Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса по дисциплине Обществознание
проект
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, организующих проектную деятельность обучающихся по направлениям обучения специальностей среднего профессионального образования, и студентам.
Данная методическая разработка содержит теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности, рекомендации по подготовке и проведению учебных проектов, рекомендации по использованию программных продуктов в проектной деятельности, требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала.Одним из обязательных требований реализации ФГОС среднего общего образования, является выполнение студентами первого курса, обучающимися на базе основного общего образования, выполнение индивидуального проекта. При этом устанавливается, что:
- проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности студентов первого курса;
- студенты выполняют индивидуальные проекты за счёт времени, отведенного на самостоятельную работу;
- индивидуальный проект выполняется по определённой дисциплине или дисциплинам и должен иметь связь с будущей профессиональной деятельностью;
- руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект;
- проект должен быть индивидуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_proekt_obshchestvoznanie.docx | 77.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж»
Министерства образования Чувашской Республики
Методические рекомендации
по выполнению индивидуального проекта
студентами 1 курса
по дисциплине Обществознание
Алатырь, 2023
Рассмотрено
на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол от «____»_____________2023 г. №____
Председатель_______________________
Рекомендации составили:
Еремина М.К., преподаватель
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, организующих проектную деятельность обучающихся по направлениям обучения специальностей среднего профессионального образования, и студентам.
Данная методическая разработка содержит теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности, рекомендации по подготовке и проведению учебных проектов, рекомендации по использованию программных продуктов в проектной деятельности, требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Физика, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе
3. Перечень тем для индивидуального проекта
4. Этапы и сроки работы над проектом
5.Содержание и структура проекта
6. Защита проекта
7. Виды продуктов проектной деятельности
8. Этапы выполнения проекта и деятельность участников образовательных отношений в работе над индивидуальным проектом
9. Типология индивидуальных проектов
10. Шкала выставления баллов в соответствии с критериями
1. Пояснительная записка
Одним из обязательных требований реализации ФГОС среднего общего образования, является выполнение студентами первого курса, обучающимися на базе основного общего образования, выполнение индивидуального проекта. При этом устанавливается, что:
- проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности студентов первого курса;
- студенты выполняют индивидуальные проекты за счёт времени, отведенного на самостоятельную работу;
- индивидуальный проект выполняется по определённой дисциплине или дисциплинам и должен иметь связь с будущей профессиональной деятельностью;
- руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект;
- проект должен быть индивидуальным.
Проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для студентов первого курса.
Под учебным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для обучающихся учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам.
Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов, развития их компетентности, повышения качества образования.
Проектная деятельность должна быть направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
При вовлечении студентов в проектную деятельность преподавателю важно помнить, что проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата и оформленного в виде некоего конечного продукта.
2. Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе
Цели и задачи проектной деятельности:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
3. Перечень тем для индивидуального проекта Тема 1. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1. Агеев, В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 2018. № 3. – С. 135–140.
