РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Козлова Ксения Евгеньевна

 

К.Е.Козлова

Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей»

 

На современном этапе развития экономики все большую актуальность начинает приобретать экономическое образование. Оно обеспечивает повышение уровня финансовой грамотности среди населения, способствует росту валового внутреннего продукта (ВВП), стимулирует появление нового поколения предпринимателей, формирует способность к критическому восприятию окружающей действительности.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день существует множество различных учебных учреждений, предлагающих данное направление обучения. Основными задачами педагога, в этой связи, становятся: формирование положительной мотивации студентов к изучению экономических дисциплин, реализация положений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) последнего поколения, реализация компетентностно- и практикоориентированного подхода.

Эти задачи могут быть успешно решены в рамках среднего профессионального образования (СПО). Особенностью данного уровня образования является то, что выпускники должны обладать теми необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, которые позволят им незамедлительно приступить к выполнению профессиональных обязанностей на будущем рабочем месте. Получение качественного образования на этом уровне позволяет им быть конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов, реализовать свой потенциал, сформировать экономическое мышление, развить предпринимательские способности, научиться защищать свою точку зрения и решать проблемные ситуации и тд.

Возраст студентов, обучающихся в колледже может варьироваться от 16 до 20 лет. Особенностью данного возраста является то, что обучающиеся начинают пересматривать жизненные приоритеты. Смещается акцент в психологии и поведении обучающегося со стремления к общению со сверстниками – как ведущей деятельности, в сторону профессиональной деятельности. Таким образом, именно на этом этапе развития индивида результативнее всего реализовывается профессиональное обучение.

Таким образом, преподавание экономических дисциплин в учреждениях СПО должно отвечать современным требованиям общества, государственной политики в области образования, а также интересам обучающихся.

 

В.А. Сухомлинский разработал оригинальную педагогическую систему. В своих трудах: «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю» и «Как воспитать настоящего человека» он дает практические советы по обучению и воспитанию детей, которые не теряют своей актуальности и сегодня.

Среди основных положений В.А. Сухомлинского можно выделить:

- гуманистический подход к обучению и воспитанию

- важность коллектива педагогов в образовательном процессе

- личность ребенка – высшая ценность

- процесс обучения – радостный труд, формирующий мировоззрение обучающегося

- формирование личного отношения к окружающему миру, ответственности перед обществом

- развитие гармонично развитой личности со сформированной гражданской позицией

- стремление детей к красоте и прекрасному.

В.А. Сухомлинский писал: «Вялость, инертность, хилость нервных клеток полушарий головного мозга можно излечить удивлением, изумлением…». [2] Это подводит нас к выводу о том, что обучение без применений различных педагогических технологий приводит к деградации мыслительных процессов обучающихся.

Решение данной проблемы отражено в использовании активных методов обучения, к которым можно отнести игровые и неигровые имитационные методы обучения. От мастерства и умения педагога внедрять в образовательный процесс элементы современных педагогических технологий зависит успешность усвоения материала студентами в рамках изучения экономических дисциплин.

Среди специальностей экономической направленности целесообразно выделить: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», а также «Маркетинг» и «Экономику организации». Эти дисциплины охватывают весь спектр основных экономических понятий, законов, бизнес-моделей.

«Добывать знания – это значит открывать истину, отвечать на вопрос». [2] Этим изречением В.А. Сухомлинский подчеркивает необходимость диалогового формата проведения учебных занятий. Преподаватель должен уметь строить занятие так, чтобы стимулировать активность на занятиях; большую роль преподаватель должен отводить непосредственно обсуждению ключевых вопросов с обучающимися. Лекционный формат обучения с отсутствием двусторонней связи приводит к пассивному восприятию информации, что негативно сказывается на процессе усвоения материала. Преподавателю необходимо задавать такие вопросы, которые бы подталкивали студента к анализу изучаемого материала через призму личного опыта, а также к созданию «ситуации успеха».

«Не допускайте запоминания того, что еще не понятно, не осмысленно. Пусть от осмысливания фактов, вещей, явлений до глубокого понимания абстрактной истины (правила, формулы, закона, вывода) лежит через практическую работу, которая как раз и представляет собой овладение знаниями». [2] Эта цитата В.А. Сухомлинсокго подводит нас к выводу о том, что обучение любой теме должно оканчиваться выполнением практической работы, как средства использования знаний на практике, выработки первичных навыков. Формирование умений возможно только при комплексном подходе к обучению. Если образовательный процесс будет построен таким образом, станет возможным формирование метапредметных результатов обучения.

«Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и за­поминания знаний». [2] Этим высказыванием В.А. Сухомлинский доказывает необходимость постоянного анализа и критического оценивания студентом окружающего мира. Чтобы стимулировать стремление к наблюдению и анализу можно внедрить в образовательный процесс игровые и неигровые имитационные методы обучения.

Педагогическая технология рассматривается нами как комплекс действий преподавателя, который направлен на осуществление системы принципов педагогического процесса. Если методика преподавания заключается в использовании различных методов и приемов обучения, то в реализации педагогической технологии обязательно отражение личности педагога, его творческого отношения к работе, высокие требования к себе, педагогическое мастерство и высокий уровень личностного развития. Обязательным условием реализации педагогической технологии является взаимодействие педагога и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации обучения. [4]

Особенности личностно-ориентированных технологий обучения (антропоцентрических, гуманистических, технологии сотрудничества) заключаются в следующем: учащийся  – непосредственный субъект деятельности педагога, их цель – гармоничное и всестороннее развитие личности, самостоятельность, творчество, свобода выбора, приоритет воспитания над обучением, индивидуализация обучения и оценивания, формирование положительной мотивации и ситуации успеха. [5]

Научная теория – это система понятий, законов, правил, а практика – это решение конкретной ситуационной задачи. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в педагогической технологии должны быть заложены определенные методы обучения, которые будут ставить перед студентом проблему-ситуацию, которую он, используя имеющиеся знания и навыки должен суметь решить.

Приведем несколько примеров таких методов, согласно требованиям ФГОС [6]: 

  1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Использование в процессе обучения ИКТ позволяет преподавателю расширить спектр приемов обучения, создает положительную мотивацию к обучению, обладает широким спектром применения, позволяет разнообразить образовательный процесс, а также повышает самооценку педагога.
  2. Технологии проблемного обучения. Технология проблемного обучения позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся по решению учебных ситуаций-проблем, в результате чего у них формируются новые знания, умения и навыки, стимулируется познавательная активность, развиваются способности и тд.
  3. Игровые технологии. В рамках использования игровых технологий воспроизводится конкретная экономическая ситуация, между студентами распределяются роли, согласно их личностным особенностям и предпочтениям; реализуется возможность выражения собственных идей, опыта и способностей. Все это происходит в рамках закрепления материала и отработки необходимых навыков. Игра – способ применения знаний на практике в активной форме с интересной для обучающихся формой представления.
  4. Кейс-технологии. Решение заданий «case study» предполагает изучение и анализ конкретной ситуации, с помощью использования имеющихся знаний на практике. Как правило, в «кейс» заложена проблема с альтернативными вариантами решения, а задачей студента становится выбор и научное и полное обоснование конкретного решения из альтернатив. Самостоятельность, научный подход, оригинальность и определение эффективного решения определяют успешность решения задания. Метод чаще используется на этапе отработки или закрепления нового материала или как итоговое задание по окончании изучения определенных тем.

 

К числу приоритетов совершенствования средней профессиональной школы и технологий обучения Н.А. Морева [1] и М.Н. Шабарова [3] относят следующие позиции:

— разработка и введение образовательных стандартов на основе модульно-компетентностного подхода;

— усиление роли социально-гуманитарного цикла с целью обеспечения успешной социализации молодых людей и развития гражданской позиции личности – будущего профессионала;

— формирование ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, информационных, политических и др.) в процессе реализации образовательных технологий.

Наиболее часто в настоящее время в системе СПО используется технология развивающего обучения, способствующая развитию профессиональных и личностных качеств студентов.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что требования к выпускнику среднего профессионального учреждения реформируются в сторону овладения общими гуманитарными, социально-экономическими, общепрофессиональными дисциплинами, а также внедрение практикоориентированной деятельности.

Педагогические технологии должны подбираться таким образом, чтобы создавать возможность личностно-ориентированного обучения, стимулировать активность на занятиях, формировать способность к рефлексии и совместному взаимодействию преподавателя и студента.

По мнению В.А. Сухомлинского процесс обучения можно сделать позитивным, если:

- студент будет способен к самостоятельному анализу фактов и определению соответствующих выводов;

- студент должен находится в постоянном поиске и творчестве;

- обучение должно стимулировать студента к самообразованию;

- между студентом и преподавателем выстроены доверительные отношения, основанные на взаимном уважении;

- комплекс контрольно-оценочных средств выполняет функцию отслеживания прогресса в обучении и стимулирует к активизацию на занятии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_1.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.Козлова

Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей», terier96@mail.ru

На современном этапе развития экономики все большую актуальность начинает приобретать экономическое образование. Оно обеспечивает повышение уровня финансовой грамотности среди населения, способствует росту валового внутреннего продукта (ВВП), стимулирует появление нового поколения предпринимателей, формирует способность к критическому восприятию окружающей действительности.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день существует множество различных учебных учреждений, предлагающих данное направление обучения. Основными задачами педагога, в этой связи, становятся: формирование положительной мотивации студентов к изучению экономических дисциплин, реализация положений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) последнего поколения, реализация компетентностно- и практикоориентированного подхода.

