Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном
рабочая программа

Матова Анна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_oput_2023.docx77.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Информатика»

Специальность

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

2023


Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413» с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022г. № 1014

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

ГБПОУ СПЦ №5

Разработчик:

Матова А.В.    –

ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

1.1. Область применения программы 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является учебным предметом по выбору из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  2. формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  3. формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  4. развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  5. приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
  6. приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
  7. владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
  • понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

В области духовно-нравственного воспитания:

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

- использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

-уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

  • наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  • понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
  • понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

  • умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
  • владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

В области ценности научного познания: 

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

 - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам.

  • умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, (У); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

  • умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, (У) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;

ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями: 

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

  • умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
  • умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;

ПК 1.1.        Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем образовательной программы дисциплины

216

в том числе:

Основное содержание

155

в том числе:

теоретическое обучение

49

практические занятия

44

самостоятельная работа обучающегося

62

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

61

в том числе:

теоретическое обучение

25

практические занятия

26

самостоятельная работа обучающегося

10

Индивидуальный проект

20

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Объем учебной нагрузки по ОУДП.08 Информатика

Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам

Обязательная аудиторная

нагрузка (час.)

Внеаудиторная самостоятельная работа

Формы промежуточной аттестации

Курс

Семестр

всего занятий

в т.ч.

занятия на уроках

практических занятий

1

1

68

36

32

24

2

46

14

32

24

2

3

30

24

6

24

ИТОГО

144

74

70

72

Э

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формируемые компетенции

1 семестр

Раздел 1

 Информация и информационная деятельность человека

Тема 1

 Информация и информационная деятельность человека

Содержание учебного материала:

13

Основное содержание

ОК. 01

ОК.02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК .06

1.1

Основные этапы развития информационного общества.

1

1.2

Роль информационной деятельности в современном обществе.

1

1.3

Информационные ресурсы общества.

1

1.4

Практическое занятие №1 по теме: «Описание информационных ресурсов общества. Образовательные информационные ресурсы».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

8

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.1

Роль информации в развитии общества (подготовка презентации).

2

1.2

Образовательные информационные ресурсы (подготовка к практическому занятию).

2

1.3

Информационные ресурсы (написание реферата).

4

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Тема 2

 Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

43

2.1

Информация и ее свойства.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

ОК. 07

ОК. 08

ОК. 09

ПК1.1

2.2

Информация и моделирование.

1

2.3

Структурные информационные модели.

1

2.4

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

2.5

Практическая подготовка. Практическое занятие №2 по теме: «Построение математической модели в профессиональной области».

2

Основное содержание

2.6

Единицы измерения информации.

1

2.7

Системы счисления.

1

2.8

Практическое занятие №3 по теме: «Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления».

2

2.9

Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

1

2.10

Системы счисления как модель представления чисел в компьютере.

1

2.11

Практическое занятие №4 по теме: «Перевод чисел из десятичной системы счисления, в десятичную систему счисления».

2

2.12

Двоично-кодированные системы.

1

2.13

Кодирование информации. Решение задач.

1

2.14

Файловая система хранения, поиска и обработки информации.

1

2.15

Основы алгоритмизации.

1

2.16

Линейные алгоритмы.

1

2.17

Ветвящиеся алгоритмы.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

ОК. 07

ОК. 08

ОК.09

ПК1.1

2.18

Циклические алгоритмы.

1

2.19

Практическое занятие №5 по теме: «Создание простого алгоритма».

2

2.20

Практическое занятие №6 по теме: «Создание линейного алгоритма».

2

2.21

Практическое занятие №7по теме: «Создание условного алгоритма».

2

2.22

Практическое занятие №8по теме: «Создание циклического алгоритма».

2

*Профессионально-ориентированное содержание

2.23

Практическая подготовка. Практическое занятие №9 по теме: «Анализ алгоритмов в профессиональной области».

2

Основное содержание

2.24

Системы и технологии программирования.

1

2.25

Введение в язык программирования.

1

Самостоятельная работа при изучении темы 2
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

10

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.1

Информация и ее свойства (написание реферата).

