[Рабочие программ ПМ и УД] 140448. ОП 11. электроматериаловедение
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 140448._op_11._elektromaterialovedenie.docx95.92 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

бланк у твержденныйсреднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский профессиональный колледж»

Структурное подразделение-4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_______________ А.С.Филиппов

«______»______________2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.11 «Электроматериаловедение»

для студентов очной формы обучения

по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

наименование профиля: технический

                                                     

2013 г.

        Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Организация разработчик: АУ СПО «Сургутский профессиональный колледж»

Разработчик: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, мастер п/о

Рекомендована профессионально-методическим объединением ««Энергетика и автоматика», протокол  №   1  от  «09» сентября   2013 г.

Эксперт: Филиппова Татьяна Ивановна


СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 «Электроматериаловедение»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» является междисциплинарным курсом основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего  профессионального образования (СПО): 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки   с учетом   специфики профессий электротехнического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная  дисциплина «Электроматериаловедение»  в структуру основной образовательной программы дисциплина введена в вариативную часть,   как общепрофессиональная дисциплина  (ОП 11). 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения  учебной  дисциплины обучающийся  должен:

иметь практический опыт:

определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам;  выбора  электротехнического материала по поведению в электрическом и магнитном поле;

уметь:

     определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их; различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным  свойствам; подбирать электротехнические материалы по их назначению и условиям эксплуатации; применять материалы при выполнении работ;

    знать: 

    общие сведения о строении материалов; общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях; сведения об электромонтажных изделиях; назначение, виды и свойства материалов; номенклатуру закладных и установочных изделий; общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.

1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося   66 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  44 часа;

самостоятельная работа обучающегося    22  часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

     лабораторные  работы

16

     практические занятия

16

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

       аудиторная самостоятельная работа

       реферат, сообщения

      внеаудиторная самостоятельная работа 

Итоговая аттестация в форме:   дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   «Электроматериаловедение»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные  работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Классификация электротехнических материалов

Тема 1.1. 

Общие сведения

о строении вещества

Содержание учебного материала

Общие сведения о строении вещества. Классификация      электротехнических материалов. Агрегатные состояния. Свойства и характеристики электроматериалов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся № 1. «Общие сведения о строении вещества»

Задание. Составить обобщающую классификационную таблицу электротехнических материалов.

1

Раздел 2.Проводниковые материалы

Тема 2.1.

Классификация проводниковых материалов

Содержание учебного материала

Классификация проводниковых материалов по механическим, электрическим, тепловым, физико-химическим свойствам.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 2. «Классификация проводниковых материалов». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Проводниковые материалы»). Выполнить упражнение 1.12, 1.13, (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электро-материаловедение»).

1

Тема 2.2. Материалы с высокой проводимостью

Содержание учебного материала

Материалы с высокой проводимостью.  Общие сведения

Практическая  работа №1. 

«Выполнение сравнительного анализа материалов с малым удельным сопротивлением»

2

Самостоятельная работа обучающихся № 3. «Материалы с высокой проводимостью».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Материалы с малым удельным сопротивлением»). Выполнить упражнение 1.12, 1.13, 1.14 1.26, 1.27 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 2.3. Материалы с высоким сопротивлением

Содержание учебного материала

Материалы с высоким сопротивлением. Общие сведения. Материалы для термопар.

Практическая  работа № 2. 

«Выполнение сравнительного анализа материалов с высоким  сопротивлением»

2

Самостоятельная работа обучающихся № 4. «Материалы с высоким сопротивлением».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Материалы с высоким  сопротивлением»).  Выполнить упражнение 3.17, 3.18, 3.19 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 2.4. Проводниковые материалы и сплавы различного применения

Содержание учебного материала

Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Основные свойства и характеристики. Область применения.

Практическая  работа №  3. 

«Выполнение сравнительного анализа жаростойких проводниковых материалов и благородных материалов»

2

Неметаллические проводниковые материалы. Общие сведения

Практическая  работа № 4. 