Эти задачи могут быть успешно решены в рамках среднего профессионального образования (СПО). Особенностью данного уровня образования является то, что выпускники должны обладать теми необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, которые позволят им незамедлительно приступить к выполнению профессиональных обязанностей на будущем рабочем месте. Получение качественного образования на этом уровне позволяет им быть конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов, реализовать свой потенциал, сформировать экономическое мышление, развить предпринимательские способности, научиться защищать свою точку зрения и решать проблемные ситуации и тд.

Возраст студентов, обучающихся в колледже может варьироваться от 16 до 20 лет. Особенностью данного возраста является то, что обучающиеся начинают пересматривать жизненные приоритеты. Смещается акцент в психологии и поведении обучающегося со стремления к общению со сверстниками – как ведущей деятельности, в сторону профессиональной деятельности. Таким образом, именно на этом этапе развития индивида результативнее всего реализовывается профессиональное обучение.

Таким образом, преподавание экономических дисциплин в учреждениях СПО должно отвечать современным требованиям общества, государственной политики в области образования, а также интересам обучающихся.

В.А. Сухомлинский разработал оригинальную педагогическую систему. В своих трудах: «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю» и «Как воспитать настоящего человека» он дает практические советы по обучению и воспитанию детей, которые не теряют своей актуальности и сегодня.

Среди основных положений В.А. Сухомлинского можно выделить:

- гуманистический подход к обучению и воспитанию

- важность коллектива педагогов в образовательном процессе

- личность ребенка – высшая ценность

- процесс обучения – радостный труд, формирующий мировоззрение обучающегося

- формирование личного отношения к окружающему миру, ответственности перед обществом

- развитие гармонично развитой личности со сформированной гражданской позицией

- стремление детей к красоте и прекрасному.

В.А. Сухомлинский писал: «Вялость, инертность, хилость нервных клеток полушарий головного мозга можно излечить удивлением, изумлением…». [2] Это подводит нас к выводу о том, что обучение без применений различных педагогических технологий приводит к деградации мыслительных процессов обучающихся.

Решение данной проблемы отражено в использовании активных методов обучения, к которым можно отнести игровые и неигровые имитационные методы обучения. От мастерства и умения педагога внедрять в образовательный процесс элементы современных педагогических технологий зависит успешность усвоения материала студентами в рамках изучения экономических дисциплин.

Среди специальностей экономической направленности целесообразно выделить: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», а также «Маркетинг» и «Экономику организации». Эти дисциплины охватывают весь спектр основных экономических понятий, законов, бизнес-моделей.

«Добывать знания – это значит открывать истину, отвечать на вопрос». [2] Этим изречением В.А. Сухомлинский подчеркивает необходимость диалогового формата проведения учебных занятий. Преподаватель должен уметь строить занятие так, чтобы стимулировать активность на занятиях; большую роль преподаватель должен отводить непосредственно обсуждению ключевых вопросов с обучающимися. Лекционный формат обучения с отсутствием двусторонней связи приводит к пассивному восприятию информации, что негативно сказывается на процессе усвоения материала. Преподавателю необходимо задавать такие вопросы, которые бы подталкивали студента к анализу изучаемого материала через призму личного опыта, а также к созданию «ситуации успеха».

«Не допускайте запоминания того, что еще не понятно, не осмысленно. Пусть от осмысливания фактов, вещей, явлений до глубокого понимания абстрактной истины (правила, формулы, закона, вывода) лежит через практическую работу, которая как раз и представляет собой овладение знаниями». [2] Эта цитата В.А. Сухомлинсокго подводит нас к выводу о том, что обучение любой теме должно оканчиваться выполнением практической работы, как средства использования знаний на практике, выработки первичных навыков. Формирование умений возможно только при комплексном подходе к обучению. Если образовательный процесс будет построен таким образом, станет возможным формирование метапредметных результатов обучения.

«Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и запоминания знаний». [2] Этим высказыванием В.А. Сухомлинский доказывает необходимость постоянного анализа и критического оценивания студентом окружающего мира. Чтобы стимулировать стремление к наблюдению и анализу можно внедрить в образовательный процесс игровые и неигровые имитационные методы обучения.

