Рабочая программа по дисциплине ОП.01Экономика организации
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине ОП.01Экономика организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_01_ekonomika_organizatsii_.docx | 61.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Сургутский финансово-экономический колледж
(Сургутский филиал Финуниверситета)
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________ Е.В. Гримчак. « ___ » __________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01Экономика организации
38.02.06 Финансы
Сургут − 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО специальности 38.02.06 Финансы, разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ПООП СПО) по специальности 38.02.06 Финансы, разработанной Московским финансовым колледжем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в 2018 году
Разработчик: Иванова Наталья Валерьевна, преподаватель.
Рецензент: А. В. Волкова, преподаватель автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Сургутский институт экономики, управления и права».
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин.
Протокол от «_____» __________________20____г. №_____
Председатель ПЦК ______________ Л.М. Талипова
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ОП.01Экономика организации является обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.06 Финансы.
Учебная дисциплина Экономика организации обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО специальности 38.02.06 Финансы. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций:ОК1, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 3.1, ПК 3.3, ПК 3.4.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. ПК 3.1. ПК 3.3. ПК 3.4. | определять организационно-правовые формы коммерческих организаций; определять состав имущества организации, его трудовых и финансовых ресурсов; рассчитывать производственную мощность организации | сущность организации как основного звена национальной экономики; виды юридических лиц и их классификация по различным признакам; основные формы предпринимательства; состав и структура имущества организации |
находить и использовать необходимую плановую и фактическую экономическую информацию | виды инвестиций и особенности инвестиционного проекта; классификация персонала организации, показатели и пути повышения производительности его труда; формы оплаты труда и их разновидности; | |
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения и личного трудового процесса; | стили управления, коммуникации, принципы делового общения | |
оценивать ситуацию и принимать эффективные решения на основании современных способов взаимодействия | процесс принятия и реализации управленческих решений; внешняя и внутренняя среда организации | |
уметь выстраивать взаимоотношения с представителями различных сфер и национальных, социальных и культурных формирований | содержание и значение особенностей коммуникативного общения в различных экономических, социальных, национальных и культурных сферах | |
формировать и поддерживать высокую организационную (корпоративную) культуру, применять стандарты антикоррупционного поведения | содержание и значение организационной (корпоративной) культуры | |
уметь применять на практике особенности различных видов информационных технологий | основные виды современных информационных технологий и особенности их применения в различных отраслях и сферах экономики | |
различать особенности документации на разных языках и использовать их в процессе хозяйственной деятельности | особенности экономической деятельности организации с учетом языка документации | |
заполнять первичные плановые документы по экономической деятельности коммерческой организации в составе ее бизнес-плана | основы организации производственного процесса; основные показатели производственной программы организации | |
рассчитывать в соответствии с принятой методологией основные технико-экономические показатели деятельности коммерческой организации | показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации | |
оценивать финансовые результаты деятельности коммерческой организации | сущность себестоимости и группировка расходов организации по различным признакам; понятие, структура, виды цен и методы ценообразования; методы формирования, распределения и использования прибыли; показатели оценки эффективности использования основных и оборотных средств и пути улучшения их использования | |
налаживать коммуникации с организациями различных организационно-правовых форм и сфер деятельности | сущность логистики и виды логистических потоков; основы внешнеэкономической деятельности организации |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучение
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 88 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 74 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 38 |
практические занятия | 24 |
консультация | 2 |
промежуточная аттестация в форме экзамена | 10 |
Самостоятельная работа | 14 |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 88 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 26 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 8 |
практические занятия | 6 |
консультация | 2 |
промежуточная аттестация в форме экзамена | 10 |
Самостоятельная работа | 62 |
2.2. Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Наименование разделов и тем | Объем в часах | Самостоя- тельная работа | Теорети- ческое обучение | Практи-ческие занятия |
Раздел 1. Организация в условиях рынка | 7,5 | 6 | 1,5 | – |
Тема 1.1. Введение. Организация – основное звено экономики | 2,5 | 2 | 0,5 | – |
Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности | 2,5 | 2 | 0,5 | – |
Тема 1.3. Производственная программа организации | 2,5 | 2 | 0,5 | – |
Раздел 2. Имущество организации и показатели эффективности его использования | 22,5 | 18 | 2,5 | 2 |
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тема 2.2. Оборотный капитал | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тема 2.3. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации. Нематериальные активы | 6,5 | 6 | 0,5 | – |
Раздел 3. Персонал организации и оплата его труда | 16 | 14 | 1 | 1 |
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда | 9 | 8 | 0,5 | 0,5 |
Тема 3.2. Организация оплаты труда | 7 | 6 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 4. Издержки и финансовые результаты деятельности организаций | 23,5 | 18 | 2,5 | 3 |
Тема 4.1. Издержки производства | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тема 4.2. Цена и ценообразование | 7,5 | 6 | 0,5 | 1 |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | 8 | 6 | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 5.Логистическая и внешнеэкономическаядеятельность как важнейшие направлениядеятельности организации | 6,5 | 6 | 0,5 | – |
Тема 5.1. Логистическая и внешнеэкономическая деятельность организации | 6,5 | 6 | 0,5 | – |
Консультации | 2 | |||
Экзамен | 10 | |||
Всего, час | 88 | 62 | 8 | 6 |
Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1.ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА | 32 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1 | |
Тема 1.1. Введение. Организация – основное звено экономики | Содержание учебного материала | 6 | |
Объединения организаций. Малый бизнес. | 4 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическое занятие «Обсуждение новых организационно-правовых форм коммерческих организаций». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение нормативных документов. | 7 | ||
Тема 1.2. Организация производственного процесса и планирование деятельности | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1 |
Понятие, состав и структура бизнес-плана. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по темам: «Структурная перестройка в РФ», «Производственная сфера хозяйства России», «Характеристика основных отраслей производственной сферы» Подготовка презентации «Бизнес-план организации: структура и содержание отдельных разделов». | 7 | ||
Тема 1.3. Производственная программа организации | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1-3.3 |
Стоимостные показатели производства и реализации. | 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 | ||
«Расчет различных показателей производственной мощности».
