Методическая разработка открытого урока ОП.11 Электроснабжение предприятий
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока»
по дисциплине Электроснабжение предприятий
Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_op.11_elektrosnabzhenie_predpriyatiy.docx | 111.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока»
по дисциплине Электроснабжение предприятий
Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Методическая разработка учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базового уровня подготовки и рабочей программы дисциплины Электроснабжение предприятий |
Разработчик: Хоружев А.А. – преподаватель Ленинского обособленного структурного подразделения Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области Профессиональный колледж «Московия» |
Аннотация
Данное учебное занятие разработано для студентов 4 курса специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). На занятии студенты повторяют материал, связанный с проверкой токоведущих жил по допустимому нагреву электрическим током, по потере напряжения, расчет тока нагрузки, а также выбор марки проводов и кабелей в целях электроснабжения установок.
Целью данного занятия является демонстрация возможностей преподавания дисциплины Электроснабжения предприятий методом обучения в сотрудничестве и демонстрация элементов творческой деятельности студентов на учебном занятии. В процессе занятия создаются проблемные ситуации, которые решаются студентами с использованием интегрированных знаний по изученным ранее темам.
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка учебного занятия на тему «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» по дисциплине Электроснабжение предприятий - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий обучения и воспитания применительно к теме.
Данное занятие формирует знания и умения, необходимые для специалиста в производственной сфере. Приобретённые знания и умения используются студентами при дальнейшем изучении дисциплины Электроснабжение предприятий, при выполнении курсового и дипломного проектов.
В процессе групповой работы у студентов развиваются коммуникативные умения. В ходе занятия у студентов развивается познавательный интерес, логическое мышление, умение сопоставлять данные, анализировать их, делать выводы. Данное учебное занятие формирует умение самостоятельно анализировать электрические схемы, строить речевое высказывание, вести дискуссию.
В результате проводимого занятия студент должен
знать:
- условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;
уметь:
- выбирать сечение проводников по экономической плотности тока;
- пользоваться справочной литературой.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Технологическая карта занятия
Дисциплина: Электроснабжение предприятий
Курс 4.
Специальность: 13.02.11.
Дата: 16.11.2017.
Группа: ЭЛ-15.
Тема «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока».
Цели урока:
1. Обучающая:
- закрепить, расширить и совершенствовать полученные знания о в области электроснабжения предприятий;
- уметь выделить основные понятия и правила из учебного материала;
- научиться ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- научиться осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного использования профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
2. Развивающая:
- активизировать мыслительную деятельность студентов, развить у студентов приемов сравнения, обобщения, познавательной активности и самостоятельности;
- развивать способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения производственных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Воспитательная:
- воспитать настойчивость в достижении целей, ответственность, интерес к выбранной специальности.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Вид урока: практическая работа.
Метод: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации студентов: индивидуальный опрос, презентация своей деятельности, групповая работа, контролирующая деятельность.
Формы организации преподавателя: организация опроса, ведение дискуссии, консультирование.
Формируемые компетенции: ПК 1.1 – ПК 1.4;ОК 1, ОК 2, ОК4, ОК 5, ОК 9.
Междисциплинарная связь: ПМ.01: МДК01.02, МДК01.03, МДК01.04, ПМ.04:МДК 04.01.
Обеспечение занятия:
ТСО: ПК.
Раздаточный материал: опорный конспект, методические указания к практической работе.
Литература
- Хоружев А.А.. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Электроснабжение предприятий для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
- Бычков А.В. Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий. В 2 ч. Ч .1. Внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий.
Предварительная работа: опережающее задание по подготовке к занятию, подготовка протокола занятия.
План урока
- Организационный момент 2-3 мин.
- Сообщение темы и цели урока 2-3 мин.
- Повторение отдельных фактов и вопросов 5-9 мин.
- Изучение нового материала 20-25 мин.
- Выполнение, бригадами индивидуальных заданий,
ответы на контрольные вопросы 30-35 мин.