Педагогическая технология рассматривается нами как комплекс действий преподавателя, который направлен на осуществление системы принципов педагогического процесса. Если методика преподавания заключается в использовании различных методов и приемов обучения, то в реализации педагогической технологии обязательно отражение личности педагога, его творческого отношения к работе, высокие требования к себе, педагогическое мастерство и высокий уровень личностного развития. Обязательным условием реализации педагогической технологии является взаимодействие педагога и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации обучения. [4]

Особенности личностно-ориентированных технологий обучения (антропоцентрических, гуманистических, технологии сотрудничества) заключаются в следующем: учащийся  – непосредственный субъект деятельности педагога, их цель – гармоничное и всестороннее развитие личности, самостоятельность, творчество, свобода выбора, приоритет воспитания над обучением, индивидуализация обучения и оценивания, формирование положительной мотивации и ситуации успеха. [5]

Научная теория – это система понятий, законов, правил, а практика – это решение конкретной ситуационной задачи. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в педагогической технологии должны быть заложены определенные методы обучения, которые будут ставить перед студентом проблему-ситуацию, которую он, используя имеющиеся знания и навыки должен суметь решить.

Приведем несколько примеров таких методов, согласно требованиям ФГОС [6]:  

  1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Использование в процессе обучения ИКТ позволяет преподавателю расширить спектр приемов обучения, создает положительную мотивацию к обучению, обладает широким спектром применения, позволяет разнообразить образовательный процесс, а также повышает самооценку педагога.
  2. Технологии проблемного обучения. Технология проблемного обучения позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся по решению учебных ситуаций-проблем, в результате чего у них формируются новые знания, умения и навыки, стимулируется познавательная активность, развиваются способности и тд.
  3. Игровые технологии. В рамках использования игровых технологий воспроизводится конкретная экономическая ситуация, между студентами распределяются роли, согласно их личностным особенностям и предпочтениям; реализуется возможность выражения собственных идей, опыта и способностей. Все это происходит в рамках закрепления материала и отработки необходимых навыков. Игра – способ применения знаний на практике в активной форме с интересной для обучающихся формой представления.
  4. Кейс-технологии. Решение заданий «case study» предполагает изучение и анализ конкретной ситуации, с помощью использования имеющихся знаний на практике. Как правило, в «кейс» заложена проблема с альтернативными вариантами решения, а задачей студента становится выбор и научное и полное обоснование конкретного решения из альтернатив. Самостоятельность, научный подход, оригинальность и определение эффективного решения определяют успешность решения задания. Метод чаще используется на этапе отработки или закрепления нового материала или как итоговое задание по окончании изучения определенных тем.

К числу приоритетов совершенствования средней профессиональной школы и технологий обучения Н.А. Морева [1] и М.Н. Шабарова [3] относят следующие позиции:

— разработка и введение образовательных стандартов на основе модульно-компетентностного подхода;

— усиление роли социально-гуманитарного цикла с целью обеспечения успешной социализации молодых людей и развития гражданской позиции личности – будущего профессионала;

— формирование ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, информационных, политических и др.) в процессе реализации образовательных технологий.

Наиболее часто в настоящее время в системе СПО используется технология развивающего обучения, способствующая развитию профессиональных и личностных качеств студентов.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что требования к выпускнику среднего профессионального учреждения реформируются в сторону овладения общими гуманитарными, социально-экономическими, общепрофессиональными дисциплинами, а также внедрение практикоориентированной деятельности.

Педагогические технологии должны подбираться таким образом, чтобы создавать возможность личностно-ориентированного обучения, стимулировать активность на занятиях, формировать способность к рефлексии и совместному взаимодействию преподавателя и студента.

По мнению В.А. Сухомлинского процесс обучения можно сделать позитивным, если:

- студент будет способен к самостоятельному анализу фактов и определению соответствующих выводов;

- студент должен находится в постоянном поиске и творчестве;

- обучение должно стимулировать студента к самообразованию;

- между студентом и преподавателем выстроены доверительные отношения, основанные на взаимном уважении;

- комплекс контрольно-оценочных средств выполняет функцию отслеживания прогресса в обучении и стимулирует к активизацию на занятии.

Литература

  1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  2. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Ереван : Луйс, 1981.
  3. Шабарова М.Н. Образовательные технологии СПО // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4 – С. 91-92.
  4. [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.org/9-168502.html
  5. [Электронный ресурс] // URL: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/sovremennye-pedagogicheskie-texnologii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/
  6. [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф/документы/336

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа экономическим дисциплинам

В статье  показаны  преимущества компьютерных технологий и их эффективность  в организации учебного процесса, а также приводится  собственный опыт  использования  мультим...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...