ОБЖ 1 тема.
учебно-методический материал
В чем особенности картины опасностей современной молодежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.v_chem_osobennosti_kartiny_opasnostey_sovremennoy_molodezhi.docx | 27.77 КБ |
t.2opasnost.vidy_opasnostey.prez_.ppt | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. В чем особенности картины опасностей современной молодежи
1. Понятие опасности
2. Источники опасностей
3. Классификация опасностей
1. Понятие опасности
Негативные воздействия в системе «человек—среда обитания» принято называть 8 опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления.
Понятие опасность трактуется по-разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.
В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».
В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму – в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.
Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов.
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека.
В широком смысле слова, опасность - это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.
Опасности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны; непрерывны и тотальны, т.е. всеобщи, всеобъемлющи. Следовательно, нет человека, которому не угрожают опасности.
Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека — это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Опасности и угрозы — непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.
Признаками, определяющими опасность, являются:
• угроза для жизни человека;
• возможность нанесения ущерба здоровью;
• опасности, имеющие возможность вызывать нарушения нормального функционирования отдельных органов и систем организма человека;
• опасности способные вызывать нештатное нарушение выполнения технологического процесса, потерю работоспособности конструкции или ее разрушение, что может вызвать аварию, взрыв и поражение людей.
Опасность - понятие относительное. Опасности — это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.
2. Источники опасностей
Источники опасности – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия. Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности.
1. Естественные источники опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья людей, это - землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололед, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучение, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, заразные болезни животных и растений.
2. Техногенные источники опасности - опасности, связанные с использованием электрической энергии; химических веществ; различных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического); транспортных средств; горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов; процессов, происходящих при повышенных температурах и давления; с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.
3. Социальные источники опасности - такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и т.д. Первоисточниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.
4. Источники политических опасностей - конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, вооруженные конфликты, войны.
Однако наличие источника опасности еще не означает того, что человеку или группе людей обязательно должна быть вызвана какой-то вред или повреждения. К этому может привести конкретный поражающий фактор.
Поражающий фактор - это фактор среды обитания, который при определенных условиях наносит вред, как людям, так и системам жизнеобеспечения людей, приводит к материальным убыткам.
По своему происхождению поражающие факторы подразделяются на:
- физические, в том числе энергетические (ударная воздушная или водная волна, электромагнитное, акустическое, ионизирующее излучение, движущиеся объекты с большой скоростью или имеют высокую температуру и др.);
- химические (химические элементы, вещества и соединения, которые негативно влияют на организм людей, фауну и флору, вызывающих коррозию, приводят к разрушению объектов среды обитания);
- биологические (животные, растения, микроорганизмы);
- социальные (возбужденная толпа людей);
- психофизиологические.
3. Классификация опасностей
В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики.
Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.
Источником естественных опасностей является природная среда (стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. д.).
Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
- Природные - землетрясения, оползни, наводнения и т.д.;
- Техногенные - это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения;
- Антропогенные - связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств;
- экологические - утоньшение озонового слоя, сокращение биоразнообразия;
- социальные: алкоголизм, военные действия, террор;
- биологические - включают костно-мышечные травмы, являющиеся следствием выполняемой работы и неблагоприятных условий, в которых работа выполняется.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на:
- Импульсивные – быстро
- Кумулятивные - долго.
По локализации опасности бывают связанные с:
- литосферой твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород,
- гидросферой, это водная оболочка Земли.
- атмосферой, газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.
- космосом.
По вызываемым последствиям:
- утопление,
- заболевание,
- травмы,
- аварии,
- пожары,
- летальные исходы и т. д.
По приносимому ущербу:
- социальный,
- технический,
- экологический,
- экономический.
По структуре (строению) опасности делятся на:
- простые;
- производные;
- сложные.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:
- механические;
- физические;
- химические;
- биологические - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности;
- психофизиологические. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки.
Физические опасности: взрывоопасные; окисляющие; чрезвычайно воспламеняющиеся; легко воспламеняющиеся; воспламеняющиеся.
Биологические опасности: высокотоксичные; токсичные; вредные; агрессивные; раздражающие; канцерогенные; мутагенные; тератогенные.
По реализуемой энергии опасности:
- активные
- пассивные.
По сфере проявления опасностей:
- бытовая;
- спортивная;
- дорожно-транспортная;
- производственная;
- военная.
По численности людей, подверженных опасному воздействию:
- индивидуальные;
- групповые (коллективные)
- массовые
По степени воздействия опасности на объекты защиты:
- потенциальные;
- реальные;
- реализованные.
Реализованные опасности принято разделять на:
- происшествия;
- чрезвычайные происшествия;
- аварии;
- катастрофы;
- стихийные бедствия.
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия. Формы нежелательных последствий, или ущерба, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, урон окружающей среде и др.
Задание. Составить свои выводы.
Вывод.
Таким образом, завершая работу, сделаем краткие выводы.
Опасность – центральное понятие ОБЖ, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
Любая опасность реализуется, принося ущерб, вследствие какой-либо причины или нескольких причин. Без причин нет реальных опасностей, а только есть потенциальные опасности. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь: проявившаяся опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Таким образом, безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих и коренных потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества. Поэтому необходима выработка мер по защите от возможных опасностей.
16
Список используемых источников
1. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. 2. ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные факторы. Классификация: Постановление Госстандарта СССР от 18.11.1974 № 2551. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
3. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"
4. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014.-176 с. Электронный ресурс: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/arustamov_e_a__kosolapova_n_v__prokopenko_n_a__guskov_g_v__2004_obzh.pdf.
7. П.Э. Шлендер. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник,. - 304 с.. 2008. Электронный ресурс: http://scibook.net/jiznedeyatelnosti-bjd-bezopasnost/problemyi-zadachi-opasnosti-17956.html
8. http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опасность — понятие, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.
Опасность для человека чувство дискомфорта усталость острые и хронические профессиональные заболевания травмы различной тяжести летальный исход Отрицательные воздействия на человека
Источники опасности Естественные Антропогенные Землетрясения, наводнения; Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность; Глобальное потепление. Войны и конфликты; Экологическая и техногенная опасность; Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ.
По происхождению различают 6 групп опасностей природные техногенные антропогенные экологические социальные биологические.
Классификация опасностей по источникам происхождения комбинированные социально-политические техногенные природные
Природные источники опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые могут повлечь вред человеку или же представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололед, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучение, опасные животные, растения, рыбы, насекомые, грибы, бактерии, вирусы, заразные болезни).
2 . Техногенные опасности - это опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, с использованием горючих легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температуре и давлении, электрической энергии, химических веществ, различных видов ионизирующего излучения.
3 . Социальные опасности - это опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем (бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, табакокурение). Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное положение, плохие условия проживания, забастовки, восстания, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве. Источниками политических опасностей есть конфликты на межнациональной и межгосударственном уровне, духовное угнетения, политический терроризм, идеологические, межпартийные и вооруженные конфликты, войны. 4. Комбинированные опасности – природно-техногенные, естественно-социальные, социально-техногенные опасности.
Сферы проявления опасностей производственная дорожно- транспортная спортивная бытовая военная
По локализации опасности бывают связанные с литосферой связанные с гидросферой связанные с атмосферой связанные с космосом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"
Доклад подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной проблеме научно - исследовательской деятельности студентов педагогических колледжей....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"
Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...
План-конспект учебного занятия 2 курс Тема Принципы урок 1, 2 курс Тема Участники со стороны обвинения, 3 курс Тема Окончание предварительного расследования
План-конспект учебного занятия поОП.08 Уголовный процесс...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"
Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...