Урок-семинар в учреждениях СПО
статья
Семинар – это важная форма работы, направленная на формирование у обучающихся самостоятельности, активности, умения работать со справочной литературой, творчески мыслить и действовать.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение промышленности и расширяющаяся интеграция науки и производства привели к дальнейшей интеллектуализации труда. Сейчас объём знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение обучающимися определённого, чётко очерченного круга знаний, то в настоящее время особое значение приобретает и определённый уровень развития обучающегося, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому, главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст ссылки на файл | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Кобзева И.Ф.., преподаватель
СПб ГБ ПОУ «Колледж «Красносельский»
Урок-семинар в учреждениях СПО
Семинар – это важная форма работы, направленная на формирование у обучающихся самостоятельности, активности, умения работать со справочной литературой, творчески мыслить и действовать.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение промышленности и расширяющаяся интеграция науки и производства привели к дальнейшей интеллектуализации труда. Сейчас объём знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение обучающимися определённого, чётко очерченного круга знаний, то в настоящее время особое значение приобретает и определённый уровень развития обучающегося, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому, главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.
Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трёх раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.
Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определённые расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой обучающихся.
На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются, кроме учебников доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления обучающихся с докладами, презентациями и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов.
Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы.
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы.
Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
На семинар нужно выносить вопросы, связанные с изучением данной темы, знакомящие с применением изучаемого материала в жизни, а также с технологическими процессами.
Успех семинара определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
- определение задач семинара и круга вопросов, которые целесообразно вынести на семинар, а также времени его проведения;
- изучение преподавателем соответствующих источников информации;
- поиски источников информации, которые можно рекомендовать обучающимся;
- распределение докладов между обучающимися;
- консультация обучающихся.
При подготовке к докладу обучающиеся сами намечают его план, затем консультируются у преподавателя. Под руководством преподавателя обучающиеся готовят презентации, учатся пользоваться наглядными пособиями, часть пособий изготавливают сами.
За несколько дней до семинара следует прослушать доклады обучающихся, недостаточно хорошо владеющих устной речью, помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.
При подготовке к семинару преподаватель должен продумать обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.
Надо докладчикам посоветовать, чтобы они не очень спешили с объяснениями, предоставляли возможность сидящим за рабочими столами записывать самое главное, зарисовывать необходимые схемы, оформлять таблицы. Это ответственный элемент подготовительной работы.
Семинары обычно планируется на 1 или 2 (совмещённых) урока. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.
Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях, выполнять опорные схемы и таблицы. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные определения, разъяснения, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.
После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения.
Форма проведения семинара очень гибкая. На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных обучающимися на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного обучающимся плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов обучающихся с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить всё, что нового узнали обучающиеся на семинаре. Это можно осуществить методом беседы. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания обучающихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, совершенствуется умение делать выводы.
Подводятся итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки обучающимся.
Пример урока-семинара из моей практики работы, учебная группа 3 курса по профессии "Радиомеханик".
План урока-семинара на тему «Развитие радиоэлектроники в современной России»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: урок – семинар
Время урока: 90 мин.
Тема урока: Развитие радиоэлектроники в современной России
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся об организации производства на радиотехнических предприятиях как одной из крупнейших отраслей промышленности в России, воспитание информационной культуры.
Задачи: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых; способствовать отработке навыков подготовки доклада, выступления перед аудиторией, работы с дополнительными источниками информации по предмету; содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах; содействовать воспитанию культуры общения.
Оборудование и материалы: компьютер; мультимедийный проектор; пакет программ MS Office; экран; доклады обучающихся; презентации, подготовленные докладчиками; рабочие тетради, дневники, учебники на столах обучающихся, монтажные столы, набор инструмента радиомонтажника
Межпредметные связи: экономические и правовые основы производственной деятельности, информатика и ИКТ, спецдисциплины.
Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (показ презентаций, изделий, макетов).
Педагогические технологии:
1. Технология развивающего обучения
2. Информационно – коммуникативный метод
3. Личностно-ориентированная технология
Ход урока:
1. Мотивация обучающей деятельности (2 мин).
Проверка готовности группы к уроку. Сообщение темы, постановка цели, задач урока, организация внимания всех обучающихся.
2. Вступительное слово (3 мин). Сообщение преподавателя «Рдиоэлектроика как отрасль народного хозяйства»
3. Заслушивание и обсуждения докладов обучающихся (30 мин).
3.1. Доклады обучающихся по теме: «Развитие радиоэлектроники в современной России»:
1. Формы разделения труда на предприятиях радиопромышленности.
2. Внедрение достижений научно-технического прогресса в радиопромышленности.
3. Структура предприятий радиопромышленности.
4. Характеристика предприятий радиопромышленности.
5. Классификация предприятий радиопромышлености в соответствии с выполняемыми ими целевыми функциями.
6. Факторы, влияющие на успешную деятельность предприятия.
7. Проблемы развития сферы радиопромышленности в новых условиях хозяйствования.
3.2. Обсуждение вопросов (5 мин).
1. Типы предприятий радиопромышленности.
2. Мероприятия по разработке плана для успешного развития предприятия.
3. Основные задачи повышения эффективности радиопредприятий в современной России.
4. Анализ и оценка преподавателем, мастером п/о выступлений обучающихся с докладами и принявших активное участие в обсуждении этих докладов (3 мин).
5. Сообщение домашнего задания (2 мин). Подготовить презентацию по теме: «Предприятие радиопромышленности» (тип предприятия выбрать самостоятельно).
12 марта 2019 года в СПб ГБ ПОУ «Колледж «Красносельский» в рамках декады профессионального цикла и Дня открытых дверей для учащихся 8-х классов школ Красносельского района был проведен урок-семинар,
мастер-класс по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» по теме: «Развитие радиоэлектроники в современной России». Обучающиеся третьего курса по профессии «Радиомеханик» и педагоги: преподаватель Кобзева Ирина Федоровна
и мастер производственного обучения Кобзев Виталий Владимирович рассказали ребятам о профессии и показали, как работать с проводом, радиочастотным кабелем, печатным монтажом, как измерять параметры физических величин, как проводить инсталляцию усилителя, мультивибратора, блока питания на макетных стендах и измерение номиналов радиокомпонентов.
В конце семинара и мастер-класса была проведена беседа по вопросам поступления в Колледж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар на тему "Всё, что вы знаете и не знаете о чае"
Тема урока: «Всё, что вы знаете и не знаете о чае»Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.Вид урока: урок-семинар.Количество академических часов: два часа.Ключевые понятия:1....
Урок-семинар «Цена победы»
Урок-семинар«Цена победы»...
Разработка урока- семинара
Разработка урока- семинара по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава для профессии...
Урок – семинар в 10 классе по теме «Обобщение знаний о спиртах и фенолах»
Обобщение по теме "Спирты и фенолы"...
«Проведение урока - семинара»
В статье рассказывается об организации семинаров на занятиях по предмету "Термодинамика. Теплопередача. Гидравлика"...
Урок-семинар по дисциплине "Организация обслуживания"
Использование уроков-семинаров позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении дисциплины, активно использовать информацию, полученную из различн...
Урок-семинар Супы
Бинарный урок: технология приготовления первых блюд + химия...