РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
рабочая программа

Татаринкова Маргарита Юрьевна

Учебная дисциплина ОП 12.Основы банковского дела, по специальности 38.02.06 Финансы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_akt._tatarinkova_rp_po_ud_op.12_finansy.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

38.02.06. Финансы

г. Курск


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК_____________                                    

Протокол№___ от «___»________20__ г.      

 Председатель ЦК ____________________

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________ Грунёва О.Б.

 «_____» ____________20___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Основы банковского дела разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 65 от 5 февраля 2018 г.

Разработчик:                М.Ю. Татаринкова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина ОП.12 Основы банковского дела является вариативной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.06 Финансы.

Учебная дисциплина ОП.12 Основы банковского дела обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 38.02.06  Финансы. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций ОК 01 – ОК 05, ОК 09  ОК 11, ПК 3.1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения программы учебной дисциплины

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции.

Умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 05, ОК 09  ОК 11,

ПК 3.1.

Применять профессиональную
терминологию;
проводить анализ структуры доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
проводить анализ финансовой политики государства, оценивать влияние налоговой нагрузки на финансовую
систему,

выявлять преимущества и недостатки отдельных видов ценных бумаг, финансовых инструментов и форм расчетов;
рассчитывать доходность финансовых инструментов
работать с информацией финансово правового характера для регулирования
финансовой деятельности;
пользоваться интернет-источниками: сайтами Министерств, ведомств,
Центрального Банка РФ, СПС
«Консультант плюс» и др. с целью получения информации,
способствующей принятию
обоснованного решения в рамках хозяйственной деятельности субъекта.

Нормативные правовые акты, регулирующие финансовую
деятельность организаций;

Сущность финансов организаций, их место в финансовой системе
государства;

Способы снижения (предотвращения) финансовых рисков;
Принципы и технологию организации безналичных расчетов;
Виды кредитования деятельности организации, принципы
использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита;

Экономическую сущность и виды страхования организаций,
особенности заключения договоров страхования;

Информационные технологии в профессиональной деятельности;

Общие компетенции

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Профессиональные компетенции

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 3.1

Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем программы учебной дисциплины  во взаимодействии с преподавателем

 и самостоятельная работа

Объем часов

по учебному плану

72

Объем программы учебной дисциплины

 по видам учебных занятий во взаимодействии с преподавателем,   в том числе:

12

теоретическое обучение

6

практические занятия

6

Самостоятельная работа,  в том числе

- оформление и подготовки к защите практических работ.

60

Промежуточная аттестация  - Дифференцированный зачет

*

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Основы банковского дела

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Ведение

Самостоятельная работа обучающихся:

2

ОК01,11
ПК 3.1

Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Раздел 1 Введение в основы банковской деятельности

14

ОК01-05, 09,11 ПК 3.1

Тема 1.1 . История возникновения и развития банков

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Предыстория банковских операций. Первые кредитные учреждения.

Происхождение центральных банков.

Особенности развития банковского дела в России.

Тема 1.2 Современная банковская система. Виды банковских учреждений

Самостоятельная работа обучающихся:

8

ОК01-05, 09,11 ПК 3.1

Банки как центры управления финансово-кредитными процессами в условиях рынка

Понятие и сущность банковской системы, еѐ структура.

Функции банков в экономике

Кредитные организации: коммерческие банки и небанковские кредитные организации

Раздел 2 Структура и функции Центрального Банка Российской Федерации

16

ОК01-05, 9,11 ПК 3.1

Тема 2.1  Сущность
и функции
финансов

Содержание учебного материала

2

Цели и задачи Центрального банка  Функции Центрального банка  Операции Центрального банка

В том числе, практических занятий

2

1.Практическое занятие: Функции Центрального банка.

2

Тема 2.2 Денежно- кредитная политика Банка России

Самостоятельная работа обучающихся:

6

ОК01-05, 9,11
ПК 3.1

Содержание денежно-кредитной политики Банка России. Методы денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики.

В том числе, практических занятий

2

2.Практическое занятие: Инструменты денежно-кредитной политики.

2

Тема 2.3. Банк России как финансовый агент Правительства Российской федерации

Самостоятельная работа обучающихся:

6

ОК01-05, 9,11
ПК 3.1

Взаимодействие Банка России и Правительства при выполнении агентских и надзорных функций.

Валютное регулирование и валютный контроль.  Банковское регулирование и надзор.

Раздел 3  Основы организации деятельности кредитных организаций

13

Тема 3.1. Правовые основы банковской деятельности 

Самостоятельная работа обучающихся:

6

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Начало и прекращение банковской деятельности. Отзыв лицензии.

Особенности взаимоотношений банка с клиентами. Права и обязанности банка и клиента.

Особенности взаимоотношений банка с клиентами, работа с информационно – правовой системой «Консультант плюс»

Тема 3.2. Экономические основы деятельности коммерческого банка

Содержание учебного материала

7

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Ликвидность коммерческого банка. Активные и пассивные операции банков.

Банковские риски, их классификация. Управление рисками

Раздел 4. Организация безналичных расчетов и межбанковские корреспондентские отношения

6

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Тема 4.1. Система безналичных расчетов

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Понятие и организация безналичных расчетов.  Характеристика системы безналичных расчетов.

Формы безналичных расчетов. Межбанковские расчеты.

В том числе, практических занятий

2

3. Практическое занятие: Принципы организации налично-денежного и безналичного оборота.

2

Раздел 5. Операции коммерческих банков

21

Тема 5.1. Депозитные операции коммерческих банков

Самостоятельная работа обучающихся:

6

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Структура и общая характеристика пассивных операций банков.

Депозитные операции коммерческого банка. Виды и режим депозитных счетов, открываемых клиентам.

Операции по вкладам физических лиц.