«Изучение характеристик неметаллических проводниковых материалов».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 5. «Проводниковые материалы и сплавы различного применения». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Неметаллические проводниковые материалы»). Выполнить упражнение 3.33, 3.34 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Практическая работа № 5.

«Изучение основных характеристик и области применения проводниковых изделий».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 6. «Проводниковые материалы и сплавы различного применения». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Проводниковые электромонтажные изделия»).

Выполнить упражнение 3.27, 3.28, 3.29 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Проводниковые материалы».

2

Раздел 3. Полупроводниковые материалы

Тема 3.1.

Простые полупроводники

Содержание учебного материала

Свойства простых полупроводников

2

1

Практическая  работа №  6. 

«Изучение основных характеристик простых полупроводников».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 7. «Простые полупроводники»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Полупроводниковые материалы»). Выполнить упражнение 4.1, 4.2, 4.6,  4.13, 4.14, 4.22 (Ярочкина Г.В. рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 3.2.

Сложные полупроводники

Содержание учебного материала

Полупроводниковые соединения. Виды. Основные характеристики. Область применения.

Самостоятельная работа обучающихся № 8. «Сложные полупроводники»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Полупроводниковые материалы»). Выполнить упражнение 4.35, 4.37, 4.39 (Ярочкина Г.В. рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»). Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Полупроводниковые материалы»

2

Раздел 4. Диэлектрические материалы

Тема 4.1. Свойства диэлектриков. Общие сведения

Содержание учебного материала

Свойства диэлектриков. Общие сведения. Основные свойства и характеристики. Агрегатные состояния.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 9. «Свойства диэлектриков. Общие сведения»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»). Выполнить упражнение 4.35, 4.37, 4.39 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 4.2. 

Твердые  диэлектрики 

Содержание учебного материала

Твердые  диэлектрики.  Виды.  Органические и неорганические твердые диэлектрические материалы.  Основные свойства и характеристики: электрические, механические, тепловые, влажностные, физико-химические.

Практическая  работа № 7. 

«Изучение характеристик твердых диэлектриков».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 10.  «Твердые диэлектрики».

Изучить   «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»), учебного пособия «Электроматериаловедение».

Выполнить упражнение 2.30, 2. 31, 2.36 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 4.3.

Жидкие  и газообразные диэлектрики 

Содержание учебного материала

Жидкие  и газообразные диэлектрики. Виды материалов. Основные характеристики и свойства. Область применения.

Практическая  работа № 8. 

«Изучение основных характеристик жидких и газообразных диэлектриков».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 11. «Жидкие  и газообразные диэлектрики».

Изучить   «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»). Выполнить упражнение 2.1, 2.3, 2.13, 2.14, 2.15 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по темам «Жидкие диэлектрики» и  «Газообразные диэлектрики»

2

Раздел 5. Магнитные материалы

Тема 5.1.

Магнитные материалы. Виды

Содержание учебного материала

Свойства магнитных материалов.  Общие сведения.

Магнитотвердые материалы.  Магнитомягкие материалы.

Основные характеристики и область применения магнитотвердых и магнитомягких материалов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 12. «Магнитные материалы. Виды. Основные свойства».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Магнитные  материалы»). Выполнить упражнение 5.4, 5.5, 5.7, 5.19, 5.32 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Магнитные материалы»

2

Лабораторные работы

Лабораторная работа №  1. 

«Изучение основных характеристик полупроводниковых соединений»

4

Лабораторная работа №  2.

«Изучение электрической прочности твердых диэлектриков».

4

Лабораторная работа №  3.

«Изучение удельных электрических сопротивлений твердых диэлектриков».

4

Лабораторная  работа № 4. 

«Исследование характеристик магнитных материалов,  сегнетоэлектриков».

4

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории   «Электроматериаловедение»  или  «Материаловедения».

