«Проведение урока - семинара»
статья на тему

В статье рассказывается об организации семинаров на занятиях по предмету "Термодинамика. Теплопередача. Гидравлика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Статья

«Проведение урока - семинара»

По дисциплине «Термодинамика. Теплопередача. Гидравлика».

Автор:  Исанина Т. Л.

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ  2015


Урок-семинар.

Семинар - одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему – активное участие каждого студента.

На семинарах необходимо обеспечить высокую степень конкретизации учебного материала. От лекций они отличаются более серьёзным отношением студентов к самостоятельной работе с дополнительной литературой: чтение учебного материала, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Особенностями руководства преподавателя деятельности студента на семинаре являются:

1. Разъяснение цели и плана занятия;

2. Выдача задания;

3. Проведение консультаций.

На семинарах должны быть сделаны практические выводы; их ценность в том, что они опираются на будущую профессиональную деятельность. На семинарах необходимо связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, это придаёт их значимость.

Семинар – коллективная работа группы, опирающаяся на индивидуальную работу каждого студента в отдельности.

Семинарское занятие провожу в группах в течении 45 минут, отведя на него один урок. При этом каждый студент получает объективную оценку своим знаниям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия. Лучше на семинар выносит вопросы из одного раздела, например «гидравлика», «термодинамика», «основы теплопередачи».

План семинара, его тему, список литературы и дату  необходимо объявлять заранее, в начале изучения раздела. Как показывает практика, в план занятия целесообразно включать не более трёх пунктов (вопросов), что способствует лучшей систематизации материала.

Первый вопрос формулирую таким образом, чтобы студенты рассказали знания основ теории.

Второй вопрос ставлю так, чтобы студенты показали знание устройства и применение на практике.

Третий пункт посвящаю  подробному описанию принципа действия и видов оборудования применяемого на практике.

Порядок проведения семинарского занятия.

Объявляю содержание первого  рассматриваемого пункта. Студенты по желанию выступают. После того как его главные аспекты раскрыты прекращаем обсуждение. Переходим ко второму вопросу, и т.д.

Правила, регламентирующие структуру, порядок и темп нашей работы состоят в следующем: В ходе семинара преподаватель только формулирует вопрос, подлежащий рассмотрению, объявляет оценки и следит за регламентом.

Для ответа никого не вызываю: отвечает тот кто первый встал. На доске готовят ответ 2 – 3 человека. Студента, когда он отвечает, не перебиваю, наводящие вопросы не задаю; повторный или близкий по содержанию ответ на уже рассмотренный подвопрос не учитывается и ответ студента приостанавливаю словом «было».

 В семинаре принимает участие каждый студент. По результатам занятия оценку выставляю в журнал. Студенту, сделавшему существенное дополнение к предыдущему ответу, автоматически засчитывается работа предшественника. Студент, давший более двух ответов, получает за активность дополнительно один балл к оценке (это является хорошим стимулом к работе и средством, позволяющим учитывать слабые и неполные ответы). Мотивированное опровержение речи предыдущего студента учитывается как ответ. Если студент допускает грубую ошибку, необходимо остановить его и объявить «десятисекундную готовность»  - это значит, что ответы по другим вопросам не принимаются, и если в течение 10 секунд не поступит правильное толкование вопроса, то всем, получившим к этому моменту оценку, она будет снижена на 1 балл. Аналогично «десятисекундная готовность» может быть введена ещё в двух случаях: 1)если ответы по данному пункту плана прекратились, а преподаватель считает, что план ещё не полностью раскрыт; 2) если преподаватель хочет предложить важный нестандартный вопрос или задачу, чтобы заострить внимание на пробелах в теоретических знаниях и практических навыках; пользоваться этим желательно не более двух раз. Если по прошествии 10 с ответ не поступает, преподаватель разъясняет, как устранить пробелы в знаниях, и продолжает семинар. Студент, которому в ходе семинара объявлена

оценка, в дальнейшем не должен давать ответы, но преподаватель после «десятисекундной готовности» имеет право «поднять» его и предложить решить проблему. Если вызванный не дал ответа, ранее объявленная ему оценка снижается на 1 балл (это правило позволяет поддерживать внимание сильных студентов). В ходе работы разрешается обращаться к учебной литературе, конспекту, дополнительному материалу в интернете. Ответы с использованием учебной литературы оцениваются не выше «3». Если в ходе ответа преподаватель сказал «стоп», значит студенту, уже зачтён ответ по данному пункту плана, но его мысль должны продолжить другие. Право излагать дополнительный материал имеют только те, у которых текущие оценки по предмету к моменту семинара «5»: это поощряет хорошую учёбу в течение семестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар на тему "Всё, что вы знаете и не знаете о чае"

Тема урока: «Всё, что вы знаете и не знаете о чае»Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.Вид урока: урок-семинар.Количество академических часов: два часа.Ключевые понятия:1....

Урок-семинар «Цена победы»

Урок-семинар«Цена победы»...

Разработка урока- семинара

Разработка урока- семинара по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава для профессии...

Урок-семинар по дисциплине "Организация обслуживания"

Использование уроков-семинаров позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении дисциплины, активно использовать информацию, полученную из различн...

Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.

В работе показана возможность эффективного применения межпредметных семинаров, объединяющих предметы гуманитарного цикла (история, литература, МХК)...

План проведения бинарного семинара

Данное пособие предназначено для преподавателей различных дисциплин в проведении массовых мероприятий...