Ваши знания при выполнении лабораторной работы.

Тема занятия: Лабораторная работа «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников » Слайд 2

  • Целеполагание Слайд 3

На сегодняшнем занятии  необходимо:

  1. Получить навыки сборки простых электрических цепей, включения в электрическую цепь измерительных приборов.
  2. Научиться измерять токи и напряжения.
  3. Убедиться в соблюдении законов Ома в линейной электрической цепи, при последовательном и параллельном соединении проводников.
  • Актуализация

Для того чтобы приступить к выполнению лабораторной работы Вам необходимо вспомнить основные моменты из ранее изученного материала по теме «Закон Ома».

Вопросы: Слайд 4

  1. Сформулируйте закон Ома для участка цепи?
  2. Каковы законы последовательного соединения проводников?
  3. Каковы законы параллельного соединения проводников? 

-Внимание на экран еще раз рассмотрим линейные цепи и законы к ним. Слайд  5

2. Организация самостоятельной деятельности обучающихся по выполнению лабораторной работы (70мин). 

-Организация работы в группах, по выполнению лабораторной работы.

Вы повторили закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, а сейчас проверим эти законы на практике. Перед тем как приступить к выполнению работы, повторим правила техники безопасности.

- Правила техники безопасности: Слайд 6

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование (минимодули), проверить их исправность.
  2. Перед выполнением работы внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.
  3. Источник тока к электрической цепи подключать в последнюю очередь.
  4. Собранную цепь включать только после проверки и с разрешения преподавателя!
  5. Не производить пересоединений в цепях до отключения источника электропитания.
  6. По окончанию работы, отключить электрические устройства и приборы от источника питания.
  7. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование (минимодули) в кейсы.

Лабораторная работа будет выполняться Вами в командах. Выберите командира, придумайте название команды и распределите роли в команде.

- Правила работы в команде: Слайд 7

  1. успех команды зависит от работы каждого,
  2. каждый имеет право предлагать и высказывать свое мнение,
  3. мнение каждого для команды ценно,
  4. мы не критикуем друг друга,
  5. мы помогаем своим товарищам.

- Критерии оценки работы в команде: Слайд 8

  1. полнота и правильность сборки электрической цепи,
  2. верность  написания формул, условных обозначений, единиц измерения, расчетов,
  3. соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторной работы,
  4. полнота и достоверность предоставляемых отчетов и выводов в них.

Приступаем к выполнению работы. Время выполнения работы – 60 минут.

- Обсуждение работы групп.

-Закрепление материала решение задач . Слайд 9 10

  1. Подведение итогов урока (5-7мин).

- Самооценка (Заполнение отчетов  команд, озвучивание оценок командной работы Слайд 11, 12

-Рефлексия, итоговое слово преподавателя,

- Сдача отчетов.

  1. Домашнее задание (2-3мин). Подготовка к итоговому тестированию по теме «Постоянный электрический ток» Слайд 13..

Структура занятия

№  этапа

Время

Наименование этапов

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

10 мин

Организационно-мотивационный этап

  1. Разделение учащихся на группы

  1. Приветствует обучающихся и высказывает желание плодотворной работы.

3. Проверка готовности к занятию.

4. Мотивационный момент

Задает вопросы, обращается к презентации (Слайд 1)

5.  Постановка темы (Слайд 2)

6. Мотивирует на предстоящую работу. Ставит ситуацию совместного определения целей урока.

7. Актуализирует знания обучающихся.

- Задает вопросы, выстраивает проблемную беседу.

1. При входе в кабинет,  обучающиеся делятся на группы, по желанию.

2. Слушают.

3.Настраиваются на рабочий лад.

4. Отвечают на поставленные вопросы. Слушают. Смотрят на Слайд 1.

5. Смотрят на Слайд 2, формулируют тему урока.

 6.Формулируют цели предстоящего занятия (Слайд 3)

7.Отвечают на вопросы, участвуют в проблемной беседе  (Слайды 4, 5).

2.

70  мин

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по выполнению лабораторной работы.

  1. Преподаватель объясняет:

- Правила техники безопасности

- Правила работы в команде

- Критерии оценки работы в команде (Слайды 6,7,8)

2. Организует работу в группах, по выполнению лабораторной работы.  Наблюдает за работой обучающихся, консультирует и стимулирует учебные действия обучающихся.

3. Обсуждение работы групп        

4. Закрепление материала:

- Преподаватель  предлагает выполнить самостоятельную работу, с ключевыми формулами, законами урока.

- Взаимопроверка работ (Слайд 9,10).

1. Внимательно слушают и смотрят на экран. (Слайды 6,7,8)

2. Работают в командах, выполняют лабораторную работу

3. Командиры рассказывают о работе групп.

4. Выполняют самостоятельную работу.

- Проверяют работу товарища по парте, ставят оценки, сверяя с эталоном на экране (Слайды 9,10).

3

5-7 мин

Подведение итогов.

Рефлексия деятельности

1. Самооценка (Заполнение отчетов  команд, озвучивание оценок командной работы Слайд 11, 12)

- Сдача отчетов.

2.Проводит рефлексию деятельности.

.

3.Подводит общий итог урока.

4. Благодарит за работу.

1.Заполняют отчеты команд. Оценивают работу команды, озвучивают оценку команды, в соответствии с критериями.

- Сдают отчеты.

2. Заполняют листы самооценки за урок.

3. Подводят итоги своей деятельности.

4

2 -3 мин

Домашнее задание

Предлагает и комментирует домашнее задание.

Берут бланки с домашним задание.

Всего

90 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие:Последовательное и параллельное соединение проводников.

Практическое занятие: Последовательное и параллельное соединение проводников.Тип урока:  Урок - практикумЦель: (С точки зрения усвоения знаний)  создать условия для вторичного осмысления уже...

Итоговая разработка по курсу "SMARTBoard" Тема: «Основы электротехники», «Последовательное и параллельное соединение», «Переменный ток», «Трёхфазный ток», «Электрические машины», «Трансформаторы»

SMARTBoard _Саканская-Грицай_ЕИ_ Итоговая разработка по курсу1.     Тема: «Основы электротехники», «Последовательное и параллельное соединение», «...

Изучение последовательного и параллельного сопротивления проводников.

Материал содержит описание лабораторной работы по проверке основных соотношений для последовательного и параллельного соединения проводников. Данный материал используется для работы со студентами дист...

Методическая разработка "Закон Ома для участка цепи"

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «ОП. 03 «Электротехника и электроника»» предназначены для студентов специальности  23.02.04 «Техническ...