- Повторение изученного материала 5-9 мин.
- Подведение итогов урока 3-4 мин.
- Домашнее задание 1-2 мин.
Порядок проведения урока
1. Организационная часть - проверка отсутствующих, готовности аудитории и студентов к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока - преподаватель объявляет тему урока, цели урока и предлагает активно участвовать в работе.
Необходимо создать у студентов мотив, желание узнать, перевести актуальное в техническое. Это различные приемы преподавателя, все, что способствует созданию творческой атмосферы. От звуков, слов, цвета окружающей жизни - к воображаемому звуку, слову, цвету.
Например:
- Ребята, Вы хотите узнать, как при выборе проводов и кабелей сэкономить деньги, чтобы вечером сходить в кино? И можно объявлять тему занятия: «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока».
В течение урока мы должны изучить как же выбирать провод или кабель для того, чтобы затраты на его приобретение были минимальными.
По итогам изучения материала занятия должны
знать:
- условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;
уметь:
- выбирать сечение проводников по экономической плотности тока;
- пользоваться справочной литературой.
3. Повторение отдельных фактов и вопросов.
Вопросы для повторения:
- Как маркируются провода и кабели?
- Объясните что такое удельное сопротивление провод и кабеля.
- Как проверяют провода и кабели по допустимому нагреву?
- Как проверяют провода и кабели по потере напряжения.
В: Скажите, с какими дисциплинами тесно связана наша тема урока?
Таким образом, Вы сумели самостоятельно выявить связь нашей дисциплины и других дисциплин, убедиться в том, что знания – это система взаимосвязанных научных фактов и вопросов.
4. Изучение нового материала
Изучается теоретическое обоснование к практической работе № 11 [1].
Методические указания к практической работе приведены в приложении А.
5. Выполнение, выполнение бригадами индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы.
Задание выполняется по условиям задач № 1 и № 2 из методических указаний к практической работе № 11 (приложения А) в соответствии со своим вариантом, а также бригадам необходимо ответитьна контрольные вопросы, используя методические указания к практической работе и ресурсы сети Internet.
Задание выполняется бригадами из двух человек.
6. Повторение изученного материала.
Студенты задают друг другу вопросы по изученной теме и отвечают на них.
Первый ряд задает вопросы второму ряду, второй – третьему, третий- первому.
8. Подведение итогов урока
Оценка работы студентов на уроке преподавателем, качество самостоятельной работы, активность, стремление к знаниям, ответы на вопросы.
Преподаватель поверяет правильность решения задач и выставляет оценки, учитывая критерии оценок, указанные в методических указаниях [1], а также работу студентов на занятии.
Объявление оценок студентам.
Надеюсь, что полученные знания помогут Вам в полном объеме выполнить курсовой и дипломные проекты и успешно сдать экзамен (квалификационный).
7. Домашнее задание
[1], с 53-58, оформление отчета по практической работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисциплина Электроснабжение предприятий – это дисциплина, без которой невозможно подготовить специалиста конкурентоспособного на региональном рынке труда. Тема «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» развивает знания и умения, необходимые для будущего специалиста в производственной сфере. Приобретённые на занятии знания и умения используются студентами в дальнейшем при изучении данной дисциплины, также при выполнении курсового и дипломного проектов. Занятие представляло собой урок по комплексному применению знаний, умений и навыков, поэтому цели занятия спланированы комплексно для построения целостной системы обучения.
В ходе занятия были использованы как познавательные методы обучения, так и продуктивная деятельность, которые направлены на исследование проблемных ситуаций.
Личностно ориентированный подход на данном занятии был реализован в том, что педагог выступал в роли организатора образовательной деятельности, давал задания, консультировал, помогал, старался, чтобы отношения студентов на занятии были основаны на взаимоуважении.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
Выбор сечения жил высоковольтного кабеля по экономической плотности тока
Цель: научиться выбирать сечения проводов и кабелей напряжением выше 1000 В по экономической плотности тока, работать с нормативной и справочной литературой.
