Рабочая программа_Основы экономической теории
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Воскресенский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.01. Основы экономической теории
Специальность: Специальность: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Квалификация выпускника: Специалист по земельно-имущественным отношениям
2020
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. «Основы экономической теории» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»
Разработчики:
Климова Л.И.___________преподаватель ГБПОУ «Воскресенский колледж
Рецензент__________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин
«_____»______________2020г.
Председатель ПЦК________________________Портная И.М.
Утверждена зам.директора по УР _____________________Куприна Н.Л.
«_____»______________2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы учебной дисциплины 4
1.1.Область применения программы
1.2.Место дисциплины в структуре ППССЗ
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
- Структура и содержание учебной дисциплины 5
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»
- Условия реализации программы учебной дисциплины 12
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2.Информационное обеспечение обучения
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы экономической теории» является частью Программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая и углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей «Геодезия и землеустройство», по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке финансовых работников.
- Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Дисциплина «Основы экономической теории» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
формирование у студентов неэкономических специальностей общего представления о теоретической и практической экономике, основных принципах и проблемах ее развития.
Студент должен изучить и освоить элементарную базу экономического мышления, которая охватывает такие вопросы, как деятельность предприятия (фирмы), рыночный механизм хозяйствования, значение предпринимательства, государственную экономическую политику, финансовые отношения и современные проблемы экономики. Кроме того, содержание дисциплины включает такой аспект как изучение особенностей российской экономики.
Задачи дисциплины: - изучение теоретических основ экономической науки
- изучение и исследование основных характеристик рыночной экономики;
- изучение деятельности предприятия, принципов и экономических основ его функционирования;
- получение теоретических знаний в области денежно-кредитного регулирования, банковской системы и макроэкономической политики государства.
В ходе изучения дисциплины ставится следующая задача формирования следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять проверку и юстировку геодезических приборов и инструментов
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте
оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области
В результате изучения учебной дисциплины «Основы экономической теории» обучающийся должен уметь:
-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
-анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
-разбираться в основных принципах ценообразования;
-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 час;
в том числе лекции – 64 час
- самостоятельной работы обучающегося – 32 час.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лекции | 64 |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа с литературой и нормативно-правовыми актами, | 22 |
подготовка к тестированию | 10 |
подготовка к контрольным работам | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение в экономическую теорию | ||||
Тема 1.1. Предмет, структура и функции экономической теории | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | Предмет и методы экономической теории | |||
2 | Структура общей экономической теории: микро- и макроэкономика | |||
3 | Функции экономической науки | |||
4 | История развития экономической теории | |||
Самостоятельная работа студента: изучить основные положения экономических школ, вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли | 4 | |||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 1.1: ОК1, ОК2, ОК4, ОК8 | ||||
Тема 1.2. Производство – основа развития общества | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |
1 | Производство и его стадии. Элементы процесса производства | |||
2 | Воспроизводство и его типы . Факторы производства | |||
3 | Экономические потребности и производственные возможности. Кривая производственных возможностей | |||
4 | ||||
Самостоятельная работа студента: подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой Подготовка докладов и рефератов | 4 | |||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 1.2: ОК 1, ОК2, ОК4, ОК6 | ||||
Раздел 2. Микроэкономика | ||||
Тема 2.1. Рынок как развитая система отношений товарно- денежного обмена | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |
1 | Основные формы организации производства: натуральное и товарное производство | |||
2 | Товар и его свойства. Основные теории стоимости | |||
3 | Рынок, его сущность, функции и структура | |||
Самостоятельная работа студента: изучить и выявить различия в теоретическом обосновании стоимости и цены товара разных экономических школ | 2 | |||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 2.1: ОК 1, ОК2, ОК4, ОК8 |
Тема 2.2. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |
1 | Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса | |||
2 | Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения Рыночное равновесие. Равновесная цена | |||
3 | Рыночное равновесие. Равновесная цена | |||
4 | Эластичность спроса и предложения | |||
5 | Теория поведения потребителя | |||
6. Расчет коэффициентов эластичности 7.Построение кривых спроса и предложения, определение равновесной цены | 2 2 | |||
Самостоятельная работа студента: изучить теорию поведения потребителя: ординалистский и кардиналистский подходы к определению полезности благ. Подготовка докладов по теме. | 4 | |||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 2.2: ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4 | ||||
Тема 2.3. Рыночные структуры | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | |
1 | Конкуренция, ее сущность и виды. Методы конкурентной борьбы | |||
2 | Понятие и типы рыночных структур | |||
3 | Модель рынка совершенной конкуренции | |||
4 | Модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция | |||
Самостоятельная работа студента: изучить проблемы монополизации российского рынка; познакомиться с современным антимонопольным законодательством. | 4 | |||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 2.3: ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5 | ||||
Тема 2.4. Рынки факторов производства | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |
1 | Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов | |||
2 | Рынок труда | |||
3 | Рынок капитала | |||
