Главные вкладки
Рабочая программа по экономике
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480) и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 года № 69 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 года, регистрационный №50137), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)), рабочей программы воспитания по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekonomika_2023.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.М.Н.ЕРБАНОВА»
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК ОГСЭ и ЕН дисциплин Протокол № ___ от «____» _______ 20__г. Председатель ЦК ________/Н.Б.Лумбунова | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ________/Бадмаева Д.Д. «___» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
для профессиональных образовательных организаций
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация: Бухгалтер
Форма обучения: очная
Курс: 1
Рабочую программу разработал (а): Евсеева Валерия Александровна
г. Улан-Удэ, 2023 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480) и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 года № 69 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 года, регистрационный №50137), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)), рабочей программы воспитания по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Разработчик: Евсеева Валерия Александровна
Настоящая Программа не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ "Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова"
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Экономика» 4
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины. 4
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО на основе ФГОС СОО. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 8
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Экономика» 9
3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 12
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 12
3.2. Информационное обеспечение обучения 12
4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 14
1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Экономика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Экономика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01.
Программа предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалификационных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Изучение общеобразовательной дисциплины «Экономика» выбирается профессиональной образовательной организации в зависимости от направления подготовки.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины.
1.2.1. Цели дисциплины.
Целью обучения общеобразовательной дисциплине «Экономика» в организациях среднего профессионального образования на базовом уровне является формирование у обучающихся основ экономической грамотности (включая финансовую грамотность), востребованной в повседневной жизни и профессиональной деятельности выпускника СПО с учётом профиля образовательной организации.
Задачами обучения экономике, направленными на достижение цели являются:
- освоение обучающимися системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую информацию
- развитие экономического мышления, умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой и предпринимательской деятельности
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической направленности
Общеобразовательная дисциплина «Экономика» изучается в комплексе с другими общеобразовательными дисциплинами предметной области «Общественные науки» и учитывает наличие дисциплин социальногуманитарного цикла, что позволяет формировать у обучающихся современную социальную картину мира, необходимую и достаточную для успешной социализации в обществе.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО на основе ФГОС СОО.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются дисциплинарные результаты базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций[1] | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие[2] | Дисциплинарные[3] | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | - характеризовать место экономической сферы жизни общества и отрасли своей специализации в общественном развитии; - применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей | - сформировать системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; - понимать сущность экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | - выявлять, эффективно искать и обрабатывать актуальную экономическую информацию в различных источниках для решения практических задач в реальной жизни, учебной и профессиональной деятельности | - владеть навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в | - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования на основе принципов рационального экономического поведения; | - сформировать способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; |
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | - ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире | - сформировать экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - совместно разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; - реализовывать требования профессиональной этики и этики трудовых отношений | - сформировать навыки проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | - понимать и адекватно использовать современную экономическую терминологию | - уметь ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире |
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - проявлять гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | - понимать место и роль России в современной мировой экономике; |
7
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | - принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, - прогнозировать, оценивать и принимать ответственность за возможные последствия принимаемых экономических решений для себя, своего окружения и общества в целом | - уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика) |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | - уметь ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире |
- Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах* |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
Основное содержание | 60 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 45 |
практические занятия | 15 |
Профессионально-ориентированное содержание | 12 |
в т. ч.: |
|
практические занятия | 10 |
Экзамен | 2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание |
|
|
|
Раздел 1 | Экономика как наука и хозяйство | 4 |
|
Тема 1.1. Что изучает экономика. Типы экономических систем | Основное содержание | 2 | ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
Потребности и блага. Факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов. Главные вопросы экономики. Рыночная экономика. Признаки смешанной экономической системы. | 2 | ||
Тема 1.2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость | Основное содержание | 2 | ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
Практические занятия: |
| ||
Построение кривой производственных возможностей | 2 | ||
Раздел 2 | Рыночный механизм | 6 |
|
Тема 2.1. Спрос на товар. Предложение товара. | Основное содержание | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 07
|
Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. |
| ||
Тема 2.2. Рыночное равновесие | Основное содержание | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 07 |
Практические занятия: |
| ||
Как формируется рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка. Дефицит и избыток на рынке товара | 2 | ||
Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ПК … | |
Практические занятия: |
| ||
Анализ рынка товара (услуги) в своей отрасли | 2 | ||
Раздел 3 | Экономика семьи | 4 |
|
Тема 3.1. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | Основное содержание | 4 | ОК 02 ОК 03 ОК 04 |
Источники доходов семьи. Доходы номинальные и реальные. Структура расходов семьи. Семейный бюджет | 2 | ||
Рынок труда. Занятость и безработица | Производный характер рынка труда. Человеческий потенциал. Заработная плата. Производительность труда Структура населения страны. Типы безработицы. Уровень безработицы. Государственная политика по борьбе с безработицей и поддержке занятости | ||
Профессионально-ориентированное содержание | 2 | ПК … | |
Практические занятия: |
| ||
Анализ спроса на рабочую силу (или причин безработицы; или форм занятости молодежи ) в своей отрасли | 2 | ||
Раздел 4 | Экономика фирмы | 6 |
|
Тема 4.1. Формы организации бизнеса.
