рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО
рабочая программа на тему

Гугучкина Татьяна Михайловна

рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrotekhnika_spo_izmenennaya.docx69.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Еланский аграрный колледж»

                                                               Утверждаю

Зам. директора по УПР                                                    

___________ В.А.Голев                                               «___»_________2014г.                                        

     

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03   Электротехника и электроника

По специальности технического профиля

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Елань 2014 год

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности (специальностям) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

Организация-разработчик:  ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж

Разработчик:

Гугучкина Татьяна Михайловна, преподаватель    ГАОУ СПО «ЕАК»

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Социально-экономический и общепрофессиональных дисциплин»

Демьянова Г.В.         /  _____________/

Протокол № _____о т  «___»____________2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

1.1. Область применения  программы

                  Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,  входящей в укрупненную группу специальностей 190000 Транспортные средства .

Программа учебной дисциплины может быть использована в процессе   реализации программ профессиональной подготовки 11442 Водитель автомобиля и 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, на базе основного общего образования без предъявления требований к опыту работы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является общепрофессиональной  дисциплиной профессионального цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы специальности  190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

        

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

обладать профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2.

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3

Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК  2.3.

Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

         В результате освоения учебной дисциплины студент должен   уметь:

  • пользоваться измерительными приборами;
  • производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;
  • производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем; 
  • использовать основные законы и принципы теоретической электротехники     и  электронной техники в профессиональной деятельности;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
  • рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
  • собирать электрические схемы.  

         В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;
  • компоненты автомобильных электронных устройств;
  • методы электрических измерений;
  • устройство и принцип действия электрических машин
  • электротехническую терминологию;
  • основные законы электротехники;
  • характеристики и параметры электрических и магнитных полей;        
  • принципы действия, устройство, основные характеристики  
  • электротехнических и  электронных устройств и приборов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 198 часов, в том числе:

       обязательной аудиторной учебной нагрузки   132  часа;

       самостоятельной работы студента  66 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

198

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:

     лабораторные занятия

не предусмотрено

     практические  занятия        

9

     контрольные работы

не предусмотрено

             курсовая работа

не предусмотрено

Самостоятельная работа  (всего)

66

в том числе:

  • подготовка сообщений
  • проектная деятельность
  • выполнение расчетов
  • подготовка наглядного материала
  • составление кроссворда, таблиц

29

20

8

4

5

Итоговая аттестация в форме

  3 семестр - зачёта;

  4 семестр - экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Электротехника и электроника  

                                                                                                                             

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,   практические занятия, самостоятельная работа студента

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Электротехника

159

   

 

 Тема 1.1.   Электрическое поле 

Содержание учебного материала

 4

Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона.

2

2

2

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа:

2

  1. Работа с наглядным материалом

2

 Тема 1. 2. Электрические  цепи постоянного тока    

Содержание учебного материала

24

Электрическая цепь и ее элементы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Законы Ома, Кирхгофа.

2

Режимы работы электрической цепи.

2

Электрическая цепь при последовательном, параллельном соединении.

2

Сложные цепи. Эквивалентные параметры цепи при соединении элементов.

2

Расчет электрической цепи методом контурных токов.

2

Расчет электрической цепи с использованием принципа

наложения.

2

Расчет электрической цепи методом эквивалентного генератора.

2

Расчет электрической цепи методом узлового напряжения

2

Преобразование схем соединения элементов звездой и

треугольником.

2

Практические занятия

Решение задач на преобразование электрических цепей с последовательным  и параллельным соединением.

2

Решение задач с использованием различных методов расчета электрических цепей

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы  

не предусмотрено

Самостоятельная работа 

12

  1. Расчет цепи с одним источником питания
  2. Расчет электрической цепи методом контурных токов.
  3. Расчет разветвленной электрической цепи с несколькими источниками питания
  4. Нарисовать схемы соединения пассивных элементов звездой и треугольником и объяснить порядок их расчета..
  5. Отбор материала и выполнение групповых информационных проектов (презентации, сообщения) на тему «Георг Ом и основной количественный закон электрической цепи», «Наш великий Ампер», «Применение последовательного и параллельного соединения потребителей электрической энергии на практике», «Тепловое действие тока и его применение в быту и технике», «Да будет свет! Или как устроена лампа накаливания?»; «Применение электрического тока в металлах, жидкостях, газах, вакууме и полупроводниках», «Явление сверхпроводимости и его применение»;

2

2

2

2

4

  Тема 1. 3.   Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала:

12

 

 

Электрическая цепь переменного тока, способы соединения элементов.

2

2

2

2

2

2

2

Мощность цепи синусоидального тока.  Понятие о трехфазной системе электрических цепей.

2

Соединение обмоток генератора и фаз приемника звездой и

треугольником.

2

Мощность трехфазной цепи

2

Основные понятия переходных процессов

2

Практические занятия

Расчет  электрических цепей переменного тока с применением законов Ома и Кирхгофа.

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы  

не предусмотрено

Самостоятельная работа    

6

  1. Сообщение: Разветвленные электрические цепи переменного тока
  2. Сообщение: Напряжение между нейтральными точками генератора и приемника
  3. Сообщение: Резонанс напряжений и токов

2

2

2

Тема 1.4 Магнитное поле.

Содержание учебного материала

8

Магнитное поле. Ферромагнитные материалы.

2

2

2

2

2

Магнитные цепи. Применение законов Ома и Кирхгофа

2

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы

2

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.  Магнитный поток

2

Практические занятия

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы  

не предусмотрено

Самостоятельная работа

4

  1. Сообщение на тему: Закон Ампера, Ленца
  • составление тезисов по темам «Магнитные свойства вещества. Классификация веществ по магнитным свойствам»;
  1. Сообщение: Потоки рассеяния в магнитных цепях

2

2

Тема 1.5. Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

4

Явление электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле  

2

2

 Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

2

1.Сообщение по теме « Электродинамический микрофон».

2

Тема 1.6.  Электроизмерительные приборы и электрические измерения

Содержание учебного материала

8

Электроизмерительные и электромагнитные приборы.

2

2

2

2

2

Индукционные, регистрирующие, электронно -измерительные приборы

2

Измерения в цепях постоянного тока.

2

Измерения в трехфазных цепях

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

4

  1. Составление таблицы классификации электроизмерительных приборов.
  2. Сообщение: Логометры

2

2

Тема 1.7. Трансформаторы

Содержание учебного материала.

12

 Общие сведения о трансформаторах

2

2

2

2

2

2

2

Режимы работы трансформа

2

Схема замещения и векторная диаграмма приведенного

трансформатора

2

Трехфазные , специальные трансформаторы

2

КПД трансформатора. Мощность потерь энергии.

2

Практические занятия

4

Расчет трансформатора

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

6

  1. Проведение проверки измерительного трансформатора тока и трансформатора напряжения.
  2. Сообщение на тему: Автотрансформаторы

4

2

 Тема 1.8. Электрические машины постоянного тока

Содержание учебного материала.

10

1.

ЭДС якоря и электромагнитный момент. Понятие о коммутации.

2

2

2

2

2

2.

Генераторы постоянного тока

2

3.

Двигатели постоянного тока

2

4.

Двигатели постоянного, параллельного, смешанного

возбуждения

2

Практические занятия

5

Составление таблицы  характеристик машин постоянного тока

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

5

  1. Перечислить способы возбуждения двигателей постоянного тока и изобразите соответствующие схемы их включения
  2. Перечислить способы возбуждения генераторов постоянного тока и изобразите соответствующие схемы их включения

3

2

Тема 1.9. Электрические машины переменного тока

Содержание учебного материала.

 12

Асинхронные машины - общие сведения

2

2

2

2

2

2

ЭДС в обмотках статора и ротора, векторная диаграмма АС

2

КПД  асинхронного двигателя и вращающий момент, его пуск

2

Линейные , однофазные асинхронные двигатели

2

Синхронный генератор, синхронный двигатель

2

Практические занятия

Составление таблицы  характеристик машин переменного тока

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

6

  1. Групповая работа: Исследование синхронного генератора при параллельной работе с сетью.
  2. Сообщение : перспективы развития асинхронных и синхронных машин

3

3

  1. Тема 1.10. Производство, распределение, потребление электрической энергии

Содержание учебного материала.

12

Электропривода. Выбор мощности и типа двигателя

 2

2

2

2

                

2

2

Системы электроснабжения. Расчетная мощность

2

Электрические станции (ГЭС, ТЭС)

2

Электрические станции (АЭС и другие)

2

Передача, и использование энергии. Защитное заземление, зануление.

2

Практические занятия

2

7.

Простейший расчет заземления

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

6

Типовые схемы автоматического управления электродвигателями

6

Раздел 2.

Электроника

39

Тема 2.1  Электронные приборы

Содержание учебного материала

 26

Виды электронной эмиссии

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Электровакуумные и электродные лампы

2

Газоразрядные приборы

2

Электронные выпрямителей

2

Сглаживающие фильтры

2

Полупроводники и их свойства. Транзисторы  

2

Определения и характеристики усилителей. Их виды

2

Режимы работы усилителя

2

Электрические импульсы. Импульсные устройства

Сумматоры и микропроцессы

2

Логические  элементы. Счетчики Регистры. Шифраторы .

2

Новые электротехнические устройства.  Электросбережение: понятие и способы.

2

2

Практические занятия

  1.    

Расчет и составление схем однопериодных и двухпериодных

выпрямителей переменного тока

2

2

Расчет и составление схем мостовых выпрямителей переменного

тока

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

13

  1. Подготовка наглядного материала «Газоразрядные приборы »

4

  1. Составление таблицы описания электроприборов (характеристики, сфера применения, ценовая категория.)

4

  1. Составление кроссворда.

5

Итого

Максимальная нагрузка

Из них аудиторная

                                                             Самостоятельная работа обучающегося

168

168

132

66


3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, мастерских – не предусмотрено; лабораторий – не предусмотрено. 

         Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя.

         Технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

                                                        Основные источники:  

  1. Герасимов В.Г. Электротехника: программированное учебное пособие . 2009 год.
  2. Аблим А.М. Электротехника . 2010 год.
  3. Шихин А.Я. Электротехника . 1909 год.

  1. Бородин И.Ф., Шогенов А.Х., Судник Ю.А. и др. Основы  
  2. электроники.-М.:«КолосС», 2009.- 208с.(Учебник для вузов)
  3. Воробьев В.А. Электрификаци и автоматизация сельскохозяйственного
  4. производства.-М.: «КолосС», 2010.- 280с. .(Учебник для вузов)
  5. Данилов И.А. Общая электротехника с основами электроники.- М.:
  6. «Высшая школа», 2009. 371с.

                                                        Дополнительные источники:  

  1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.- Ростов на Дону.:

«Феникс», 2010.- 384 с.(Учебник для учащихся профессиональных училищ и  

колледжей).

  1. Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно-  

практический журнал, утвержденный МСХ РФ

  1. Техника в сельском хозяйстве: научно-практический журнал,

утвержденный МСХ РФ

  1. Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал,

утвержденный МСХ РФ

Интернет-ресурсы

  1. Интернет- ресурс «Электротехника». Форма доступа: ru.wikipedia.org

  2. http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/Book/index.htm- электронный учебник по электротехнике и электронике.

  3. http://toe.ho.ua/- электротехника: решение задач

    4. http://www.sxemotehnika.ru/- учебник по электротехнике.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                          уметь:

-использовать основные законы и принципы

теоретической электротехники и  электронной

техники в профессиональной деятельности;

Проверка практических занятий.

-читать принципиальные, электрические и

монтажные схемы;

Проверка практических занятий.

-рассчитывать параметры электрических,

магнитных цепей;

Проверка практических занятий.

-пользоваться электроизмерительными

приборами и приспособлениями,

Проверка практических занятий.

-подбирать устройства электронной техники,

электрические приборы и оборудование            с

определенными параметрами и характеристиками;

Проверка практических занятий.

-собирать электрические схемы.

Проверка практических занятий.

                               знать:

  -способы получения, передачи и

использования электрической энергии;

 Проверка контрольной работы, внеаудиторная самостоятельная работа

  - электротехническую терминологию;

оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой;

- фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий;

- контроль знаний - тестирование по теме.

  - основные законы электротехники;

оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой;

 фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий;

  -характеристики и параметры электрических

и магнитных полей;

проверка контрольной работы,

практических занятий, выполнение индивидуальных проектных заданий

  -свойства проводников, полупроводников,

электроизоляционных, магнитных          

материалов;

фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий;

  -основы теории электрических машин,

принцип работы типовых электрических  

    устройств;

проверочные работы по темам;

контроль знаний - тестирование по теме.

  - методы расчета и измерения основных

параметров электрических, магнитных  

   цепей;

проверочные работы по темам;

- контроль знаний - тестирование по теме.

  -принципы действия, устройство, основные

характеристики электротехнических и          

электронных устройств и приборов;

проверочные работы по темам;

- контроль знаний - тестирование по теме.

  -принципы выбора электрических и

электронных устройств и приборов,

 

оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»

Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА По специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной практики является частью ОПОП СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и предназначена для освоения обучающимися в рамках про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального  обра...

Рабочая программа по дисциплине "Черчение" для технических специальностей

Рабочая программа учебной дисциплины ПОО.1 Черчение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования (приказ Минобра  России...