Урок-семинар Супы
методическая разработка на тему
Бинарный урок: технология приготовления первых блюд + химия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar_supy.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар «СУПЫ»
* Бинарный урок кулинарии и химии.
ВСТУПЛЕНИЕ
Чтец:
«Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого», – говорит Хлестаков слуге. И далее с вожделением вспоминает достоинства петербургских обедов, аромат супа: «…откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе».
Химик:
Что ж, Хлестаков был прав. Вкусный и ароматный суп был и остаётся основным обеденным блюдом. Без него обед не обед. Русский учёный И. М. Сеченов называл суп «аппетитным средством», поскольку основное достоинство супа – его вкусовые качества.
Суп призван обеспечить также нормальное протекание биохимических процессов в организме человека, поставляя для него определённый набор пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Каких только супов не бывает на свете!
Кулинар:
Сообщается тема урока, задачи, план урока.
СОЛЯНКИ
Чтец:
Уж очень хороши на вкус эти солянки! Слава о них распространилась во всём мире. Однако, о правильном названии этого блюда давно уже спорят филологи. Вот что пишет об этом поэт и драматург Борис Тимофеев: «Блюда такого нет. А если вам в ресторане или в столовой предложат солянку, то знайте, что это исковерканное слово «селянка», которое происходит от слова «село», т.е. «сельское кушанье».
В одном из фельетонов Михаила-Щедрина «Газетчик» говорится:
«…приедешь в московский трактир:
– Гаврило! Селянки!
Ах, что за селянка была!».
Химик:
Итак, надо говорить не «солянка», а «селянка». А химики могут в шутку именовать это блюдо «кислянкой». В солянке содержится поваренной соли всего лишь около 1%. Остроту этому блюду придают кислоты (яблочная, лимонная, молочная), которых в солянке больше, чем в других супах. В рецепт солянки включены ломтики лимона, придающие этому блюду лёгкую кислинку, и маслины, увеличивающие гамму вкусовых ощущений, зелень укропа или петрушки обогащают её ароматами эфирных масел. Мякоть маслин содержит более 25% масла, поэтому солянки – самые калорийные супы.
Кулинар:
Выступает докладчик.
ЩИ
Кулинар:
Выступает докладчик.
Химик:
Каких только не встретишь красок в природе! Родоначальниками жёлто-оранжевых растительных пигментов служат каротины, названные так потому, что выделены были впервые из моркови, старинное название которой «карота». Каротины не растворимы в воде, но хорошо растворимы в жирах. Кулинары умело используют это свойство, применяя особый приём обработки продуктов, содержащих каротины – пассерование. Каротины не только придают овощам и блюдам из них красивую окраску, но и являются биологически активными веществами – провитаминами ретинола (витамина А). Каротины имеют различное строение, но общую формулу С40Н56. В нашем организме из 1 молекулы В-каротина образуются 2 молекулы витамина А. Каротин легче усваивается в организме человека и переходит в витамин А в присутствии жиров.
Содержание В-каротина в некоторых овощах (в мг.на 100 г.продукта):
МОРКОВЬ КРАСНАЯ 9,0
КРАПИВА 5 - 7
ШПИНАТ 4,5
ЩАВЕЛЬ 2,5
ПЕРЕЦ КРАСНЫЙ 2,0
ТЫКВА 1,5
ТОМАТЫ ГРУНТОВЫЕ 1,2
МОРКОВЬ ЖЁЛТАЯ 1,1
РЕПА 0,1
БОРЩИ
Кулинар:
Выступает докладчик.
Химик:
Яркая окраска борща обусловлена содержащимся в свекле пигментом бетанином. Причём есть одно условие – пигмент бетанин усиливает свою окраску только в кислой среде. Для того чтобы окраска свеклы была яркой, при тушении свёклы следует добавлять в неё кислоту: лимонную, уксусную, томаты, незрелые сливы и т.п.
Интенсивность окраски пигмента находится в обратной зависимости от рН среды. Пигмент в сильнокислой среде имеет ярко-красную окраску, в слабокислой – бурую, а в щелочной – синюю. В аналитической химии для определения рН среды используют индикаторы, способные изменять окраску в зависимости от среды.
*Демонстрация опыта.
(Кислота уксусная, метиловый оранжевый, лакмус, раствор гидроксида натрия, пробирки в штативе, белый фон, пипетки)
СУПЫ КАРТОФЕЛЬНЫЕ
Кулинар:
Выступает докладчик.
Чтец:
Когда Пётр I прислал из Голландии мешок клубней картофеля и велел посадить их в разных областях Российской империи, крестьяне встретили этого пришельца в штыки. «Экий диковинный овощ, - скептически хмыкнули наши предки, - ужели россиянин станет есть сие…»
Химик:
Сейчас картофель называют «наш второй хлеб». И не случайно. В нем сравнительно много углеводов и белков. Содержание крахмала в нём составляет около 16%, белка – 2%. Да и витаминов в нём довольно много: В1, В9, РР, С. Содержится в нём и большинство нужных нам минеральных солей, а также растительные волокна.
*Демонстрация опыта на содержание в картофеле крахмала и белка.
(Картофель, тёрка, блюдце, вода, раствор иода, пипетка, раствор медного купороса, раствор гидроксида натрия, пробирки в штативе, белый фон).
СЛАДКИЕ СУПЫ
Кулинар:
Выступает докладчик.
Химик:
Для получения необходимой консистенции сладкие супы заправляют крахмалом. В горячей воде крахмал набухает. При температуре до 550С набухание идёт медленно, а в интервале 60-1000С набухание ускоряется. Степень набухания крахмального зерна прямо-таки фантастическая – 1000%! Это приводит к тому, что большая часть жидкости, в которой замочен крахмал, поглощается им. Жидкость становится вязкой. Этот процесс называется клейстеризацией.
*Демонстрация опыта.
(Крахмал, вода, спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками).
Кулинар:
Подведение итога урока. Оценка докладчиков.
Содержание В-каротина
в некоторых овощах
(в мг.на 100 г.продукта):
МОРКОВЬ КРАСНАЯ 9,0
КРАПИВА 5 – 7
ШПИНАТ 4,5
ЩАВЕЛЬ 2,5
ПЕРЕЦ КРАСНЫЙ 2,0
ТЫКВА 1,5
ТОМАТЫ ГРУНТОВЫЕ 1,2
МОРКОВЬ ЖЁЛТАЯ 1,1
РЕПА 0,1
СОЛЯНКИ
Химик:
Итак, надо говорить не «солянка», а «селянка». А химики могут в шутку именовать это блюдо «кислянкой». В солянке содержится поваренной соли всего лишь около 1%. Остроту этому блюду придают кислоты (яблочная, лимонная, молочная), которых в солянке больше, чем в других супах. В рецепт солянки включены ломтики лимона, придающие этому блюду лёгкую кислинку, и маслины, увеличивающие гамму вкусовых ощущений, зелень укропа или петрушки обогащают её ароматами эфирных масел. Мякоть маслин содержит более 25% масла, поэтому солянки – самые калорийные супы.
БОРЩИ
*Демонстрация опыта.
(Кислота уксусная, метиловый оранжевый, лакмус, раствор гидроксида натрия, пробирки в штативе, белый фон, пипетки)
СУПЫ КАРТОФЕЛЬНЫЕ
Химик:
Сейчас картофель называют «наш второй хлеб». И не случайно. В нем сравнительно много углеводов и белков. Содержание крахмала в нём составляет около 16%, белка – 2%. Да и витаминов в нём довольно много: В1, В9, РР, С. Содержится в нём и большинство нужных нам минеральных солей, а также растительные волокна.
*Демонстрация опыта на содержание в картофеле крахмала и белка.
(Картофель, тёрка, блюдце, вода, раствор иода, пипетка, раствор медного купороса, раствор гидроксида натрия, пробирки в штативе, белый фон).
СЛАДКИЕ СУПЫ
Химик:
Для получения необходимой консистенции сладкие супы заправляют крахмалом. В горячей воде крахмал набухает. При температуре до 550С набухание идёт медленно, а в интервале 60-1000С набухание ускоряется. Степень набухания крахмального зерна прямо-таки фантастическая – 1000%! Это приводит к тому, что большая часть жидкости, в которой замочен крахмал, поглощается им. Жидкость становится вязкой. Этот процесс называется клейстеризацией.
*Демонстрация опыта.
(Крахмал, вода, спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками).
ЗАПРАВОЧНЫЕ СУПЫ:
- щи
- борщи
- рассольник
- солянки
- супы картофельные
- супы с крупами
- супы с макаронными изделиями
- супы с бобовыми
СУПЫ МОЛОЧНЫЕ:
- с крупой
- с макаронными изделиями
- с овощами
СУПЫ-ПЮРЕ:
- из моркови или репы
- из зелёного горошка
- из овощей
- из крупы перловой или рисовой
- из бобовых
- из птицы
- из печени
ПРОЗРАЧНЫЕ СУПЫ:
- мясной
- рыбный
- с яйцом
- с гренками с сыром
- с пирожками
- с пельменями
- с фрикадельками
СЛАДКИЕ СУПЫ:
- из свежих плодов
- из смеси сухофруктов
ХОЛОДНЫЕ СУПЫ:
- окрошка мясная
- окрошка овощная сборная
- окрошка овощная
- борщ холодный
- свекольник холодный
- щи зелёные с яйцом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар на тему "Всё, что вы знаете и не знаете о чае"
Тема урока: «Всё, что вы знаете и не знаете о чае»Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.Вид урока: урок-семинар.Количество академических часов: два часа.Ключевые понятия:1....
Урок-семинар «Цена победы»
Урок-семинар«Цена победы»...
Разработка урока- семинара
Разработка урока- семинара по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава для профессии...
Урок – семинар в 10 классе по теме «Обобщение знаний о спиртах и фенолах»
Обобщение по теме "Спирты и фенолы"...
«Проведение урока - семинара»
В статье рассказывается об организации семинаров на занятиях по предмету "Термодинамика. Теплопередача. Гидравлика"...
Урок-семинар по дисциплине "Организация обслуживания"
Использование уроков-семинаров позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении дисциплины, активно использовать информацию, полученную из различн...
Урок-семинар по Международному гуманитарному праву «Через гуманизм к миру» («Per humanitatem ad pacem»)
Урок-семинар для учащихся 9-11 класса. Можно использовать в рамках элективного курса по праву или в профильных классах с углубленным изучением права....