Тема 5.2
Международные
финансовые
организации

Содержание учебного материала

2

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Система кредитования, характеристика ее элементов. Методы кредитования и формы ссудных счетов.  Современные способы кредитования юридических лиц  Оценка кредитоспособности клиентов банка.  Кредитование физических лиц.

Тема 5.3. Операции коммерческих банков с ценными бумагами

Самостоятельная работа обучающихся:

8

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Банк в роли профессионального участника рынка ценных бумаг.

Инвестиционные операции банков с ценными бумагами.

Посреднические операции банка с ценными бумагами.

Система безналичных расчетов

Тема 5.4. Прочие операции и услуги коммерческих банков

Самостоятельная работа обучающихся:

5

ОК. 01-05, 09,11

ПК 3.1

Лизинговые операции. Операции по выпуску и учету векселей.

Валютные операции. Банков. Факторинговые операции банков. Форфейтинговые операции банков.

Прочие операции и услуги коммерческих банков.

Подготовка к  дифференцированному зачету

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет        

Всего:        

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет финансов, денежного обращения и кредита, оснащенный оборудованием:

оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя

классная доска (стандартная или интерактивная),

наглядные материалы,

техническими средствами обучения:

компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к Интернет-ресурсам,

мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.

 3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1. Основы банковского дела: учебное пособие / кол.авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – 2- е изд. – М.: КНОРУС, 2012.-384 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Благодатин А. Финансовый словарь. Режим доступа: E-mail:book@infra-m.ru, свободный.

2. Варламова Т. П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. Режим доступа: e-mail:info@rior/ru,  www.rior/ru, свободный.

4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» -http://www.consultant.ru.
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской - http://www.minfin.ru.
6. Официальный сайт ЦБ РФ - http://www.cbr.ru
7. Официальный сайт Финансового университета -http://www.fa.ru

8. Официальный сайт ПАО Московская Биржа -https://www.moex.com

3.2.3. Нормативные документы

1.  Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от
30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс РФ. Действующие редакции.

3. Налоговый кодекс РФ. Действующие редакции.

3.2.4. Дополнительные источники

1.Балабанов И. Т. Банки и банковское дело: учебное пособие СПб: Питер, 2013 – 256 с., ил. - (серия “краткий курс”).

2.Благодатин А., Лосовский Л., Райзберг Б. Финансовый словарь, М: ИНФРА-М, 2012 - 356 с.

3. Варламова Т. П., Ермасова Н. Б., Варламова М. А. Деньги, кредит, банки, учебное пособие – М: РИОР. 2013 - 128 с.

4. Тарасова Г. М. Банковское дело. Конспект лекций, изд. 3-е, перераб. Ростов-на-Дону. Феникс, 2013 - 245 с. 

5. Словарь финансовых и юридических терминов. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/
Периодические издания: Журналы: «Финансист», «Вестник Банка России» «Банковское обозрение», «Банковское дело».


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- нормативные правовые акты, регулирующие финансовую
деятельность организаций;

Знает нормативные правовые акты, регулирующие финансовую
деятельность организаций.

Анализ результатов письменного тестирования.

- сущность финансов организаций, их место в финансовой системе
государства;

Знает сущность финансов организаций, их место в финансовой системе государства.

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- способы снижения (предотвращения) финансовых рисков;

Знает способы снижения (предотвращения) финансовых рисков.

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- принципы и технологию организации безналичных расчетов;

Знает принципы и технологию организации безналичных расчетов.

Анализ результатов письменного тестирования.

- виды кредитования деятельности организации, принципы
использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита;

Знает виды кредитования деятельности организации.

Знает принципы использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита.

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- Информационные технологии в профессиональной деятельности;

Знает основы информационных технологий в профессиональной деятельности.

Анализ результатов письменного тестирования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать нормативные правовые акты, регулирующие
финансовую деятельность организаций;

Использует СПС
«Консультант плюс» и
иные источники, которые
публикуют НПА в
последней редакции, регулирующие
финансовую деятельность организаций;

Выполнение и защита практических  работ.

- осуществлять финансовое планирование деятельности организаций;

Ориентируется в осуществлении финансового планирования деятельности организаций.

Выполнение и защита практических  работ.

- обеспечивать подготовку и реализовывать мероприятия по снижению (предотвращению) финансовых рисков;

Ориентируется  в обеспечении подготовки и реализации мероприятий по снижению (предотвращению) финансовых рисков.

Выполнение и защита практических  работ.

- осуществлять организацию и выполнение финансовых расчетов;

Осуществляет организацию финансовых расчетов, рассчитывает основные показатели.

Выполнение и защита практических  работ.

- определять необходимость использования кредитных  ресурсов, осуществлять технико-экономическое обоснование кредита;

Определяет необходимость использования кредитных  ресурсов, осуществляет технико-экономическое обоснование кредита.

Выполнение и защита практических  работ.

- Использовать информационные технологии в процессе
формирования и использования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций;

Ориентируется  в использовании информационных технологий в процессе формирования и использования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций.

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник

Рабочая  программа учебной дисциплины  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  для профессиональной подготовки по профессии...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в рамках подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Материал КОС для промежуточной аттестации в форме экзамена составлен на основании ФГОС и соответствующей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Материал охватывает все раз...

Программа промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине ОП. Пластическая анатомия для подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 парикмахерское искусство

методическая разработка предназначена для оценивания результатов освоения  учебной дисциплины  ОП.07 пластическая анатомия   по итогам  ее изучения ....

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" 38.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы банковского дела" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы нефтегазового дела

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 18....

Рабочая программа учебной дисциплины Основы слесарного дела

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения учебной дисциплины ОП 04 Основы  слесарного дела студент должен уметь:   - выпол...