4 | Рынок земли | |||
5 | Предпринимательство как фактор производства |
Самостоятельная работа студента: подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой Подготовка рефератов , докладов | 6
| ||||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 2.4: ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ПК3.3 | |||||
Раздел 3. Макроэкономика | |||||
Тема 3.1. Макроэкономика как составная часть экономической науки | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||
1 | Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы | ||||
2 | Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ | ||||
3 | Основные макроэкономические показатели и методы их расчета. | ||||
4 | Макроэкономическое равновесие . Структурные элементы равновесия | ||||
Самостоятельная работа студента: изучить теоретические модели макроэкономического равновесия и определить их значение в понимании современных экономических процессов. | 4 | ||||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 3.1: ОК 1, ОК2, ОК4 | |||||
Тема 3.2. Финансовая система и финансовая политика государства | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | ||
1 | Финансовая система Российской Федерации. Бюджетная система страны | ||||
2 | Сущность, виды и функции налогов. Фискальная политика государства и ее типы. . Государственный долг и способы его погашения | ||||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 3.2: ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК8, ПК 3.1. | |||||
Тема 3.3. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 | ||
1 | Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты . Денежный рынок | ||||
2 | Кредит: экономическое содержание и формы проявления. Банковская система и ее структура | ||||
3 | Денежно-кредитная политика как экономическое явление. Типы и инструменты денежно-кредитной политики | ||||
4 | Типы и инструменты денежно-кредитной политики | ||||
Самостоятельная работа студента: изучить кейнсианский и монетаристский подход к оценке роли государства в регулировании денежного рынка. | 2 | ||||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 3.3: ОК 1, ОК2, ОК4, ОК5 | |||||
Тема 3.4. Роль государства в рыночной экономике | Содержание учебного материала | 10 | 1,2 | ||
1 | Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах | ||||
2 | Государственная политика занятости и регулирование безработицы | ||||
3 | Рыночный механизм формирования доходов. Доходы населения и их виды | ||||
4 | Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца | ||||
5 | Проблемы социальной политики государства. Основные направления экономической реформы в России | ||||
Самостоятельная работа студента: изучить проблемы социальной политики государства в рыночной экономике. Подготовка докладов на тему: «государственная политика занятости» | 4 5 | ||||
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ 3.4: ОК 1, ОК2, ОК4, ОК6, ОК8 | |||||
Всего: | 96 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономической теории».
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, стулья, доска, стол преподавателя, учебно-практические пособия, тесты, заданий для самостоятельных и контрольных работ, вопросы и билеты для проведения итогового контроля, слайды по отдельным темам курса.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование (видеопроектор).
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.С.М.Пястолов: Экономическая теория. Учебник. Москва Издательский центр «Академия» 2017 г.
2.С.М.Пястолов: Экономическая теория. Практикум. Москва Издательский центр «Академия» 2017 г.
3.А.И.Гомола, П.А.Жанин, В.Е.Кириллов: Экономика. Учебник. Москва Издательский центр «Академия» 2018 г.
Дополнительные источники:
- Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2014.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2011
- Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2008.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2010.
- Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2008.
- Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. – М.: Экономика, 2007.
- Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2005.
- Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая эко- номия): Учебник. – М.: Инфра-М, 2007.
- Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. – М.: КНОРУС, 2008.
Internet-ресурсы:
- www.cbr.ru (сайт Банка России)
- www.government.ru (сайт Правительства России)
- www.economi.gov.ru(сайт Минэкономразвития России)
- www.minfin.ru(сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.worldbank.org.ru(сайт Всемирного Банка)
- www.imf.org.ru(сайт МВФ)
- www.wto.org.ru(сайт ВТО)
- www.iea.ru(сайт Института экономического анализа)
- www.beafing.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий и контрольных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Умения: У 1 оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; У 2 использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; У 3 строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; \У 4 распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления; У 5 применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; У 6 выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей Знания: З 1 предмета, метода и функций Экономической теории; З 2 общих положений экономической теории; З 3 основных микро- и макроэкономических категорий и показателей, а также методов их расчета; З 5 построения экономических моделей; - финансового рынка, денежно-кредитной системы; З 6 основ формирования государственного бюджета; З 7 рыночных механизмов формирования доходов и проблем социальной политики государства; З 8 основных направлений экономической реформы в России на микро и макроуровнях | Текущий контроль качества обучения осуществляется в устной и письменной формах: а) проверка осуществления конспектирования и реферирования научно-методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; б) проверка качества сбора дополнительных материалов , Контроль осуществляется посредством: а) проведения экспресс - опросов, б) фронтальных устных опросов, ж) тестирования по отдельным темам или блокам тем, в) проверки правильности решения задач по образцу и ситуационных задач, Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных контрольных работ (в том числе тестовых) как результат освоения ведущих тем и разделов дисциплины. Промежуточный контроль в виде: а) устных зачетов по теме или блоку тем, б) контрольных работ, в) контрольных тестовых заданий, г) обязательной контрольной работы. Итоговый контроль в виде экзамена по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....
Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)
Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...
Рабочая программа ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Рабочая программа ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ...
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...
Рабочая программа СПО Экономическая теория
Рабочая программа СПО Экономическая теория...