Открытый урок "Прибыль и рентабельность деятельности предприятия"
олимпиадные задания
Открытый урок "Прибыль и рентабельность деятельности предприятия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pdf | 105.35 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ногинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ОП.01 «Экономика организации»
по теме "Прибыль и рентабельность деятельности предприятия"
для студентов специальности 38.02.07. «Банковское дело»
Преподаватель высшей категории спецдисциплин
Курсекова Любовь Ивановна
Г.Балашиха 2022г.
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 38.02.07. «Банковское дело».
Изучение темы урока:
1.Сущность, значение и функции прибыли;
2. Процесс образования прибыли;
3. Факторы, влияющие на величину прибыли;
4. Направления формирования выручки;
5. Система показателей рентабельности
Цели урока:
- Образовательная: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия.
- Воспитательная: формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей.
- Развивающая: умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы проведения: Беседа, лекция (просмотр презентации), фронтальный опрос, тестирование, решение задач.
Межпредметные связи: Курс «Экономика организации» связан с дисциплинами
«Экономика», «Бухгалтерский учет».
«СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПО ВРЕМЕНИ
№ п/п | Этапы занятия | Время, мин |
1 | Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя со студентами. Проверка посещаемости. | 2 |
2 | Активизация на учебную деятельность. | 10 |
3 | Введение в тему: сообщение темы, определение целей занятия | 5 |
4 | Изучение нового материала (презентация урока) | 20 |
5 | Закрепление нового материала. - ответы на вопросы по теме - выполнение тестового задания (2 варианта) - выполнение практической работы. | 15 5 20 |
6 | Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении практической работы. Оценка работы студентов на занятии. Все поставленные оценки необходимо прокомментировать. | 10 |
7 | Разбор и выдача домашнего задания Используя конспект лекции составить таблицу «Виды рентабельности» | 3 |
Дидактические средства: мультимедийное оборудование, доска для работы с мелом, рабочая тетрадь, конспект лекций.
Методические средства: алгоритм решения задач, карточки с условием задач, карточки с тестовым заданием (приведены ниже), презентация.
В течение урока действует накопительная система баллов, которые начисляются за правильные ответы при повторении изученного материала, за решение задач, за правильно выполненные тестовые задания.
Для устного повторения изученного материала используется презентация: по ходу демонстрации слайдов студентам задаются вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала:
Вопрос | Ответ |
1. Дайте определение понятию «себестоимость» | затраты предприятия на производство и реализацию продукции |
2. Назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции | основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда, стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, прочие расходы |
3. Какой показатель в структуре себестоимости относится к вновь созданной стоимости? | фонд оплаты труда, амортизация, прочие расходы |
4. Какая часть себестоимости относится к перенесённой стоимости? | стоимость материалов и электроэнергии |
5.Какие элементы формируют цену продукции? | себестоимость, прибыль, НДС |
6. Расшифруйте аббревиатуру НДС | налог на добавленную стоимость |
Изучение нового материала
Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю – прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесёнными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности.
Известны два варианта определения нормы рентабельности:
1. Отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах. Определяется по формуле:
R = П / С х 100, где R – рентабельность; П – прибыль; С – себестоимость
2. Отношение расчётной (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах. Определяется по формуле: R = П / ОФ х 100, R = П / ОС х 100
где R – рентабельность; П – чистая прибыль; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ОС – среднегодовой остаток оборотных средств.
Используются следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность производственных фондов – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств.
2. Рентабельность продукции. Рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации товарной продукции к её полной себестоимости.
3. Рентабельность вложений в предприятие - определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу (отражающему состояние ресурсов в денежном виде). Кроме прибыли, при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
4. Рентабельность собственных средств предприятия – определяется как отношение чистой прибыли к его собственным средствам.
5. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений – рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.
Повышения уровня рентабельности можно добиться следующими путями:
- увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;
- снижением себестоимости (для материалоёмких отраслей промышленности – за счёт экономии материальных ресурсов; для трудоёмких – за счёт роста производительности труда; для фондоёмких – путём улучшения использования основных производственных фондов)
- увеличением объёма производства за счёт внутри производственных резервов без привлечения дополнительных внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;
- переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведёт к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;
- улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведёт не только к увеличению рентабельности, но и к росту прибыли.
В заключение следует отметить, что рентабельность – очень важный экономический показатель функционирования предприятия любой формы собственности и размера. Поэтому повышение рентабельности – одна из главных целей, к которой стремится каждый производитель.
Закрепление нового материала
Закрепление полученных знаний и умений в виде:
- выполнения тестового задания;
- решения задач.
Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить тестовое задание по вариантам. Правильность выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют самостоятельно, предварительно обмениваясь выполненными заданиями.
Вариант 1
1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «вновь созданная стоимость»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) стоимость вспомогательных материалов.
2. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов;
в) прибыль от реализации продукции и внереализационные доходы (расходы).
3. В понятие «рентабельность предприятия» входят:
а) получаемая предприятием прибыль;
б) отношение расчётной прибыли к средней стоимости ОФ и ОС;
в) отношение прибыли к цене изделия.
4. Понятие «расчётная прибыль» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации;
б) балансовую прибыль за вычетом налогов и первоочередных платежей;
в) затраты на производство реализованной продукции.
5. Что входит в понятие «внереализационные операции»
а) полученные (уплаченные) штрафы и неустойки;
б) списание безнадёжных долгов;
в) и то, и другое .
