МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.04 ИСТОРИЯ
рабочая программа

Светлана Анатольевна Зотова

Методические рекомендации по выполнению студентами I курса индивидуальных проектов по учебной дисциплине ОУД.04 История разработаны на основе Положения о проектной деятельности и индивидуальном проекте от 19 октября 2015 г. №2.

Целью настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам в подготовке и защите своего индивидуального проекта и достижении основных задач учебной деятельности и формирование способности и готовности обучающихся к:

- освоению систематических знаний по истории, их самостоятельному пополнению;

- сотрудничеству и коммуникации;

- решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- развитие исследовательской деятельности обучающихся;

- закрепление и развитие знаний об исторической науке;

- развитие исторического мышления;

- выработку умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_proektnoy_deyatelnosti.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

РАССМОТРЕНО                                                            

на заседании ПЦК                                                              

_________________________________                        

Протокол №___ от «__»____________20___г.                                          

Председатель ПЦК    

______________/___________________/                      

ОДОБРЕНО   

 методическим советом техникума                                                                    

Протокол №___ от «__»____________20___г.                                                              

Председатель методсовета      

Зам. директора по УМР ___________ __/_Думан О.А._/

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД.04 ИСТОРИЯ

для специальности технического профиля

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Энгельс

2020 г.

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчик:

Зотова С.А. – преподаватель  истории ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3 стр.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

3 стр.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

6 стр.

4.ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОУД.04 ИСТОРИЯ

6 стр.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример оформления проекта

11 стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению студентами I курса индивидуальных проектов по учебной дисциплине ОУД.04 История разработаны на основе Положения о проектной деятельности и индивидуальном проекте ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» от 19 октября 2015 г. №2.

Целью настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам в подготовке и защите своего индивидуального проекта и достижении основных задач учебной деятельности и формирование способности и готовности обучающихся к:

- освоению систематических знаний по истории, их самостоятельному пополнению;

- сотрудничеству и коммуникации;

- решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- развитие исследовательской деятельности обучающихся;

- закрепление и развитие знаний об исторической науке;

- развитие исторического мышления;

- выработку умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведённой учебным планом, по выбранной теме учебной дисциплины ОУД.04 История и представляет собой завершённое учебное исследование. Это самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволяет первокурсникам максимально раскрыть свой творческий потенциал, развивать навыки поисково-исследовательской деятельности, формировать культуру публичного выступления.

Основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем поисково-исследовательским способом на основе интеграции знаний из различных предметных областей.

2.        ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 ИСТОРИЯ

        Структура работы над проектом  включает в себя:

1. Наличие проблемы

2. Постановка проблемы

3. Выбор проектного продукта, как результата проекта

Этапы работы студентов над проектом

Подготовительный этап:

- формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

- разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Планирование:

- определение источников необходимой информации;

- определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов (формы проекта);

- распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

Основные требования к источникам информации:

Для работы над проектом лучше пользоваться литературой последних пяти лет издания, так как в ней отражено современное видение проблемы, содержится новейшая информация.

Нельзя раскрыть тему проекта, опираясь только на одну статью или монографию. Необходимо подобрать не менее пяти источников информации.

Исходя из того, что тема проекта носит проблемный характер, необходимо подобрать литературу, содержащую различные точки зрения на изучаемый вопрос. Можно пользоваться Интернет-ресурсами.

Рекомендации по работе с научной литературой:

1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, об исторической эпохе, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск специального материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.

2. Приёмы фиксирования нужной информации. Целесообразно создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

Здесь можно использовать самые различные методы работы:

- читая научные тексты, можно делать выписки в виде конспектов;

- фиксировать уже переработанный материал (писать прочитанное своими словами);

- выписывать исключительно цитаты.

При изучении литературы следует критически относиться к содержанию материала: сопоставить, проанализировать найденную информацию. Здесь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами, как отклик на них.

В ходе работы над источниками информации по теме, постепенно выделяется структура будущей работы, т.е. её основные главы.

Иллюстративный материал помещается в приложения или в мультимедийную презентацию.

Выполнение проекта:

- сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);

- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

- выбор оптимального варианта хода проекта;

- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;

- анализ информации;

- формулирование выводов.

Обобщающий этап – оформление результатов:

- доработка проекта с учётом замечаний и предложений руководителя;

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);

- подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт).

