Конспект открытого урока по дисциплине « Экономика». Тема "Понятие инфляции"
план-конспект урока

Кустышева Татьяна Алиевна

Тема "Понятие инфляции"  актуальна как для общества, так и  для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствует повышению  финансовой грамотности и помогает эффективнее планировать семейный бюджет и избегать долгов, выплата которых может вызвать затруднения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_inflyatsiya.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по дисциплине  « Экономика»

Преподаватель Кустышева Т.А.

Группа: 323/324  (профессия «Парикмахер»)

 Тема  урока   - Понятие инфляции.

Тип урока:  урок открытия нового знания

Вид урока: практическое занятие в форме самостоятельной работы с элементами дискуссии

Цели урока

Образовательные:

- раскрыть сущность, причины и последствия инфляции для экономики

Развивающие:

- развитие самостоятельности обучающихся

- создание условий для включения каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность

- формирование умений самостоятельно находить пути решения проблемы

- формирование элементов финансовой грамотности

Воспитательные:

- воспитание грамотного отношения к формированию семейного бюджета

- Воспитывать коммуникативных навыков, культуры речи, навыков публичного выступления, умения находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие устойчивого интереса к учебной  дисциплине и к изучаемой теме;

- объективное осознание значимости компетенций по проблемам экономики -  для человека и общества;

- умение анализировать последствия роста цен в экономике;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

Предметные:

- обучающийся научится применять  методы и рекомендации экономического поведения в условиях инфляции

- обучающийся получит возможность научиться прогнозировать  последствия влияния инфляции на сбережения и качество жизни

Метапредметные:

-Осознание  социальной значимости своей специальности,  формирование  мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

-умение определять цели и задачи предстоящей деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

УУД

Регулятивные:

- самостоятельное определение учебной цели и задач на каждом этапе учебной деятельности;

- планирование способов достижения намеченной цели;

- самостоятельное определение степени сложности выполнения заданий и необходимой помощи;

- выполнение учебных действий самостоятельно в соответствии с намеченным планом.

Коммуникативные:

- освоение способов взаимодействия и взаимопомощи в коллективе;

- определение степени успешности и оценки работы;

- трансляция результатов своей деятельности.

Познавательные:

- закрепление понятий «Инфляция», «Дефляция», «Темп (уровень) инфляции», галопирующая инфляция, гиперинфляция, ползучая инфляция;

- выявление связи между снижением реальных доходов семьи  и инфляции;

- анализ результатов собственной деятельности и других обучающихся;

Основные понятия темы: инфляция, темп инфляции, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция.

Межпредметные связи:  учебные дисциплины: «Математика», «Обществознание», «Финансовая грамотность»

Оборудование (ресурсы):   компьютер, мультимедийная   презентация по теме урока, опорный конспект для обучающихся, раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции», тестовое задание для закрепления материала урока, учебное пособие «Экономика», автор Гомола А.И.

Технологии обучения (элементы):

 Контекстного обучения;

Деятельностного обучения

ИКТ.

ЭТАПЫ урока:

1. Организационный аспект

2. Мотивационно-целеполагающий аспект

3. Деятельностный аспект

4. Содержательный аспект

5. Оценочно-рефлексивный аспект

6. Психологический аспект (рефлексия)

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный аспект

1 минута

 Приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, создание доброжелательной обстановки, психологический настрой на позитивную совместную деятельность

Приветствие, психологический настрой и переход от режима отдыха к режиму урока

2.Мотивационно-целеполагаю-

щий аспект

 5- минут

С целью формулировки темы урока, преподаватель предлагает обучающимся  ответить на предложенные вопросы:

1.Отмечаете ли  вы рост цен за последние 2-3 месяца?

2.Что дорожает больше всего?

3.На ваш взгляд, как изменятся цены в ближайшие полгода?

4.Как бы вы распорядились с внезапно свалившимися на вас деньгами?

