Практические работы по дисциплине ОП.12 Статистика
электронный образовательный ресурс

Кондратенко Ольга Николаевна

Практические работы по дисциплине ОП.12 Статистика для специальности 38.02.01 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_statistika.doc714.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

Методические рекомендации по выполнению

практических занятий

по учебной дисциплине ОП.12. Статистика

профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(очная и заочная форма обучения)

г. Миллерово

2022г

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

профессиональных экономических дисциплин

Протокол №11 от 30.06.2022 г.

Председатель: ___________Кондратенко О.Н.

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления» (ДСХТ)»

Разработчик: Кондратенко О.Н., преподаватель ГБПОУ РО «МТАТиУ(ДСХТ)»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РО «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления» (ДСХТ)»

  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

        Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной и заочной формы обучения.

        Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

        


СОДЕРЖАНИЕ

Название практических работ

Страницы

Введение

4

Практическая работа № 1.

Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами

6

Практическая работа №2 

Построение рядов распределения и их графическое изображение

9

Практическая работа №3

Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках

12

Практическая работа №4

Расчет абсолютных и относительных показателей вариации

15

Практическая работа №5

Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

20

Практическая работа №6

Оценка степени вариации изучаемого признака

22

Практическая работа №7

Расчет средних характеристик ряда динамики и анализ полученных результатов

25

Практическая работа №8

Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики

28

Практическая работа №9

Расчет общих индексов агрегатной формы

31

Практическая работа №10

Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

34


Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

        Методические указания по дисциплине ОП.12 Статистика для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

        Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

        Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

        Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

        Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине ОП.12 Статистика и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

        Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Методические указания

по выполнению практической работы №1

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: «Метод группировок в статистике».

Наименование занятия: Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами.

Время выполнения: 2 часа.

Цель: Проведение сводки статистических данных. Группировка и

перегруппировка данных.

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор.

Приобретаемые умения и навыки:

Должны знать:

- виды статистических группировок;

 Уметь

- осуществлять группировку данных в соответствии с поставленными целями;

- определять вид представленной группировки;

- производить перегруппировку статистических данных для обеспечения их сопоставимости.

        I. Методическое обеспечение:

Проведение сводки нужно осуществлять по следующим этапам:

-выбор группировочного признака;

-определение порядка формирования групп;

-разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

-разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

Группировка является статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исследования статистических показателей. Построение группировки начинается с определения состава группировочных признаков.

Группировочным признаком называется признак, по котором проводится разбиение единиц совокупности на отдельные группы.

В основание группировки могут быть положены как количественные, так и атрибутивные признаки.

Определение числа групп математическим путем с использованием формулы

Стерджесса:

n=1+3.222 *Ig* N

где n — число групп;

N — число единиц совокупности.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки. Величина интервала определяется по формуле:

I=R/n=

где n — число групп;

R— размах вариации;

Хmах — Хmin — максимальное и минимальное значение признака в совокупности.

        II. Порядок и последовательность выполнения работы:

Определим величину интервала

1. В качестве группировочного признака возьмем собственный капитал, образуем группы с равными интервалами.

2. Необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы и определить их величины по каждой группе

З. Подсчитать итоги.

4. Результаты группировки занести в таблицу №2 (Приложение).

5. Используя данные таблицы №2 произвести структурную группировку, занести в таблицу №3.

6. Произвести аналитическую группировку, заполнить таблицу №4.

Задание №1

Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков из областей России (данные условные) (млн. руб.)

№п/п

Сумма активов

Собственный капитал

Привлеченные ресурсы

1

2

3

4

1

645

12

44

2

639

70

108

3

629

41

108

4

619

120

76

5

616

49

26

6

614

50

46

7

608

70

76

8

601

52

26

9

600

42

46

10

600

27

24

11

592

72

65

12

591

22

76

13

585

39

106

14

578

70

89

15

577

22

84

16

553

119

89

17

543

49

93

18

542

88

26

19

517

43

108

20

516

90

25

        Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив не более пяти групп с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме и сделайте выводы.

Таблица 2. — Группировка крупнейших банков одного из региона по величине собственного капитала на 01.01 20__ г.

№ п/п

Группы банков по величине собственного капитала

Число банков

Сумма активов млн.

Собственный капитал

млн.

Привлеченные ресурсы

млн.

1

2

3

4

5

6

ИТОГО

Таблица 3. — Структурная группировка крупнейших банков одного из регионов по величине собственного капитала на 01.01 20__г.

№ группы

Группы банков по величине собственного капитала

Число банков % к итогу

Сумма активов % к итогу

Собственный капитал % к итогу

Привлеченные ресурсы % к итогу

1

2

3

4

5

6

ИТОГО

100

100

100

100

Таблица 4. — Аналитическая группировка крупнейших банков одного из регионов по величине собственного капитала на 01.01 20__г.

№ группы

Группы банков по величине собственного капитала млн.

Число банков

Собственный капитал, тыс. руб.

Сумма активов тыс. руб.

всего

В среднем на 1 банк

всего

В среднем на 1 банк

1

2

3

4

5

6

7

ИТОГО

-

-

В среднем на 1 банк

-

-

IV. После выполнения задания студент обязан:

знать:

- принципы построения и виды рядов распределения в статистике.

- способы графического изображения рядов распределения.

уметь:

- построить ряд распределения, представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов.

V. Задание на дом.

Составить логическую схему, графические изображения рядов распределения.

Методические указания

по выполнению практической работы №2

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: «Ряды распределения в статистике»

Наименование занятия: Построение рядов распределения и их графическое изображение

Цель: Научить строить, анализировать и графически изображать ряды распределения Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор

Время: 2 часа

I. Контрольные вопросы:

1. Что используется для изображения вариационных рядов.

2. Что применяется для изображения интервального вариационного ряда.

З. Как графически изобразить ряды распределения.

4. Как изображается ряд накопленных частот.

5. Что такое ряды распределения?

6. Что такое вариационный ряд?

7. Что такое полигон и гистограмма?