1

2.9

Двоичная арифметика (решение задач).

1

2.13

Системы счисления (решение задач).

1

2.16

Создание линейного алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.17

Создание условного алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.18

Создание циклического алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.19

Составление программы. Линейная математическая задача (составление программы).

1

2.24

Составление программы. Условие If (составление программы).

1

2.25

Составление программы. Цикл For и While (составление программы).

1

2.25

Составление программы. Цикл Repeat (составление программы).

1

Раздел 3

 Средства информационных и коммуникационных технологий.

Тема 3

 Средства информационных и коммуникационных технологий.

Содержание учебного материала:

25

3.1

История компьютера.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

ОК. 07

ОК. 08

ОК. 09

ПК1.1

3.2

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

1

3.3

Основные и дополнительные устройства ввода/вывода.

1

3.4

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

1

3.5

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

1

3.6

Практическое занятие №10 по теме: «Комплектация базового компьютера».

2

3.7

Практическое занятие №11 по теме: «Комплектация максимальной конфигурации компьютера».

2

3.8

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

1

3.9

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

1

3.10

Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий, риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач.

1

3.11

Сетевое хранение цифрового контента. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах.

1

3.12

Практическое занятие №12 по теме: «Инсталляция программного обеспечения».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 3
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

10

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

3.3

Комплектация базового компьютера (заполнение таблицы MS Word).

2

3.5

Логические функции и схемы (построение схемы с помощью фигур MS Word).

2

3.8

Расчеты по таблицам истинности (решение задачи в таблице MS Word).

2

3.12

Защита информации (подготовка презентации).

4

Раздел 4

 Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 4

 Технологии создания и преобразования информационных объектов.

Содержание учебного материала:

51

4.1

Технология обработки текстовой информации.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

ОК. 07

ОК. 08

ОК. 09

ПК1.1

4.2

Текст как информационный объект. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

1

4.3

Использование шаблонов документов и других средств, повышающих эффективность работы с текстом.

1

4.4

Форматирование символов и абзацев.

1

4.5

Создание таблиц. Форматирование таблиц.

1

4.6

Расчётные операции в таблицах. Построение диаграмм.

1

4.7

Работа с графическими объектами в текстовом редакторе.

1

4.8

Практическое занятие №13 по теме: «MS Word. Форматирование, редактирование текста».

2

4.9

Практическое занятие №14 по теме: «MS Word. Формирование таблиц».

2

4.10

Практическое занятие №15 по теме: «MS Word. Вставка и форматирование объектов в документе».

2

4.11

Практическое занятие №16 по теме: «MS Word. Использование символов, вставка и редактирование формул».

2

2 семестр

4.12

Создание схем. WordArt. SmartArt.

1

4.1

Практическое занятие №17 по теме: «MS Word. Колонтитулы, надписи, подписи, номера страниц».

2

4.14.

Практическое занятие №18 по теме: «MS Word. Создание заголовков, списков, гиперссылок».

2

4.15

Практическое занятие №19 по теме: «MS Word. Создание автооглавления».

2

4.16

Технология обработки графической информации.

1

4.17

Технология обработки звуковой информации.

1

4.18

Практическое занятие №20 по теме: «Технологии обработки графических объектов».

2

4.19

MS Power Point. Создание презентаций.

1

4.20

Практическое занятие №21 по теме: «MS Power Point. Создание простой презентации».

2

4.21

Практическое занятие №22 по теме: «MS Power Point. Создание объектной и слайдовой анимации».

2

4.22

Практическое занятие №23 по теме: «MS Power Point. Наложение звука и видео в презентации».

2

4.23

Практическое занятие №24 по теме: «MS Power Point. Установка гиперссылки, создание фильма».

2

*Профессионально-ориентированное содержание

4.24

Практическое занятие №25 по теме: «Представление профессиональной информации в виде презентаций».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 4
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

14

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

4.4

Возможности текстового редактора, меню главная (комплексная работа по главному меню).

2

4.7

Возможности текстового редактора, меню вставка (комплексная задача по работе с таблицами, формирование, заполнение).