Тема 2. Индустриальная революция: плюсы и минусы. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы
Тема 3. Глобальные проблемы человечества. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Тема 4 : Современная массовая культура: достижение или деградация? Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Тема 5: Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1.Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г. 2. Лекции по текущему предмету. 2004г. 3. Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г. 4. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994 Тема 6 : Кем быть? Проблема выбора профессии. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Тема 7: Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы 1.Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 317-319. — URL https://moluch.ru/archive/105/24253 / Дата обращения: 02.03.2019. 2.Вечная сиеста. Причины безработицы в Испании // Сайт Vestifinance.ru. 19.05.2012 (https://www.vestifinance.ru/articles/11566). Дата обращения: 25.02.2019. 3.Лобачева Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. - 516 с. http://llave.ru/instrykcia/posobie-po-bezrabotice-v-ispanii/). Дата обращения: 25.02.2019. 4.Пособие по безработице в Испании // Сайт Llave.ru . ( 5.Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» // Сайт Consultant.ru. 19.11.2018. (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55695.html/). Дата обращения: 21.02.2019. 6.Пудовкин Е. Мигранты перенацелились на Испанию // Сайт Rbc.ru. 17.09.2018 (https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/17/5b9bbe969a7947d452a37aa6). Дата обращения: 23.02.2019. 7.Росстат: «Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2019 года» // Сайт Nangs.org. 22.02.2019 (https://nangs.org/analytics/rosstat-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossijskoj-federatsii). Дата обращения: 23.02.2019. Тема 8 : Я и мои социальные роли. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы 1. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97. 2. Комаров, М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 1994.- 317 с. 3. Общая социология : учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007.- 85 с. 4. Лебедева, С.О. Социология : учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко ; ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2006.- 48 с. 5. Василенко, И.В. Общество : элементы взаимосвязи : учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина ; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.- 80 с. 6. Бергер, П. Приглашение в социологию : гуманистическая перспектива /П. Бергер ; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.- 321 с. 7. Парсонс, Т.О социальных системах /Т. Парсонс.- М., 2002.- 600 с. Тема 9: Современная молодежь: проблемы и перспективы. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1 Вишневский, Ю.Р., Рубина, Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина // СОЦИС. – 1997. – №10. – С. 56 – 68. 2 Глинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. – СПб.: Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. – 168 с. 3. Запесоукий, А.С., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь…: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М.: Профиздат, 1990. – 224 с. 4. Зборовский, Г.Е., Шуклина, Е.А. Самообразование как социологическая проблема / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // СОЦИС. – 1997. – №10. – С. 78 – 86. 5. Карпухин, О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О.И. Карпухин // СОЦИС. – 1998. – №12. – С. 89 – 94. Тема 10: Этносоциальные конфликты в современном мире. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Тема 11: Исторические изменения роли семьи как социального института. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Вишневский, А. Г. Эволюция российской семьи: XX век: От крестьянской семьи к городской [Электронный ресурс]. Герасимова, И.А. Структура семьи [Текст] / И.А. Герасимова. – М.: Статистика, 2018. – 176 с. Дементьева, И.Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации [Текст]/ И.Ф. Дементьева // Культурное наследие России. – 2019. – №3-4. – С.13-20. Ильиных, С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации [Электронный ресурс]. Кучмаева, О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности [Текст]/ О.В. Кучмаева, М.Г.Кучмаев, О.Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2019. – №3. – С. 20-29. Тема 12: Политическая власть: история и современность. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
2.Словарь по политологии / под ред. проф. В.Н. Коновалова. – Ростов - на -Дону: Изд-во РГУ, 2001. 3.Политология: учебник для студентов вузов / под ред.В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. 4.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2010. 5.Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 6.Политология: учебник для студентов вузов/ под ред. В.К.Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 567с. Тема 13: Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы:
Тема 14: Характеристика отрасли российского права (на выбор) Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1.Алексеев С.С. Государство и право / Алексеев С. С. – М.: Юридическая литература, 1996. – 257 с. 2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 784 с. 3. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина Е. М. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 360 с. 4. Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. — 448 с. 5. Пиголкин А.С. Общая Теория Права / Пиголкин А.С. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г. – 317 с. Тема 15: Человек как продукт биологической эволюции. Сущность человека и загадка бытия. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/grushev/22.php 2. Анохин AM. Философия и теоретические проблемы науки. М.: Заря, 2008 3. http://revolution.allbest.ru/biology/00188823_0.html 4. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Дело, 2008 5. Комаров Ф.И., Петленко В.П., Шамов И.