8. Как строятся кумулята и огива?

II. Методическое обеспечение:

Ряды распределения упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному вариационному признаку.

В зависимости от признака, положенного в основу образования, различают: атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Атрибутивные ряды — ряды распределения, построенные по качественные распределения признакам. Они характеризуют состав совокупности по тем или иным существенным признакам. Взятые за несколько периодов эти данные позволят исследовать изменения структуры

Вариационные ряды — ряды распределения, построенные по количественному признаку. Они состоят из двух элементов: вариантов и частот. Вариантами считаются отдельные значения признаков (Х). Частоты (f) - численность отдельных вариантов (числа, показывающие как, часто встречаются те или иные варианты в ряду распределения). Сумма всех частот определяет численность всей совокупности, ее объем. Частность ( ) называют частоты, выраженные в долях  единицы или %   к итогу, тогда говорим. что сумма частностей = 1, или 100%. В зависимости от характера вариации признака различают дискретные или вариационные ряды.

Вариация количественных признаков может быть дискретной (прерывной) или непрерывной. дискретная вариация — величина признака принимает только целые значения. Непрерывная вариация — величина признака может принимать дробные значения. Интервальный вариационный ряд распределения — ряд, в котором группировочный признак, составляющий снование группировки, может принимать в определенном интервале любые значения.

Анализ рядов распределения можно проводить на основе их графического изображения. для этой цели строят полигон, гистограмму, огиву, кумуляту распределения.

Полигон используется при изображении дискретных вариационных рядов. Для его построения в прямоугольной системе координат по оси абсцисс в одинаковом масштабе откладывают ранжированные значения варьирующего признака.

Например:

При построении полигона на горизонтальной оси (ось абсцисс) откладывают значения варьирующего признака, а на вертикальной оси (ось ординат) — частоты или частости.

Полигон на рис. 1 построен по данным микропереписи населения России в 1994 г.

Домохозяйства, состоящие из:

одного человека

двух человек

трех человек

5 или более

всего

Число домохозяйств в %

19,2

26,2

22,6

20,5

100,0

Рис. 1. Распределение домохозяйств по размеру

Ранжирование — построение ряда по возрастающему или убывающему порядку. По оси ординат наносится шкала для выражения величины частот. Полученные на пересечении оси абсцисс и ординат точки соединяют прямыми линиями в результате получают линию, называемую полигоном частот.

Гистограмма — применяется при изображении интервального вариационного ряда. При ее построении на оси абсцисс откладываются величины интервалов. А частоты изображаются прямоугольниками, построенными на соответствующих интервалах. Высота столбиков в случае равных интервалов должна быть пропорциональна частотам.

Например,:

Для построения гистограммы по оси абсцисс указывают значения границ интервалов и на их основании строят прямоугольники, высота которых пропорциональна частотам (или частостям).

На рис. 2. изображена гистограмма распределения населения России в 1997 г. по возрастным группам.

Все население

В том числе в возрасте

до 10

10-20

20-30

30-40

40-50

50-60

60-70

70 и старше

Всего

Численность населения

12,1

15,7

13,6

16,1

15,3

10,1

9,8

7,3

100,0

Рис. 2. Распределение населения России по возрастным группам

Кумулята распределения. При помощи кумуляты (кривой сумм) изображается ряд накопленных частот. Накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот по группам.

При построении кумуляты интервального вариационного ряда по оси абсцисс откладывают варианты ряда (Х), по оси ординат-накопленные частоты (f) которые наносят на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интервалов. Затем эти перпендикуляры соединяют и получают ломаную линию.

Например:

Распределение признака в вариационном ряду по накопленным частотам (частостям) изображается с помощью кумуляты.

Кумулята или кумулятивная кривая в отличие от полигона строится по накопленным частотам или частостям. При этом на оси абсцисс помещают значения признака, а на оси ординат — накопленные частоты или частости (рис. 3).

Рис. 3. Кумулята распределения домохозяйств по размеру

 Огива. Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты оси поменять местами, то мы получим огиву.

Например:

Огива строится аналогично кумуляте с той лишь разницей, что накопленные частоты помещают на оси абсцисс, а значения признака — на оси ординат.

Разновидностью кумуляты является кривая концентрации или график Лоренца. Для построения кривой концентрации на обе оси прямоугольной системы координат наносится масштабная шкала в процентах от 0 до 100. При этом на оси абсцисс указывают накопленные частости, а на оси ординат — накопленные значения доли (в процентах) по объему признака.

Равномерному распределению признака соответствует на графике диагональ квадрата (рис. 4). При неравномерном распределении график представляет собой вогнутую кривую в зависимости от уровня концентрации признака.

Рис. 4. Кривая концентрации

III Порядок и последовательность выполнения задания

- Построить полигон (зад.  №1. №2)

- Построить гистограмму (зад. №3).

- Построить кумуляту и огиву распределения (зад. №3)

Задание 1.

Распределение студентов по экзаменационному баллу                                                                  

Экзаменационный балл (х)

Число студентов (f)

Удельный вес студентов (%)

                     5

                      16

                     4

                       23

                     3

                        7

                     2

                        4

               ИТОГО

                       50

                          100

Задание 2.

По данным таблицы изобразить полигон «Распределение работников по стажу работы»

Стаж работы (х)

Количество человек(f)

5

10

7

15

10

7

15

20

20

10

Задание 3.

По данным таблицы графически изобразить интервальный ряд распределения.

(Распределение семей по размеру жилой площади, приходящегося на одного человека)

Группы семей ,по размеру жилой площади, приходящейся на 1 чел. м2 ,(х)

Число семей (f)

Накопленная частота

3-5

10

5-7

20

7-9

40

9-11

30

11-13

15

ИТОГО

115

IV. После выполнения задания студент обязан:

знать:

- принципы построения и виды рядов распределения в статистике.

- способы графического изображения рядов распределения.

уметь:

- построить ряд распределения, представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов.

V. Задание на дом.

Составить логическую схему графические изображения рядов распределения.

