Методическая разработка мастер-класса по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)
методическая разработка

В игровой форме "Судебное заседание" рассмотреть тему "Уголовное право" и наглядно продемонстрировать обучающимся работу органов юстиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

_____________Н.А. Ряснянская

«_____»_____________ 201___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)»

ТЕМА: УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

Выполнил:

преподаватель истории и обществознания

Тихоненко Л.Н.

Лиски 2018


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ        4

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ        6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        11

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….12


ВВЕДЕНИЕ

Для проведения мастер-класса выбрана тема «Уголовное право», которая входит в рабочую программу дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для обучающихся первых курсов специальностей: «Ветеринария», «Механизация с/х». Данная тема играет большую роль в программе правового воспитания обучающихся.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Название учебной дисциплины: Обществознание (включая экономику и право)

Название раздела: Раздел 6: Право

Тема занятия: Уголовное право.

Цели занятия:

  1. образовательная: в игровой форме: «судебное заседание по обвинению в совершении преступления по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) и ст.35 (совершения преступления группой лиц)», рассмотреть тему: «Уголовное право» и наглядно просмотреть действия органов юстиции;
  2. развивающая: развивать познавательную деятельность обучающихся, логическое мышление, речь;
  3. воспитательная: правовую культуру.

Вид занятия: изучение нового материала

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор с экраном.

Учебно-методическое оснащение: карточки-задания, ситуационные задачи.

Уровень освоения: 2 – репродуктивный, 3 – продуктивный.

Студент должен:

Знать: определение уголовного права, преступления и наказания, уголовной ответственности. Выделить признаки преступления. Определить участников преступления, их виды. Возраст наступления уголовной ответственности. Особенности наказаний для несовершеннолетних;

Уметь: уметь осуществлять самостоятельный поиск, анализ, толкование необходимой правовой информации;

Этапы занятия:

№ п/п

Структурный элемент занятия

Время

1

Оргмомент

1 минута

2

Постановка дидактической цели

1 минута

3

Мотивация предстоящей деятельности

2 минуты

4

Изучение нового материала

10 минут

5

Закрепление изученного материала

5 минуты

6

Подведение итогов

1 минуты

Содержание учебной деятельности:

Структурный элемент урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов.

Эмоциональный настрой на работу, запись темы занятия. Включение в деловой ритм урока.

Постановка дидактической цели

Определение основной цели занятия.

Определяют цель занятия, отвечая на поставленные вопросы.

Мотивация предстоящей деятельности

Объяснение актуальности выбранной темы. Ставится проблемный вопрос для мотивирования деятельности обучающихся.

Отвечают на поставленные вопросы. Определяют значимость изучаемой темы.

Изучение нового материала

Объяснение нового учебного материала в игровой форме: «Судебное заседание»

В игровой форме осваивают учебный материал.

Закрепление изученного материала

Индивидуальный и фронтальный опрос.  

Работа с карточками, решение ситуационных задач, обсуждение действий органов юстиции.

Подведение итогов

Выставление оценок.

Раздача карточек для оценки своей деятельности на уроке.

Оценивание деятельности на уроке.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствия обучающихся и их готовности к занятию – Здравствуйте, рада приветствовать Вас сегодня на уроке. Эпиграф-1 слайд, затем картинка по которой обучающиеся должны определить тему урока-2 слайд. (Презентация)

Тема нашего занятия «Уголовное право» (Слайды 3-6)

  1. Постановка дидактической цели.

Целью нашего урока на основе игровой ситуации «Судебное заседание» рассмотреть тему: «Уголовное право», а также познакомиться с ходом судебного разбирательства, деятельностью суда, адвоката и прокурора.

  1. Мотивация предстоящей деятельности.

Но прежде чем перейти к основной части урока мне хотелось чтобы Вы обратили внимание на основные термины по теме:

Преступление;

Вина;

Наказание (Слайд-7)

которые будут звучать в ходе урока и в конце ответили на проблемный вопрос нашего урока: «Может ли быть преступление без наказания?» (Слайд-8)

Свои ответы Вы можете подтвердить словами Макаренко:
«Безнаказанность влечет за собой новый виток преступности.»