| Основное содержание | 2 | ОК 02 ОК 03 ОК 07 |
Индивидуальное предприятие. Хозяйственное товарищество и общество. Акционерное общество Источники финансирования бизнеса. Характеристика ценных бумаг: надежность и доходность. |
| ||
Тема 4.2. Экономические показатели фирмы. Конкуренция | Основное содержание | 4 | ОК 02 ОК 03 ОК 07 |
Практические занятия: |
| ||
Выпуск продукции и выручка. Издержки, прибыль, рентабельность. Типы конкурирующих рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония. Государственная политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство | 2 | ||
Профессионально-ориентированное содержание | 2 |
| |
Практические занятия: |
|
| |
Расчет экономических показателей фирмы в своей отрасли; (или: Анализ форм организации бизнеса в своей отрасли) | 2 | ПК … | |
Раздел 5. | Экономика страны | 4 |
|
Тема 5.1. Предмет макроэкономики | Основное содержание |
|
|
Народное хозяйство как единое целое: макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Валовой внутренний продукт. ВВП номинальный и ВВП реальный. Уровень благосостояния граждан. Показатели, характеризующие уровень развития общества | 2 | ОК 02 | |
Тема 5.2. Экономический цикл Экономический рост | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Практические занятия: |
| ||
Цикличность экономического развития. Причины и виды экономических циклов. Содержание и факторы экономического роста. | 2 | ||
Раздел 6 | Роль государства в экономике | 4 |
|
Тема 6.1. Экономика государства | Основное содержание | 2 | ОК 05 |
Экономические функции государства. Общественные блага. Государственный бюджет. Цели и инструменты государственного регулирования |
| ||
Тема 6.2. Налоги | Основное содержание | 2 | ОК 01, ОК 06, ОК 09 |
Практические занятия: |
| ||
Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная | 2 | ||
Раздел 7 | Денежное обращение | 4 |
|
Тема 7.1. Деньги. Банки и другие финансовые организации | Основное содержание | 2 | ОК 03 |
Виды и функции денег. Ликвидность. Сущность, виды и причины инфляции. Последствия инфляции. Банковская система в России. Функции коммерческого банка. Функции Центробанка. Монетарная политика Банка России. Прочие финансовые организации |
| ||
Тема 7.2. Инфляция | Основное содержание | 2 | ОК 03 |
Сущность, виды и причины инфляции. Последствия инфляции. |
| ||
Раздел 8 | Мировая экономика | 2 |
|
Тема 8.1. Современные тенденции развития мирового хозяйства | Основное содержание | 2 | ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 |
Глобальные экономические проблемы. Международное разделение труда. Формы экономической интеграции. Обменный курс валюты Свободная торговля и протекционизм. Тарифные и нетарифные торговые барьеры | 2 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
| |
Всего: |
|
|
3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Экономика» требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин, соответствующего актуальным требованиям Санитарно-эпидемиологических привил и нормативов и оснащенного типовым оборудование, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
Оборудование учебного кабинета должно включать:
- мобильную учебную мебель, обеспечивающую возможность ее перемещения для обучения лиц с ОВЗ, а также применения современных динамичных технологий обучения;
- классную учебную доску с одной или более поверхностями, меловую, маркерную или комбинированную, обладающую магнитными свойствами;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц и схем, карт и плакатов, портретов выдающихся деятелей экономической науки);
- методические средства для реализации современных интерактивных технологий (часы, кафедра, карточки-эмодзи познавательной рефлексии; элементы костюмов ролевой принадлежности, карточки таймкипера, звуковые средства, настольные игры и др.), а также расходные материалы для выполнения творческих работ (бумага разного цвета и формата, ножницы, клей, маркеры и фломастеры, цветные мелки)
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; - библиотечный фонд кабинета.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты, обеспечивающие освоение учебной дисциплины, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам экономического образования с учётом профессиональной направленности образовательной организации СПО.
Технические средства обучения кабинета должны включать технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Технические средства обучения экономике должны включать: компьютер, мультимедийные проектор, экран, наушники, микрофон, фото и видеокамеру; копировально-множительную технику, калькулятор.
Программное обеспечение компьютера должно позволять просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В кабинете должна быть обеспечена возможность выхода в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Копировально-множительная техника должна быть обеспечена расходными материалами (картриджами, бумагой).
Дидактические средства обучения, воспроизводимые с помощью технических устройств, должны включать: электронные учебники, энциклопедии и справочники, библиотеки; тренажеры и тесты; наборы представленных в цифровой форме фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, картографических материалов, звукозаписей, символьные объектов и деловой графики, текстовых документов); презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с дисциплинарными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины
Общая/профессио нальная компетенции | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01 | Р 2, Темы 2.1, 2.2 Р 6, Тема 6.2 | выполнение репродуктивных тестовых заданий, устный и письменный ответы на вопросы; полный развернутый устный или письменный ответ; решение экономических задач, выполнение компетентностноориентированных заданий, участие в дискуссиях и играх, выполнение творческих работ; написание эссе о значимости экономики в развитии общества, о месте отрасли своей специализации в экономике России и современного мира, об оценке государственного регулирования экономики; разработка в группе бизнесплана предприятия своей отрасли; кейс-метод по конфликтным ситуациям в экономической сфере |
ОК 02 | Р 2, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 4, 4.1, 4.2 Р 5, 5.1, 5.2 | |
ОК 03 | Р 3, Тема 3.1 Р 4, Темы 4.1, 4.2 Р 7, Темы 7.1 | |
ОК 04 | Р 3, Темы 3.1 | |
ОК 05 | Р 6, Темы 6.1 Р 8, Тема 8.1 | |
ОК 06 | Р 1, Темы 1.1, 1.2 Р 2, Темы 2.1, 2.1 Р 6, Тема 6.2 Р 8, Тема 8.1 | |
ОК 07 | Р 1, Темы 1.1, 1.2 Р 2, Темы 2.1, 2.1 Р 3, Тема 3.1 Р 4, Темы 4.1, 4.2 Р 8, Тема 8.1 | |
ОК 09 | Р 1, Темы 1.1, 1.2 Р 6, Тема 6.2 Р 8, Тема 8.1 | |
ПК[4]… | Р 1, П-о с Р 2, П-о с Р 3, П-о с Р 4, П-о с | |
ОК 01; ОК 02 ОК 03; ОК 04 ОК 05; ОК 07, ОК 09 ПК… |
| выполнение заданий дифференцированного зачета |
[1] ОК указываются в соответствии с макетом ФГОС СПО по профессии/специальности 2022 г
[2] Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО в отглагольной форме
[3] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО
[4] ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой специальности СПО 38.02.01
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Экономике
Программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ...
Рабочая программа УД Экономика организации
Рабочая программа УД Экономика организации...
Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...
Рабочая программа по Экономике организации
Данная рабочая программа дисциплины предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
Рабочая программа по Экономике и социологии труда
Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
Рабочая программа по Экономики организации для специальности Реклама
Данная рабочая программа предназначена для специальности 031601 "Реклама"...
Рабочая программа специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа дисциплины "Налоги и налогообложение"...