Внеклассное занятие по теме: "Век электрических свершений"
учебно-методический материал по теме
Данное внеклассное занятие направлено на закрепление знаний по предмету "Основы электротехники", развитие творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.z._po_elektrike.docx | 243.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Татарский политехнический техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Век электрических свершений».
Профессия 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Татарск 2013
Тема: «Век электрических свершений».
Цель: Развитие умственной, познавательной и творческой деятельности учащихся через знакомство с методами применения знаний на практике.
Задачи:
- повторение и закрепление раздела «Электротехнические устройства», формирование экспериментальных умений (сборка электрических цепей по схеме);
- развитие интереса к предмету «Электротехника»; логического мышления, самостоятельности суждений, грамотной речи обучающихся;
- формирование материалистического мировоззрения, нравственных качеств личности (доброжелательность, тактичность, добросовестность). Воспитание творческой инициативы.
Форма занятия: Интеллектуальная – познавательная игра.
Литература:
1. Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. Образования. М.: «АКАДЕМИЯ», 2007.
2. Касьянов В. А., «Физика» учебник для 11-го класса. ДРОФА Москва.2001.
Оснащение:
- Кабинет электротехники;
- фотографии (портреты) выдающихся ученых физиков с цитатами высказываний по теме;
- стенные газеты подготовленные обучающимися к мероприятию;
- часы и табло для фиксации времени и счета. (возможно использование мультимедийных средств);
- лучшие рефераты, дипломные работы предоставленные к мероприятию;
- альбомные листы, фломастеры;
- раздаточный материал с техническими заданиями;
- средства музыкального сопровождения конкурсов.
Технология игры:
Из состава обучающихся старших курсов выбираются двое ведущих игры Жюри составляется из учителей предметников, мастеров производственного обучения. Председатель жюри – преподаватель электротехники, знакомит учащихся с программой мероприятия, с правилами игры, следит за регламентом, объявляет итог и вручает сертификаты, дипломы, призы. В конце игры подводятся итоги. Группа, участвующая в игре выставляет 2 (две) команды по 5 человек в каждой. Команды выбирают название, капитана и девиз, который фиксируют на плакате и заявляют в жюри. Учащиеся не вошедшие в команды распределяются поровну на группы поддержки. За каждой командой закрепляется свой ведущий, в обязанности которого входит раздача заданий курируемым командам, передача выполненного задания жюри, контроль времени выполнения задания.
Правила игры:
- На решение задания конкурса отводится определенное время (устанавливаемое ведущими).
- Каждая команда получает по 1 баллу за каждый правильный ответ по заданию и дополнительный балл за досрочно выполненное или неординарное решение.
- Группы поддержки дополняют копилку баллов своей команды, решением своих заданий. Правильный ответ плюс 1 балл команде. Неверные ответы не учитываются.
- По каждому конкурсу – заданию подводятся итоги. Жюри проверяет правильность ответов и выставляет счет на табло (или отмечает в компьютере).
- По итогам игры выбирается: команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Победителям вручаются дипломы, призы, остальным участникам – сертификаты.
Ход мероприятия.
Звучит музыка - Г. Свиридов “Время вперед”
1. Ведущий. Век электрических свершений много это или мало? Чуть больше срока жизни человека. Две границы трех веков. И за столь короткий миг электричество привнесло в историю человечества огромные изменения.
2. Ведущий.
- 1834 г. Один из первых электродвигателей.
- 1878 г. Джозеф Сван изобрел электрическую лампочку накаливания.
- 1885 г. Физик Генрих Герц продемонстрировал существование электромагнитных волн.
- 1926 г. Джон Лоджи Бэйр передал телевизионное изображение человеческого лица.
1. Ведущий.
- Создание трамвая.
- Открытие природы электромагнитных волн и использование их в радиотехнике, телевидении.
- Создание первого компьютера и бытовых процессов.
- И многое, многое другое!!!
2. Ведущий.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды; там и тут,
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “Электричество”!
1. Ведущий.
Сегодня, в ходе нашей игры мы вспомним историю открытия электричества и его роль для последующего развития человечества. Начинаем!
2. Ведущий.
Дорогие команды. Вашему вниманию представляется конкурс «Научный доклад» на тему «Электрический ток». Ваша задача отметить спорные и ложные утверждения, сформулированные в докладе. Каждая ошибка, в докладе зафиксированная за время его чтения приносит команде 1 балл. Группы поддержки отмечают ошибки на своих листах и сдают ведущим. Время, на выполнение работы до объявления следующего конкурса. (раздаёт раздаточный материал – текст доклада) капитанам команд, представителям групп поддержки.