Методические указания

по выполнению практической работы №3

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Способы наглядного представления статистических данных.

Наименование занятия: Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках

Цель: научить строить и анализировать таблицы и графики в статистике.

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, транспортир, циркуль и калькулятор.

Время выполнения: 2 часа

1. Контрольные вопросы.

1. Статистическая таблица представляет собой:

а) форму наиболее рационального изо6ржения результатов статистического наблюдения; б) сведения о чем-нибудь, расположенные по строкам и графам.

2. Статистическим подлежащим называется:

а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями;

б) показатели, характеризующие совокупности;

в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблиц;

г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы.

3. Основными элементами статистического графика являются:

а) поле графика;

б) масштабные ориентиры;

в) геометрические знаки;

г) экспликация графика;

д) рисунок.

4. Какие виды статистических графиков существуют по экономическим задачам изображения социально — экономических явлений:

а) диаграммы сравнения;

б) диаграммы динамики;

в) плоскостные диаграммы;

г) диаграммы структуры;

д) объемные диаграммы

II.Методическое обеспечение:

Диаграммы динамики:

Линейный график.

для построения линейных графиков применяют систему прямоугольных координат. По оси абсцисс откладывается время (месяцы, годы). По оси ординат — размеры изображаемых явлений и процессов. На оси ординат наносится масштаб.

Линейный график характеризует изменения экономических показателей по времени (динамике)

Диаграммы сравнения:

Различные виды диаграмм применяют для сравнения одноименных статистических данных, характеризующих разные территории или объекты. Наиболее распространенным видом таких диаграмм являются столбиковые диаграммы.

Столбиковая диаграмма.

Они представляют собой график, в котором различные величины изображены расположенными в высоту прямоугольниками (столбиками) одинаковой или разной высоты. Столбиковые диаграммы используют для сравнения некоторых объектов во времени.

При построении столбиковых диаграмм на оси ох стоится основание столбиков, величина основания определяется произвольно, но одинакова для всех. Высота столбиков располагается по оси оу, в определенном масштабе. Величина столбика зависит от размера статистического показателя.

Построение такого рода диаграмм требует только одной вертикальной масштабной шкалы, которая определяет высоту каждого столбика.

Масштабная шкала должна начинаться с нуля, быть непрерывной, на ней записывают лишь круглые или округленные значения.

Столбики должны быть расположены на одинаковом друг от друга расстоянии или вплотную. Ширина столбиков берется произвольной. На шкале должна быть указана единица измерения.

Масштаб нужно рассчитать так, чтобы максимальное число отразилось на графике.

Пример. Требуется изобразить с помощью столбиковой диаграммы данные о движении численности работников организаций в экономике региона (цифры условные): в 2010 г. численность работников составила 2822 тыс. человек; в 2009 г. — 2398 тыс.; в 2008 г. — 2406 тыс.; в 2007 г. — 2218 тыс. Примем масштаб: 500 тыс. человек соответствует 1 см. Тогда высота первого столбика (численность работников в 2007 г.) будет равна 4,4 см (1 см = 2218/500); высота второго (в 2008 г.) — 4,8 см; высота третьего (в 2009 г.) — 4,79 см; высота четвертого (в 2010 г.) — 5,6 см. Наглядность данной диаграммы достигается сравнением высоты столбиков (рис. 1.).

С помощью столбиковой диаграммы показана структура посевных площадей фермерских хозяйств N-й области РФ за 2010 г. (цифры условные) (рис. 2). На этой диаграмме столбики располагаются вплотную по группам объектов в пространстве.

Динамика движения численности работников организаций в экономике за период 2007—2010 гг

Рис.1. Динамика движения численности работников организаций в экономике за период 2007—2010 гг.

Структура посевных площадей фермерских хозяйств в N-й области РФ в 2010 г

Рис. 2. Структура посевных площадей фермерских хозяйств в N-й области РФ в 2010 г.

Если прямоугольники, изображающие показатели, расположить не по вертикали, а по горизонтали, то диаграмма получит название ленточной, или полосовой.

В качестве примера приведем полосовую диаграмму сравнения, характеризующую данные о перевозке грузов транспортом общего пользования в N-м регионе за 2007—2010 гг. (рис. 3).

Динамика перевозки грузов транспортом общего пользования в JV-м регионе за период 2007—2010 гг

Рис. 3 Динамика перевозки грузов транспортом общего пользования в JV-м регионе за период 2007—2010 гг.

Квадратная диаграмма.

Для построения диаграммы необходимо из сравниваемых величин извлечь квадратный корень. Затем на базе полученных результатов определить сторону квадрата.

Иногда разница между наименьшими и наибольшими значениями сравниваемых данных настолько велика, что установление подходящего масштаба для столбиков или полос оказывается затруднительным. В этих случаях вместо столбиковой (полосовой) диаграммы целесообразно применить плоскостную (двухмерную) диаграмму — квадратную или круговую. Принцип построения этих диаграмм заключается в том, что величины сравниваемых данных изображаются площадями квадратов или кругов. При этом площади квадратов (кругов) должны быть пропорциональны величинам изображаемых явлений, т.е. стороны квадратов или радиусов кругов должны быть пропорциональны корням квадратным из величин изображаемых статистических данных.

Творог..............................................11

Сметана...........................................16

Молоко............................................19

Для построения квадратной диаграммы сначала извлечем квадратные корни из чисел: х/Гб = 4; Vl9 = 4,36. Затем установим масштаб, например, примем 1 см = 1,5 млн руб. Тогда сторона одного квадрата составит 2,2 см (3,32 :1,5); второго — 2,7 см (4 : 1,5); третьего — 2,9 см (4,36:1,5). Далее строим квадраты.

Для правильного построения диаграммы квадраты необходимо расположить на одинаковом расстоянии друг от друга, а в каждой фигурке указать числовое значение, которое она изображает, не приводя масштаба измерения (рис. 4).

