Методическая разработка модельного занятия по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета»
учебно-методический материал

Митракова Светлана Владимировна

Модельное занятие по теме «Рациональный потребитель.  Построение семейного бюджета»

Методическая разработка является итоговым проектом в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)» (на базе Курского регионального МЦ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proekt_mitrakova_sazonova.docx70.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Курский региональный   методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)»

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Модельное занятие по теме

«Рациональный потребитель.

Построение семейного бюджета»

Курск, 2022

Группа №

Состав проектной группы

Ф.И.О.

Митракова Светлана Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОБПОУ «КТС»

Сазонова Наталья Алексеевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОБПОУ «КТС»


Технологическая карта занятия

1.

Место занятия в образовательной программе ОО

Урок по основам финансовой грамотности в рамках учебной дисциплины ОП.04 «Экономика организации»

2

Целевая аудитория

 Обучающиеся  2 курса  специальности 42.02.01 «Реклама»

3

ТЕМА занятия

 «Построение семейного бюджета»

4

ЦЕЛИ:

  •  деятельностная: формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, способностей к рефлексии полученных знаний и умений по методике построения семейного бюджета;
  • содержательная: систематизация, закрепление и коррекция знаний, умений и навыков построения семейного бюджета;
  • воспитательная: воспитание потребности в постоянном совершенствовании своих знаний и умений в экономической области с целью применения их в жизненных ситуациях и будущей трудовой деятельности;
  • методическая: использование активных методов обучения с целью активизации мыслительной и практической деятельности студентов в процессе систематизации, закрепления и обобщения ими знаний, умений и приобретения практических навыков по теме урока.

Планируемые результаты

Сформированность понятий:

  • в области рационального поведения потребителя и планирования семейного бюджета;
  • основных видов потребительских расходов и доходов;
  • основных этапов рационального поведения потребителя;
  • основ экономического поведения потребителя;
  • потребительских законов Энгеля и Т.Веблена;
  • методик построения семейного бюджета и определения дефицита (профицита) бюджета

  Сформированность предметных умений:

  • рассчитывать статьи доходов и расходов семейного бюджета;
  • определять дефицит (профицит) семейного бюджета;
  • подсчитывать остаток на конец отчётного периода семейного бюджета.

Сформированность установок:

в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно вести расчет семейного бюджета

 

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

ОК .02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК. 03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК. 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК. 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК. 06

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК. 07

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

6

Интерактивная (ые) технология(и)

  •  игровые технологии – технология имитационно-игрового моделирования (деловая игра);
  • технология группового и коллективного взаимодействия (технология интерактивного обучения);
  • работа в малых группах;
  • информационно-коммуникационные технологии

  7

Средства обучения

А) Технические:

- 1 ПК, оснащённый MSExcel, MSPowerPoint и др. программами;

- интерактивная доска (с видеопроектором);

- калькулятор – 12 шт.;

- оценочная доска (с фиксацией баллов и итоговой отметки каждого студента группы);

Б) Дидактический материал:

- раздаточный материал для практического задания «Построение семейного бюджета»;

- раздаточный материал «Оценочные листы» и «Домашнее задание»

8

Этапы занятия

  Название/пед. задачи

Этап 1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин.)

Формирование положительного микроклимата на уроке, настрой на мотивацию. Развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов.

Этап 2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

  1. мин.)
  • Развитие речи, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать информацию;
  • развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов; формирование экономической  компетенции студентов.
  • актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока; подготовка студентов непосредственно к работе на уроке;
  • развитие памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов.

Этап 3. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Воспроизведение знаний и умений на новом уровне. Теоретическое задание

(мини – викторина и блиц - опрос) – этап проверки овладения теоретическими знаниями

  1. мин.)
  • Развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов;
  • развитие умений и навыков работы в коллективе.

Этап 4.

Применение знаний и умений в новой (производственной) ситуации.

Практическое задание

(коллективная практическая работа по построению семейного бюджета).

  1. мин.)
  • Закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;
  • формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета;
  • развитие умений и навыков работы в коллективе

Этап 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  1. мин.)
  • Формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

Этап 6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

  1. мин.)
  • Формирование экономической компетенции студентов;
  • развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания

Этап 7.

Инструктирование о выполнении домашнего задания

  1. мин.)
  • Закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;
  • формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

Итого: 45 минут

ВАРИАНТЫ ВНЕДРЕНИЯ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Названия вариантов внедрения

Организационно-методические,  информационно-технические условия

Риски и ограничения

1.

Имитационная игра: «Построение семейного бюджета»

Интерактивное обучение, образовательные ресурсы, учебное пособие, технологическая карта

По итогам выполнения практического задания возможны варианты: профицит, дефицит, баланс семейного бюджета.

Ограничения - по времени выполнения задания


ПРИЛОЖЕНИЕ

№ п/п

Дополнительные образовательные ресурсы

Прямая ссылка на ресурс

1.

Сайт ФМЦ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.  

https://fmc.hse.ru/.

2.

Электронная библиотека экономической и деловой литературы.

http://www.aup.ru/library

3.

Информационно-просветительский ресурс, созданный Банком России

https://fincult.info/

4.

Электронные учебно-методические комплекты по финансовой
грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России.

https://vashifinancy.ru/books/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методические рекомендации по проведению открытого классного часа по теме: "Семейный бюджет"

Методические рекомендации содержат материал о необходимости планировать бюджет семьи, правилах и методах планирования....

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...