Студент должен
знать:
- условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;
уметь:
- выбирать сечение проводников по экономической плотности тока;
- пользоваться справочной литературой.
Теоретическое обоснование
Потери энергии при передаче по линии возрастают с увеличением сопротивления линии, которые в свою очередь определяются сечением провода: чем больше сечение провода, тем меньше потери. Однако при этом возрастают расходы цветного металла и капитальные затраты на сооружение линии. Чтобы выбрать экономически наиболее целесообразную линию, следует сравнить капитальные затраты и ежегодные эксплуатационные расходы для нескольких вариантов линий (не менее двух).
Потери, а следовательно, и стоимость потерь уменьшаются при увеличении сечения провода; величины же отчисления на амортизацию, текущий ремонт и обслуживание возрастают с увеличением сечения проводов и кабелей, так как при этом увеличиваются капитальные затраты. Сумма указанных составляющих годовых затрат З будет иметь минимум (рисунок 11.1) при так называемом экономически целесообразном сечении провода sэк.
Рисунок 11.1 – График зависимости годовых затрат от сечения провода
ПУЭ установлены величины экономических плотностей тока jэк, зависящие только от материала, конструкции провода и продолжительности использования максимума нагрузки Ти (приложение А). При этом не учитывают такие факторы, как стоимость электроэнергии и величину напряжения линии. Экономически целесообразное сечение определяют предварительно по расчетному току линии Iр и экономической плотности jэк:
sэк = Iр/ jэк (11.1)
Следует отметить, что в сетях напряжением до 1000 В сечение, выбранное по экономической плотности тока, в 2-3 раза превышает сечение, выбранное по техническим требованиям (нагреву, потере напряжения, механической прочности). Для устранения такого несоответствия, ведущего к перерасходу цветного металла, допускается: а) повышать для изолированных проводов сечением 16 мм2 и менее экономическую плотность тока на 40 %; б) не проверять на экономическую плотность электрические сети напряжением до 1000 В при продолжительности использования максимума менее 4000-5000 ч, все ответвления к отдельным токоприемникам до 1000 В, осветительные сети и сети временных сооружений, а также шины распределительных устройств и подстанций.
Учитывая указанные отступления от величины экономической плотности, более правильным считают выбор экономически целесообразного сечения. Последнее находят путем экономического сопоставления двух сечений, из которых одно больше, а другое меньше сечения sэк, При этом сравнивают для намеченных сечений годовые затраты
З = С + 0,125 К (11.2)
где С - годовые эксплуатационные расходы: суммарная стоимость потерь электроэнергии, стоимость амортизационных отчислений и стоимость ремонта и эксплуатации;
0,125К - годовые капитальные затраты с учетом нормативного коэффициента, равного 0,125 - величина, обратная сроку окупаемости в 8 лет.
При расчете сети внутрицехового электроснабжения условно принимают, что питательные сети выполняются магистральными шинопроводами (ШМА), подключенными к трансформатору. От ШМА питаются распределительные шинопроводы (ШРА), проложенные вдоль пролета цеха. Расчетный ток ШМА принимается по номинальному току силового трансформатора.
Ток участка распределительной сети
(11.3)
где iн - ток нагрузки на 1 м, А/м;
l - длина расчетного участка сети распределительного шинопровода, м;
kмаксS - суммарная расчетная максимальная нагрузка цеха без электрического освещения с учетом коэффициента максимума kмакс, кВ·А;
Uл - напряжение линии, кВ;
Σl - длина всех распределительных шинопроводов цеха, м.
Потеря напряжения в питающем магистральном шинопроводе не должна превышать 1,5…1,8 % и определяется по формуле
(11.4)
где ΣIрасч l - сумма моментов токовых нагрузок линии (шинопровода), А· км.
Для распределительных шинопроводов с равномерной нагрузкой потеря напряжения не должна превышать 2…2,5 % и определяется по формуле
(11.5)
Следует учитывать, что изменение местоположения цеховых подстанций связано в ряде случаев с изменением сечения и протяженности высоковольтной линии, а также с заменой выключателя, установленного па ГПП или ЦРП завода.