Заключительный этап:

- защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную дисциплину, на последнем занятии;

- результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения представленного продукта, презентации обучающегося;

- результаты защиты фиксируются преподавателем в протоколе защиты индивидуальных проектов.

Структура оформления индивидуального проекта

        Структура индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, должна быть следующей:

  • титульный лист,
  • содержание,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список литературы,
  • приложения (если есть).

Введение включает в себя ряд следующих положений:

  • проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы; здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях;
  • на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;
  • формулируется цель работы; цель – это то, что должно быть достигнуто в результате работы над проектом;
  • определяются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели (2-3 задачи);
  • далее указываются методы, которые будут использоваться в ходе разработки проекта (2-3 метода).

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

Типология проектов

Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть выступление перед сверстниками с актуальной исторической проблемой.

Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом может включать как теоретическую часть, так и практическую. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.

Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Социальный проект нацелен на решение социально значимых задач, отчётные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудиоматериалы.

Работа над индивидуальным проектом начинается с выбора обучающимися темы исследования. В список тем индивидуальных проектов включаются темы, предлагаемые программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 История для профессиональных образовательных организаций. Тему проекта обучающийся выбирает самостоятельно.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Общий объём индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, включает в себя не менее 10 стандартных страниц, в том числе и список литературы. Объём введения – не более 1,5 страниц текста. Для приложений может быть дополнительно отведено не более 10 страниц.

Технические требования к оформлению контрольной работы

•        формат Microsoft Word;

•        шрифт (гарнитура) - Times New Roman;

•        кегль 14;

•        интервал 1,5;

•        выравнивание текста по ширине страницы, без переносов;

•        поля: верхнее – 2, нижнее – 2, правое – 2, левое – 1 см;

•        абзацный отступ 1,25 см;

•        нумерация страниц арабскими цифрами по ширине страницы;

•        список литературы и Интернет-ресурсов приводится в конце текста работы в алфавитном порядке сквозной нумерацией;

•        Список использованной литературы должен быть оформлен по ГОСТ 7.1- 2003 и включать: фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала, том, год, номер или выпуск, страницы, а для книг – фамилии и инициалы авторов, точное название книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц.

•        рисунки в формате JPG или TiFF (размер не должен превышать 10х10 см), диаграммы в формате Microsoft Excel, формулы, используемые в работе, должны быть выполнены в редакторе формул Microsoft Equation 3.0., таблицы в формате Word.

4. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОУД.04 ИСТОРИЯ

  1. Викинги и славяне: история взаимоотношений.
  2. Реальные и мифологические образы древнерусских князей.
  3. История христианизации восточнославянских территорий.
  4. Международные связи Киевской Руси.
  5. История сибирского старообрядчества.
  6. Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.
  7. Мое генеалогическое древо.
  8. Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).
  9. Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.
  10. Воспитание детей в семье Романовых (на примере одного поколения).
  11. Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.
  12. Россия и страны Центральной Азии.
  13. Дворцово-парковые ансамбли Романовых.
  14. Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)
  15. Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.
  16. Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции).
  17. Женское образование в России.
  18. Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)
  19. Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)
  20. Русская армия в первой мировой войне.
  21. Личность П.А. Столыпина в романе А.И. Солженицена «Август четырнадцатого».
  22. Русская монархия в начале XX века.
  23. Русская православная церковь в начале XX века.
  24. Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.
  25. Император Александр II. Освободитель или вешатель?
  26. Император Николай I как государственный деятель.
  27. Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.
  28. Народническая революционность как тип.
  29. Реальный смысл самодержавности российского государства.
  30. Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.
  31. Досуговые и праздничные реалии провинциального города Саратовской губернии.
  32. Русское застолье и национальная кулинария.
  33. Тайная полиция в России XIX-начала XX в.
  34. Крымская война (1853-56 гг.)
  35. История Черноморского флота.
  36. Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.
  37. Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».
  38. «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)
  39. Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.