Обучающимся предлагается посмотреть результаты социологического опроса, проведенного обучающимися 1 курса (группы 109-110) в СТСИ.

Итак, теперь мы все вместе можем определиться с темой сегодняшнего урока.

Тема урока «Понятие инфляции».

Преподаватель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока.

 

Цель нашего занятия: раскрыть сущность, причины и последствия инфляции для экономики

Для достижения  этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач:

  1. Дать определение инфляции
  2. Выделить причины и виды инфляции
  3. Определить последствия влияния инфляции  на экономику

Преподаватель озвучивает информацию о домашнем задании

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся смотрят видеосюжет

Предлагают формулировки темы

Обучающиеся записывают тему урока в опорный конспект

Обучающиеся предлагают формулировки цели урока

Обучающиеся фиксируют домашнее задание в опорном конспекте

3.Деятельностный аспект

     

10 минут

Итак, тема урока   актуальна как для общества, так и  для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствует повышению  финансовой грамотности и помогает эффективнее планировать семейный бюджет и избегать долгов, выплата которых может вызвать затруднения;

Для работы на уроке вам понадобится рабочая тетрадь, опорный  конспект, ручка, учебное пособие «Экономика», внимание и желание принимать активное участие в обсуждении.

Что же такое инфляция?  

Инфляция – это рост общего уровня цен в экономике;  Цены разбухают, вздуваются, становятся огромными. Наверное, именно поэтому и появился этот термин: в латыни «inflatio» – «разбухание», «вздутие».  Однако стоит оговориться, не любой рост цен является проявлением инфляции. Если летом цены на фрукты и овощи снижаются, а зимой растут, но со всеми остальными товарами такого не происходит, то мы, скорее всего, будем говорить о сезонном колебании цен.

Если цены на товары растут, значит, снижается цена денег, в смысле каждой отдельной денежной единицы.

Более правильно говорить: снижается покупательная способность денег.

Таким образом, мы можем дополнить определение инфляции.

Инфляция – это  рост общего уровня цен в экономике, вызывающий снижение покупательной способности денег.

Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно выделить причины инфляции и занести их в опорный конспект, работая  попарно с предложенным раздаточным материалом (схемы «Причины инфляции). Время на изучение схемы 3 мин.

Преподаватель обращает внимание на важность  и актуальность поставленных перед обучающимися задач и  мотивирует обучающихся на их  решение.  Преподаватель   проводит инструктаж   для выполнения обучающимися  самостоятельной работы.   Преподаватель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, устраняет трудности при выполнении заданий, отвечает на вопросы обучающихся, возникающих в процессе работы над схемой.

Слушают преподавателя,

задают  вопросы, записывают в опорный конспект определение инфляции

Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы

Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме.

4.Содержательный аспект

15  минут

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА  ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:  ПРИЛОЖЕНИЕ №1  Преподаватель предлагает обучающимся озвучить результаты самостоятельной работы, т.е.  причины инфляции:

  1. Избыточное количество денег в экономике (неконтролируемая эмиссия)
  2. Повышение спроса  Инфляционные ожидания (спрос больше предложения) – инфляция спроса
  3. Снижение предложения  (предложение меньше = цены выше)
  4. Повышение заработной платы
  5. Рост затрат на производство  - инфляция предложения (затрат)

Можно дополнить этот список и назвать еще ряд  внешних причин инфляции:

  1. Образование монополии в некоторых отраслях экономики
  2. Кризисные явления в экономике: падение курса национальной валюты, удорожание импортных товаров …

Преподаватель дополняет информацию понятием -  темп инфляции.

Темп инфляции – это скорость прохождения процессов инфляции, которые определяются темпами увеличения цен.

В зависимости от темпов роста цен выделяют несколько видов инфляции. Преподаватель предлагает обучающимся  составить классификацию видов инфляции в зависимости от темпов роста цен,   при помощи учебного пособия «Экономика» (автор Гомола А.И.), стр.206-207. Результаты работы заносятся в опорный конспект.