4

4.8

Возможности текстового редактора, меню вставка (комплексная задача по работе с фигурами, формулами).

4

4.18

Система компьютерной презентации (подготовка презентации).

4

Раздел 5

 Технологии работы с информационными структурами — электронными таблицами и базами данных

Тема 5

 Технологии работы с информационными структурами — электронными таблицами и базами данных

Содержание учебного материала:

38

Основное содержание

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК1.1

5.1

Электронные таблицы

1

*Профессионально-ориентированное содержание

5.2

MS Excel. Интерфейс программы

1

5.3

Форматы данных. Быстрый ввод. Сложный ввод.

1

5.4

Адресация данных.

1

5.5

Организация расчётов в электронных таблицах. Формулы.

1

5.6

Использование функций. Построение диаграмм.

1

5.7

Сортировка. Фильтрация данных.

1

5.8

Промежуточные и общие итоги. Сводные таблицы.

1

5.9

Практическая подготовка. Практическое занятие №26 по теме: «MS Excel. Заполнение таблицы, адреса ячеек, типы данных».

2

5.10

Практическая подготовка. Практическое занятие №37 по теме: «MS Excel. Проведение простых расчетов, формулы».

2

5.11

Практическая подготовка. Практическое занятие №28 по теме: «MS Excel. Создание относительных и абсолютных ссылок».

2

5.12

Практическая подготовка. Практическое занятие №29 по теме: «MS Excel. Создание диаграмм и графиков».

2

5.13

Практическая подготовка. Практическое занятие №30 по теме: «Технологии обработки информации в электронных таблицах. Сортировка, фильтрация, условное форматирование».

2

5.14

Практическая подготовка. Практическое занятие №31 по теме: «Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)».

2

5.15

База данных как модель информационной структуры.

1

5.16

Компьютерная база данных — система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации.

1

5.17

Практическая подготовка. Практическое занятие №32 по теме: «MS Access. Создание простой БД, формы отчеты».

2

3 семестр

5.18

Практическая подготовка. Практическое занятие №33 по теме: «MS Access. Создание БД в режиме конструктора. Создание реляционной БД».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 5
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

12

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

5.5

Возможности табличного редактора. Формирование таблицы (комплексная работа по формированию таблицы).

2

5.6

Возможности табличного редактора. Формулы, функции. Относительные и абсолютные ссылки (комплексная работа с расчетами).

2

5.9

Возможности табличного редактора. Решение примеров. Построение диаграмм и графиков (комплексная работа с расчетами).

3

5.12

Заполнение простой базы данных (работа в базе данных).

5

Раздел 6

 Телекоммуникационные технологии.

Тема 6

 Телекоммуникационные технологии .

Содержание учебного материала:

23

Основное содержание

6.1

Компьютерная сеть как средство коммуникации

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК1.1

6.2

История Интернета.

1

6.3

Веб-сайт. Веб-портал

1

6.4

Понятие о языке HTML

1

6.5

Личные и коллективные сетевые сервисы в Интернете.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

6.6

Практическая подготовка. Практическое занятие №34 по теме: «Поиск информации профессионального содержания».

2

6.7

Практическая подготовка. Практическое занятие №35 по теме: «Организация профессиональной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 6
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

14

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

6.4

Построение локальной сети по плану здания (расчетно-графическая работа. Использовать фигуры из MS Word).

6

6.5

Составление интернет страницы с помощью конструктора сайтов (создание web страницы)

8

Раздел 7

 Информационная безопасность.

Тема 7

 Информационная безопасность.

Содержание учебного материала:

15

*Профессионально-ориентированное содержание

7.1

Эволюция подходов к обеспечению информационной безопасности.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК1.1

7.2

Виды мер обеспечения информационной безопасности (ИБ).

1

7.3

Особенности защиты информации на персональных компьютерах (ПК).

1

7.4

Информационные, программно-математические, физические и организационные угрозы.

1

7.5

Показатели защищенности средств вычислительной техники

1

7.6

Виды доступа. Уровни доступа. Контроль доступа.

1

7.7

Идентификация и аутентификация пользователя.

1

7.8

Основные методы и приемы защиты от несанкционированного доступа.