  1. Изучение нового материала.

Теперь бы мне хотелось перейти к основной части урока и предлагаю Вам стать свидетелями и участниками судебного разбирательства.

Секретарь:

Встать ! Суд идет !

(просьба присяжных заседателям занять свои места)

Судья:

Слушается дело №___по обвинению несовершеннолетнего Иванова И.И, 1999 г.р. по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) , ст.35 УК РФ (совершение преступления группой лиц) и Сидорова Н.Н., 1990 г.р. по обвинению по ст. 162 УК РФ и ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц, которые совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его  жены Петровой И.Н..

Прокурор:

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса, сегодня мы присутствуем при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего Иванова И.И, 1999 г.р. по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) , ст.35 УК РФ (совершение преступления группой лиц) и Сидорова Н.Н., 1990 г.р. по обвинению по ст. 162 УК РФ и ст.35 УК РФ , которые совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его  жены Петровой И.Н.. И нет им оправдания, особенно когда поступок – не проступок, а преступление. Как следует  из материалов дела, в 21.00 27 ноября 2017 года обвиняемые нанесли потерпевшим тяжелые телесные повреждения и нанеся стойкий вред здоровью. Обвиняемые были задержаны на месте преступления. В результате проведенных следственных действий их вина была доказана.

Судья:

Слово предоставляется обвиняемым.

Обвиняемые:

Иванов И.И и Сидоров Н.Н.

В вечернее время, мы находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его жены Петровой И.Н..

Судья:

Слово предоставляется потерпевшим.

Потерпевшие:

Петров Н.И. и

Петрова И.Н.

В 21.00 мы возвращались домой по ул. 40 лет Октября. К нам подошли 2 подростка и нецензурно выражаясь потребовали деньги. Услышав отказ они начали нас избивать. В результате разбойных действий подростков нами получены тяжелые телесные повреждения и нанесен стойкий вред здоровью.

Судья:

Слово предоставляется свидетелям.

Свидетель:

Я возвращалась домой с работы по у. 40 лет Октября примерно в 21.00, увидев подростков избивающих мужчину и женщину я вызвала полицию. Обвиняемые были задержаны на месте совершения преступления.

Судья:

Слово для обвинительного заключения предоставляется прокурору.

Прокурор:

Исходя из вышеизложенного и на основании ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой), ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц) прошу приговорить несовершеннолетнего Иванова И.И. к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года.

Сидорова Н.Н. к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Судья:

Слово предоставляется защите.

Адвокат:

Прошу Уважаемый суд учесть возраст обвиняемого Иванова И.И.-14 лет и то, что ранее Сидоров Н.Н. к уголовной ответственности не привлекался. Они имеют положительные характеристики с места работы и учебы.

Судья:

Слово предоставляется присяжным.

Присяжные:

Виновны.

Судья:

Суд, заслушав материалы уголовного дела, показания свидетелей, потерпевших и обвиняемых и на основании ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой), ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц) приговаривает:

Иванова И.И. к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года.

Сидорова Н.Н. к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Приговор может быть обжалован в течение 10 дней и вступает в законную силу с момента решения суда.

Секретарь:

Встать! Судебное заседание объявляется закрытым.

  1. Закрепление изученного материала.

Вы стали участниками судебного разбирательства, этот этюд не вымысел, а реальная ситуация. Судебное заседание по данному делу рассматривалось в Лискинском районном суде.

А теперь вернемся к теме урока и проблеме написанной на доске:

  • давайте сформулируем определение терминов: преступление, вина, наказание;(Слайды 9-12)- раздача карточек;
  • какова роль на суде: судьи, прокурора, адвоката.
  • ПЗ – «Может ли быть преступление без наказания?»(Слайд-13)

  1. Домашнее задание.

Раздача ситуационных задач по теме урока.

