РП Основы электроники и схемотехники" для спец 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
рабочая программа

Лысенко Ольга Николаевна

Рабочая программа разработана для специальности 13.02.11 СПО по ФГОС СПО для спец 13.02.11 утвержденный приказом Минобр Науки РФ  №1196 от 07.12.2017 года. и предусматривает участие в Ворлдскилс Россия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Анжеро-Судженский горный техникум»

.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

______________ Н.В.Панкратова

«___»___________201_г.

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.11 «Основы электроники и схемотехники»

для специальности

13.02.11

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 №1196, с учетом примерной рабочей программы.

Рассмотрено

на заседании  ЦМК профессионального цикла

13.02.11 «Техническая эксплуатация и

обслуживание электрического и

электромеханического оборудования

(по отраслям).

Протокол № __  от «___»_______201_ г.

Председатель________О.А.Григорьева

Разработчик:

Лысенко О.Н., преподаватель

ГПОУ «Анжеро-Судженский горный техникум»

Рецензент:

Вехова И.Г. преподаватель ГПОУ «АСПК»

                        Богданова Л. А.

г. Анжеро-Судженск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 «Основы электроники и схемотехники»

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 «Основы электроники и схемотехники» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана за счет 54 часов обязательной и 12 часов вариативной части программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика, с учетом интересов работодателей в части освоения дополнительных профессиональных компетенций, знаний и умений, обусловленных требованиями к компетенции Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia (далее -WSR) компетенции №18 Электромонтаж.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК  01.  Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК  02.  Осуществлять поиск анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК  09.  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК  10.  Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК  1.1.  Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;

ПК  1.2.  Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования;

ПК  1.3.  Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;

ПК  1.4.  Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования;

ПК 2.1.  Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники;

ПК  2.2.  Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники;

ПК  2.3.  Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники;

ДПК  1.5 Организовывать и выполнять работы по выбору, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту горного электромеханического оборудования и автоматических устройств.

ДПК 1.6 Осуществлять планирование монтажных работ на основе чертежей и документации

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
  • рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;
  • снимать показания и пользоваться электронными  измерительными приборами и приспособлениями;
  • собирать электрические схемы;
  • проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
  • методы расчета и измерения основных параметров цепей;
  • основы физических процессов в полупроводниках;
  • параметры электронных схем и единицы их измерения;
  • принципы выбора электронных устройств и приборов;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;
  • свойства полупроводниковых материалов;
  • способы передачи информации в виде электронных сигналов;
  • устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;
  • математические основы построения цифровых устройств;
  • основы цифровой и импульсной техники:
  • цифровые логические элементы.

1.4 Использование 12 часов вариативной части ОПОП

Умения и знания, вводимые за счет часов вариативной части

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Уметь:

- рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;

- снимать показания и пользоваться электронными  измерительными приборами и приспособлениями;

- собирать электрические схемы;

- проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования.

Знать:

- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

- параметры электронных схем и единицы их измерения;

- принципы выбора электронных устройств и приборов;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;

- способы передачи информации в виде электронных сигналов;

- устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;

- математические основы построения цифровых устройств;

- основы цифровой и импульсной техники:

- цифровые логические элементы.

Тема 1.1.Назначение и классификация элементов электроники

2+4+2

ДПК1.5; ДПК1.6;

Расширение  и углубление компетенций

ОК 2; ОК5, ОК9

ПК1.1-1.4

ПК2.1-2.3

2

Уметь:

- рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей;

- снимать показания и пользоваться электронными  измерительными приборами и приспособлениями;

- собирать электрические схемы;

- проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования.

Знать:

- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

- параметры электронных схем и единицы их измерения;

- принципы выбора электронных устройств и приборов;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов;

- способы передачи информации в виде электронных сигналов;

- устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов;

- математические основы построения цифровых устройств;

- основы цифровой и импульсной техники:

- цифровые логические элементы.

Тема 1.2 Электромагнетизм и электромагнитная индукция

2+0+2

ДПК1.5; ДПК1.6;

Расширение  и углубление компетенций

ОК 2; ОК5, ОК9

ПК1.1-1.4

ПК2.1-2.3

ИТОГО

12

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  66 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося  4 часа;

консультации 2 часа;

промежуточная аттестация 6 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     лабораторные занятия

10

     практические занятия

6

     контрольные работы

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

Подготовка к аудиторным занятиям

Выполнение практических заданий

4

Создание портфолио, дневника

Создание презентации

Подготовка к экзамену

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме

6

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 «Основы электроники и схемотехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Коды формируемых компетенций

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основные элементы электроники

Тема 1.1.Назначение и классификация элементов электроники

Содержание учебного материала

16

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10

  1. Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость.

  1. Электронно-дырочный переход – p-n переход. Свойства электронно-дырочного перехода.

  1. Основные параметры транзисторов. Способы включения транзисторов. Усиление напряжения и тока транзисторными каскадами.

  1. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, конструкция, маркировка, область применения.

  1. Входная и выходная характеристика транзистора. Принцип построения нагрузочной характеристики. Определение рабочей точки.

  1. Биполярные транзисторы. Полевые транзисторы.

  1. Оптоэлектронные приборы. Интегральные микросхемы (ИМС). Система обозначения ИС

  1. Частотнонезависимая обратная связь. Работа транзистора в ключевом режиме.Условие самовозбуждения мультивибратора.

Практические занятия

2

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4; ПК2.1-2.3ДПК1.5; ДПК1.6

3

Исследование характеристик диодов, светодиодов и стабилитронов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4; ПК2.1-2.3ДПК1.5; ДПК1.6

3

Основные регламентирующие документы по стандартам WorldSkills Russia

Раздел 2. Основы схемотехники

Тема 2.1. Логические и запоминающие устройства.