Реализация молочных продуктов фермерскими хозяйствами в одном из регионов за 2010 г., млн руб

Рис. 4. Реализация молочных продуктов фермерскими хозяйствами в одном из регионов за 2010 г., млн руб.

Круговая диаграмма.

Следует различать два вида применения круга.

В одном случае сравниваются площади кругов друг с другом (корень квадратный из сравниваемых величин является радиусом круга), такие диаграммы называются круговыми.

Круговую диаграмму строят аналогично квадратной с той разницей, что находят величину радиуса для каждого круга.

Пример. По данным, приведенным в табл. 1, требуется построить круговые диаграммы.

Таблица 1

Данные о числе лиц, потерпевших от преступных посягательств за 2010 г. в одном из регионов

Категория граждан

Численность, тыс. чел.

Несовершеннолетние

161,6

Женщины

1071,8

Мужчины

1441,7

Чтобы вычислить масштаб, необходимо извлечь корень квадратный из следующих величин: V161.6 = 12,7; yj 071,8 =32,7; л/1441,7 =38.

Примем 1 см = 6,35 тыс. человек, тогда радиус первого круга будет равен 2,0 см (12,7: 6,35); второго — 5,2 см; третьего — 5,98 см (рис. 5).

Число лиц, потерпевших от преступных посягательств за 2010 г. в одном из регионов, тыс. человек

Рис. 5. Число лиц, потерпевших от преступных посягательств за 2010 г. в одном из регионов, тыс. человек


Секторная диаграмм.

В другом случае круг используется для сравнения площади отдельных секторов друг с другом, такая диаграмма называется секторной.

Секторная диаграмма применяется для наглядной иллюстрации структуры, какого — либо явления, характеристики удельных весов отдельных частей целого.

Все явления в круге принимается за 100 % этоi0

Следовательно, для определения площади секторов нужно 360’ распределить пропорционально величинам удельных весов, т. е. 1% соответствует 3,6’.

Секторная столбиковая диаграмма.

Для построения секторной столбиковой диаграммы необходимо построить одинаковые столбики одинаковой величины, которые соответствуют 100%, за разные периоды времени, а затем внутри каждого столбика распределить показатели по удельному весу.

III Порядок и последовательность выполнения:

- построить линейный график (задание 1);

- построить столбиковую диаграмму (задание 2);

- построить квадратную диаграмму (задание 3);

Задание №1.

Таблица №1 Диагностика валового сбора зерновых культур в регионе за 2010-2019 годы

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Выпуск млн. тн

237.4

149.2

189.1

158.2

186.8

192.2

172.6

191.7

210.1

211.3

Задание №2.

Таблица №2 Вклады граждан в учреждение сбербанка 2019 г. Цифры условные

Кварталы

1

2

3

4

Вклады (млн./руб.)

560

820

1430

2500

Задание №3.

Таблица №3 Поставки российского газа в странах ближнего зарубежья за январь — август 2019 года

Станы ближнего зарубежья

Млн. м

Украина

44460.1

Беларусь

10250.0

Литва

2458.0

IV После выполнения задания студент обязан:

знать:

- элементы, виды и правила построения таблиц и графиков в статистике;

уметь:

- разработать макет статистической таблицы в соответствии с поставленными задачами;

- графически изобразить статистические данные;

- анализировать данные, представленные в виде таблиц и графиков.

V Задание на дом.

Разработайте макеты таблиц:

а) населения РФ по полу и возрасту;

б) предприятий какой — либо отрасли.

V. Задание на дом.

Составить логическую схему, графические изображения рядов распределения.

Методические указания

по выполнению практической работы № 4

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Абсолютные и относительные величины в статистике.

Название практического занятия: Расчет абсолютных и относительных показателей вариации

Цель занятия: освоить методику расчета абсолютных и относительных показателей вариации

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор

Время выполнения задания: 2 часа.

I Контрольные вопросы.

1) В чем сущность средней величины, как статистического показателя?

2) Что представляет собой средняя величина?

3) Как исчисляется средняя арифметическая для интервального ряда?

4) Для каких целей применяется средняя геометрическая и где она применяется?

II Методическое обеспечение.

            Относительные показатели планового задания (ОППЗ) характеризуют отношение планируемого уровня показателя к фактически достигнутому уровню того периода, по сравнению с которым намечается увеличение или уменьшение показателей.

ОППЗ=УРОВЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ НА   ПРЕДСТОЯШИЙ ПЕРИОД (i+l)

             УРОВЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЯ, ДОСТИГНУТЫЙ В ПРЕДЫДУЩЕМ ПЕРИОДЕ (i)

 

               Относительные показатели выполнения плана (ОПВП) используется для контроля за ходом выполнения планов субъектов финансово- хозяйственной деятельности. Они показывают соотношение между фактическим и плановым уровнями показателя и обычно выражаются в процентах.

ОПВП= уровень, фактически достигнутый в отчетном периоде *100%

              Уровень, запланированный на отчетный период

         

             Относительными величинами динамики (ОВД) – ТЕМПАМИ РОСТА – называется показатели, характеризующие изменение величины общественных явлений во времени. Этот вид относительных величин широко применяется в планировании, анализе и статистике.

                     

           ОВД=                ТЕКУЩИЙ      ПОКАЗАТЕЛЬ                                    

ПРЕДШЕДСТВУЮЩИЙ ИЛИ БАЗИСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

 

             Относительные величины динамики выражаются либо в коэффициентах, либо в процентах.

            При вычислении относительной величины динамики за базу (100%) может приниматься все время одна величина. Такие величины называются относительными величинами с постоянной базой.  Они применяются в тех случаях, когда есть необходимость постоянного наблюдения за развитием изучаемых явлений по сравнению с периодом, имеющим почему- либо особо важное для подобного сравнения знания.

            В случае необходимости выяснения темпов развития, интересующего нас явления каждый показатель, сравнивается уже не с одной постоянной величиной, а со своей предыдущей, то есть за базу (100%) принимается показатель соседнего периода. Такие относительные величины динамики называется величинами, вычисленными цепным способом (каждый последующий период сопоставляется со своим предшествующим, и показатели динамики образуют как бы цепь).