Проекты могут быть представлены на защиту в виде

• письменная исследовательская работа  (Приложение 1);

• исторический журнал;

• мультимедийный продукт;

• видеофильм;

• видеоклип;

• стендовый доклад;

• разработанный маршрут экскурсии;

• справочник;

• путеводитель.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники

  1. Волошина, В.Ю. История России 1917-1993 годы: учебное пособие для СПО / В.Ю. Волошина.- 2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: Юрайт, 2018.- 242 с. ISBN 978-5-534-05792-8
  2. Зуев, М. Н. История России 20-начало 21 века : учебник для всех специальностей СПО/ М.Н. Зуев. - М.: Издательский центр «Юрайт», 2018 - 299 с.- Серия: Профессиональное образование   ISBN978-5-4468-2930-9
  3. История Новейшего времени: учебник и практикум для СПО / под ред В.Л. Хейфеца.- М.: Юрайт, 2018.-345 с.- Серия: Профессиональное образование  ISBN 978-5-534-09887-7
  4. История России: учебник и практикум для СПО / под. ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна.-3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Юрайт, 2018.-462 с. ISBN 978-5-534-10034-1
  5. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для СПО / В.В. Касьянов.- 2-е издание, переработанное и дополненное. -М.: Юрайт, 2018.- 255 с.- Серия: Профессиональное образование  ISBN 978-5-534-05792-6
  6. Кириллов, В.В. История России. В 2-х ч. Ч. 2.  XX век – начало XXI века: учебник для СПО.- 8-е издание, переработанное и дополненное / В.В. Кириллов. -М.: Юрайт, 2018.- 352 с. ISBN 978-5-534-08561-2
  7. Пленков, О. Ю. Новейшая история : учебник для СПО / О. Ю. Пленков. — М.  Издательство Юрайт, 2016. — 398 с. — Серия: Профессиональное образование  ISBN 978-5-9916-8530-6.

Дополнительные источники:

  1. История России ХХ – начало ХХI века: учеб. для 11 кл. общеобр. учрежд. / А. А. Левандовский, Щетинов Ю. А. – 10-е изд. – М.: «Просвещение». 2005. - 420 с.
  2. Мировая (всеобщая) история. Школьный справочник / Составители С.А. Бабаркин, М.А. Буланакова, Н.В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
  3. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитрина О.В. Всеобщая история. Справочник студента. – м.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма изд-во АСТ» 2000. – 640 с.
  4. Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 80 с.
  5. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10 – 11 классы: элективный курс / сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 169 с.
  6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX в.: Пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – м.: Дрофа, 1998. – 400 с.

Интернет ресурсы:

1.        Агентство политических новостей (журнал научной и общественно-политической мысли) – (Режим доступа: http://www.apn.ru).

2.        Библиотека исторического факультета мгу им. М.В. Ломоносова. – (Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html).

3.        Валлерстайн И.  Миросистемный анализ. – (Режим доступа: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm).

4.        Внутренние вооруженные конфликты в современном мире. Политико-правовой анализ. – (Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-24.htm).

5.        Всеобщая декларация Прав человека. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805).

6.        Газетные старости: обзор русских газет начала XX в. – (Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/5397786/post361169339).

7.        Геосинхрония: атлас всемирной истории. – (Режим доступа: http://historyatlas.narod.ru/).

8.        Европейский союз – Евросоюз стран объединенной Европы. – (Режим доступа: http://geosfera.info/evropa/276-evropejskij-soyuz-evrosoyuz-stran-obedinennoj-evropy.html).

9.        Единая коллекция современных образовательных ресурсов. – (Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20).

10.        Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.

11.        Законы и подзаконные акты РФ. – (Режим доступа: http://www.finteoria.ru/zakony.html).

12.        Запад и Восток как два культурных ареала. – (Режим доступа: http://moy-bereg.ru/kultura-vostoka/kultura-vostoka.-zapad-i-vostok-kak-dva-kulturnyih-areala-2.html).

13.        Защита прав человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов. – (Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-24.htm).

14.        Историк: общественно-политический журнал. – (Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/572/43572).

15.        Исторический портал: http://www.hrono.ru.

16.        История и этапы создания Европейского союза. – (Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/istoriya-es.html).

17.        История России XX – начала XXI века. – (Режим доступа: http://www.telenir.net/istorija/istorija_rossii_hh_nachala_xxi_veka/p1.php).

18.        История США: материалы к курсу – Режим доступа: http://www.ushistory.ru.

19.        Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура. – (Режим доступа: http://uchebnikfree.com/kultura/kulturnaya-modernizatsiya-rossii-14955.html).

20.        Коллекция рефератов. – (Режим доступа: http://www.ronl.ru/).

21.        Конвенция о правах ребенка. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959;dst=0;ts=79AA22C12BE446DBC913BC6ABF1E5A25;rnd=0.39439549262475226).

22.        Конституция РФ. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=217D152F569D55377AED3DAB5CFBC132;rnd=0.33599388891252724).

23.        Ломакин В.К. Мировая экономика. – (Режим доступа: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mirovaya-ekonomika/mirovaya-ekonomika-uchebnik-dlya.html).

24.        «Малые» развитые страны – члены Европейского союза. – (Режим доступа: http://bookzie.com/book_1051_glava_32_5.2.2._JURIDICHESKIE_LI%D0%A1A.html).

25.        Международные организации. – (Режим доступа: http://ukrmap.su/ru-g11/948.html).

26.        Место и роль России в мировой культуре. – (Режим доступа: http://uchebniki.ws/140510035605/kulturologiya/mesto_rol_rossii_mirovoy_kulture).

27.        Мировая экономика и международный бизнес. Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. 5-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2008. — 688 с. – (Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ211.htm).

28.        Образовательные ресурсы Интернета. История. – (Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/hist.htm).

29.        Онлайн-энциклопедия: «Кругосвет». – (Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/).

30.        Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. – (Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/osce.htm).

31.        Основные правовые системы современности. – (Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/tami/20.htm).

32.        Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru

33.        Перечень всех учебных материалов: учебники по истории. – (Режим доступа: http://txtb.ru/istoriya.html).

34.        Портал МИД России http://www.mid.ru.

35.        Портал Правительства России: http://government.ru

36.        Портал Президента России: http://kremlin.ru

37.        Правотворчество. – (Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravotvorchestvo.html).

38.        Проблемы расширения ЕС в современных условиях. – (Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/11644/).

39.        Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.

40.        Радчук А. Большая ядерная игра в XXI веке: разоружение или война?. – (Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/bolshaja_jadernaja_igra_v_xxi_veke_razoruzhenije_ili_vojna_2010-04-02.htm).

41.        Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. – (Режим доступа: http://www.istrodina.com/).

42.        Страны Азии, Африки и Латинской Америки – путь развития в 20 веке. – (Режим доступа: http://www.nado5.ru/e-book/puti-razvitiya-azii-afriki-i-latinskoi-ameriki).

43.        Стратегическая стабильность и ядерное разоружение в XXI веке. – (Режим доступа: http://army-news.ru/2012/11/strategicheskaya-stabilnost-i-yadernoe-razoruzhenie-v-xxi-veke/).

44.        Стратегический ресурс общества. – (Режим доступа: http://kisi.kz/img/docs/963.pdf).

45.        Суперинф. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. – (Режим доступа: http://www.superinf.ru/helpstud_istoriya.php).

46.        ХРОНОС. Всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: http://hrono.ru/).

47.        Чем отличается культура Востока от культуры Запада. – (Режим доступа: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-kultura-vostoka-ot-kultury-zapada/).

48.        Черников Г. П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. – (Режим доступа: http://modernlib.ru/books/gennadiy_pavlovich_chernikov/evropa_na_rubezhe_xxxxi_vekov_problemi_ekonomiki/read_1/).

49.        Экспансия США и необходимость противостоять «Одинокой сверхдержаве. – (Режим доступа: http://bookzie.com/book_1051_glava_6_EHkspansija_SSHA_i_neobkhodimo.html).

50.        Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. – (Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/).

Приложение 1.

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине ОУД.04 История

ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ РОССИИ

Выполнила: Межевитина Кристина Сергеевна,

                                                                 студентка 1 курса, группы № КШИ-116/20

                                                                 Руководитель: Зотова Светлана Анатольевна,

                                                                 преподаватель истории

Энгельс, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Становление личности П.А. Столыпина

1.1.

Происхождение и ранние годы

1.2.

Политическая карьера

2.Лишь обдуманное и твёрдое проведение в жизни высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведёт к успокоению и возрождению великой нашей Родины

2.1.

Реформы П.А. Столыпина 1906 – 1911 гг.

2.2.

П.А. Столыпин – «одинокий реформатор»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

14 апреля 2017 г. исполнится 155 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, русского государственного и политического деятеля, премьер-министра царской России.

