Методическая разработка мастер-класса по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)
методическая разработка
В игровой форме "Судебное заседание" рассмотреть тему "Уголовное право" и наглядно продемонстрировать обучающимся работу органов юстиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по теме "Уголовное право" | 452.89 КБ |
Презентация к мастер-классу | 575.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
_____________Н.А. Ряснянская
«_____»_____________ 201___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)»
ТЕМА: УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
Выполнил:
преподаватель истории и обществознания
Тихоненко Л.Н.
Лиски 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Для проведения мастер-класса выбрана тема «Уголовное право», которая входит в рабочую программу дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для обучающихся первых курсов специальностей: «Ветеринария», «Механизация с/х». Данная тема играет большую роль в программе правового воспитания обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Название учебной дисциплины: Обществознание (включая экономику и право)
Название раздела: Раздел 6: Право
Тема занятия: Уголовное право.
Цели занятия:
- образовательная: в игровой форме: «судебное заседание по обвинению в совершении преступления по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) и ст.35 (совершения преступления группой лиц)», рассмотреть тему: «Уголовное право» и наглядно просмотреть действия органов юстиции;
- развивающая: развивать познавательную деятельность обучающихся, логическое мышление, речь;
- воспитательная: правовую культуру.
Вид занятия: изучение нового материала
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор с экраном.
Учебно-методическое оснащение: карточки-задания, ситуационные задачи.
Уровень освоения: 2 – репродуктивный, 3 – продуктивный.
Студент должен:
Знать: определение уголовного права, преступления и наказания, уголовной ответственности. Выделить признаки преступления. Определить участников преступления, их виды. Возраст наступления уголовной ответственности. Особенности наказаний для несовершеннолетних;
Уметь: уметь осуществлять самостоятельный поиск, анализ, толкование необходимой правовой информации;
Этапы занятия:
№ п/п | Структурный элемент занятия | Время |
1 | Оргмомент | 1 минута |
2 | Постановка дидактической цели | 1 минута |
3 | Мотивация предстоящей деятельности | 2 минуты |
4 | Изучение нового материала | 10 минут |
5 | Закрепление изученного материала | 5 минуты |
6 | Подведение итогов | 1 минуты |
Содержание учебной деятельности:
Структурный элемент урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов. | Эмоциональный настрой на работу, запись темы занятия. Включение в деловой ритм урока. |
Постановка дидактической цели | Определение основной цели занятия. | Определяют цель занятия, отвечая на поставленные вопросы. |
Мотивация предстоящей деятельности | Объяснение актуальности выбранной темы. Ставится проблемный вопрос для мотивирования деятельности обучающихся. | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют значимость изучаемой темы. |
Изучение нового материала | Объяснение нового учебного материала в игровой форме: «Судебное заседание» | В игровой форме осваивают учебный материал. |
Закрепление изученного материала | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Работа с карточками, решение ситуационных задач, обсуждение действий органов юстиции. |
Подведение итогов | Выставление оценок. Раздача карточек для оценки своей деятельности на уроке. | Оценивание деятельности на уроке. |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
- Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия обучающихся и их готовности к занятию – Здравствуйте, рада приветствовать Вас сегодня на уроке. Эпиграф-1 слайд, затем картинка по которой обучающиеся должны определить тему урока-2 слайд. (Презентация)
Тема нашего занятия «Уголовное право» (Слайды 3-6)
- Постановка дидактической цели.
Целью нашего урока на основе игровой ситуации «Судебное заседание» рассмотреть тему: «Уголовное право», а также познакомиться с ходом судебного разбирательства, деятельностью суда, адвоката и прокурора.
- Мотивация предстоящей деятельности.
Но прежде чем перейти к основной части урока мне хотелось чтобы Вы обратили внимание на основные термины по теме:
Преступление;
Вина;
Наказание (Слайд-7)
которые будут звучать в ходе урока и в конце ответили на проблемный вопрос нашего урока: «Может ли быть преступление без наказания?» (Слайд-8)
Свои ответы Вы можете подтвердить словами Макаренко:
«Безнаказанность влечет за собой новый виток преступности.»