Преподаватель просит озвучить виды инфляции  путем  фронтального опроса.

1.Как называется вид инфляции, при котором темп роста цен не более 10% в год?  (умеренная, ползучая)

2.Чтотакое галопирующая инфляция? ( инфляция с годовым темпом роста цен от 20  до 200% )

3.Назовите возможный  годовой темп гиперинфляции?  ( 100 и более % в год; 50 и более % в месяц. Годовой темп может выражаться 4-х значным числом).

Преподаватель приводит  некоторые факты истории о  гиперинфляции в разных странах мира.

1. Германия.  1923 года денежная масса увеличилась примерно в 90 раз, цены в 180 раз, курс доллара в 230 раз.   За четыре месяца до конца ноября денежная масса выросла в 132 тысячи раз, уровень цен в 850 тысяч раз, курс доллара почти в 400 тысяч раз. История бумажных денег не знала таких масштабов обесценивания. 

2. Венгрия в 1946 г.суточная инфляция в апреле 1946 г. достигала 400 % в сутки, цены ежедневно росли в 5 раз — купюры обесценивались мгновенно.

3.Инфляция в Зимбабве вошла в учебники как один из самых масштабных внутренних экономических кризисов в новейшей истории. Только по официальным данным, она составила в 2008 году несколько сотен миллионов процентов. В реальности же ее масштаб не поддается объективной оценке.
4.В
2018 году темп  инфляции в Венесуэле по оценке МВФ составил почти  800%.

5.Россия. 1992 год – годовой темп инфляции – 2508 %. И т.д.

Преподаватель предлагает обсудить последствия инфляции путем дискуссии.  Выслушивает мнения обучающихся. Систематизирует их с целью записи в опорный конспект.

Итак, последствия инфляции:

1.Обесценивание денежных накоплений

2.Снижение покупательной способности денег

3.Снижение уровня  жизни  (особенно людей с фиксированными доходами)

4.Падение объемов производства

5.Падение курса национальной валюты  ( для покупки иностранной валюты потребуется больше национальных денег) и т.д.

Кто выигрывает от инфляции?  

  1. Выигрывают заемщики, экспортеры.
  2. Банки, выплачивающие низкие % ставки по вкладам
  3. Государство (при увеличении налоговых ставок)

Обучающиеся знакомятся с содержанием схем, выделяют причины инфляции.

Результаты работы заносят в опорный конспект

Обучающиеся дополняют список причин инфляции и записывают в опорный конспект  определение темпа инфляции

Обучающиеся составляют классификацию видов инфляции при помощи учебного пособия и записывают ее в опорный конспект

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя

Обучающиеся обсуждают исторические факты  (дискуссия)

Обучающиеся высказывают свое мнение о последствиях инфляции.

Преподаватель оказывает помощь при формулировке последствий инфляции.

Обучающиеся записывают информацию  в опорный конспект

  1. Оценочно-рефлексивный аспект

10  минут

 Подведение итогов занятия:  Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания, представленного на слайдах:

Ответьте «Да» или «Нет» на предложенные вопросы: 

1. Если спрос больше предложения, то это -  инфляция спроса

2.В первую очередь от инфляции страдают люди с переменными доходами

3. В банковской системе  от инфляции выигрывают вкладчики

4.При галопирующей  инфляции цены растут до 200 % в год

5.Инфляция издержек связана с ростом затрат на производство

6.Дополнительная эмиссия (выпуск денег) благоприятно влияет на инфляционные процессы

7.Рост заработной платы – одна из причин роста  цен в экономике

8.Оформите ли  Вы банковский вклад  (депозит) под 5% годовых в октябре, если темп инфляции с начала года  составил 6  %?