«Расчет стоимостных показателей производственной программы». | 4 | ||
РАЗДЕЛ 2.ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 16 | ||
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1 |
Показатели эффективности использования основных фондов. Экономическая сущность аренды и лизинга. | 4 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
«Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей эффективности их использования». | 2 | ||
Тема 2.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1, ПК 3.5 |
| 4 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
«Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств и показателей эффективности использования материальных ресурсов». | 2 | ||
Тема 2.3. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации. Нематериальные активы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1 |
| 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
| 2 | ||
РАЗДЕЛ 3.ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТА ЕГО ТРУДА | 10 | ||
Тема 3.1. Кадры организации и производитель-ность труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.3 |
Производительность труда: понятие, прямые и обратные показатели. Основные пути повышения производительности труда. Нормирование труда. Основные виды норм труда Планирование потребности в персонале. Методика расчета численности различных категорий работающих. Движение рабочей силы. | 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическое занятие «Определение основных норм труда. «Расчет прямых и обратных показателей производительности труда, Расчет плановой численности работников организации по отдельным категориям». | 2 | ||
Тема 3.2. Организация оплаты труда | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.3 |
| 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 | ||
| 4 | ||
РАЗДЕЛ 4.ИЗДЕРЖКИ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ | 14 | ||
Тема 4.1. Издержки производства | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1., ПК 3.5 |
Группировка затрат по статьям калькуляции. Прямые и косвенные расходы и способы их включения в себестоимость единицы продукции. | 4 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическое занятие «Расчет себестоимости единицы продукции. Определение величины прямых и косвенных расходов» | 2 | ||
Тема 4.2. Цена и ценообразование | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.2 |
| 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическое занятие «Расчет оптовой и розничной цены одного изделия». | 2 | ||
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1- 3.3 |
Рентабельность как относительная доходность организации. Группы показателей рентабельности. | 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
1. Практическое занятие «Расчет показателей валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли. Расчет основных показателей рентабельности». | 2 | ||
РАЗДЕЛ 5.ЛОГИСТИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. | 4 | ||
Тема 5.1. Логистическая и внешнеэкономическая деятельность организации | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06, ОК 09-11, ПК 3.1- 3.3 |
| 4 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 10 | ||
Консультация | 2 | ||
Всего: | 88 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет экономики и статистики, оснащенный оборудованием: учебные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска, техническими средствами обучения: мультимедийное оборудование.
- Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд учреждения имеет печатные ресурсы. Имеется доступ к образовательному интернет-порталу репозитория Финуниверситета. Студенты имеют возможность работы с удаленными ресурсами электронно-библиотечных систем (ЭБС) Финуниверситета из любой точки, подключенной к сети Internet, в т.ч. и из дома:
Znanium http://library.fa.ru/resource.asp?id=498;
ЮРАЙТ http://library.fa.ru/resource.asp?id=645;
Университетская библиотека онлайн http://library.fa.ru/resource.asp?id=544;
BOOK.ru http://library.fa.ru/resource.asp?id=535;
Лань http://library.fa.ru/resource.asp?id=574.
- Нормативно-правовые документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с учетом изменений и дополнений).
- Основные источники
- Экономика организации: учебник для среднего специального образования / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова, Е.С. Дарда; под редакцией Е.Н. Клочковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 382 с.
- Экономика организации: учебник / А.М. Фридман. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. – 239 с.
3.2.3. Электронные ресурсы
- http://eup.ru - Научно-образовательный портал Экономика и управление на предприятиях eup.ru.