Электрический ток – это беспорядочное перемещение макроскопических частиц называемых протонами по проводнику. Все на свете радиодетали, окружающие нас предметы - состоят из атомов. Атом это часть протона и, следовательно, протон есть в любом веществе. В некоторых предметах , например в деревянном стержне, при подключении к источнику тока заряженные частицы начинают двигаться. Вещества, не препятствующие движению заряженных частиц называются изоляторами. Солнце, электродвигатель, батарея являются источниками тока. У батареи три полюса: нейтральный, положительный, и отрицательный. Протоны имеют отрицательный заряд. Когда изолятор подключен к 2-м полюсам - нейтральному и положительному, то электроны отталкиваются положительным полюсом батареи и притягиваются нейтральным полюсом. Заряженные частицы движутся по проводам - так возникает электрический ток. Первую батарею создал А. С. Пушкин, использовав для этого бумагу, кислоту и стеариновую свечку. Он был первым ученым, наглядно доказавшим , что электрический ток реальность, и что нам по силам управлять его движением. Единица измерения напряжения была названа в честь этого выдающегося ученого (Пушка). Сила батареи приводящая в движение заряженные частицы называется Э.Д.С., что расшифровывается «Это должно сработать» Напряжение измеряется прибором «Спидометр», который включается последовательно и показывает результат в «Пушках». Электрическая цепь - это количество электрических приборов связанных между собой звеньями из шпагата, пеньки, тесьмы. Для существования цепи необходимы два условия - источник тока и проводник.
1. Ведущий.
А теперь обсудим доклад. Что на ваш взгляд неверно? (Проходит обсуждение доклада)
Конкурс между группами поддержки.
2.Ведущий.
Каждый специалист должен отлично знать материальную часть своей профессии. С закрытыми глазами (или в полной темноте) определять тот или иной прибор, находить неисправность, владеть инструментом. Попробуем смоделировать такую ситуацию. Приглашаю 2-х представителей от групп поддержки. (Представители выходят к двум заранее приготовленным столам, на каждом из которых располагается комплект игры “БЕРУШИ”). Ваша задача – не глядя, на ощупь выбрать в мешке предмет. Не вытаскивая дать ему полную характеристику. Вытащить и продемонстрировать присутствующим. Учитываются правильные ответ и скорость выполнения. Правильный ответ – 1 балл. Окончание конкурса по первому выполнившему задание по всем предметам. Победителю добавляется 2 балла за скорость. (Засекается время).
Комплект «БЕРУШИ». В плотном полотняном мешке находятся:
1.электрическая розетка
2.электрическая вилка с убранным штифтом
3.диод типа Д210 или подобный
4.ламповый патрон
5.автоматический выключатель типа ВА – 47 – 29
6.элементы крепежа (винты, болты, гайки не менее М8 – М10)
7.пробник (отвертка – индикатор) типа МS-18
8.электрический конденсатор
9.динамик от компьютера (транзисторного приемника)
10.гаечный ключ 6х8
1. Ведущий.
Следующий этап нашего мероприятия. Мы вспоминаем великих ученых – физиков, Внесших значительный вклад в мировую науку. Вам будет показан ряд портретов (фотографии возможно продемонстрировать через мультимидийный проектор с компьютера, или цифрового фотоаппарата). Вы должны назвать ученого и перечислить его открытия. Правильный ответ – 1 балл. Время выполнения 2 мин. на рисунок (время также может быть задано таймером слайд- шоу компьютера). Поочерёдно демонстрирует:
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5
Ответы:
Рисунок 1. Ампер. Андре Мари Ампер (1775 – 1836гг.) Французский физик и математик. Основоположник электродинамики. Предложил «правило пловца» для определения направления отклонения магнитной стрелки током. Открыл механическое взаимодействие электрических токов.
Установил количественные соотношения для определения силы взаимодействия токов. Закон Ампера. Различил два понятия – ток, напряжение. Установил направление тока в замкнутой цепи.
Установил виды взаимодействия проводника с током. Разработал теорию магнетизма. 1826 г. – вышел основной труд «Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта»
Рисунок 2. Вольта. Алессандро Вольта (1745 – 1827гг.) Итальянский физик, родился в г. Комо.
Изобрел электрофор. Электрометр. Электроскоп с конденсатором. 1800г. первый источник электрического тока – вольтов столб, состоящий из медных и цинковых пластинок. Изучал «животное» электричество. Дал описание замкнутой электрической цепи. (флюиды) – электроны.
Опыты для развития физиологии. Открыл взаимную электризацию разнородных материалов при их контакте ( контактная разность потенциалов).
Рисунок 3. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765гг.) Деревня Денисовка Архангельской губернии. 1746г. опубликовал перевод «Экспериментальной физики» Х Вольфа.
