методическая разработка урока по учебной дисциплине ОУД.11 Экономика
методическая разработка

Наталья Николаевна Гурова

Тема методической разработки урока: "Ознакомление с основными видами издержек производства , прибыли, рентабельности в организации,с методикой их расчёта.

Раздел 4.рыночная экономика. Тема  4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат.Виды издержек. Факторы,влияющие на издержки. Прибыль и рентабельность. Это практическое занятие.Урок проводится для студентов 1 курса, группа 1-д, специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.   

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА, ПРИБЫЛИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ, С МЕТОДИКОЙ ИХ РАСЧЁТА Преподаватель: Гурова Наталья Николаевна Красный Холм 2023

Слайд 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель урока: Образовательная: Помочь обучающимся в профессиональном самоопределении; ознакомиться подробно с экономическими понятиями: издержки производства, прибыль, рентабельность; изучение методики расчёта основных экономических показателей по теме; формирование навыков выполнения заданий разного уровня сложности; формирование вычислительных навыков, навыков самостоятельной работы, работы в группе Задачи урока: Повторить теоретический материал Формировать умение применять теоретические знания к решению производственно- ситуационных и проблемных задач. Развивать логическое мышление

Слайд 3

ДЕВИЗ УРОКА Незнание не стыдно, стыдно не стремиться к знаниям. Бенджамин Франклин

Слайд 4

ХОД УРОКА Актуализация опорных знаний Инструктаж к выполнению ПЗ 3. Основной этап. Практическая часть работы 4. Деловая игра, кейс- технологии 5. Закрепление и контроль знаний: индивидуальная самостоятельная работа 6. Подведение итогов 7.Самоанализ учебной деятельности на уроке

Слайд 5

РАЗМИНКА 1. Дайте определение издержкам производства? ( c умма затрат предприятия на производство товаров и услуг) 2.Что представляют из себя издержки обращения? (затраты, связанные с реализацией товаров и услуг 3.Объясните понятие «издержки»?( ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения) 4.Какие издержки называются явными ? Приведите их примеры . (Явные издержки - это затраты на привлечение различных факторов производства (ресурсов):зарплата работников или затраты на аренду помещения 5. Какие издержки называются неявными ? (Неявные издержки - это альтернативная стоимость собственных средств, т.е. наша упущенная выгода - стоимость наилучшего из всех вариантов вложения собственных ресурсов, от которого мы отказались ради использования их в данном деле) 5

Слайд 6

РАЗМИНКА 6.Какие издержки называются постоянными ? (Издержки, не зависящие от объёма производства, называются постоянными. Это означает, что независимо от объёма производства постоянные расходы организация несёт всегда) 7. Какие издержки называются переменными? Приведите их примеры. З атраты, которые зависят от объёма производства. Чем больше продукции выпускает компания или ИП, тем выше эти расходы: покупка сырья, материалов, товаров для перепродажи, перевозка сырья и готовой продукции, электроэнергия, водоснабжение и топливо

Слайд 7

РАЗМИНКА 8.Что такое валовые(общие)издержки? (Совокупная сумма издержек организации определяется сложением постоянных и переменных затрат) 9.Что включает в себя понятие «прибыль». Формула для расчёта прибыли? (Прибыль – это разница между полученной выручкой и расходами на её получение (коммунальные услуги, аренда помещения, закупка сырья и т. п). Её можно рассчитать по формуле: Прибыль = Доходы – Расходы 10. Дайте определение понятию «рентабельность». Назовите формулу для расчёта рентабельности ? (Рентабельность - это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно - всей компании, предприятия сразу. Формула расчёта рентабельности имеет следующий вид: Р = П /З (С) х 100%, где П - прибыль, З - затраты (или С - стоимость, себестоимость). Числитель в формуле будет всегда одним и тем же - это прибыль или доход).

Слайд 8

ГРАФИКИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Слайд 9

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Ф.И.О. студента Разминка (1балл за правильный ответ) Максимум 10 баллов Практическое занятие по теме Дополнительные баллы (за активную работу и аккуратность выполнения работы) (от 2 до 5 баллов) Итого баллов Оценка Задание 1 (задача 1). Расчёт издержек производства (от 2 до 5 баллов) Задание 2 (задача 2). Расчёт БИ, АИ и ЭИ (от 2 до 5 баллов) Задание 3 (задача 3). Расчёт прибыли и рентабельности (от 2 до 5 баллов) 21-23 балла - «3» (удовлетворительно) 24 балла - «4» (хорошо) 30 баллов и более - «5» (отлично) Ф.И.О. студента Разминка (1балл за правильный ответ) Максимум 10 баллов Практическое занятие по теме Дополнительные баллы (за активную работу и аккуратность выполнения работы) (от 2 до 5 баллов) Итого баллов Оценка Задание 1 (задача 1). Расчёт издержек производства (от 2 до 5 баллов) Задание 2 (задача 2). Расчёт БИ, АИ и ЭИ (от 2 до 5 баллов) Задание 3 (задача 3). Расчёт прибыли и рентабельности (от 2 до 5 баллов) 21-23 балла - «3» (удовлетворительно) 24 балла - «4» (хорошо) 30 баллов и более - «5» (отлично)