  1. Подведение итогов (Рефлексия)

Выставление оценок. Раздача карточек для оценки своей деятельности на уроке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для проведения мастер-класса по дисциплине был выбран проблемно-поисковый метод изложения нового учебного материала. Перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос: «Может ли быть преступление без наказания?» и был представлена ролевая игра «Судебное заседание». Игра – это моделирование реальной деятельности в специально созданной проблемной ситуации. Важным плюсом при выборе такого вида деятельности является то, что ролевая игра является средством и методом активизации познавательной деятельности обучающихся, а также обучает работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Проблемно-поисковые методы являются очень продуктивными. Они применяются с целью развития учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применять эти методы, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий и теорий в соответствующей области.

Для закрепления полученных знаний выбрано проблемное задание – вопрос и представлены ситуационные задачи для самостоятельного решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации - Москва: Проспект, 2017.-272 с.
  2. Обществознание понятия и термины: справочник / авт.-сост. М.Ю. Брандт.- 3-е издание .- М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 126 с.
  3. 2.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова и [др.]; - 2-е изд. – М.:  Просвещение, 2016. – 335 с.
  4. Обществознание 10-11 класс: сборник задач по праву с решениями / Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – Вита-пресс, 2012. – 289 с.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

по

теме: «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Уголовный Кодекс

Преступление

Вина

Наказание

Приложение 2

КАРТОЧКА 1

С какого возраста может наступить ответственность у несовершеннолетних за совершение преступления?

КАРТОЧКА 2

Преступление – это …

А) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

Б) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

В) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным или административным законом под угрозой наказания.

Ответ: а)

КАРТОЧКА 3

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние…

А) только умышленно;

Б) умышленно или по неосторожности.

Ответ: б)

КАРТОЧКА 4

Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?

А) да, абсолютно все;

Б) нет;

В) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами.

Ответ: а)

Приложение 3

ЗАДАЧА 1

Шофер Ф. проник ночью в гараж, где находилась закрепленная за ним машина, самовольно выехал в город и до утра перевозил мебель и другие вещи во вновь полученную квартиру.

Содержится ли в действиях Ф. состав преступления?

ЗАДАЧА 2

Поссорившись со своим соседом У., Ж. решил ему отомстить. С этой целью он изготовил самодельную гранату, которую вечером бросил в открытое окно дома У. В результате взрыва гранаты погибли мать У. и его 3-х летняя дочь.

Какое преступление совершил Ж.?

ЗАДАЧА 3

Пятнадцатилетний Ж. и четырнадцатилетний К. ночью угнали стоящую во дворе автомашину, принадлежащую их соседу. Поездив на машине несколько часов, они бросили ее в глухом переулке.

Можно ли Ж. и К. привлечь в уголовной ответственности?

Приложение 4

РЕФЛЕКСИЯ

G:\педагог года 2016\картинки для презентации\я все понял.jpg

 Я все понял!

G:\педагог года 2016\картинки для презентации\я не очень понял.jpg

Я не очень понял!

G:\педагог года 2016\картинки для презентации\я не понял.png

Я ничего не понял, мне нужна помощь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Закон-есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон

Слайд 3

Уголовное право Преподаватель: Тихоненко Л.Н .

Слайд 4

Уголовное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера

Слайд 5

Предмет уголовного права Общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления.

Слайд 6

Субъекты уголовного права Физическое лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние Г осударство в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания .

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ п о теме : «УГОЛОВНОЕ ПРАВО» Уголовный Кодекс Преступление Вина Наказание

Слайд 8

Проблемный вопрос: «Может ли быть преступление без наказания ?»

Слайд 9

Понятие преступления Преступление- это предусмотренное уголовным законом противоправное, виновное и наказуемое деяние, причиняющее существенный вред общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда.

Слайд 10

Признаки преступления Общественная опасность Противоправность Виновность Наказуемость

Слайд 11

Вина Вина - это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Слайд 12

Уголовное наказание Наказание -это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении преступления. ..

Слайд 13

«Безнаказанность влечет за собой новый виток преступности.» А.С. Макаренко

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...

Варианты тестовых заданий по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

Мною были разработаны варианты контрольного тестирования по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для проведения итоговой аттестации за 1 курс в группе подготовки квалифицированных р...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.01.09 Машинист локомотива)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

В УМК входит рабочая программа дисциплины,ФОС, вопросы к зачету....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...