Возглавив Правительство в разгар  Первой русской революции 1905-1907 гг., П. Столыпин попытался сначала стабилизировать ситуацию в стране, а только потом начать воплощение в жизнь своих преобразований. Его целью было «сначала успокоение, а потом реформы». Он постоянно подчёркивал, что для успеха реформ нужен порядок. Подавить террор П.А. Столыпину удалось, а вот его преобразования натолкнулись на пропасть непонимания, как среди правящей верхушки, так и среди народа. В действительности, Пётр Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся совсем не скоро, и говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но 20 лет у П.А. Столыпина не было. Поэтому его реформы остались незавершёнными, и историки до сих пор спорят, какая судьба была бы у нашей страны, если бы Петру Аркадьевичу удались все его замыслы.

Актуальность данного исследовательского проекта заключается в необходимости изучения реформаторской деятельности П.А. Столыпина, так как им было оказано огромное влияние на развитие России в прошлом. Как известно, изучение прошлого позволяет понять её настоящее и будущее, что также даёт возможность нам, будущим творцам истории Отечества, по-новому подойти к осознанию тех процессов, которые происходят в современной России.

Проблемой в изучении данной темы является то, что в историографии на сегодняшний день существуют две диаметрально противоположные точки зрения по вопросу значимости реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Одни полагают, что ему на преобразования не хватило времени, и за 20 лет Россия бы постепенно завершила начатые реформы. Другие утверждают о провале реформ.

В связи с этим, цель данной работы - доказать, что реформы П.А. Столыпина – одна из самых ярких попыток модернизации России, установить историческую ценность данных преобразований.

В соответствии с целью мною были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные положения реформ П.А. Столыпина.
  2. Раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале XX в.
  3. Определить результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина, её значение для современного этапа развития России.

Глава 1. Становление личности П.А. Столыпина

  1. Происхождение и ранние годы

Пётр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, который дал России не мало дипломатов, военных и государственных деятелей. Дворянский род Столыпиных известен с конца XVI века. Поколенная роспись ведётся с Григория Столыпина. С течением времени род сильно развивался, владея многочисленными поместьями в разных землях.

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Спустя полтора месяца — 24 мая — был крещён в дрезденской православной церкви. Детство и раннюю юность мальчик провёл в основном в Литве. Летом семья отдыхала в Колноберже или выезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, семья купила дом в Вильне. В 1874 году 12-летний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса [1].

3 июня 1881 года 19-летний Пётр окончил Орловскую гимназию и получил аттестат зрелости. Он уехал в Санкт-Петербург, где 31 августа поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Д. И. Менделеев. Он принимал у него экзамен по химии и поставил «отлично». В университете Столыпин отличался прилежанием и старательностью в учёбе. Он, несомненно, мог стать выдающимся учёным. Но, как ни странно, после окончания университета Столыпин предпочёл чиновничью карьеру, таковы были семейные традиции: среди Столыпиных было много чиновников и военных, но не было учёных. Семейное воспитание определило его решительность и твёрдый характер. Пётр Аркадьевич Столыпин обладал сильным характером, он мало употреблял алкоголя, не курил и не играл в карты. Женился Пётр Столыпин рано. Он был примерным семьянином. Как гласило семейное предание, долгие годы скрываемое от посторонних, жена Петра Аркадьевича, Ольга Борисовна, раньше была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. С убийцей брата стрелялся и Пётр, получив ранение в правую руку, которой с тех пор плохо владел. С течением времени он стал отцом многочисленного семейства. У него было пятеро дочерей и один сын [2].

В литературе Пётр Аркадьевич предпочитал прозу И. С. Тургенева, поэзию А. К. Толстого и А. Н. Апухтина. С Апухтиным он был в дружеских отношениях. На петербургской квартире Столыпина Апухтин не редко читал свои новые стихи. Пётр Аркадьевич Столыпин никогда не имел проблем с департаментом полиции.

1.2. Политическая карьера

Карьера Столыпина началась с того момента, когда после университета он поступил в министерство государственных имуществ. С 1887 по 1889 год Пётр Аркадьевич проработал в департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощника начальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах. Уже в 1888 году он получил придворное звание камер-юнкера. И совсем скоро Столыпина назначили ковенским уездным предводителем дворянства.

В 1889 году Столыпин, вместе с семьёй, уехал в Колноберже, где делил своё время между службой и делами в поместье, которое он превратил в образцовое. И можно отметить то, что Столыпин занимал видное место в среде российского поместного дворянства. Ковенская губерния граничила с Германией, и по разным делам предводителю дворянства часто приходилось бывать в соседней стране. Возвращаясь из поездок, Столыпин, с увлечением, любил рассказывать о жизни немецких крестьян на хуторах [3].