- Изучение нового материала.
Теперь бы мне хотелось перейти к основной части урока и предлагаю Вам стать свидетелями и участниками судебного разбирательства.
Секретарь: | Встать ! Суд идет ! (просьба присяжных заседателям занять свои места) |
Судья: | Слушается дело №___по обвинению несовершеннолетнего Иванова И.И, 1999 г.р. по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) , ст.35 УК РФ (совершение преступления группой лиц) и Сидорова Н.Н., 1990 г.р. по обвинению по ст. 162 УК РФ и ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц, которые совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его жены Петровой И.Н.. |
Прокурор: | Уважаемый суд, уважаемые участники процесса, сегодня мы присутствуем при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего Иванова И.И, 1999 г.р. по ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой) , ст.35 УК РФ (совершение преступления группой лиц) и Сидорова Н.Н., 1990 г.р. по обвинению по ст. 162 УК РФ и ст.35 УК РФ , которые совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его жены Петровой И.Н.. И нет им оправдания, особенно когда поступок – не проступок, а преступление. Как следует из материалов дела, в 21.00 27 ноября 2017 года обвиняемые нанесли потерпевшим тяжелые телесные повреждения и нанеся стойкий вред здоровью. Обвиняемые были задержаны на месте преступления. В результате проведенных следственных действий их вина была доказана. |
Судья: | Слово предоставляется обвиняемым. |
Обвиняемые: Иванов И.И и Сидоров Н.Н. | В вечернее время, мы находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершили разбойные действия в отношении гр. Петрова Н.И. и его жены Петровой И.Н.. |
Судья: | Слово предоставляется потерпевшим. |
Потерпевшие: Петров Н.И. и Петрова И.Н. | В 21.00 мы возвращались домой по ул. 40 лет Октября. К нам подошли 2 подростка и нецензурно выражаясь потребовали деньги. Услышав отказ они начали нас избивать. В результате разбойных действий подростков нами получены тяжелые телесные повреждения и нанесен стойкий вред здоровью. |
Судья: | Слово предоставляется свидетелям. |
Свидетель: | Я возвращалась домой с работы по у. 40 лет Октября примерно в 21.00, увидев подростков избивающих мужчину и женщину я вызвала полицию. Обвиняемые были задержаны на месте совершения преступления. |
Судья: | Слово для обвинительного заключения предоставляется прокурору. |
Прокурор: | Исходя из вышеизложенного и на основании ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой), ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц) прошу приговорить несовершеннолетнего Иванова И.И. к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года. Сидорова Н.Н. к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. |
Судья: | Слово предоставляется защите. |
Адвокат: | Прошу Уважаемый суд учесть возраст обвиняемого Иванова И.И.-14 лет и то, что ранее Сидоров Н.Н. к уголовной ответственности не привлекался. Они имеют положительные характеристики с места работы и учебы. |
Судья: | Слово предоставляется присяжным. |
Присяжные: | Виновны. |
Судья: | Суд, заслушав материалы уголовного дела, показания свидетелей, потерпевших и обвиняемых и на основании ст. 162 ч.2 УК РФ (разбой), ст.35 УК РФ (совершения преступления группой лиц) приговаривает: Иванова И.И. к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года. Сидорова Н.Н. к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Приговор может быть обжалован в течение 10 дней и вступает в законную силу с момента решения суда. |
Секретарь: | Встать! Судебное заседание объявляется закрытым. |
- Закрепление изученного материала.
Вы стали участниками судебного разбирательства, этот этюд не вымысел, а реальная ситуация. Судебное заседание по данному делу рассматривалось в Лискинском районном суде.
А теперь вернемся к теме урока и проблеме написанной на доске:
- давайте сформулируем определение терминов: преступление, вина, наказание;(Слайды 9-12)- раздача карточек;
- какова роль на суде: судьи, прокурора, адвоката.
- ПЗ – «Может ли быть преступление без наказания?»(Слайд-13)
- Домашнее задание.