9.В России на современном этапе  наблюдается умеренная (ползучая инфляция)

10.Инфляция повышает покупательную способность денег

Ответы:

1.да; 2- нет; 3 – нет; 4 – да;

5 – да; 6 – нет; 7 – да; 8 – нет;

9 – да; 10 – нет ( % по вкладу меньше годового темпа инфляции)

Критерии оценки :  9-10  «+»     5 (отлично);  7-8   «+»       4 (хорошо);

5-6  «+»        3 ( удовл);   Менее 5 «+»     2  ( неуд)

                   Преподаватель  благодарит обучающихся за работу на уроке, фиксирует результаты выполнения тестового задания, отмечает наиболее активных обучающихся.  

   

В заключении урока прошу дать оценку нашему занятию:  рефлексия.

Сегодня на уроке мы изучили понятие инфляции. Рассмотрели причины, виды, последствия инфляции. Проверили степень усвоения материала урока тестовым заданием, с которым успешно справились. Но… в жизни каждому из вас придется принимать множество экономических решений, касающихся ваших доходов, расходов, сбережений. Я предлагаю вам сейчас принять одно из таких решений, которое будет одним из индикаторов финансовой грамотности в период высоких темпов инфляции.

Итак. Темп инфляции 10% в год.  Вы имеете 100 000 руб. , которые можете:

  - разместить в коммерческий  банк под 10% годовых;

                     или

-   оставить дома на сохранение

Те, кто оставляет деньги дома, кладут любую монету в стеклянную банку, предложенную преподавателем для размещения средств.

Чем меньше монет в банке, тем грамотнее поведение человека в условиях инфляции.

Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания

Используют метод взаимопроверки. Подсчитывают результаты тестового задания на основании критериев оценки. При необходимости задают вопросы.

Обучающиеся дают оценку результатам урока (рефлексия)

Дополнительная информация

Каким образом данный урок/ занятия будет содействовать реализации новых ФГОС

1.Занятие направлено на освоение знаний, умений, а также способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

2. Занятие обеспечивает эффективную самостоятельную работу студентов.

3. Занятие построено через целеполагание на каждом этапе, обучающиеся участвуют в целеполагании, планировании и рефлексии каждого этапа.

Ресурсы, оборудование и материалы

Информационные ресурсы: Методическая  разработка практического занятия для преподавателя, мультимедийная презентация по теме занятия, ):   компьютер, мультимедийная   презентация по теме урока, опорный конспект для обучающихся, раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции», тестовое задание для закрепления материала урока, учебное пособие «Экономика», автор Гомола А.И.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебная литература:

1.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для НПО/ Л.Н.Череданова. – М.: Академия,2006. – 176 с.

2.Гомола А.И. Экономика: учеб. пособие для СПО/ А.И Гомола. – М.: Академия, 2009. – 141 с.

Дополнительные источники:

1.Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник/ Ю.Н. Черемных. – М.: Инфра-М, 2008. – 844 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

ecsocman.hse.ru Федеральный образовательный портал – экономика

Дидактическое обеспечение урока/ занятия

раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции»,опорный конспект для обучающихся,  тестовое задание для закрепления материала урока, мультимедийная презентация к уроку

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный опрос, наблюдение, тестирование, взаимоконтроль, заслушивание отчётов;

- методы организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический;

- методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности: решение ситуационных задач, дискуссия

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

- нет

Дополнительная необходимая информация

Перечень формируемых компетенций:

- общие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по дисциплине «Экономика организации»

Изучение темы урока: издержки производства  является актуальной и имеет большое  значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных  параметров при формировани...

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи».

План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи»....

Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.

Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам:  «Строительные материалы...

Конспект открытого урока по дисциплине УД.15 «Основы бюджетной грамотности»

Открытый урок по Основам бюджетной грамотности  на тему "Бюджет государства" для НПО и СПО...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...

открытый урок по дисциплине "Экономика организации"

В методической разработке используется активный метод обучения - деловая игра. Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалис...