РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение по специальности 23.0205 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).
методическая разработка по теме

Одобрена

Предметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин

       Наименование комиссии

Разработана на основе Федерального Государственного стандарта по специальности 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

по дисциплине материаловедение

 

 

 

 

Протокол №  __________

От «___»____________20___г.

 

Председатель предметно-цикловой комиссии

_____________       Зайцева С.С.

Подпись                    ФИО

 

Заместитель директора по ОУиМР

                                       Морковина Н.А.

Подпись                          ФИО

 Составитель (автор) _Нестерова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЖК № 52

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

 

Рецензенты; _______________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

 

 

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

 

Разработчики:

Нестерова Наталия Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

 

 

Рецензент____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.условия реализации  учебной дисциплины

 

8

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.паспорт РАБОЧей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

Материаловедение

 

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) по названной специальности.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

 

     лабораторные  работы

6

     практические занятия

8

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 

       подготовка рефератов

15

       Домашняя работа с учебной литературой

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа/ проект (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Технология металлов.

 

 

 

Тема 1.1.

Строение металлов.

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Аллотропия металлов. Дефекты кристаллических решеток.

1

Тема 1.2.

Свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

 

2

2

 

Основные свойства металлов и сплавов. Методы их определения.

1

Лабораторная работа №1 «Механическое испытание металлов».

Тема 1.3.

Диаграммы состояния.

Содержание учебного материала

 

2

 

Понятия о сплавах. Классификация сплавов. Основные диаграммы состояния двойных сплавов. Понятия о  ликвации.

1

Тема 1.4.

Сплавы железа с углеродом.

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные структуры, их свойства. Классификация железоуглеродистых сплавов

1

Лабораторная работа №2: «Изучение структур железоуглеродистых сплавов».

2

 

Практическая работа №1 «Виды и маркировка углеродистых сталей».

2

2

 

Практическая работа №2 «Виды и маркировка чугунов».

Тема 1.5.

Легированные стали.

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Влияние основных легирующих элементов на свойства сталей.

Классификация легированных сталей. Области их применения.

1

Практическая работа №3  «Виды и маркировка легированных сталей».

2

 

Контрольная работа №1 по темам 1.1, 1.2, 1.3.

2

 

Тема 1.6.

Термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

Превращения  в металлах и сплавах при нагревании и охлаждении. Виды термической обработки стали: отжиг, нормализация, закалка и отпуск.

2

 

Тема 1.7.

Химико-термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.

Защита металлов от коррозии.

1

Тема 1.8.

Цветные металлы.

Содержание учебного материала

 

2

 

Классификация цветных металлов. Сплавы на основе цветных металлов. Их свойства и применение.

1

Тема 1.9.

Порошковые и композиционные материалы

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Порошковая металлургия. Виды и применение композиционных материалов. Способы их получения.

1

 

 

 

 

Самостоятельная работа: Рефераты по темам:

«Конструкционные материалы.

Их свойства и применение».

«Инструментальные материалы. Их свойства и применение».

«Материалы с особыми свойствами. Их свойства и применение».

5

 

 

Раздел 2.

Основные способы обработки металлов и сплавов.

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

Тема 2.1

Введение.

Обзор основных способов обработки металлов и сплавов.

2

1

Тема 2.2.

Виды обработки металлов

 

Самостоятельная работа: Рефераты на темы:

«Литейное производство»

«Обработка металлов давлением»

«Обработка металлов резанием»

«Технoлогия сварки и пайки металлов»

«Классификация металлорежущих станков»

 

6

 

 

 

Раздел 3.

Электротехнические материалы.

 

 

 

 

 

 

Тема 3.1.

Диэлектрики

 

 

 

Содержание учебного материала

 

 

2

 

Классификация электротехнических материалов. Особенности работы диэлектриков в электрическом поле. Основные электрические характеристики диэлектриков.

 

1

Газообразные и жидкие диэлектрики.

2

2

 

1

Классификация и основные виды твердых диэлектриков.

1

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Рефераты на темы:

«Полимеры», «пластмассы», «лаки, эмали, компаунды», «резиновая изоляция», «стекло», «керамика», «слюда».

 

4

 

 

Тема 3.2.

Проводниковые материалы

Содержание учебного материала

Проводники с высокой проводимостью. Проводники с высоким сопротивлением. Их виды, свойства и область применения.

 

2

 

 

1

 

Тема 3.3

Магнитные материалы

Содержание учебного материала

Магнитомягкие материалы, Магнитотвердые. Их свойства и применения.

 

4

1

Тема 3.4.

Полупроводниковые материалы

Содержание учебного материала

Основные типы полупроводниковых приборов и материалы используемые для их изготовления.

 

3

 

1

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории материаловедения.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы электротехнических, неметаллических и композиционных материалов.

 

Оборудование лаборатории:

- лабораторные стенды для механических испытаний металлов и сплавов;

- металлографические микроскопы;

- лабораторные стенды для измерения электрической прочности изоляции;

- лабораторные стенды для измерения удельных сопротивлений диэлектриков;

- лабораторные стенды для измерения удельных сопротивлений проводниковых материалов

 

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- проектор

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

Рекомендации на сайте

https://sites.google.com/site/nesterovalabs/

дополнительной литературы

 Основные источники:

1. Моряков О.С. Материаловедение: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М: ОИЦ «Академия», 2008.

 

Дополнительные источники:

1. «Электроматериаловедение», Л.В.Журавлев, М.Профтехиздат, 2001 год.

2. «Технология металлов», Никифоров В.М., Ленинград изд. «Машиностроение», 1996 год.

3. «Электротехнические и конструкционные материалы», под ред. В.А.Филикова, «Среднее профтех», М.2001 год.

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые  общие и профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

– выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности

ОК1-9

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.2

Выполнение и защита лабораторных работ.

Выполнение и защита практических работ

 

Знания:

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов

 

ОК1-9

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.2

Выполнение и защита рефератов.

Контрольная работа в форме тестирования.

Зачет по дисциплине в форме тестирования

 

 

 

 

 

 
  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_2etmaterialovedenie.doc146 КБ
Microsoft Office document icon rab_pr_2etizmereniya.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ   ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение
города  Москвы

“Колледж  железнодорожного  и  городского  транспорта”

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ   ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение
города  Москвы

“Колледж  железнодорожного  и  городского  транспорта”

 

от  «__» ___ _ 20_16_ г.  № __                                                                                            

на  № _____ от  «__» ___________ 20__ г.                                                                                                  

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

по специальности 23.0205 Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

2015 г.

Одобрена

Предметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин

       Наименование комиссии

Разработана на основе Федерального Государственного стандарта по специальности 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

по дисциплине материаловедение

Протокол №  __________

От «___»____________20___г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_____________       Зайцева С.С.

Подпись                    ФИО

Заместитель директора по ОУиМР

                                       Морковина Н.А.

Подпись                          ФИО

 Составитель (автор) _Нестерова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЖК № 52

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

Рецензенты; _______________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

Разработчики:

Нестерова Наталия Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

Рецензент____________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Материаловедение

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190625  Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) по названной специальности.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     лабораторные  работы

6

     практические занятия

8

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

       подготовка рефератов

15

       Домашняя работа с учебной литературой

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа/ проект (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Технология металлов.

Тема 1.1.

Строение металлов.

Содержание учебного материала

2

Кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Аллотропия металлов. Дефекты кристаллических решеток.

1

Тема 1.2.

Свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

2

2

Основные свойства металлов и сплавов. Методы их определения.

1

Лабораторная работа №1 «Механическое испытание металлов».

Тема 1.3.

Диаграммы состояния.

Содержание учебного материала

2

Понятия о сплавах. Классификация сплавов. Основные диаграммы состояния двойных сплавов. Понятия о  ликвации.

1

Тема 1.4.

Сплавы железа с углеродом.

Содержание учебного материала

2

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные структуры, их свойства. Классификация железоуглеродистых сплавов

1

Лабораторная работа №2: «Изучение структур железоуглеродистых сплавов».

2

Практическая работа №1 «Виды и маркировка углеродистых сталей».

2

2

Практическая работа №2 «Виды и маркировка чугунов».

Тема 1.5.

Легированные стали.

Содержание учебного материала

2

Влияние основных легирующих элементов на свойства сталей.

Классификация легированных сталей. Области их применения.

1

Практическая работа №3  «Виды и маркировка легированных сталей».

2

Контрольная работа №1 по темам 1.1, 1.2, 1.3.

2

Тема 1.6.

Термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

Превращения  в металлах и сплавах при нагревании и охлаждении. Виды термической обработки стали: отжиг, нормализация, закалка и отпуск.

2

Тема 1.7.

Химико-термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

2

Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.

Защита металлов от коррозии.

1

Тема 1.8.

Цветные металлы.

Содержание учебного материала

2

Классификация цветных металлов. Сплавы на основе цветных металлов. Их свойства и применение.

1

Тема 1.9.

Порошковые и композиционные материалы

Содержание учебного материала

2

Порошковая металлургия. Виды и применение композиционных материалов. Способы их получения.

1

Самостоятельная работа: Рефераты по темам:

«Конструкционные материалы.

Их свойства и применение».

«Инструментальные материалы. Их свойства и применение».

«Материалы с особыми свойствами. Их свойства и применение».

5

Раздел 2.

Основные способы обработки металлов и сплавов.

Содержание учебного материала

Тема 2.1

Введение.

Обзор основных способов обработки металлов и сплавов.

2

1

Тема 2.2.

Виды обработки металлов

Самостоятельная работа: Рефераты на темы:

«Литейное производство»

«Обработка металлов давлением»

«Обработка металлов резанием»

«Технoлогия сварки и пайки металлов»

«Классификация металлорежущих станков»

6

Раздел 3. 

Электротехнические материалы.

 

Тема 3.1.

Диэлектрики

Содержание учебного материала

2

Классификация электротехнических материалов. Особенности работы диэлектриков в электрическом поле. Основные электрические характеристики диэлектриков.

1

Газообразные и жидкие диэлектрики.

2

2

1

Классификация и основные виды твердых диэлектриков.

1

Самостоятельная работа.

Рефераты на темы:

«Полимеры», «пластмассы», «лаки, эмали, компаунды», «резиновая изоляция», «стекло», «керамика», «слюда».

4

Тема 3.2.

Проводниковые материалы

Содержание учебного материала

Проводники с высокой проводимостью. Проводники с высоким сопротивлением. Их виды, свойства и область применения.

2

1

Тема 3.3

Магнитные материалы

Содержание учебного материала

Магнитомягкие материалы, Магнитотвердые. Их свойства и применения.

4

1

Тема 3.4.

Полупроводниковые материалы

Содержание учебного материала

Основные типы полупроводниковых приборов и материалы используемые для их изготовления.

3

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории материаловедения.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы электротехнических, неметаллических и композиционных материалов.

Оборудование лаборатории:

- лабораторные стенды для механических испытаний металлов и сплавов;

- металлографические микроскопы;

- лабораторные стенды для измерения электрической прочности изоляции;

- лабораторные стенды для измерения удельных сопротивлений диэлектриков;

- лабораторные стенды для измерения удельных сопротивлений проводниковых материалов

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, 

Рекомендации на сайте

https://sites.google.com/site/nesterovalabs/ 

дополнительной литературы

 Основные источники:

1. Моряков О.С. Материаловедение: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М: ОИЦ «Академия», 2008.

Дополнительные источники:

1. «Электроматериаловедение», Л.В.Журавлев, М.Профтехиздат, 2001 год.

2. «Технология металлов», Никифоров В.М., Ленинград изд. «Машиностроение», 1996 год.

3. «Электротехнические и конструкционные материалы», под ред. В.А.Филикова, «Среднее профтех», М.2001 год.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые  общие и профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

– выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности

ОК1-9

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.2

Выполнение и защита лабораторных работ.

Выполнение и защита практических работ

Знания:

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

– свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов

ОК1-9

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.2

Выполнение и защита рефератов.

Контрольная работа в форме тестирования.

Зачет по дисциплине в форме тестирования



Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ   ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение
города  Москвы

“Колледж  железнодорожного  и  городского  транспорта”

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ   ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение
города  Москвы

“Колледж  железнодорожного  и  городского  транспорта”

 

от  «__» ___ _ 20_16_ г.  № __                                                                                            

на  № _____ от  «__» ___________ 20__ г.                                                                                                  

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Измерительная техника

по специальности : по специальности 23.02.05 Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

                                            2015 г.

Одобрена

Предметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин

       Наименование комиссии

Разработана на основе Федерального Государственного стандарта по специальности 190625 Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного).

по дисциплине Измерительная техника

Протокол №  __________

От «___»____________20___г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_____________       Зайцева С.С.

Подпись                    ФИО

Заместитель директора по ОУиМР

                                       Морковина Н.А.

Подпись                          ФИО

 Составитель (автор) _Нестерова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО :ЖК № 52

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

Рецензенты; _______________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования 190625  « Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики »   (по видам транспорта, за исключением водного).

Организация-разработчик:  ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

Разработчик:

Нестерова Наталия Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

                                         


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Измерительная техника

  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью вариативной части примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности «Эксплуатация  транспортного электрооборудования  и автоматики   (по видам транспорта, за исключением водного)».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) по названной специальности.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

-  дисциплина входит в профессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

-выбирать средства измерений;

-измерять с заданной точностью различные электротехнические величины;

-определять значение измеряемых величин и показателей точности;

- использовать средства вычислительной техники для обработки и анализа результатов измерений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– основные методы и средства измерения электрических величин;

- основные виды измерительных приборов и принципы их работы;

- влияние измерительных приборов на точность измерений;

- принципы автоматизации измерений;

- назначение и область применения измерительных устройств.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы:

      -максимальной учебной нагрузки обучающегося  -   75    часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки -     54  часов;

- самостоятельной работы обучающегося -    21  часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     лабораторные  работы

22

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

       Домашняя работа с учебной литературой

       подготовка рефератов

Итоговая аттестация в форме  экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Электроизмерительные приборы»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

                  1

                                   2

3

4

Раздел 1.

Аналоговые электроизмерительные приборы

Тема 1.1.

Электромеханические приборы

Введение : Основные требования, предъявляемые к аналоговым электроизмерительным приборам.

2

1

Практическая работа №1 «Условные обозначения на приборах»

2

2

2

Практическая работа №2 «Расчет цены деления и максимальной погрешности.

Лабораторная работа №1 «Поверка технического амперметра»

Тема 1.2. Механизмы электромеханических измерительных приборов

Измерительные механизмы магнитоэлектрической, электромагнитной,  электродинамической систем  

         2

1

1

1

1

Измерительные механизмы ферродинамической, электростатической и индукционной систем

2

Тема 1.3 Преобразователи тока и напряжения

Расширение пределов измерения амперметров с помощью шунтов и измерительных трансформаторов.

1

Расширение пределов измерения вольтметров с помощью добавочных сопротивлений и трансформаторов напряжения.

1

Практическая работа №3 «Расчет шунтов и добавочных сопротивлений»

2

Тема 1.4 «Электрические измерительные цепи»

Общие сведения. Мостовые схемы.

Компенсационные схемы.

1

1

Контрольная работа.

1

Лабораторная работа №3. «Измерение сопротивлений с помощью мостовой схемы.  

2

2

2

Практическая работа №4. «Измерение индуктивности с помощью мостовой схемы».

Практическая работа №5. «Измерение емкости с помощью мостовой схемы».

Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий , реферат на тему “Применение электромеханических измерительных приборов ”.

4

Тема 1.5 Электронные измерительные приборы.

Классификация. Общие сведения. Электронные вольтметры. Электронно-лучевые осциллографы. Электронные выпрямители.

2

1

Лабораторная работа №4. «Изучение возможностей электронного осциллографа».

2

Радел П. Аналоговые методы и средства регистрации.

Основные виды регистрирующих приборов.

2

Самостоятельная работа.

Рефераты по теме:

Тема 2.1.  Общие сведения. Самопишущие приборы.

Тема 2.2.Светолучевые осциллографы.

Тема 2.3. Применение регистрирующих приборов в транспортных устройствах.

6

Раздел Ш. Цифровые приборы

Тема 3.1 Общие сведения.          

Основные понятия. Общие сведения  цифровых  измерительных приборов и аналого-цифровых преобразователей.

2

1

Тема 3.2 Цифровые приборы и их характеристики

Цифровые вольтметры постоянного и переменного тока. Цифровые мосты

постоянного и переменного тока.  

2

1

Самостоятельная работа. Презентации по теме : “Виды цифровых приборов и их применение ”

6

Раздел IV.  

Приборы и методы

измерения электрических

и неэлектрических

величин.

Тема 4.1.  

Измерения тока и

напряжения

Приборы и методы измерения тока и напряжения.  

   Основные типы амперметров и вольтметров.

       2

1

Тема 4.2.

Приборы и методы измерения мощности и энергии .

Основные параметров ваттметров. Виды счетчиков. Включение счетчика в цепь.

       

        2

1

Тема 4.3 Приборы и методы измерения фазового сдвига и интервала времени

Основные типы фазометров и их техническая характеристика . Устройство и принцип действия . Измерения фазового сдвига с помощью осциллографа. Частотомеры.

2

1

Лабораторная работа №7. «Измерение фазового сдвига с помощью фазометра».

2

Тема 4.4.

Изменение параметров эл. цепей .

Методы измерения сопротивления.

Методы измерения индуктивности.

Методы измерения емкости.

         4

         1

Лабораторная работа №8 «Измерение сопротивлений косвенным методом»

2

Лабораторная работа №9.. «Измерение индуктивности косвенным методом»                                      

1

Лабораторная работа №10. «Измерение емкости косвенным методом».

1

Тема 4.5.       Электрические измерения неэлектрических величин.                

Понятия о датчиках как разновидности электрических преобразователей.

   Основные параметры датчиков. Разновидности датчиков по принципу

   действия. Сопряжение датчиков с электроизмерительными приборами.

 

1

1

Самостоятельная работа. Презентации по теме: «Применение датчиков температуры и давления в технических устройствах».

4

Раздел V.              

Автоматизация

электроизмерений.     

Назначение и краткая техническая характеристика информационно-измерительной системы (ИИС). Классификация в зависимости от назначения:

- системы сбора информации;

- системы автоматического контроля;

-системы технической диагностики.

Измерительно-вычислительный комплекс. Назначение и краткая техническая характеристика.

1

1

        

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории материаловедения.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Измерительная техника»;

- амперметры, вольтметры, ваттметры, фазометры, мосты и т.д;

Оборудование лаборатории:

- лабораторные стенды:

- Поверка технического амперметра и вольтметра

- Измерение сопротивления косвенным методом

- Измерение сопротивления с помощью мостовой схемы

- Измерение индуктивности косвенным методом

- Измерение емкости косвенным методом

- Определение коэффициента мощности при переменной индуктивной нагрузке  

- Обработка результатов многократных измерений

- Измерение температуры и давления электрическими методами

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники:

1. В.А. Панфилов «Электрические измерения», «Academia» 2008г. 

Дополнительные источники:

1. «Электрические измерения», В.Н. Малиновского, «Энергоиздат» 1982г.

2. «Электрические измерения», Попов В.С. «Энергия» 1974г.

3. Интернет ресурс.

Рекомендации на сайте

https://sites.google.com/site/nesterovalabs/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые  общие и профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Разделы  1, 2

Учащийся должен знать:

-Классификацию и маркировку электроизмерительных приборов.

-Технические характеристики измерительных приборов.

-Типовые методики поверки электроизмерительных приборов.

-Принципы действия различных электроизмерительных приборов , условные обозначения наносимые на приборы.

Уметь: - составлять измерительные  цепи , по условным обозначением определять возможности приборов.

Раздел 3

Учащийся должен

Знать: принцип работы цифровых приборов.

Раздел 4.

Учащиеся должны делать:

-основные методы измерение электрических и неэлектрических величин.

Уметь:

Подбирать приборы и включать их в измерительную цепь.

Производить замеры интересующих величин и рассчитывать погрешность приборов.

ОК 1-9

ПК 1.3

ПК 2.2

ПК 4.3

-Контрольные работы в виде тестирования.

-Выполнение и защита практических работ.

-Выполнение и защита лабораторных работ.

-Конкурс - реферат подготовленных с использованием учебников, Интернет сайтов.

-Выполнение и защита лабораторных работ.

-конкурс рефератов подготовленных с использованием учебников и Интернет – ресурсов.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Педагогика специальность 050720 Физическая культура

Программа учебной дисциплины «Педагогика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 050141 Физическая культура  в части освоения...

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)....

абочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

абочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)», входящей в состав...

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и строительных машин"

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)"  по профессии 23.01.06  "Машинист дорожных и строительных машин"...