А. Философия и нравственная культура врачевания. Киев: Искра, 2006 Тема 16: Современные религии и их роль в духовной жизни современного общества. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1.Грановская, Р.М. Психология веры/ Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2004. - 576 с. 2.Григоренко А.Ю.: Религии мира: словарь-справочник. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с. 3. .Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. .Дубин Б. «Легкое бремя»: массовое православие в России 1990-2000-х годов // Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М., 2006. .Зеленков М.Ю.: Мировые религии: история и современность. - Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 252 с. .Инглхарт Р.: Модернизация, культурные изменения и демократия. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с. .Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М., 2006. Тема 17: Конституционное право РФ: история и современность. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: Конституция РФ. М., Юрист, 1995. 2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке применения и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146. 3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра. 2001. 4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1996. 5. Ильинский И.П. Конституция обновленной России // Советское государство и право. – 1991. - № 3. 6. История Советской конституции (в документах), М., Госюриздат, 1957г. Тема 18: Это сладкое слово «свобода». Может ли общество быть абсолютно свободным. Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: 1. Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998. 2. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности.//Н.А. Бердяев.Избр. труды М.1999.-312с. 3. Гаджиев, размышляя о свободе/К.С.Гаджиев//Вопросы философии 1993 №2 4. Озейрман, Т.И.Философия Гегеля как учение о первичности свободы./Т.И.Озейрман// Вопросы философии.1993.№11 5. Шрендер, Ю.А.Свобода как творческая ориентация в мире/Ю.А.Шрендер//вопросы философии.1994.№1 www.ronl.ru Тема 19: Беженцы и вынужденные переселенцы: проблема и пути решения Форма выполнения: исследовательская работа Содержание проекта: 1. Введение 2. Теоретическое обоснование темы 3. Практическая часть исследования 4. Заключение 5. Список литературы Список рекомендованной литературы: сайта http://www.ef.wwww4.com/ |
4. Этапы и сроки работы над проектом
В процессе работы над проектом студент под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения.
Этапы проектирования можно представить следующей схемой:
Первый этап – подготовительный:
- формулировка проблемы проекта (Проблема проекта → Ответ на вопрос «Почему это важно для меня?» → Актуальность проблемы – мотивация);
- определение цели проекта (Цель проекта → Ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?» → Целеполагание);
- задачи проекта (Задачи проекта → Ответ на вопрос «Что для этого я делаю?» → Постановка задач);
- гипотеза (Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);
- методы и способы работы над проектом (Методы и способы → Ответ на вопрос «Как мы это можем делать?» → Выбор способов и методов, планирование);
- сроки выполнения работы и цели, которые предполагается достичь;
- план реализации проекта;
- сбор информации по обозначенной проблеме;
- обсуждение предполагаемых результатов (Результат → Ответ на вопрос → «Что получится?» → Ожидаемый результат).
Второй этап – работа по реализации проекта.
На данном этапе проводятся консультации с руководителем проекта (координатором), который может при необходимости направить исследовательскую деятельность студентов в нужное русло. Данный этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения.
На третьем этапе обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги.
Неотъемлемой частью является рефлексия (обращение назад), самоанализ и самооценка, как самого себя, так и соавтора проекта, а также анализ проекта другими студентами, т.е. анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта; учитываются ошибки, допущенные в ходе работы над проектом во избежание их повторения.
Четвертый (заключительный) этап – защита проекта и его презентация.
На данном этапе проявляются творческие и интеллектуальные способности студентов, поскольку презентацию необходимо подготовить яркую, запоминающуюся, содержательную, с четкой логической последовательностью: оттачивается мастерство ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы.
В определении сроков работы над проектом можно придерживаться следующего плана:
1) Выбор темы (сентябрь-октябрь)
2) Планирование деятельности – ноябрь - декабрь.
3) Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь-февраль). Работа над проектом - исследование – Основные инструменты на этом этапе: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Анализ информации, формулирование выводов.
4) Оформление результатов (февраль - март). Написание работы и сдача на проверку руководителю.
5. Содержание и структура проекта
6. Защита проекта
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Защита индивидуального проекта может осуществляется на заключительных занятиях учебной дисциплины с приглашением членов администрации.
Защита индивидуального проекта оценивается по пятибалльной системе в соответствии со шкалой выставления баллов.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного задания на проект, отзыва руководителя проекта, самого проекта и его продукта, презентации проекта студентом.
7. Виды продуктов проектной деятельности
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, в жизни).
Продуктом проектной деятельности может быть:
1) Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.).предназначенные для дальнейшего использования в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов.
2) Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, спектакля, альбома компьютерной анимации др.
3) Материальный объект (макет, модель, конструкторское изделие др.), который в дальнейшем будет использоваться в учебном процессе или для потребительских целей.
4) Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать описание методов и результаты проведенных исследований в виде текстов, диаграмм, схем, мультимедийного продукта и др., в которых описывается эффект от реализации проекта
В таблице приведены примеры продуктов проектной деятельности.
Наименование продукта | Описание продукта | |
Альбом | Красивое печатное издание на особой бумаге, в котором представлены картины, фотографии и т. п; собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений | |
Атлас | Сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п. с пояснительным текстом и изданных в виде книги или набора листов (зоологический, исторический, анатомический атласы и др.). | |
Бизнес-план | План, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности или документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект. | |
Буклет | Вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Буклет – это рекламно-информационное издание, содержащее текстовую или графическую информацию о товарах, услугах, анонсируемых событиях. Продуктом проекта является подготовленный буклет. | |
Веб-сайт (Web-сайт) | Сборники документов, известных как веб-страницы (или страницы для краткости). Они содержат некоторую информацию изображения, текст, видео-, аудиоматериалы и другое. Главная страница вебсайта, т.н. файл
| |
Видеофильм | Аудиовизуальное произведение, снимается по определенному сценарии | |
Видеоклип | Короткий музыкальный видеосюжет или непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. | |
Виртуальная экскурсия | Представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе. | |
Выставка | Публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. | |
Газета (стенгазета) | Вид изобразительного народного творчества. Делается, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления текстов. | |
Дизайн – макет | Крупное изображение, результата графического исполнения какого-то объекта согласно техническому заданию. | |
Дневник путешествий | Последовательное изложение передвижений по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. | |
Журнал | Издание в виде книжки, содержащее статьи, художественные произведение, рисунки или иллюстрации. | |
Законопроект | Текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. | |
Игра, соревнование, конкурс, викторины и т.п. | Разновидность физической или интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Игры, соревнования, конкуры, викторины и т.п. могут быть: спортивными, дидактическими, интеллектуальными, музыкальными и т.д. Продуктом является разработанный сценарий. | |
Иллюстрация/серия иллюстраций | Изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее. | |
Карта | Картографическое произведение; построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты (предметы и явления) в определенной системе условных знаков. | |
Костюм | Одежда человека, в том числе маскарадная, театральная и т.п. | |
Коллекция | Систематизированное собрание каких-либо предметов (однородных или объединённых общностью темы) или совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью и составляющих единое целое (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.). | |
Макет | Модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно | |
Модель | Воспроизведение предмета в уменьшенном виде; образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. | |
Музыкальное произведение | Инструментальная или вокальная пьеса, являющаяся результатом композиторской деятельности. Для нее характерна внутренняя завершенность, индивидуализированность формы и содержания, фиксация нотной записи с целью последующего исполнения | |
Мультимедийный продукт | Интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д. Мультимедийные продукты можно подразделить на: энциклопедии; обучающие программы; развивающие программы; программы; игры и т.п.; документ, созданный в программе PowerPoint. | |
Оформление учебного кабинета: учебный кабинет | Это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа со студентами, и методическая работа по дисциплине. Продуктом проекта является план-макет оформления кабинета. | |
Оформление учебной лаборатории: учебная лаборатория | Это учебное помещение, оснащенное лабораторным или производственным оборудованием, измерительными приборами, мебелью и техническими средствами обучения, в которой проводятся лабораторные занятия, факультативная и внеклассная работа со студентами, и методическая работа по дисциплине. Продуктом проекта является подготовленная документация на оборудование лаборатории . | |
Папка с информационными материалами | В папке собран материал по определенной тематике. Продуктом проекта является папка с материалами. | |
Плакат | Броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный плакат для определенной цели. | |
Праздник | Торжество, установленное в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного). Продуктом проекта является сценарий праздника. | |
Презентация PowerPoint | Набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, предназначенных для демонстрации изображения на экране с помощью мультимедийных средств. Продуктом проекта является подготовленная в программе PowerPoint интерактивная презентация. | |
Прибор | Устройство или приспособление для выполнения определенной задачи, какой-н. работы. Измерительный прибор. Счетный прибор. Прибор сложной конструкции | |
Прогноз | Предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания; научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. | |
Публикация | Литературное произведение, научный труд, газетная статья и т.д., которые были где-то напечатаны. Продуктом проекта является публикация в официальных источниках. | |
Путеводитель | Краткое справочное издание (путеводитель по стране, городу и т.п., предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п.); печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. | |
Рекламный проспект | Печатная реклама, красочное издание, буклет, содержащие информацию о товаре или группе товаров родственного назначения, предлагаемых одной фирмой; | |
Рекомендации | Положение нормативного документа, содержащее совет. Документ, описывающий лучшую практику, которая рекомендует необходимые действия. Продуктом проекта являются разработанные рекомендации по дисциплине или процессу. | |
Сборник | Книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы, литературные или иные произведения. Сборник рассказов. Сборник статей, стихотворений. Сборник романсов. | |
Словарь | Справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. | |
Справочник | Издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.). | |
Сравнительно-сопоставительный анализ | Лежит в основе многих приемов анализа лежит операция сравнения однородных по назначению объектов, или явлений, или лиц Сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Продуктом проекта, как правило, является таблица, в которой определены общие признаки или критерии для сравнения. | |
Стендовый доклад | Одна из эффективных форм оперативного представления научных данных на бумажном носителе. Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию с содержанием вашей работы и достигнутыми результатами. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный в соответствии с установленными требованиями. | |
Сценарий | Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма; мероприятия | |
Транспорант | Средство наглядной агитации –натянутая на рамку ткань или бумага с каким-л. изображением или лозунгом | |
Учебное пособие (курс лекций) | Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций и предназначенная для обучения. Продуктом проекта является подготовленное пособие в соответствии с установленными требованиями. | |
Фирма (предприятие) | Юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. | |
Фотоальбом | Альбом, изобразительным материалом в котором являются фотографии. | |
Чертеж | Графическое изображение материального, либо нематериального, виртуального, объекта, имеющее при этом определенные, общепринятые, данные (размеры, масштаб, технические требования) необходимые в некоторых случаях для изготовления, и контролирования процесса изготовления, объекта изображенного на чертеже. Продуктом проекта является разработанный чертеж в соответствии с установленными требованиями. | |
Электронная газета или журнал | Сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи по конкретной тематике. | |
И другие виды |
8.Этапы выполнения проекта и деятельность участников образовательных отношений в работе над индивидуальным проектом
| Цели и задачи этапа проекта |
| Деятельность обучающихся – исполнителя проекта | Деятельность родителей | |||
1. Погружение в проект (сентябрь-октябрь) | Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом. | Предлагает студентам возможные темы из рабочей программы или принимает тему, предложенную студентом. Побуждает у студентов интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Выбирает тему проекта из предложенных или предлагает свою с необходимой аргументацией. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с преподавателем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют студента. | |||
2. Планирование деятельности (ноябрь-декабрь) | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности | |||
3. Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь-февраль) | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных результатов. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно. При необходимости консультируются руководителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных. | Наблюдают. Контролируют соблюдение временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации оформлении материалов | |||
4. Оформление результатов (февраль-март) | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют оценивают и анализируют выполненный проект, выясняет причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делает выводы. | Наблюдают, советуют. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует студента, создает чувство успеха. | |||
5. Презентация результатов (апрель) | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует со студентами предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с руководителем (экспертом). Осуществляют предзащиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. | |||
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности – защита проекта (апрель-май) | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в подготовке презентации проекта отчета. |
9. Типология индивидуальных проектов
Цель проекта | Проектный продукт | Преобладающий тип деятельности студента | Формируемые компетенции | ||
Информационный | |||||
Работа с информацией: сбор, ранжирование, обобщение, оформление и представление информации о каком-либо объекте или явлении из различных источников и из общения с людьми, как источниками информации | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу; брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете. | Учебно-познавательная | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4) Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием иформационно-коммуникационные технологий (ОК 5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) | ||
Творческий | |||||
Привлечение интереса публики к проблеме проекта с получением обратной связи от публики | Произведение искусства различных жанров или проведение творческих мероприятий (литературные произведения, произведения изобрази- тельного или декоративно- прикладного искусства, видео- фильмы, соревнования, игры и т.п.) | Художественно-творческая | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6) Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием иформационно-коммуникационные технологий (ОК 5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) | ||
Социальный | |||||