            Относительные показатели структуры (ОПС) характеризует составные части совокупности. Относительная величина совокупности рассчитывается по формуле

               ОПС= уровень части совокупности_________________ *100%

                           Суммарный уровень совокупности в целом      

             

            Относительные величины структуры, обычно называемые удельными весами, рассчитываются делением определенной части целого на общий итог, принимаемый за 100%.  У этой величины есть одна особенность- сумма относительных величин изучаемой совокупности всегда равна 100% или 1 (в зависимости от того, в чем она выражаются). Относительные величины структуры чаще всего выражается в процентах. Они применяются при изучении сложных явлений, распадающихся на ряд групп или частей, характеристики удельного веса (доли) каждой группы в общем итоге.

               Относительные показатели координации (ОПК) характеризуют соотношение отдельных частей совокупности с одной из них, принятой за базу сравнения.

                                         ОПК= Пn,  

                                                      Пб

где Пn- показатель, характеризующий n-ю часть совокупности;

Пб- показатель, характеризующий часть совокупности, выбранную в качестве базы сравнения.

                                                                     

                    Относительными показателями интенсивности (ОПИ) называются показатели, определяющие степень распространенности данного явления в какой- либо среде. Они рассчитываются как отношение абсолютной величины данного явления к размеру среды, в которой оно развивается.

ОПИ=           Уровень, характеризующий явление А__________________

    Уровень, характеризующий среду распространения явления А

                      Относительные величины интенсивности вычисляются путем сопоставления разноименных абсолютных величин, находящихся в определенной связи друг с другом, и в отличие от других видов относительных величин являются обычно именованными числами и имеют размерность тех абсолютных величин, соотношение которых они выражают. Тем не менее в ряде случаев, когда полученные результаты расчетов слишком малы, их умножают для наглядности на 1000 или 10000, получая характеристики в промилле.

                                     

               Относительные показатели сравнения (ОПРс) получаются в результате деления одноименных абсолютных уровней, соответствующих одному и тому же периоду или моменту времени, но относящихся к различным объектам    или территориям.

             

ОПРс =         Абсолютный показатель, характеризующий объект А

Абсолютный показатель, характеризующий объект Б  

           

            Обычно их исчисляют в процентах или кратных отношениях, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (или меньше) другой. Это может быть, как отношение пространственного, так и отношение временного сравнения.

                     

III Порядок и последовательность выполнения задания.

Задание 1. В январе отчетного года валовой доход фирмы, занимающейся производством и продажей сложной бытовой техники, составил 1500 тыс. руб., в феврале планируется товарооборот в 1800 тыс. руб.

               Определить относительную величину планового задания.

Задание 2.  Валовой доход фирмы, занимающейся производством и продажей сложной бытовой техники, в феврале отчетного года составил 2055,5 тыс. руб. при плане 1800 тыс. руб.

            Определить степень выполнения плана по валовому доходу фирмы в феврале текущего года.

             

Задание 3. Рассчитайте цепные и базисные относительные величины динамики численности работников торгового предприятия за 2015-2018 гг.

                                                                                                     

Таблица 2.1 - Динамика численности работников торгового предприятия за 2015-2018 гг.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Численность работников, чел.

1285

1857

3345

3530

           Решение:

Результаты расчетов занесем в таб. 2.2.

Таблица 2.2 - Базисные и цепные относительные показатели динамики численности работников торгового предприятия

Год

Численность работников, чел

ОВД (темп роста), %

базисный

цепной

2015

2016

2017

2018

1285

1857

3345

3530

100

100

           Анализ данных таблиц 2.2 показал, что за период с 2015 по 2018 г. наблюдался постепенный рост численности работников торгового предприятия.

              Задание 4. имеются следующие данные о розничном товарообороте предприятия за 2017-2018 гг., млн. руб.:

Таблица 2.3. - Динамика розничного товарооборота предприятия по кварталам 2017-2018 гг.

Год

1квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Всего за год

2017

2018

173,7

200,7

182,4

205,9

190,3

215,1

206,9

240,9

753,3

862,6

                  Исчислить относительные величины структуры розничного товарооборота предприятия по кварталам за каждый год.

                  Решение. Исчислим относительные величины структуры розничного товарооборота за 2017 и 2018 гг.

         d1=173.7 *100%=23.0%           d1= 200.7 *100%=23.3%

               753.3                                            862.6

и т.д.                                                       и т.д.

                   Исчисленные относительные величины структуры товарооборота, представленные в табл.2.4.

Таблица 2.4 - Структура розничного товарооборота предприятия по кварталам 2017-2018 гг.

Квартал

Удельный вес розничного товарооборота, %

2017 г.

   

2018г.

1

2

3

4

23,0

23,3

Итого

100

100

              Данные табл. 2.4. свидетельствуют о том, что в изучаемые годы удельный вес розничного товарооборота закономерно растет от 1 к 4 кварталу.

             Задание 5. Имеются следующие данные о численности экономически активного населения одного из городов области по состоянию на начало 2018 г., тыс. чел.:

          Численность экономически активного населения              125,1

           в том числе:

                 - занятых в экономике                                                      96,4

                 - безработных                                                                    28,7

                   

            Исчислить, сколько безработных приходится на 1000 чел. занятого населения.

Задание 6. Среднегодовая численность населения РФ в 2018 г.  составила 145,2 млн. чел., число родившихся -1397 тыс. чел., число умерших- 2332,3 тыс. чел.

            Определить относительные величины интенсивности, характеризующие:

а) рождаемость,

б) смертность населения.

            Решение:

а) коэффициент рождаемости =                   число родившихся            * 1000.                                                                                                                                                                                                                                

                                                          среднегодовая численность населения

 

 

б) коэффициент смертности =                        число умерших                *1000.

                                                    Среднегодовая численность населения

   

                    Задание 7. Численность населения в Российской Федерации в 2018 г. составило 145,2 млн. чел., в том числе: городское - 106,4 млн. чел.; сельского -3 8,7 млн. чел.

                    Сравните численность городского и сельского населения страны, приняв за базу сравнения численность сельского населения.

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

Методические указания

по выполнению практической работы №5

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Средняя величина в статистике.

Наименование занятия: Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

Цель занятия: Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ основание полученных результатов.

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности,

калькулятор

Время выполнения задания: 2 часа.

I Контрольные вопросы.

1) В чем сущность средней величины, как статистического показатель?

2) Что представляет собой средняя величина?

3) Как исчисляется средняя арифметическая для интервального ряда?

4) Для каких целей применяется средняя геометрическая и где она применяется?

II Методическое обеспечение.

Средняя арифметическая простая:

где

 средняя величина .

x- индивидуальное значение признака.

n- численность совокупности.

Средняя арифметическая взвешенная:

Средняя  гармоническая простая:

Средняя гармоническая взвешенная:

где    М= x*f

Средняя геометрическая простая:

Средняя геометрическая взвешенная:

П    -произведение.

f- Продолжительность  отрезков времени.

Средняя квадратическая простая:

Средняя квадратическая взвешенная:

III Порядок и последовательность выполнения задания.

Задание 1.

з/ п

2800

3200

3600

4000

4400

Число рабочих

2

11

5

1

1

Рассчитать среднюю заработную плату рабочим в бригаде из 20 человек

Задание 2

Группы предприятия по товарообороту.(тыс.руб), х

Число предприятий f

Середина интервала х

Х*f

100-200

10

200-300

5

300-400

7

400-500

2

500-600

6

ИТОГО

30

Определить средний товарооборот.

Задание 3.

Имеются данные урожайности по следующим регионам:

Регион

Урожайность ц/га

Валовый сбор, ц

Белгородская область

33.0

412500

Воронежская область

28.8

325000

Ростовская область

35.0

852000

Липецкая область

30.0

735200

Определить среднюю урожайность яровой пшеницы используя среднюю гармоническую формулу

IV. После выполнения задания студент обязан:

Знать:

- понятие о состоянии средних величинах.

- виды средних величин.

- методику их исчисления.

- применение средних величин в статистической практике.

Уметь:

-исчислять средние величины статистических данных.

V Задание на дом.

Исчислить среднюю продукцию оборотных средств

Фирма

Продолжительность оборота в днях

Средний остаток сырья, тыс. руб.

1

20

200

2

30

300

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

Методические указания

по выполнению практической работы №6

учебная дисциплина ОП.02. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Средние величины в статистике

Наименование занятия: Оценка степени вариации изучаемого признака

Цель занятия: Выработать умения и навыки, по оценке степени вариации изучаемого признака

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор

Время выполнения: 2 час

1 Контрольные вопросы.

1. Вариация—это

а) изменение массовых явлений во времени.

б) изменение структуры статистической совокупности в пространстве.

в) изменение значений признака во времени, в пространстве.

2. Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины:

а) коэффициент вариации

б) дисперсия

в) размах вариации

г) среднее квадратическое отклонение

З. Что характеризует коэффициент вариации:

 а) диапазон вариации признака

б) степень вариации признака

в) тесноту связи между признаками

г) пределы колеблемости признака

II Методическое обеспечение:

для характеристики колеблемости признака используется ряд показателей.

1. Размах вариации, определяемый как разность между наибольшими (Х mах) и наименьшими (Х min) значениями вариантов:

Я = Х max — Х min

2. Среднее линейное отклонение учитывает различия всех единиц изучаемой совокупности. Определяется как средняя арифметическая из отклонений индивидуальных значений от средней, без учета знака этих отклонений:

Простое                                           взвешенное

=        =

3. Показатели диcперсии (о средний квадрат отклонений) определяется как среднее из отклонений, возведенных в квадрат:

Простая                                                         взвешенная

G=                                      G=

4. Корень квадратный из дисперсии (среднего квадрата отклонений) представляет собой среднее квадратическое отклонение.

• простое             взвешенное

G=                                     G=

5. Показатели относительного рассеивания:

а) коэффициент осцилляции отражает относительную колеблемость крайних значений признака вокруг средней: V=

b) Относительное линейное отклонение характеризует долю усредненного значения абсолютных отклонений от средней величины: V=

с) коэффициент вариации, характеризует однородность совокупности. Совокупность считается однородной, если у не превышает 33%

V=

III Порядок и последовательность выполнения.

- Определить середину интервала;

- определить средний товарооборот используя формулу средней арифметической взвешенной;

- заполнить расчетные графы;

- рассчитать показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию,

- среднее квадратическое отклонение, показатели рассеивания (коэффициент вариации, осцилляции, линейного отклонения)

Задание №1

По данным таблицы рассчитать показатели вариации и определить однородность совокупности:

Группы магазинов по величине товарооборота тыс. руб.

Число магазинов f

Середина интервала x

xf

Расчетные графы

40-50

2

50-60

4

60-70

7

70-80

10

80-90

15

90-100

20

100-110

22

110-120

11

120-130

6

130-140

3

ИТОГО

100

IV После выполнения задания студент обязан:

знать:

- понятие вариации и ее значение.

- абсолютные и относительные показатели вариация.

уметь:

- оценить степень вариации изучаемого признак путем расчета абсолютных и относительных

показателей вариации.

V Задание на дом.

Рассчитать коэффициент вариации (V) если дисперсия (Q) равна 64, средняя величина (х) равна 115.

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

Методические указания

по выполнению практической работы №7

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: «Ряды динамики в статистике».

Наименование занятия: Расчет средних характеристик ряда динамики и анализ полученных результатов

Цель: Научиться анализировать динамику изучаемых явлений.

Оснащение рабочего места должны: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор.

Время выполнения: 2 часа.

Приобретаемые умения и навыки:

знать:

- понятие и составные элементы динамического ряда;

- классификацию рядов динамики.

уметь:

- анализировать динамику изучаемых явлений.

1.Контрольные вопросы

1.Средний уровень интервального ряда динамики определяются как:

а) средняя арифметическая;

б) гармоническая;

в) средняя хронологическая.

2. Если сравниваются смежные уровни ряда динамики, показатели называются:

а) цепными;

б) базисными.

3. темп роста определяется как:

а) отношение уровней ряда;

б) разность уровней ряда.

2. Методическое обеспечение.

                       Абсолютный прирост (у)

Базисный                                              Цепной

у = у—у                                          у = у

                      Коэффициент роста (Кр)

Кр =у                                                    Кр =у

                   Темп роста (Тр), %

Тр = у/y*100%                                Тр =  у/y*100%

                  Темп прироста (Тпр), %

Тпр = Тр -100%                                       Тпр = Тр-100%

            Абсолютное значение 1% прироста: =

      Средний уровень ряда:=

      Средний абсолютный прирост:y=

       Средний темп роста (Тр): р=

       Средний темп прироста:пр = р-100%

3. Порядок и последовательность выполнения задания.

- Определить абсолютный прирост (базисный и цепной);

- Определить коэффициент роста (базисный и цепной);

- Определить темп роста (базисный и цепной);

- Определить темп прироста (базисный и цепной);

- Определить абсолютное значение 1% прироста;

- Определить средний уровень (у);

- Определить средний абсолютный прирост (Лу);

- Определить средний темп роста;

- Определить средний темп прироста.

Задание: показать динамику реализации с/х продукции на рынках города. Определить показатели изменения уровней динамики. Определить средние показатели, средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

Наименование показателей

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

КАТРОФЕЛЬ

500

550

520

540

600

Абсолютный прирост

Баз

Цеп

Коэффициент роста

Кр баз

Кр цеп

Темп роста

Тр баз

Тр. Цеп

Темп прироста

Тпр баз

Тпр цеп

Абсолютное значение

А баз

А цеп

IV. Задание на дом.

Имеется остаток материалов на складе:

1.01.06. —800,0

1.02.06.— 1100,0

1.03.06. — 1000,0

1.04.06. —950,0

1.05.06. —900,0

1.06.06.— 1100,0

1.07.06. —940,0

Определять средний остаток по складу за 1 квартал, за II квартал, за 1 полугодие.

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

Методические указания

по выполнению практической работы №8

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Ряды динамики в статистике».

Наименования занятия: Выявление и анализ основной тенденции рядах динамики

Цель: Научиться выявлять и анализировать основную тенденцию в рядах динамики

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор.

Время выполнения: 2 часа.

Приобретаемые умения и навыки:

должны:

знать:

- методы анализа рядов динамики  

уметь:

- анализировать динамику изучаемых явлений.

1. Контрольные вопросы.

1. Что означает экстраполяция?

2. Что означает интерполяция?

3. Что представляет собой основная тенденция (тренд)?

2.  Методическое обеспечение.

Один из приемов выявления основной тенденции является метод укрупнения интервалов.

Этот способ основан на укрупнении периодов времени, к которым относятся уровни ряда. Например: ряд ежемесячного выпуска за год заменяется рядом квартального выпуска.

Метод скользящей средней.

Суть метода состоит в замене абсолютных уравнений средними за определенные периоды, (трехдневные, пятидневные)

Расчет средних ведется способом скольжения, т.е. постепенным исключением из принятого периода скольжения первого уровня и включением следующего.

Интервал скольжения может быть четный (четырехдневный) нахождение средней по четному числу членов, осложнены тем, что средняя может быть отнесена только к середине между двумя датами чтобы ликвидировать этот сдвиг, применяется центрирование, т. е. нахождение средней из средних для отнесения полученного уровня к определенной дате.    При центрировании необходимо также находить скользящие суммы, средние по этим суммам и средние из средних.

Метод аналитического выравнивания

Уровни ряда динамики выражаются в виде функций времени.

= f (t)

для выравнивания ряда по прямой используем уравнение.

=а1 +а0 t

Показатели времени (t) придают условное значение, таким образом, чтобы их сумма была равна нулю, т. е.    

Способ наименьших квадратов (НМК) дает систему нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и а1.

a+at=

а=

n;

a=отсюда : ;  =

3. Порядок и последовательность выполнения задания.

- по данным таблицы №1 укрупнить периоды (заполнить таблицу 2); изучить общую тенденцию развития явления.

- сделать выводы.

- по данным таблицы №2 произвести сглаживание динамического ряда, методом скользящей средней, определить скользящие суммы, скользящие средние.

- произвести центрирование четырех дневных скользящих средних.

Задание №1 Имеются следующие данные о различном товарообороте по магазинам города, млн. руб.                                                                                                                                                                                                                                                    

Таблица №1

Периоды

Товарооборот

Периоды

Товарооборот

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

7,4

7,9

8,7

8,2

7,9

8,2

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

8,3

8,8

8,7

8,8

8,3

9,0

Для изучения общей тенденции розничного товарооборота по магазинам города, необходимо укрупнить периоды времени.

Таблица №2

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

V квартал

у

Метод скользящей средней.

Задание № 2.

Динамика реализации стиральных машин и расчет скользящих средних.

Таблица № 3

Дни декады

Выручка от реализации тыс. руб.

Трехдневные скользящие суммы

Трехднев

ные скользящие средние

Четырехд

невные скользящие суммы

Четырехд

невные скользящие средние

Четырехдневные

скользящие средние

(центрированные)

1

80

2

120

3

115

4

98

5

126

6

122

7

120

8

124

9

121

10

123

Произвести сглаживание динамического ряда методом скользящей средней.

Метод аналитического выравнивания.

Задание №3.

Исходные и расчетные данные для определения параметров системы уравнения.

В таблице приведены исходные и расчетные данные о динамике производства молока в регионе за 2015-2019 гг.

Таблица №4

Годы

Млн. тонн

t

t

ty

yt

y-yt

(e-yt)

2015

13.3

2016

13.5

2017

14.8

2018

16.1

2019

16.6

Итого

100

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

Методическое указание

по выполнению практического занятия №9

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Индексы в статистике

Наименование занятия: Расчет общих индексов агрегатной формы

Цель: Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор.