Для окончательного выбора схемы электроснабжения цеха или группы цехов необходимо выявить технико-экономические показатели каждого из намеченных вариантов.
Капитальные затраты определяют по укрупненным показателям стоимости оборудования, строительства и монтажа одного элемента схемы (камеры трансформатора, ячейки высоковольтного выключателя, 1 км кабеля) и др. Принимаем в (11.2) переменной только стоимость потерь. Чтобы определить стоимость потерь электроэнергии, подсчитаем потери (кВт·ч/год) для:
а) магистрального шинопровода при нескольких распределенных
нагрузках
(11.6)
б) распределительного шинопровода при равномерно распределенной нагрузке:
(11.7)
В формулах (11.6) и (11.7) Iрасч, I - соответственно расчетный ток линии и ток участка линии (шинопровода), А;
R, r - соответственно сопротивления линии и участка линии (шинопровода),
τ - время потерь, зависящее от числа часов использования максимума нагрузки Ти и коэффициента мощности.
Число часов использования максимума нагрузки Ти определяется характером нагрузки отраслей промышленности.
Стоимость годовых потерь электроэнергии
С = с (ΔWШМА + ΔWШРА) (11.8)
С - стоимость электроэнергии
На основании полученных данных о стоимости капитальных затрат годовых потерь сравниваемых вариантов определяют годовые затраты и строят зависимости З = f (s), по которым выбирают сечение s с минимумом годовых затрат.
Ход работы
- Прочитать теоретическое обоснование.
- Решить задачу № 1 и 2 согласно своему варианту.
- Ответить на контрольные вопросы.
Задача 1
Определить по экономической плотности тока сечение воздушной линии напряжением Uн, кВ при питании предприятия первой категории надежности с максимальной нагрузкой Sмах, КВА и временем ее использования t часов. Проверить выбранное сечение проводника по допустимому нагреву и на потерю напряжения. Данные взять из таблицы 11.1.
Таблица 11.1 – Исходные данные
Вариант | Напряжение, Uн, кВ | Нагрузка Sмах, кВА | t часов | сos φ | Длина линии L, км |
1 | 6 | 700 | 3500 | 0,80 | 10 |
2 | 10 | 800 | 5200 | 0,85 | 8 |
3 | 35 | 10000 | 1250 | 0,88 | 12 |
4 | 110 | 25000 | 5800 | 0,90 | 35 |
5 | 6 | 600 | 2800 | 0,82 | 4 |
6 | 10 | 680 | 2900 | 0,84 | 8 |
7 | 35 | 11450 | 3200 | 0,79 | 36 |
8 | 110 | 16250 | 8700 | 0,85 | 78 |
9 | 6 | 1500 | 1100 | 0,89 | 5 |
10 | 10 | 685 | 2300 | 0,87 | 18 |
Задача 2
Определить по экономической плотности тока сечение и выбрать марку кабеля напряжением Uн, кВ при питании высоковольтного электродвигателя мощностью Рн, кВт и временем работы t часов. Проверить выбранное сечение кабеля по допустимому нагреву и на потерю напряжения. Данные взять из таблицы 11.2.
Таблица 11.2 – Исходные данные
Вариант | Напряжение, Uн, кВ | Нагрузка Рном, кВт | t часов | сos φ | Длина линии L, км |
1 | 6 | 800 | 3500 | 0,89 | 1,1 |
2 | 10 | 1000 | 5200 | 0,87 | 0,8 |
3 | 6 | 1250 | 1250 | 0,88 | 1,2 |
4 | 10 | 1600 | 2800 | 0,89 | 2,8 |
5 | 6 | 2000 | 2900 | 0,84 | 2,3 |
6 | 10 | 2500 | 3200 | 0,82 | 5,6 |
7 | 6 | 315 | 1100 | 0,90 | 1,5 |
8 | 10 | 4000 | 2300 | 0,89 | 1,8 |
9 | 6 | 500 | 1200 | 0,78 | 0,7 |
10 | 10 | 630 | 2000 | 0,85 | 0,5 |
Контрольные вопросы
- Как зависят потери энергии от сечения провода, почему?