1а, 2в, 3б, 4б, 5в.
Вариант 2
1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «материальные затраты»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) единый социальный налог.
2. Понятие «прибыль от реализации продукции» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) затраты на производство реализованной продукции;
в) разность между объёмом реализованной продукции (без НДС и акциза) и себестоимостью
3. Рентабельность продукции определяется:
а) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;
б) отношением прибыли к себестоимости продукции;
в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.
4. Какая прибыль лежит в основе рентабельности предприятия:
а) расчётная прибыль;
б) балансовая прибыль;
в) прибыль от реализации.
5. Факторами повышения рентабельности производства являются:
а) совершенствование организации труда и производства;
б) рост числа работающих;
в) рост объёма потребляемого сырья.
1б, 2в, 3б, 4а, 5а.
Для решения задач студентам раздаются бланки – задания: каждый участник в ходе решения своей задачи должен проанализировать результаты маркетингового исследования по внедрению нового продукта на рынок и записать результаты в бланк. Задачи приведены ниже.
Условие задач
Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стои-мость единицы продук-ции (руб.) | Выпуск и реализа-ция продукции (шт.) | Выруч-ка (руб.) | Себестоимость единицы продукции | Прибыль на единицу продук-ции (руб.) | Рентабель-ность | Общая прибыль от реализа- ции продукции (руб.) | |
Себестои-мость | в том числе вновь созданная стоимость | ||||||
480 | 200 |
| 386 | 198 |
|
|
|
543 | 350 |
| 475 | 215 |
|
|
|
398 | 200 |
| 321 | 165 |
|
|
|
571 | 100 |
| 506 | 274 |
|
|
|
Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стои-мость единицы продук-ции (руб.) | Выпуск и реализа-ция продукции (шт.) | Выруч-ка (руб.) | Себестоимость единицы продукции | Прибыль на единицу продук-ции (руб.) | Рентабель-ность | Общая прибыль от реализа- ции продукции (руб.) | |
Себестои-мость | в том числе вновь созданная стоимость | ||||||
1240 | 300 |
| 1110 | 645 |
|
|
|
1375 | 280 |
| 984 | 710 |
|
|
|
1596 | 350 |
| 1163 | 540 |
|
|
|
1644 | 360 |
| 1214 | 850 |
|
|
|
Для объяснения алгоритма решения задач по расчёту возможной прибыли (убытка) используются слайды на интерактивной доске. Алгоритм решения задачи:
1. Определяется выручка от реализации партии товара: Ц × К =
2. Определяется прибыль по формуле: П = Ц – (С + 0,18×В)
3. Определяется рентабельность продукции по формуле: R = П/С × 100 =
4. Определяется прибыль от реализации П ×К =
Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) | Выпуск и реализация продукции (шт.) | Выручка (руб.) | Себестоимость единицы продукции | Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) | Рентабель-ность | Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) | |
Себестои-мость | В том числе вновь созданная стоимость | ||||||
480 | 200 | 96000 | 386 | 198 | 58.36 | 15,1 | 11672 |
543 | 350 | 190050 | 475 | 215 | 29.30 | 6,2 | 10255 |
398 | 200 | 79600 | 321 | 165 | 47.30 | 14,7 | 9460 |
571 | 100 | 57100 | 506 | 274 | 15.68 | 3,15 | 1568 |
Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) | Выпуск и реализация продукции (шт.) | Выручка (руб.) | Себестоимость единицы продукции | Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) | Рентабель-ность | Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) | |
Себестои-мость | В том числе вновь созданная стоимость | ||||||
1240 | 300 | 372000 | 1110 | 645 | 13.90 | 1,3 | 4170 |
1375 | 280 | 385000 | 984 | 710 | 263.2 | 26,7 | 385000 |
1596 | 350 | 5493600 | 1163 | 540 | 335.80 | 28,9 | 117530 |
1644 | 360 | 591840 | 1214 | 850 | 277 | 22,8 | 99720 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. СПО- 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 288с.
- Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 208 с.
- Жиделёва В.В.. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА – М, 2002. – 133с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по дисциплине "Экономика организации" на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере ОАО "Трансмаш" г.Энгельс, Саратовской области)
Исследовательская работа на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере фирмы города Энгельса Саратовской области ОАО "Трансмаш")....
Открытый урок по оборудованию торговых предприятий
Открытый урок по оборудованию торговых предприятий...
План открытого занятия по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания» Викторина "Механическое оборудование предприятий общественного питания"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПо дисциплине « Оборудование предприятий общественного питания»Специальность 44.02.06 « Профессиональное обучение» Тема: Механическое оборудование пред...
Методические рекомендации Для студентов по выполнению заданий учебной практики ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Описание деятельности предприятия»
Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии Оператор диспетчерской службы, которые окажут помощь в выполнении заданий учебной практики на тему "Описание деятельности предпр...
Методическая разработка открытого урока ОП.11 Электроснабжение предприятий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока»по дисциплине Электроснабжение предприятийСпециальнос...
Открытый урок на тему: Зачет по сквозной практической работе по разделу "Документирование организационно-распорядительной деятельности предприятия"
Открытый урок на тему: Зачет по сквозной практической работе по разделу "Документирование организационно-распорядительной деятельности предприятия"...
Открытый урок на тему Эффективность деятельности предприятия
Преподаватель Экономики отрасли провела урок с целью выявления признаков эффективного производства на современных предприятиях .В начале урока была поставлена проблема Определить какое предприятие и п...