Раздача ситуационных задач по теме урока.
- Подведение итогов (Рефлексия)
Выставление оценок. Раздача карточек для оценки своей деятельности на уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для проведения мастер-класса по дисциплине был выбран проблемно-поисковый метод изложения нового учебного материала. Перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос: «Может ли быть преступление без наказания?» и был представлена ролевая игра «Судебное заседание». Игра – это моделирование реальной деятельности в специально созданной проблемной ситуации. Важным плюсом при выборе такого вида деятельности является то, что ролевая игра является средством и методом активизации познавательной деятельности обучающихся, а также обучает работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Проблемно-поисковые методы являются очень продуктивными. Они применяются с целью развития учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применять эти методы, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий и теорий в соответствующей области.
Для закрепления полученных знаний выбрано проблемное задание – вопрос и представлены ситуационные задачи для самостоятельного решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Уголовный Кодекс Российской Федерации - Москва: Проспект, 2017.-272 с.
- Обществознание понятия и термины: справочник / авт.-сост. М.Ю. Брандт.- 3-е издание .- М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 126 с.
- 2.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая., Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова и [др.]; - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 335 с.
- Обществознание 10-11 класс: сборник задач по праву с решениями / Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – Вита-пресс, 2012. – 289 с.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
по
теме: «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
Уголовный Кодекс
Преступление
Вина
Наказание
Приложение 2
КАРТОЧКА 1
С какого возраста может наступить ответственность у несовершеннолетних за совершение преступления?
КАРТОЧКА 2
Преступление – это …
А) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;
Б) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;
В) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным или административным законом под угрозой наказания.
Ответ: а)
КАРТОЧКА 3
Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние…
А) только умышленно;
Б) умышленно или по неосторожности.
Ответ: б)
КАРТОЧКА 4
Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?
А) да, абсолютно все;
Б) нет;
В) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами.
Ответ: а)
Приложение 3
ЗАДАЧА 1
Шофер Ф. проник ночью в гараж, где находилась закрепленная за ним машина, самовольно выехал в город и до утра перевозил мебель и другие вещи во вновь полученную квартиру.
Содержится ли в действиях Ф. состав преступления?
ЗАДАЧА 2
Поссорившись со своим соседом У., Ж. решил ему отомстить. С этой целью он изготовил самодельную гранату, которую вечером бросил в открытое окно дома У. В результате взрыва гранаты погибли мать У. и его 3-х летняя дочь.
Какое преступление совершил Ж.?
ЗАДАЧА 3
Пятнадцатилетний Ж. и четырнадцатилетний К. ночью угнали стоящую во дворе автомашину, принадлежащую их соседу. Поездив на машине несколько часов, они бросили ее в глухом переулке.
Можно ли Ж. и К. привлечь в уголовной ответственности?
Приложение 4
РЕФЛЕКСИЯ
Я все понял!
Я не очень понял!
Я ничего не понял, мне нужна помощь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уголовное право Преподаватель: Тихоненко Л.Н .
Уголовное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера
Предмет уголовного права Общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления.
Субъекты уголовного права Физическое лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние Г осударство в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания .
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ п о теме : «УГОЛОВНОЕ ПРАВО» Уголовный Кодекс Преступление Вина Наказание
Проблемный вопрос: «Может ли быть преступление без наказания ?»
Понятие преступления Преступление- это предусмотренное уголовным законом противоправное, виновное и наказуемое деяние, причиняющее существенный вред общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда.
Признаки преступления Общественная опасность Противоправность Виновность Наказуемость
Вина Вина - это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
Уголовное наказание Наказание -это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении преступления. ..
«Безнаказанность влечет за собой новый виток преступности.» А.С. Макаренко
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...
Варианты тестовых заданий по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"
Мною были разработаны варианты контрольного тестирования по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для проведения итоговой аттестации за 1 курс в группе подготовки квалифицированных р...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)
Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.01.09 Машинист локомотива)
Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"
В УМК входит рабочая программа дисциплины,ФОС, вопросы к зачету....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...