Отстаивал атомистику – учение о прерывистом (зернистом) строении материи. Основу молекулярно – кинетической теории. Исследовал атмосферное электричество. Изобрел «Ночезрительную трубу»,
отражательный (зеркальный) телескоп, конструкцию маятника. «Первый наш университет» по меткому выражению. А.С Пушкина.
Рисунок 4. Максвелл. Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879гг.) Шотландия. Эдинбург. Основал первую в Англии специально оборудованную физическую лабораторию. Работа об овальных кривых – в 15 лет. Доказал теорему в теории упругости и сопротивления материалов (теорема Максвелла).
Исследования по теории цветового зрения. Исследование «О фарадеевых силовых линиях». Старался представить математические идеи в наглядной форме. Дал первое определение электромагнитного поля. « Электромагнитное поле – это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела находящиеся в электрическом или магнитном состоянии». Создал теорию электромагнетизма.
Рисунок 5. Фарадей. Майкл Фарадей (1791 – 1867гг.). Лондон. Гениальный самоучка. Самообразование. Основоположник учения об электрических магнитных полях. 1828г. построил первый в мире электродвигатель. Начал публикацию « Экспериментальных исследований по электричеству». Описал конструкцию униполярной динамо – машины. Первый генератор электрического тока. Установил законы электролиза (электрохимия). Открытие новой в науке идеи силовых линий, а затем и электромагнитных полей. 1845 г. Открыл явления парамагнетизма и диомагнетизма. «Величайший исследователь в области электричества» Ф. Энгельс.
2. Ведущий. Конкурс «Чтоб сказку сделать былью».
Великий ученый Тесла писал: «Кто действительно хочет понять всё величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве. И тогда он узнает сказку, какой нет и среди сказок “Тысячи и одной ночи». (Очерк «Сказка об электричестве»). Все мы были маленькими и любили читать сказки. Переживали за героев, которые силой фантазии писателей попадали в ту или иную ситуацию. Но мы никогда не задумывались, что те волшебные силы и устройства, описанные в сказках, теперь воплощены в жизнь талантом наших ученых, изобретателей. Сказочники любили использовать в своих сказках материалы, которые теперь мы называем электроизоляционными или проводниками. Например: герой сказки «Буратино» сделан из дерева – которое нашло широкое применение в электротехнике и устройстве подвижного состава.
Другой материал - проводник описан в другой знакомой нам сказке, вот отрывок из неё: «Все они были сыновьями одной матери, а значит, приходились друг другу родными братьями. Они были очень красивы: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный с синим…. Они лежали все двадцать лет, в картонной коробке. В ней было темно и тесно…»
1.Ведущий:
- Из какого материала были сделаны братья?
- Что это была за сказка?
- Где используется данный материал и его основные виды?
- Какие другие сказки вы знаете, где были бы задействованы электрические материалы?
Ответы:
- Олово.
- «Оловянный солдатик». Г.Х.Андерсен.
- Припои типа ПОС, бронза.
- «Золотой ключик», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Урфин – Джюс и его деревянные солдаты», «Малахитовая шкатулка».
2. Ведущий:
Мы совершили с вами разминку. А теперь, вспомним в какой сказке описано устройство широко используемое сейчас?
- Правильный ответ – 1 балл,
- комментарии дополнительно + 1 балл.
«Государь, ты мой батюшка родимый. Не вези ты мне золотой серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как
от солнца красного, и чтоб был от него светло в темную ночь, как среди дня белого…»
(С.Т. Аксенов «Аленький цветочек»).
2. Ведущий:
- Что это за прибор?
- Какой электрический закон работает в этом приборе?
- Кто изобрел этот прибор?
- Какова температура нити накаливания?
Ответы:
- Прожектор, фонарик, лампа.
- Закон Джоуля – Ленца (тепловое действие тока).
- Лампа накаливания с металлической нитью изобретена А. Н. Лодыгиным 1872г. (1879 – Т.А.Эдисон)
- Вольфрам с примесью оксида тория Т пл = 36600 С. До белого каления.
1.Ведущий:
- А этот прибор:
…Играй, играй, блюдечко
Катись, катись, яблочко;
Показывай поле, моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту
И небес высоту!
(“Наливное яблочко, золотое блюдечко”.)
… Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А.С .Пушкин.)
2.Ведущий:
- Что это за сказки?
- В каких электробытовых приборах реализован принцип зеркальца?
- Назовите марки современных российских подобных приборов?
- Когда впервые был использован принцип работы?
Ответы:
- «Наливное яблочко, золотое блюдечко», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Телевизор, компьютер, сотовый телефон.