Время выполнения: 2 часа

После выполнения задания студент обязан

знать:

- виды индексов.

- их составные элементы.

- формы индексов.

- особенности исчисления разных видов индексов.

- взаимосвязь индексов.

уметь:

- исчислять все виды индексов.

- применять их в планировании и анализе.

I Контрольные вопросы

1) В каких единицах принято измерять индексы.

2) Какой индекс называется индивидуальный?

3) Какова роль индексного метода в экономических исследованиях?

4) На каких принципах базируются расчет агрегатных индексов объемных и качественных показателей.

                             

        II Методическое обеспечение

        Индекс - относительная величина, показывающая изменение сложных социально-экономических явлений во времени и в пространстве или с по сравнению с эталоном (планом, нормативом, прогнозом)

        Индексы делятся на индивидуальные и сводные(общие)

Индивидуальные индексы ( i )выражают изменения отдельных элементов совокупности.

        Период, уровень которого сравнивается, называется текущим, или отчетным, периодом и обозначается подстрочной цифрой «1».

        Период, с уровнем которого производится сравнение, называется базисным периодом и обозначается подстрочной цифрой «0».

Приняты следующие обозначение показателей:

q - количество (объем) выпущенной (проданной) продукции

р - цена за единицу продукции

z - себестоимость единицы продукции

t -трудоемкость

v - выработка продукции на 1 работника в натуральном выражении

р q - товарооборот

 с q - затраты на производство

t q - затраты труда

i- индивидуальный индекс цены

i- индивидуальный индекс физического объема

i- индивидуальный индекс себестоимости

 -общий индекс товарооборота

-общий индекс физического объема

, общий индекс цен

средний индекс себестоимости в гармонической форме

 средний индекс цены в гармонической форме

 средний индекс количества в гармонической форме

        III Порядок и последовательность выполнения задания

Задание№1

По данным таблице определить индивидуальные индексы физического объема, цены. Общие индексы товарооборота, физического объема, цены.

Продукт

Базисный период

Отчетный период

Количество за единицу.

Цена за единицу

Количество за единицу.

Цена за единицу

Молоко

120

70

140

75

Сметана

50

100

55

120

Задание №2

Определить общий индекс товарооборота, количества.

Продукт

ТОВАРООБОРОТ

Изменение количества отчетного периода по сравнению с базисным периодом

Базисный период

Отчетный период

Молоко

95.1

99.2

1.1

Сметана

42.7

45.8

0.98

Задание№3

По данным таблице определить индивидуальные индексы физического объема, себестоимости. Определить общие индексы затрат, физического объема, себестоимости.

Продукт

Базисный период

Отчетный период

Количество

Себестоимость единицы продукции

Количество

Себестоимость единицы продукции

Молоко

150

50

140

55

Сметана

250

90

255

100

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

 


Методическое указание

по выполнению практического занятия №10

учебная дисциплина ОП.12. Статистика

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема: Индексы в статистике

Наименование занятия: Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

Цель: Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода.

Оснащение рабочего места: схемы, канцелярские принадлежности, калькулятор.

Время выполнения: 2 часа

После выполнения задания студент обязан

знать:

- виды индексов.

- их составные элементы.

- формы индексов.

- особенности исчисления разных видов индексов.

- взаимосвязь индексов.

уметь:

- исчислять все виды индексов.

- применять их в планировании и анализе.

I Контрольные вопросы

1) В каких единицах принято измерять индексы.

2) Какой индекс называется индивидуальный?

3) Какова роль индексного метода в экономических исследованиях?

4) На каких принципах базируются расчет агрегатных индексов объемных и качественных показателей

                             

        II Методическое обеспечение

        Индекс - относительная величина, показывающая изменение сложных социально-экономических явлений во времени и в пространстве или с по сравнению с эталоном (планом, нормативом, прогнозом)

        Индексы делятся на индивидуальные и сводные(общие)

Индивидуальные индексы ( i )выражают изменения отдельных элементов совокупности.

        Период, уровень которого сравнивается, называется текущим, или отчетным периодом и обозначается подстрочной цифрой «1».

        Период, с уровнем которого производится сравнение, называется базисным периодом и обозначается подстрочной цифрой «0».

Приняты следующие обозначение показателей:

q-количество (объем)выпущенной (проданной) продукции

р- цена за единицу продукции

z- себестоимость единицы продукции

t -трудоемкость

v- выработка продукции на 1 работника в натуральном выражении

р q- товарооборот

 с q- затраты на производство

t q- затраты труда

i- индивидуальный индекс цены

i- индивидуальный индекс физического объема

i- индивидуальный индекс себестоимости

 -общий индекс товарооборота

-общий индекс физического объема

, общий индекс цен

средний индекс себестоимости в гармонической форме

 средний индекс цены в гармонической форме

        III Порядок и последовательность выполнения задания.

Задание №1

Определить общий индекс товарооборота, средний индекс цен, общий индекс физического объема.

Продукт

ТОВАРООБОРОТ

Изменение цены отчетного периода по сравнению с базисным периодом

Базисный период

Отчетный период

Молоко

195.1

199.2

1.12

Сметана

142.7

145.8

0.96

Творог

45.0

48.0

1.07

Форма отчета: завершить расчеты и оформить в тетрадь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Ранжирование и выборочное обследование статистических показателей

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Индексы цен в статистике внешней торговли.

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине статистика

Метидические рекомендации про проведению практических работ разработаны в соответствии с рабочй программой и календарно-тематическим планом по дисциплине...

методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Статистика" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к практическим работам по дисциплине "Статистика" предназначены для студентов специальности 38.02.01 Экономика ибухгалтерский учет (по отраслям). Методические указания разработан...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ДИСЦИПЛИНЕ "Статистика"

Выполнение обучающимися практических занятий направлено на: - обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин и профессиональных модуле...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика, разработанной на основе ФГОС...