Содержание учебного материала

22

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10

  1. Знакомство с программой ONI PLR Studio.

  1. Условные обозначения элементов и логической операции в программе ONI PLR Studio.
  1. Программируемое Реле. Его устройство и принцип работы.
  1. Понятие логической единицы и нуля. Логические схемы для программирования.
  1. Принцип работы аналоговых микросхем. Идеальный операционный усилитель, его основные параметры.
  1. Блоки для программирования в программе ONI PLR Studio.
  1. Цифровые микросхемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Принцип работы. Элементная база, основные параметры, таблицы истинности.
  1. Использование логики работы элементов И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ при программировании контроллера ONI PLR программой ONI PLR Studio на примере конкурсного задания WSI*.
  1. Триггер как электронное устройство. Построение R-S триггера на элементах И- НЕ, И на элементах ИЛИ-НЕ. Триггеры RS (приоритет на включение) и триггеры RS ( приоритет на выключение)
  1. Изображение элементов и блоков для программирования в ONI, LOGO.
  1. Использование логики работы элементов И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ при программировании контроллера и реле программой ONI PLR Studio на примере конкурсного задания WSI*.

Практические занятия

4

Исследование характеристик и параметров логических элементов и комбинаций логических элементов.

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4; ПК2.1-2.3ДПК1.5; ДПК1.6

Знакомство с программами  моделирования и анализа ONI  и LOGO.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение интерфейса программы ONI PLR Studio. Работа с проектом. Отладка проекта в симуляторе.

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4;

Лабораторные работы

10

Исследование характеристик и параметров логических элементов и комбинаций логических элементов.

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4;ПК2.1-1.3

Программирование в программы ONI PLR Studio «щит освещения- программы ONI PLR Studio.- управление светильника с двух мест» (WSR).

Программирование в программы ONI PLR Studio «щит освещения- программы ONI PLR Studio.- управление светильника с нескольких мест» (WSR).

Программирование в программы ONI PLR Studio «щит освещения- программы ONI PLR Studio.- управление светильника с задержкой на выключение» (WSR).

Программирование в программы ONI PLR Studio «управление лифтом- программы ONI PLR Studio.- вызов лифта со второго этажа на третий» (WSR).

Консультации

4

Библиотека функциональных блоков программы ONI PLR Studio (WSR)..

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4;

Подготовка к экзамену

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4;

Промежуточная аттестация

Экзамен

6

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 2.6 «Электротехника», лаборатории 2.7 «Лаборатория электроники и схемотехники».

Оборудование кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- набор плакатов по темам: постоянный, переменный, трёхфазный электрический ток, электромагнетизм, измерительные приборы,

-модели: конденсаторы, трансформаторы,

-измерительные приборы: амперметр, вольтметр, ваттметр;

-видеоматериалы (презентации по темам, учебные и познавательные фильмы).

Оборудование учебной лаборатории:

-лабораторные стенды «Электротехника и основы электроники»;

-комплект методических указаний по выполнению лабораторных работ.

            Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
  • программа ELECTRONIC WORKBENCH (EWB 5.0).
  • программы ONI PLR Studio (WSR).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Богомолов, С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники [Текст]: учебник / С.А. Богомолов. – М.: Академия, 2016
  2. Гальперин,  М. В. Электронная техника [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018 //ЭБС- Режим доступа: http://znanium.com//
  3. Водовозов, А.М. Основы электроники [Электронный ресурс]: учебное пособие/  А.М.Водовозов. -М.: Инфра-МФОРУМ, 2016  //ЭБС- Режим доступа: http://znanium.com//

Дополнительная  литература

  1. Методические материалы по профессии «Электромонтажник» с учетом стандарта Ворлдскилс Россия по компетенции «электромонтаж» Электронный ресурс НСМК., 2018.

Интернет- ресурсы

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – сайт
  2. www/ dokpleer.ru - Загл. с экрана. – сайт

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы, индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Критерии оценки

Методы оценки

уметь:

- определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники.

знать:

- основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;

- общие сведения о распространении радиоволн;

принцип распространения сигналов в линиях связи;

сведения о волоконно-оптических линиях;

- цифровые способы передачи информации;

- общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);

логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;

- функциональные узлы (шифраторы, дешифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);

- запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;

- цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи

ОК 1, ОК 2, ОК 5; ОК9; ОК10; ПК1.1-ПК1.4; ПК2.1-2.3ДПК1.5; ДПК1.6

- Формулировать основные законы электроники и цифровой схематики;

- знать основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;

- уметь определять параметры полупроводниковых приборов;

- знать принципы распространения сигналов в линиях связи, цифровые способы передачи информации;

- знать характеристики цифровых приборов;

- определять принципа и устройства цифровых электронных измерительных приборов;

- уметь работать с цифровыми электронными измерительными приборами;

- демонстрировать полученные знания на практике.

- оценка на теоретических занятиях при выполнении самостоятельных и практических работ;

- устный опрос;

- экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению контрольной работы по МДК 01.02 «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования» для студентов заочной формы обучения для специальности 13.02.11

Методические указания содержат темы изученияМДК 01.02 «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования», контрольные вопросы к темам, требования к офо...

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме: "Дефектовка коллекторного электродвигателя", МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.

ПМ. 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования. МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханическо...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 01. 01. 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям). Угольна отрасль. ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта

Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования разработана на основе Федеральн...

ОРГАНИЗАЦИЯ внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 23.01.15 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Настоящий комплект заданий, по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудовани

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.0...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического о

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация техническ...