1

7.9

Проблема вирусного заражения программ.

1

7.10

Основные классы антивирусных программ.

1

7.11

Пакеты антивирусных программ. Поиск вирусов в выбранных объектах.

1

7.12

Криптографические методы защиты информации.

1

7.13

Концепция правового обеспечения информационной безопасности в РФ.

1

Самостоятельная работа при изучении темы 7
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

7.2

Комплексное обеспечение безопасности.

2

Раздел 8

 Основы искусственного интеллекта.

Тема 8

 Основы искусственного интеллекта.

Содержание учебного материала:

7

*Профессионально-ориентированное содержание

8.1

Понятие и направления искусственного интеллекта. Машинное обучение.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК1.1

8.2

Сферы применения искусственного интеллекта.

1

8.3

Чат-боты: понятие, типы, особенности, области применения, технологии создания, программные инструменты для создания, примеры чат-ботов.

1

8.4

Интеллектуальные системы обработки изображений.

1

8.5

Интеллектуальные возможности современных систем обработки информации.

1

8.6

Интеллектуальные возможности современных систем обработки информации (проверка правописания, распознавание речи, распознавание текста, компьютерный перевод).

Самостоятельная работа при изучении темы 8
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

8.2

Нейронные сети и датасеты для обучения/тренировки сетей. Сферы применения искусственного

интеллекта.

2

Всего

216


Проектно- исследовательская деятельность

Содержание учебного материала:

20

1

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования исследованию.

1

2

2

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

1

2

3

Определение цели, задач проекта.

1

2

4

Определение проблемы, выдвижение гипотезы.

1

2

5

Знакомство с требованиями оформления письменной части работы.

1

2

6

Анализ, оценка письменной части проекта.

1

2

7

Планирование: от цели к результату.

1

2

8

Критерии внешней оценки проекта.

1

2

9

Методы исследования.

1

2

10

Навыки делового партнерского общения.

1

2

11

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

1

2

12

Организация малых групп сотрудничества.

1

2

13

Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.

1

2

14

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

1

2

15

Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.

1

2

16-17

Представление работы, защита проекта.

2

2

18-19

Представление работы, защита проекта.

2

2

20

Анализ достижений и недостатков.

1

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики, информационных систем и информационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • персональные компьютеры;
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • принтер струйный;
  • комплект сетевого оборудования;
  • комплект оборудования для подключения к сети интернет.

Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

3.2.1. Основные печатные издания:

  1. Михеева Е.В. Информатика. М.: Академия, 2020.

3.2.2. Электронные издания:

  1. www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
  2. http://center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам
  3. http://nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
  4. http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
  5. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

3.2.3. Дополнительные источники:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
  1. Цветкова М.С. Информатика, 2020.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб.пособие. – М., 2020.
  3. Крылова В. А. Сборник практических заданий по дисциплине информатика, 2021

Для преподавателей:

  1. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М., 2021.
  2. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2021.

3.3. Организация образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, терминологические диктанты, решение задач, доклады), практические (выполнение и защита практических занятий), а также просмотр и оценка работ. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора и имеющих стаж работы в данной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 1        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1.        Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- наблюдение за ходом выполнения практических работ;

- оценка выполнения практических работ;

- оценка решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач;

- оценка тестовых заданий;

- наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- наблюдение и оценка решения задач;

- наблюдение и оценка деловой игры;

- дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)....

Методические указания к выполнению домашней контрольной работы специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» (заочное отделение) по дисциплине «Техническая механика»

Методические указания предназначены для студентов специальности 23.02.01. Организация перевозок на автомобильном транспорте (заочное отделение) и разработаны согласно требованиям ФГОС третьего поколен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОО.07 БИОЛОГИЯ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Рабочая программа учебнойдисциплины "Биология" в рамках подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОО. 06 ХИМИЯ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Рабочая программа учебной дисциплины "Химия" в рамках подготовки специалистов средего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по МДК.01.01. Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте  специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управление н...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ для студентов специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ для студентов специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Документационное обеспечение управления Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в повышении квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке техников по обслужива...