Методическая разработка урока по учебной дисциплине Физика по теме: «Законы геометрической оптики»
методическая разработка

Методическая разработка урока физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_geometricheskoy_optiki_konspekt_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум

имени Грязнова Владимира Михайловича»

Методическая разработка

урока

по учебной дисциплине: физика

по теме: «Законы геометрической оптики»

подготовила

Смирнова Ирина Николаевна

преподаватель физики и математики

п. Вейделевка

2021

Конспект урока физики.

Тема: «Геометрическая оптика».

Цели урока:  

- расширить знания учащихся о природе света,  раскрыть сущность законов геометрической оптики;

- формировать интеллектуальные и практические умения в области  физического эксперимента; развивать интерес к изучению физики и   проведению физического эксперимента, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Создать условия для исследовательской деятельности учащихся, развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;

- воспитывать у учащихся ценностное отношение к физической науке, её достижениям, показывать важность знаний об окружающем мире, умений объяснять с научной точки зрения суть происходящих вокруг явлений.

Оборудование урока: презентация на ПК, проектор, экран, оборудование для проведения опытов по оптике.

Эпиграф урока:

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы.

Мотивация.

«Добрый день! Я очень рада видеть вас. (обращается к учащимся)

Думаю, что у вас хорошее настроение, и я надеюсь на  наше эффективное совместное сотрудничество на уроке.

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы пытались расширить свои представления о природе света.

Свет… Самое загадочное явление природы

Чем больше мы о нём узнаём, тем больше он вызывает в нас любопытство.»

Слушают преподавателя, пытаются понять проблему урока.

2. Входной контроль

 Задает вопросы.

С помощью презентации

отвечают на вопросы преподавателя (приложение 1).

3. Работа по группам.

Осуществляет контроль за деятельностью учащихся. Консультирует в случае затруднений.

Показывает на слайдах правильность выполнения опытов, построения в линзах,  используя СД-физика в 11 классе.

Выполняют экспериментальные  задания (закон отражения, закон преломления, определение показателя преломления стекла),  решают задачи у доски (приложение 2), строят изображения в линзах на месте (приложение 3). Делают выводы.

4. Опрос группы по цепочке.

Помогает при ответе на вопросы.

Отвечают на вопросы, связанные с профессией (приложение 4).

4. Рефлексия.

«Итак, ребята, предлагаю подвести итог нашей работы.

Далее задаёт д/з: повторить  п.60-64, подготовится к л/р, задача. Комментирует оценки уч-ся.

Записывают д/з.

Приложение 1.

1. Что такое оптика?

  1. Первые представления об оптике.
  2. Какие существуют способы передачи воздействия?
  3. Какие теории о природе  света существовали в 18 веке?
  4. Теория Ньютона.
  5. Теория Гюйгенса.
  6. Какая теория одержала победу? Почему?
  7. Какую природу имеет свет?
  8. Какие законы геометрической оптики вы знаете?
  9. Что вы можете сказать о видах линз?

Приложение 2.

Задачи:

  1. Определить показатель преломления стекла n, если α=51°, а β=27°.
  2. Найти угол падения  α, если угол преломления β=19°, а показатель преломления n=1,3.
  3.  Найти угол преломления β, если угол преломления α=47°, а показатель преломления n=1,8.
  4. Определить фокусное расстояние F линзы, если расстояние от предмета до линзы d=60 см, а расстояние от линзы до изображения f=40 см. 

Приложение 3.

Ср

ЗАДАНИЕ:

Построить изображения в линзах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Вопросы:

  1. В автомобилях ранних выпусков сбоку кабины устанавливали плоские зеркала. В настоящее время их заменили выпуклыми. Чем вызвана такая необходимость?
  2. С какой целью отражатель фары покрывают тонким слоем серебра?
  3. Как узнать по перемещению изображения предмета в выпуклом зеркале заднего обзора автомобиля, куда движется этот предмет – к машине или от машины?
  4. С какой целью стекла фар автомобилей и тракторов делают рифлеными?
  5. Почему не рекомендуется поливать растения в жаркое время дня?
  6. Почему при переправе через реку вборд на автомобиле или тракторе нельзя доверять зрению и необходимо измерить глубину реки?
  7. Ветровое стекло автомашины во время дождя покрывается капельками воды. Какова причина плохой видимости через такое стекло?
  8. Почему на занятиях учащиеся должны сидеть так, чтобы окна были слева?
  9. Леонардо да Винчи писал свои научные и художественные трактаты левой рукой справа налево. Как читали рукописи его ученики?
  10. Почему охотники, прицеливаясь, закрывают один глаз?
  11. Почему классную доску не стоит покрывать лаком?
  12. Видит ли себя человек в зеркале таким, каким видят его другие люди в натуре?
  13. В кинофильмах иногда показывают изображение человека в зеркале. Почему при этом в зеркале не виден киноаппарат, которым снималось это изображение?
  14. Почему пальцы, опущенные в воду кажутся короткими?

Задача на дом: попробуйте, смотря одним глазом, вдеть нитку в иголку. (Обсудить на следующем уроке).

Список использованной литературы

  1.  Касьянов В. А. Физика. 11 класс. – М.:ООО «Дрофа», 2001 г.
  2. Кошкин Н. И. Ширкевич М. Г.. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 1988 г.
  3. Мякишев Г. Я. Буховцев Б. Б.. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2004 г.
  4. Тарасов Л. В. Тарасова А. Н. Беседы о преломлении свете. Библиотечка «Квант», выпуск №18. -  М.: Наука, 1982 г.
  5. CD-диск. Вся физика. Электронное учебное пособие. – М.: Руссобит, 2004 г.

Интернет – источники

1. Ирина Валентиновна Пащенко учитель физики МОУ СОШ № 30, г.Иркутск

http://festival.1september.ru/articles/415200

2. Ольга Дмитриевна Смыкова http://festival.1september.ru/authors/105-751-789

3. Елена Владимировна Пятиизбянцева http://festival.1september.ru/authors/103-446-893

4. http://tush.abatskobr.ru/media/cms_page_media/309/urok4.doc

5. Светлана Анатольевна Тишкова http://festival.1september.ru/authors/103-676-585


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...

Методическая разработка кураторского часа на тему:Закон,по которому ты живёшь

Методическая разработка кураторского часа на тему:Закон,по которому ты живёшь...

Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"

1.Цели учебного занятия:1) Образовательные а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических сит...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....

Методическая разработка "Тестовое задание по теме "Закон "Золотого сечения" в мебельном производстве"

Методическая разработка  "Тестовое задание по теме "Закон "Золотого сечения" в мебельном производстве"...