- «Рубин», «Томсон», «Ролсон», «Рассвет».
- В 1926 г. Шотландский изобретатель Джон Лоджи Бэйрд (1888 – 1946) получил первое телевизионное изображение человеческого лица. 1950г. – Первые телевизионные системы.
1.Ведущий.
Далее в нашей игре будет проходить творческий конкурс. «Сборка электрической цепи по схеме».
Конкурс длится три минуты, жюри проверяет получившиеся результаты.
2. Ведущий.
Заключительный конкурс нашей игры называется «Дальше… Дальше…». На экране по очереди появляются вопросы, за каждый правильный ответ ставится один балл, если нет вариантов правильного ответа говорится дальше. Максимальное количество баллов за этот конкурс 25 баллов.
1 команда:
1. Электрическим током называется … заряженных частиц.
2. Единица электрического сопротивления.
3. Формула закона Ома для участка цепи
4. Основное действие электрического тока.
5. Мощность равна отношению работы ко…
6. Закон о тепловом действии тока принадлежит…
7. При последовательном соединений проводников напряжение прямо пропорционально…
8. Как найти общее сопротивление проводников, соединенных параллельно?
9. Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с…
10. Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и…
11. Единица ЭДС.
12. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и…
13. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…
14. Электрическое напряжение измеряют… который должен иметь …
15. Формула работы электрического тока.
16. 1 кВтч - единица…
17. Формула ЭДС.
18. Короткое замыкание возникает, если…
19. Амперметр включается в цепь…
20. При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна…
21. Сторонние силы в отличии от кулоновских…
22. Сила тока равна произведению скорости движения электронов, их заряда, площади поперечного сечения проводника и …
23. Электрический ток в проводнике создается…
24. Формула закона Джоуля-Ленца.
25. При параллельном соединении сила тока меньше в том проводнике, где сопротивление…
2 команда:
1. Какое действие электрического тока отсутствует у сверхпроводников?
2. Электрический ток - … движение заряженных частиц.
3. Единица силы тока.
4. Удельное сопротивление проводника показывает, какое сопротивление имеет проводник из данного материала, если его длина 1м.
5. За направление тока принято считать направление движения… заряженных частиц.
6. Сторонние силы - любые силы … происхождения.
7. 1 кОм - это…
8. Формула сопротивления проводника.
9. Если n проводников сопротивлением R соединены параллельно, то их общее сопротивление равно…
10. Силу тока измеряют …, который должен иметь…
11. В электродвигателе энергия электрического тока превращается в …
12 Формула мощности электрического тока.
13. Единица мощности.
14. Формула закона Ома для полной цепи.
15. Внутреннее сопротивление цепи - это сопротивление …
16. 1 мА=
17. Сила тока во всех потребителях тока одинакова при их…
18.. Вольтметр включают в цепь …
19. При увеличении длины проводника его сопротивление …
20. При последовательном соединении общее напряжение будет равно…
21. Под действием сторонних сил заряды внутри источника движутся...
22. Единица силы тока 1А в систему СИ введена через …
23. Работа сторонних сил на замкнутой траектории …
24. Природа сторонних сил в гальваническом элементе…
25. Специальный прибор для измерения мощности, это - …
Председатель жюри:
Царство науки не знает предела -
Всюду следы ее вечных побед;
Разума слово и дело,
Сила и свет.
А теперь подведем итоги. Перечисляет ход игры, отмечая результаты, комментируя решения жюри по каждому этапу. Ведущие уточняют и выставляют окончательные результаты на табло. По окончании игры подводятся итоги игры, объявляются победители, вручаются дипломы.
Проводится рефлексия.
Всем участникам игры предлагается ответить на вопросы анкеты:
- Ф.И.О.
- общее впечатление от мероприятия и твоё настроение
- твои предложения по улучшению игры и мероприятием в целом
- что тебе наиболее всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по теме: "Минздравсоцразвития предупреждает..."
Мы живём в 21 веке – веке скоростей. Современные условия жизни оказывают на нервную систему подростка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, впечатления разн...
внеклассное занятие на тему "Моя будущая профессия"
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, наши родители, наша страна и историческая эпоха. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от...
Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....
Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»
Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Любовь к профессии длиною в жизнь»
Медицинский работник - одна из самых благородных профессий. Как говорил А. П. Чехов, труд в медицине - это подвиг, который требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чисты...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Век электрических свершений».
Методическая разработка...
Методическая разработка внеклассного занятия ,тема "Олимпиада по междисциплинарному курсу (МДК01.01)."Электрические машины "
Данные методические указания помогут организовать деятельность обучающихся на внеклассных занятиях в рамках закрепления материала междисциплинарного курса «Электрические машины и аппараты»...