 3.1.1. Оборудование учебного кабинета «Материаловедение»:

     -  столы ученические, стулья ученические

     -  стол преподавателя

     -  доска меловая (магнитная) трёхстворчатая

     -  настенный экран для проектора

     -  книжный шкаф

     -  наглядные пособия, образцы  материалов

     -  комплекты  лабораторного оборудования

     -  наглядные пособия (учебники, раздаточный материал, комплекты

        практических работ).

  1. Технические средства обучения:

     - компьютер

     - телевизор

3.1.3.Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

    - правила техники безопасности и производственной санитарии

3.1.4.Программное обеспечение:

- текстовый редактор MS Office Word;

- интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Opera;

- мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player, WinAmp;

- растровый графический редактор Microsoft Paint;

- мульмедийных презентаций MS Office PowerPoint;

- калькулятор Windows XP;

- система управления базами данных MS Office Access.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

учебники:

  1. Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение: Учеб.для нач.проф.образования: Учеб.пособие для сред.проф.образования/Людмила Васильевна Журавлева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 312с.
  2. Калинин, Н.Н., Скибинский, Г.Л., Новиков П.П. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов/ Под ред.Н.Н.Калинина. - М.: Высш.шк., 2007.- 293 с.
  3. Сибикин,  Ю.Д. Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  4. Шеховцев, В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)

учебные пособия:

  1. Акимова, Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб. пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 306 с.
  2. Быстрицкий, Г.Ф. Общая энергетика (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 208 с.
  3. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. пособие для сред. проф. образования-  М.: Проф Обр Издат, 2012.-312 с
  4. Курносов, А.И. Материалы для полупроводниковых приборов и интегральных микросхем: Учеб. пособ. для СПО.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 2007.-327 с.
  5. Никулин, Н..В. Справочник молодого электрика по электрическим материалам и изделиям.- М.: Высш. шк., 2002.-216 с.
  6. Ярочкина, Г.В. Электроматериаловедение Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач.проф.образования / Г.В.Ярочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 80 с.

учебно-методические пособия:

  1. Библия электрика (Текст): ПУЭ; МПОТ; ПТЭ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 688 с.: ил.
  2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Текст). – М.: ЭНАС, 2007. – 264 с.
  3. Сибикин, Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 248 с.: ил.
  4. Сибикин, Ю.Д. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 248 с.: ил.

Дополнительные источники:  журнал «Электроэнергетика: сегодня и завтра»

Информационно-справочное издание «Новости энергетики» (www.news.elteh.ru)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

иметь практический опыт:

определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам;

выбора  электротехнического материала;

уметь:

определять свойства и классифицировать электротехнические материалы, применяемые в электроустановках, по группам (проводники, полупроводники, диэлектрики), по назначению;

различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным  свойствам;

подбирать электротехнические материалы для определенной области применения в электроустановках;

знать:

виды,  свойства и область применения  электротехнических материалов.

Текущий контроль в форме:

  • защиты отчетов по практическим работам № 1 – 8;
  • защиты отчетов по лабораторным работам № 1 - 4;
  • озвучивания опорного конспекта,  
  • решения индивидуальных заданий;
  • выполнение самостоятельных работ № 1 - 12;
  • выполнение презентаций  и сообщений.

Итоговый контроль в форме:

  • дифференцированного зачёта по  дисциплине (тестовые задания).

Разработчик:

АУ СПО «СПК»                             преподаватель                  И.В. Мирошниченко                          

Эксперт:

АУ СПО «СПК»                            преподаватель                   Т.И.Филиппова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения типовой программыРабочая программа учебной дисциплины являетс...

Рабочая программа профессионального модуля по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Выполнение сервисного обслуживания бы

Программа профессионального модуля (далее программа), составленная в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности СПО ...

[Рабочие программ ПМ и УД] 140448 РП ПМ 04

Рабочая программа по профессиональному модулю  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образовани...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...

Рабочая программа "Электроматериаловедение"

    Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии среднего профессиональног...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...