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ( ВНЕШНИЕ): экономическая ситуация в стране государственная налоговая политика систему ценообразования наличие или отсутствие конкуренции инфляция валютный курс стоимость услуг других отраслей

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА (ВНУТРЕННИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ) объём, состав и структуру товарооборота структура расходуемого сырья и товаров производственная программа эффективность и производительность труда формы и системы оплаты труда, система премирования товарооборачиваемость порядок начисления амортизации

Слайд 12

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА (ВНУТРЕННИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ) размер предприятия, занимаемая им площадь режим работы предприятия специализация оснащенность оборудованием, стоимость оборудования, срок эксплуатации организация труда работников, составление графиков выхо­да на работу, совмещение профессий; условия хранения сырья и товаров

Слайд 13

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1задание. Рассчитайте издержки производства на предприятии. Сделайте выводы. Задача №1. Экономист Петров Иван Иванович, исследовал возможные затраты предприятия и потерял итоговый отчёт. В своём черновике он нашёл только следующие данные. Помогите экономисту восстановить итоговую форму отчёта. Необходимо вспомнить, в каких единицах измеряются данные экономические показатели?!Расчётные показатели округлить до целых чисел. Q- выпуск продукции 0 AFC - средние постоянные издержки VC - переменные издержки АС - средние общие издержки МС - предельные издержки TC - валовые, совокупные (общие) издержки 1 130 2 26 3 20 4 90 5 20 200

Слайд 14

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Задание для самостоятельной работы Задача1. В приведённой ниже таблице, показана зависимость общих затрат в с. х. предприятии ООО «Спас на Холму» за 2022 год (по данным годового отчёта). Помогите экономисту Смирновой Наталье Евгеньевне рассчитать различные виды затрат, заполняя соответствующие графы таблицы 1. Сделайте выводы. Таблица 1. Объём выпуска и затраты с. х. предприятия за 2022 год Q -выпуск продукции, шт. (тов. ед.) TC - валовые, совокупные (общие) издержки, (ден. ед.) Постоянные (FC), (ден.ед.) VC- переменные издержки, (ден. ед.) МС- предельные издержки, (ден. ед.) Средние общие (ATC), (ден. ед.) Средние переменные (AVC), (ден.ед.) AFC- средние постоянные издержки, (ден. ед.) 0 140 1 200 2 340 3 420 4 500 5 650

Слайд 15

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Задание 2. Задание для самостоятельной работы Задача 2. Хозяйка цветочного магазина наняла продавца с окладом 20 тыс. ден. ед. Сумма ежегодной аренды – 8 тыс. ден. ед. в год. Она вложила в свое дело 40 тыс. ден. ед., лишившись 5 тыс. ден. ед. в год, которые она могла бы иметь при другом помещении капитала. Свой предпринимательский талант она оценивает в 12 тыс. ден. ед. в год. Определите величину бухгалтерских и экономических издержек. Решение: Бухгалтерские издержки  20  8  28 тыс. ден. ед. Экономические издержки = 28 + 5 + 12 + 30 = 75 тыс. ден. ед. Ответ: 28 и 75 тыс. ден. ед.

Слайд 16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Задание 3. Задание для самостоятельной работы Фирма «Петрович» приняла решение вложить 500 тыс. руб. в производство микроволновых печей. Стоимость самого производства будет равна 200 тыс. руб. в год. Оценки показывают, что фирма ежемесячно сможет продавать микроволновых печей на сумму 225 тыс. руб. Будет ли выгодно фирме это производить? Решение: Годовые затраты фирмы 500  200  700тыс. руб. Годовая выручка 225*12мес.  2700 тыс. руб. Производство прибыльно. Прибыль=2700 тыс.руб.-700 тыс. руб.=2000 тыс. руб. Ответ: 2000 тыс. руб.

Слайд 17

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ

Слайд 18

ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ

Слайд 19

ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Слайд 20

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Увеличение объёмов производства и повышение его товарности повышение отпускных цен на сельскохозяйственную продукцию, что позволит покрыть затраты и обеспечить получение прибыли повышение качества сельскохозяйственной продукции по более высоким ценам повышение производительности труда при производстве сельскохозяйственной продукции эффективное использование сельскохозяйственных угодий снижение материальных и денежных затрат на единицу продукции

Слайд 21

ЗАКРЕПЛЕНИЕ, КОРРЕКЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Таблица 3. Исходные данные. Производственные и экономические показатели деятельности хозяйства № п/п Показатели Номер формы ГО 2020 г. 2021 г. Отклонение отчётного года к базисному году (+, -) 1. Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -1476 Х 2. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -1476 Х 4. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -5873 Х 5. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 1по ОКУД -2756 -5874 Х 6. Выручка, тыс. руб. 2по ОКУД 4858 4698 -160 7. Себестоимость продаж, тыс. руб. 2по ОКУД 6334 7147 +813 8. Чистая прибыль (убыток) на 100 га с. х. угодий, тыс. руб. 9-АПК -120 -256 Х 9. Чистая прибыль (убыток) на 1 работника, тыс. руб. 9-АПК -251 -490 Х 10. Уровень рентабельности (убыточности) в целом по с. х. предприятию, % 2по ОКУД -43,5 -82,2 Х № п/п Показатели Номер формы ГО 2020 г. 2021 г. Отклонение отчётного года к базисному году (+, -) 1. Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -1476 Х 2. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -1476 Х 4. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 1по ОКУД -2 755 -5873 Х 5. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 1по ОКУД -2756 -5874 Х 6. Выручка, тыс. руб. 2по ОКУД 4858 4698 -160 7. Себестоимость продаж, тыс. руб. 2по ОКУД 6334 7147 +813 8. Чистая прибыль (убыток) на 100 га с. х. угодий, тыс. руб. 9-АПК -120 -256 Х 9. Чистая прибыль (убыток) на 1 работника, тыс. руб. 9-АПК -251 -490 Х 10. Уровень рентабельности (убыточности) в целом по с. х. предприятию, % 2по ОКУД -43,5 -82,2 Х

Слайд 22

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Тестовые задания на соответствие для самоконтроля пот теме 1.Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: СТАТЬИ ЗАТРАТ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК А) арендная плата за здание Б) транспортные расходы В) сдельная зарплата рабочих Г) плата за электроэнергию 1) постоянные издержки 2) переменные издержки СТАТЬИ ЗАТРАТ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК А) арендная плата за здание Б) транспортные расходы В) сдельная зарплата рабочих Г) плата за электроэнергию 1) постоянные издержки 2) переменные издержки A Б В Г

Слайд 23

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 24

РЕФЛЕКСИЯ С помощью знания этой темы вы сможете: быть финансово-грамотными в условиях рыночной экономики быть готовыми и способными к саморазвитию и личностному самоопределению пользоваться грамотно нормативно- правовыми актами (НПА) по теме ставить цели и строить жизненные планы коллективно работать, сотрудничать со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности анализировать экономические показатели выработать умения и навыки поиска, обработки, анализа информации, а также применения её при решении практических заданий разрабатывать пути повышения экономической эффективности предприятия решать свои экономические проблемы в условиях рыночной экономики решать производственно- ситуационные и проблемные, практико- ориентированные задачи по данной теме.

Слайд 25

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 26

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Р.И. Хасбулатов. Экономика 10-11 классы (базовый и углублённый уровни), учебник ФГОС СОО,- 4-е изд., стереотипное. - М.: Просвещение /Дрофа, 2022. - 305 с., глава 12: «Фирма-главное звено рыночной экономики»,стр.153-165, составьте кроссворд (10-30 слов) в зависимости от ваших возможностей

Слайд 27

ВЫВОД УРОКА Каждое предприятие, собственники и топ-менеджеры бизнеса стараются снизить издержки производства Экономия и оптимизация затрат - это те вопросы, которыми стоит задаваться регулярно Необходимо чётко понимать, на чём можно сэкономить, а какие расходы лучше не трогать, чтобы не довести предприятие до банкротства

Слайд 28

ВЫВОД УРОКА Необходимо чётко классифицировать существующие расходы (издержки производства) Мы должны знать основные причины увеличения расходов и пути их сокращения для того, чтобы разработать вовремя мероприятия по сокращению всех издержек производства, повышению размера прибыли и увеличения уровня рентабельности!

Слайд 29

ВЫВОД УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....

Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Экономика организации"

Методическая разработка учетно-обобщающего занятия по учебной дисциплине «Экономика организации» Тема: Основные фонды организации Цели занятияДидактическая ( обучающая):- повторение и закреп...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»

материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в Р...

Методическая разработка мастер-класса по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)

В игровой форме "Судебное заседание" рассмотреть тему "Уголовное право" и наглядно продемонстрировать обучающимся работу органов юстиции....

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Технология каменных работ» для обучающихся с ОВЗ.

Каменные работы — производство каменной кладки в виде соединения естественного камня (булыжников, валунов, бутового камня, гранита) и искусственных камней с помощью известкового или цементн...

Методическая разработка урока "Финансовая грамотность - роль денег в экономике или как заработать на жизнь".

laquo;Роль денег в экономике или как заработать на жизнь»ВВЕДЕНИЕТема нашего занятия – Деньги. УРОК «РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ ИЛИ КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ?»1ВСТУПЛЕНИЕ...