- www.economicus.ru – Экономический образовательный ресурс.
- www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
- https://secretmag.ru – Интернет журнал о бизнесе Секрет фирмы.
- www.rbk.ru - Информационный сайт РБК.
- https://www.kommersant.ru - Информационный сайт Коммерсант.ru.
3.2.4. Дополнительные источники
- Грибов, В.Д.. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 10-е изд., стер. [Электронный ресурс]— М/: КНОРУС, 2021. — 416 с.
- Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для СПО / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский; под ред. М. С. Мокия. — 2-е изд., пер. и доп. [Электронный ресурс]— М.: Издательство Юрайт, 2021. — 284 с.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Сущность организации как основного звена национальной экономики. | Правильность понимания роли и места организации. | Тестирование Оценка практических заданий Устный опрос |
Виды юридических лиц и их классификацию по различным признакам. | Правильность понимания признаков юридического лица, умение распознавать отдельные виды юридических лиц. | |
Основные формы предпринимательства. | Правильность отнесения предпринимательства к производственному, финансовому или коммерческому. Правильность отнесения организации к малому бизнесу. | |
Основы организации производственного процесса и основ бизнес-планирования. | 85 - 100% правильных ответов – «отлично». 69-84% правильных ответов – «хорошо». 51-68% правильных ответов – «удовлетворительно». 50% и менее – «неудовлетворительно». | |
Основные показатели производственной программы организации. | Знание основных показателей производственной программы и последовательности их планирования и расчета. | |
Состав и структура имущества организации. | Точность отнесения того или иного хозяйственного объекта к определенному виду имущества организации. | |
Показатели оценки эффективности использования основных и оборотных средств и пути улучшения их использования. | Полнота представления состава показателей, используемых для оценки эффективности использования оборотных и внеоборотных активов. | |
Виды инвестиций и особенности инвестиционного проекта. | Соблюдение принципов формирования инвестиционной программы организации с учетом особенностей ее деятельности. | |
Классификацию персонала организации, показатели и пути повышения производительности его труда. | 85 - 100% правильных ответов – «отлично». 69-84% правильных ответов – «хорошо». 51-68% правильных ответов – «удовлетворительно». 50% и менее – «неудовлетворительно». | |
Формы оплаты труда и их разновидности. | Знание классических форм оплаты труда в организации и их отельных разновидностей | |
Сущность себестоимости и группировку расходов организации по различным признакам. | 85 - 100% правильных ответов – «отлично» 69-84% правильных ответов – «хорошо» 51-68% правильных ответов – «удовлетворительно» 50% и менее – «неудовлетворительно». | |
Понятие, структуру, виды цен и методы ценообразования. | ||
Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации. | Полнота и точность охвата показателей, характеризующих финансовые результаты | |
Сущность логистики и виды логистических потоков. | 85 - 100% правильных ответов – «отлично» 69-84% правильных ответов – «хорошо» 51-68% правильных ответов – «удовлетворительно» 50% и менее – «неудовлетворительно». | |
Основы внешнеэкономической деятельности организации. | ||
Определять организационно-правовые формы коммерческих организаций. | Обоснованность выбора конкретной организационно-правовой формы организации для определенного вида деятельности с учетом особенностей этой формы. | |
Находить и использовать необходимую плановую и фактическую экономическую информацию. | Умение ориентироваться в различных источниках экономической информации для целей планирования, учета и анализа. | |
Определять состав имущества организации, трудовых и финансовых ресурсов. | Правильность определения величины основного, оборотного капитала, инвестиций и нематериальных активов в составе имущества организации. Умение рассчитать численность отдельных категорий персонала при планировании потребности в кадрах. | |
Рассчитывать производственную мощность организации. | Обоснованность и реальность показателей производственной программы произведенными расчетами среднегодовой производственной мощности организации. | |
Оценивать финансовые результаты деятельности коммерческой организации. | Полнота и точность оценки финансовых результатов деятельности организации. | |
Рассчитывать в соответствии с принятой методологией основные технико-экономические показатели деятельности коммерческой организации. | Точность и полнота расчета показателей производственной программы, величины амортизационных отчислений, показателей производительности труда, основных норм труда, заработной платы отдельных категорий работников, себестоимости отдельных видов продукции и цены на продукцию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Срок обучения: 10 месяцев
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, сл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02...
Рабочая программа по дисциплине ПМ.03 "Организация обслуживания гостей в процессе проживания"
Гостиничный севис 43.02.11.Рабочая программа по ПМ 03. "Организация обслуживания гостей в процессе проживания".Для спецдисциплин....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ
Программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа общепрофессионального учебного цикла П.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01....
Рабочая программа по дисциплине "Техническое оснащение организаций общественного питания и охрана труда" для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Рабочая программа по дисциплине "Техническое оснащение организаций общественного питания и охрана труда" для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья. специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья.специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...