- Что допускается для устранения несоответствия выбора сечения по техническим требованиям и экономической плотности?
- Какие потери напряжение допускаются в питающих и распределительных шинопроводах?
- Какие линии не выбираются по экономической плотности тока?
Содержание отчета
- Номер, тема и цель работы.
- Данные к задачам.
- Решение задач с пояснениями.
- Ответы к решению задач.
- Ответы на контрольные вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 – Экономическая плотность тока, А/мм2
Продолжительность использования максимума нагрузки в год, час | Экономическая плотность тока, А/мм2 | |||||
Для неизолированных проводов и шин | Для кабелей с бумажной изоляцией и проводов с резиновой и поливинилхлоридной изоляцией | Для кабелей с резиновой и пластмассовой изоляцией | ||||
медных | алюминиевых | медных | алюминиевых | медных | алюминиевых | |
1000-3000 | 2,5 | 1,3 | 3,0 | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
3000-5000 | 2,1 | 1,1 | 2,5 | 1,4 | 3,1 | 1,7 |
5000-8760 | 1,8 | 1,0 | 2,0 | 1,2 | 2,7 | 1,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 1 – Активные и индуктивные сопротивления для проводов и кабелей с медными и алюминиевыми жилами
Сопротивление, Ом/км | |||||||||
Сечение, мм2 | Активное для провода | Индуктивное для | |||||||
медного | алюминиевого | Трехжильного кабеля с бумажной изоляцией до 1 кВ | Провода в трубах | Провода, проложенные открыто на расстоянии 20 см между собой | Воздушная линия до 1 кВ | ||||
Температура, 0С | |||||||||
30 | 40 | 50 | 30 | 45 | |||||
1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 70 95 120 | 12,3 7,4 4,63 3,09 1,85 1,16 0,741 0,53 0,371 0,265 0,195 0,154 | 12,8 7,7 4,81 3,2 1,92 1,2 0,77 0,55 0,385 0,275 0,202 0,16 | 13,3 8 5 3,34 2 1,25 0,8 0,572 0,4 0,286 0,21 0,167 | - 12,5 7,81 5,21 3,12 1,95 1,25 0,894 0,625 0,447 0,329 0,261 | - 13,3 8,34 5,56 3,33 2,08 1,33 0,951 0,666 0,447 0,351 0,278 | 0,113 0,104 0,095 0,09 0,079 0,0675 0,0662 0,0637 0,0625 0,0612 0,0602 0,0600 | 0,126 0,116 0,107 0,097 0,099 0,0947 0,0912 0,0879 0,0854 0,0819 0,0807 0,0802 | 0,374 0,358 0,343 0,33 0,307 0,293 0,278 0,268 0,256 0,245 0,236 0,229 | - - - - - 0,354 0,339 0,33 0,317 0,307 0,297 0,293 |
Значения с точностью до 3-5% применимы для кабелей с резиновой изоляцией
Таблица 2 – Активное сопротивление проводов и кабелей
Сечение провода, мм2 | Медные провода и кабели | Алюминиевые провода | Сталеалюминевые провода |
150 | 0,123 | 0,21 | 0,21 |
185 | 0,103 | 0,17 | 0,17 |
240 | 0,078 | 0,132 | 0,132 |
300 | 0,062 | 0,106 | 0,107 |
400 | 0,047 | 0,08 | 0,08 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»
Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...
методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"
методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».
В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали» обучающиеся должны усвоить виды качественных сталей, их свойства, применение и определе...
Методическая разработка открытого урока на тему «Организация рабочих мест» с применением практико-ориентированной технологии по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации (предприятия)
методический материал, который может быть использован преподавателями экономических дисциплин при подготовке к учебным занятиям...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....