В 1899 году Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В губернской иерархии эта должность стояла на втором месте (после губернатора). Одно из первых дел Столыпина на новом посту заключалось в создании Ковенского общества сельского хозяйства. Но в 1902 году неожиданно для самого себя - Петра Аркадьевича назначили гродненским губернатором. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. Очень скоро его назначили саратовским губернатором. Дети Столыпина смотрели на Россию, как на незнакомую страну. Хотя и про Столыпина ничего иного не скажешь, ведь вся его прежняя жизнь была связана с западным краем и Петербургом. В коренной России он бывал лишь наездами и российскую деревню знал очень слабо [5].

В 1904 году началась война с Японией. В мае этого года, в Саратовской губернии уже вспыхнули крестьянские волнения.

«Кровавое воскресенье» стало первым днём первой русской революции. Вскоре в Саратове и других городах губернии начались забастовки, митинги и демонстрации. После этого Столыпин в сопровождение казаков начал разъезжать по мятежным деревням. Против крестьян он действовал напористо и бесцеремонно. Выступая на сельских сходах, губернатор употреблял много бранных слов, грозил Сибирью, каторгой, сурово пресекал возражения. На время волнения стихли, но осенью, после завершения полевых работ, возобновились с невиданной ранее силой. Во время всех этих событий Столыпин был запечатлён, как либеральный губернатор [1].

В апреле 1906 года был удалён в отставку председатель совета министров Сергей Витте, пытавшийся наладить отношения с общественностью. На его замену назначили престарелого и инертного Ивана Горемыкина. Но, чтобы сгладить недовольство общественности этой заменой, решили отправить в отставку министра внутренних дел Петра Дурново.

Встал вопрос – кем его заменить. До сих пор неизвестно, какие силы вытолкнули Столыпина на столь важный пост в российской администрации, сравнительно молодого и малоизвестного в столице губернатора [4].

После роспуска I думы Столыпин был назначен председателем Совета министров с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел.

Быстрое продвижение вверх по карьерной лестнице, было связанно с тем, что П.А. Столыпин был глубоко порядочным гражданином, патриотом, беззаветно любившим свою Родину, администратором, неоднократно доказавшим свои выдающиеся организаторские способности [7].

Надо совершенно определённо сказать, что Пётр Аркадьевич Столыпин был личностью во всех отношениях неординарной и, это в первую очередь, было причиной и основанием его быстрого продвижения по государственной службе.

Глава 2. Лишь обдуманное и твёрдое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведёт к успокоению и возрождению великой нашей Родины

  1. Реформы П.А. Столыпина 1906-1911 гг.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Причиной низкой производительности крестьянского труда была система сельского хозяйства. Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное их направление - это разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Назначение Указа 9 ноября 1906 года, на основе которого проводилась аграрная реформа, состояло в том, чтобы превратить крестьянина в «крепкого хозяина», фермера, социальную опору монархии. Наиболее совершенным типом земельного владения был провозглашён хутор, рекомендовался также отруб [6].

Главный недостаток состоял в том, что хутора и отруба рассматривались как единственное универсальное средство для подъёма сельского хозяйства. Для создания участковых хозяйств не было достаточной финансовой базы.

Важным направлением аграрной реформы являлась переселенческая политика. Крестьян переселяли на свободные казённые земли, главным образом за Урал, в Казахстан и Среднюю Азию, для чего переселенцам предоставлялись пособия и льготы.

Политика переселений преследовала следующие цели:

  • уменьшение социального напряжения в Европейской России;
  • борьба с малоземельем в центральных губерниях;
  • освоение мало населённых пространств, укрепление её границ и ассимиляция коренного населения [1].

Правительство устанавливало льготы для желающих переселиться на новые места: прошение всех недоимок, низкие цены на билеты, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды. В пути им должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь, помогали освоиться в новых районах.

Переселения были плохо организованы. Сотни людей гибли в пути. Переселенцы, добравшиеся до пунктов назначения, обнаруживали разительное противоречие ожидаемого и действительного. Суровые условия Сибири требовали напряжения всех сил. Высока была смертность и заболеваемость. Сказывались национальные противоречия с проживавшим там населением.

Аграрная реформа П.А. Столыпина была приостановлена в мае 1915 г. в связи с войной, а 28 июня 1917 г. прекращена по постановлению Временного правительства [4].

Замысел П.А. Столыпина был весьма перспективным, однако в целом реформа не удалась. Большинство крестьян держалось за общину, не было готово к переходу к единоличному хозяйству. Затрудняли осуществление аграрной реформы и бюрократические методы её проведения (принуждение, недооценка местных условий и желаний крестьян). Недовольство крестьян порождало сохранение помещичьей собственности на землю.

Проект административной реформы предполагал для каждой губернии учреждение губернского управления и расширение полномочий губернатора. Предполагалось поднять уровень губернских чиновников высшего звена, улучшить их подготовку и увеличить жалованье. В каждой волости и в наиболее крупных поселениях планировалось учредить местные власти, которые должны были избираться не только крестьянами. На уездном уровне также намечались значительные изменения, направленные на соединение губернского и волостного уровня управления. В каждый уезд должен был назначаться глава администрации взамен существующей системы прямого подчинения губернии, - при котором местный предводитель дворянства считался "первым лицом" в расплывчатом уездном руководстве. Земствам должны были быть предоставлены также более широкие права. Рассматривались и более радикальные перемены, однако они были отложены, учитывая враждебное отношение царя к децентрализации (в особенности к рассматриваемой идее разделения России на девять крупных регионов, наделённых значительной автономией по типу американских "штатов" или германских "земель"). Этой политикой были недовольны бюрократы, ограничивалась их власть [5].

К тому моменту, когда П. А. Столыпин был назначен председателем Совета министров, прошёл всего один год после окончания Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.), в ходе которой был подорван военный авторитет непобедимой России.

В результате этого поражения, всплыли основные проблемы существовавшей тогда армии. П. А. Столыпиным была разработана такая реформа, которая могла бы исправить существующие недостатки. Она состояла из таких пунктов:

1) уничтожение Совета государственной обороны; взамен предполагалось создать правительственный Совет под предводительством главы кабинета;

2) освобождение от должностей руководителей военных инспекций в силу ненадобности таковых;

3) уменьшение прав и упразднение Адмиралтейств – совета;

4) удаление из армии и флота лиц, скомпрометировавших себя в ходе Русско-японской войны;

5) осуществление ряда преобразований, включающих введение новой техники и модернизацию обучения солдат и офицеров.

Реформа не была одобрена ни Государственной Думой, ни царём.

Военная реформа была одной из немногих преобразований, которые не осуществились в силу различных причин, главной из которых была потеря доверия и расположения к П. А. Столыпину со стороны Николая II. Царь и его окружение знали, что дни П. А. Столыпина на посту главы правительства сочтены, и поэтому не желали начинать каких-то новых преобразований, которые всё равно не удалось бы закончить [3].

В рамках школьной реформы, утверждённой законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объёме обязательном для всех четырёхлетних начальных школ.

Подводя итог школьной реформе, скажем, что для неё действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 - 1914 гг., требовалось ещё не менее 20 лет.

2.2. П.А. Столыпин – «одинокий реформатор»

Реформы, проводимые П.А. Столыпиным, затрагивали важнейшие социальные и демократические интересы. Отзывы об этих реформах прямо зависели от политических позиций. Разные слои общества придерживались своего мнения:

  • Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения считала, что аграрная реформа направлена на эксплуатацию крестьянства. Они поддерживали общинное землевладение и общую антикапиталистическую тенденцию, критикуя любые правительственные начинания.
  • Правые, подчёркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель.
  • Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость, затягивая рассмотрения всех законопроектов путём внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений.

Существует ряд причин, из-за которых реформы П.А. Столыпины потерпели неудачи:

  1. Острая борьба между крестьянской общиной и государством. Господствовали административные принципы проведения реформы.
  2. Не было у государства социальной опоры в лице инициативных и квалифицированных слоёв населения.
  3. Реформы были не кардинальными, а половинчатыми.
  4. Убийство Столыпина и начало Первой мировой войны. Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет.
  5. Государство начало столыпинские реформы с большим опозданием (только в 1906 г., такую реформу надо было провести ещё в 1861 году).
  6. Государство не обеспечивало или не давало субсидии под низкие проценты на приобретение с/х техники, орудий труда.
  7. Минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей, из-за того, что государство не проводило политики разъяснения.
  8. Голод из-за неурожая в 1911 году, который население восприняло, как итог реформы.

Неудачи данных реформ также привели к следующим последствиям:

  1. Государство нажило врагов в лице крестьян.
  2. Возвращение из Сибири около 1 миллиона человек назад в Центральную Россию.
  3. "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян достались отруба и хутора в частную собственность.
  4. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заёмщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников.

При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности.

Не менее важным аспектом является и то, что все слои населения, критиковали реформы Столыпина из личных интересов. Так как, проводимые реформы касались всех слоёв и полностью меняли существующий строй, это было не удобно населению и поэтому деятельность Столыпина резко критиковалась его современниками.

Отношение советской исторической науки к столыпинским реформам полностью зависело от резких и негативных оценок В.И. Ленина, данных Столыпину. Советские историки не имели возможности опровергнуть данную точку зрения и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон [8].

Также, высказывалось мнение о том, что, хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением тех процессов, которые имели место до начала реформ.

Что касается современных российских историков, то они склонны относиться к реформам П. Столыпина позитивно, и в особенности, к аграрной реформе. Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью. Сам Пётр Аркадьевич предполагал, что все задуманные им реформы будут выполнены комплексно и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе. Однако, их осуществление не было завершённым, из-за трагической гибели самого П.А. Столыпина.

Заключение

Оценивая жизнь и деятельность П. А. Столыпина даже сегодня нельзя сказать, были ли начатые им реформы заранее обречены. В России начала XX века не было условий для реализации таких реформ. Я считаю, что только сильный и ответственный человек, настоящий патриот своей Родины, мог взяться за претворение в жизнь таких реформ.

Интересы многих слоёв населения были затронуты этими преобразованиями: крупных землевладельцев и деревенской общины, капиталистов первой волны и революционеров. Каждая из этих групп пыталась отстоять свои узкогрупповые интересы. Самые реакционные круги не могли и не хотели допустить стабильности и процветания России, их интересовала только власть сама по себе. Всё это привело к жесточайшему противодействию реформам.

Таким образом, реформы Петра Столыпина являются одной из самых ярких попыток модернизации России.

Несмотря на то, что ему не удалось претворить до конца в жизнь все его грандиозные замыслы, его помнят и сегодня, как выдающуюся личность, как настоящего патриота, как человека сделавшего всё от него возможное, чтобы Россия стала по - настоящему великой державой. Доказательством этого, служат слова президента Российской Федерации В.В. Путина: «Опыт разработанных Столыпиным реформ и преобразований востребован там, где решаются задачи модернизации экономики, совершенствования социальной жизни, повышения благосостояния людей. Он…актуален для России…».

Список литературы:

  1. Быков, Д. Столыпин: реформатор, не гнушавшийся кнута / Д. Быков // Эхо планеты. - 2018. - № 35. - с. 26-29.
  2. Кабытов, П. С. Программа реформирования России П. А. Столыпина / П. С. Кабытов // Вестник Самарского государственного университета. - 2017. - № 73. - с. 87-92.
  3. Рыжов К. В. Сто великих россиян / К. В. Рыжов. - М.: Вече, 2018. - 480 с.
  4. Тетеркина З. Н. История России в портретах: [XIX - XX вв.] / З. Н. Тетеркина. - Смоленск: Русич, 2017. - 506 с.
  5. Федорова, Н. Неотъемлемое свойство / Н. Федорова // Родина. - 2017. - № 1. - с. 16-19.

Интернет – ресурсы:

  1. Библиотекарь. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bibliotekar.ru/, свободный.
  2. История Российской империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rosimperija.info/, свободный.
  3. Энциклопедия России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.encyclopaedia-russia.ru/, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Техническая механика»

Чтобы студенты знали план их самостоятельной работы,  требования, которые предъявляются к их  результатам и  где искать подсказку  были разработано пособие, которое становиться их ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Аннотация к использованию методических рекомендаций для выполнения самостоятельной внеаудиторной работыВ ваших руках медодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисципл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации по составлению рабочей программыучебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС (ОПОП ПКРС –основная профессиональная образовательная программа подготовки квали...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работе по дисциплине ОУП.05 История

В пособии представлены актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине ОДБ.05 История для профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы по истории разработаны для студентов первого кураса. В пособии представлены алгоритмы выполнения самостоятельных работ по ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 ИСТОРИЯ для профессии 23.01.03 Автомеханик

Настоящие методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с действующей в ГБПОУ «26 КАДР» рабочей программой по предмету ОУД.05 История для специаль...