Привлечение интереса к социальным проблемам данного местного сообщества; включение в реальную практическую деятельность | Стратегия, концепция, программа, проект и т.п. направленные на решение социальных проблем | Социальная | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6) Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3) Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием иформационно-коммуникационные технологий (ОК 5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) | ||
Прикладной (практико-ориентированный | |||||
Практическое применение знаний и умений для изготовления продукта прикладного характера. Решение практических задач заказчика проекта | Материальный проектный продукт или мероприятие (учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации) | Практическая | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1) Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) | ||
Инновационный | |||||
Разработка механизмов, обеспечивающих организационное, техническое, экономическое и правовое обоснование внедрения инновации | Документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта. | Инновационная | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1) Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9) Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4) Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием иформационно-коммуникационные технологий (ОК 5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) | ||
Инженерный | |||||
| Документация устройства или сооружения (системы), схемы, чертежи, расчеты, модели, макеты, таблицы | Конструкторская | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1) Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2) Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4) Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием иформационно-коммуникационные технологий (ОК 5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) |
10. Шкала выставления баллов в соответствии с критериями
Критерий | О баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | ||||||||
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Работа несамостоятельная, демонстрирующая незначительный интерес автора к теме проекта Продукт проекта отсутствует | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода Представлен продукт проекта | В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа Представлен продукт проекта | Работа самостоятельная, демонстрирующая определенный интерес автора к работе Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Представлен продукт проекта | ||||||||
Сформированность предметных знаний и способов действий | Тема проекта не раскрыта Большая часть представленной информации не относится к сути работы | Тема проекта раскрыта фрагментарно Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников | Тема проекта раскрыта, автор, показал знание темы в рамках школьной программы Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников | Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания по теме проекта | ||||||||
Сформированность регулятивных действий | Цель не сформулирована, ученик не продемонстрировал навыков определения темы и планирования работы | Цель определена, но план её достижения дан схематично, проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося | Цель определена, пути её достижения приводятся, контроль и коррекция осуществлялись под контролем и при поддержке учителя | Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом, приводится самостоятельный анализ результатов | ||||||||
Сформированность коммуникативных действий | Оформление работы не соответствует требованиям. Студент не может ответить на поставленные вопросы. | Презентация проведена. Оформление работы соответствует требованиям. Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать слушателей. ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ
| Подготовлена презентация, текст хорошо структурирован. Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента. Автор отвечает на вопросы. | Подготовлена презентация. Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента Автор отвечает на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: «Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентов»
Методические рекомондации по выполнению индивидуальных проектов студентов 1 курса СПО....
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по УД “История” для студентов I курса всех специальностей
Методические рекомендации по учебной дисциплине посвящены проблеме организации индивидуальной проектной деятельности студентов. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, включающую в с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для студентов 1 курса всех специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов техникумов и колледжей всех специальностей очной и заочной формы обучения, а также может быть рекомендованы для всех лиц, которые занимаются...
Методическая разработка для студентов по выполнению индивидуальных проектов по предмету: «Технология (индивидуальный проект)»
Изучение данной методической разработкиокажет помощь студентам в проведении исследований и в правильном оформлении проекта в электронному виде, согласно общим требованиям к содержанию и техничес...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.04 ИСТОРИЯ
Методические рекомендации по выполнению студентами I курса индивидуальных проектов по учебной дисциплине ОУД.04 История разработаны на основе Положения о проектной деятельности и индивидуальном проект...
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по учебной дисциплине «История» для студентов I курса всех профессий и специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов техникума всех профессий и специальностей, выбравших на 1 курсе выполнение обязательных индивидуальных проектов по истории....
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине история, включая указания по выполнению индивидуального проекта.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы...