Конспект открытого урока по дисциплине « Экономика». Тема "Понятие инфляции"
план-конспект урока
Тема "Понятие инфляции" актуальна как для общества, так и для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствует повышению финансовой грамотности и помогает эффективнее планировать семейный бюджет и избегать долгов, выплата которых может вызвать затруднения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_inflyatsiya.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по дисциплине « Экономика»
Преподаватель Кустышева Т.А.
Группа: 323/324 (профессия «Парикмахер»)
Тема урока - Понятие инфляции.
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: практическое занятие в форме самостоятельной работы с элементами дискуссии
Цели урока
Образовательные:
- раскрыть сущность, причины и последствия инфляции для экономики
Развивающие:
- развитие самостоятельности обучающихся
- создание условий для включения каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность
- формирование умений самостоятельно находить пути решения проблемы
- формирование элементов финансовой грамотности
Воспитательные:
- воспитание грамотного отношения к формированию семейного бюджета
- Воспитывать коммуникативных навыков, культуры речи, навыков публичного выступления, умения находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие устойчивого интереса к учебной дисциплине и к изучаемой теме;
- объективное осознание значимости компетенций по проблемам экономики - для человека и общества;
- умение анализировать последствия роста цен в экономике;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития
Предметные:
- обучающийся научится применять методы и рекомендации экономического поведения в условиях инфляции
- обучающийся получит возможность научиться прогнозировать последствия влияния инфляции на сбережения и качество жизни
Метапредметные:
-Осознание социальной значимости своей специальности, формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
-умение определять цели и задачи предстоящей деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
УУД
Регулятивные:
- самостоятельное определение учебной цели и задач на каждом этапе учебной деятельности;
- планирование способов достижения намеченной цели;
- самостоятельное определение степени сложности выполнения заданий и необходимой помощи;
- выполнение учебных действий самостоятельно в соответствии с намеченным планом.
Коммуникативные:
- освоение способов взаимодействия и взаимопомощи в коллективе;
- определение степени успешности и оценки работы;
- трансляция результатов своей деятельности.
Познавательные:
- закрепление понятий «Инфляция», «Дефляция», «Темп (уровень) инфляции», галопирующая инфляция, гиперинфляция, ползучая инфляция;
- выявление связи между снижением реальных доходов семьи и инфляции;
- анализ результатов собственной деятельности и других обучающихся;
Основные понятия темы: инфляция, темп инфляции, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция.
Межпредметные связи: учебные дисциплины: «Математика», «Обществознание», «Финансовая грамотность»
Оборудование (ресурсы): компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект для обучающихся, раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции», тестовое задание для закрепления материала урока, учебное пособие «Экономика», автор Гомола А.И.
Технологии обучения (элементы):
Контекстного обучения;
Деятельностного обучения
ИКТ.
ЭТАПЫ урока:
1. Организационный аспект
2. Мотивационно-целеполагающий аспект
3. Деятельностный аспект
4. Содержательный аспект
5. Оценочно-рефлексивный аспект
6. Психологический аспект (рефлексия)
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 минута | Приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, создание доброжелательной обстановки, психологический настрой на позитивную совместную деятельность | Приветствие, психологический настрой и переход от режима отдыха к режиму урока |
2.Мотивационно-целеполагаю- щий аспект 5- минут | С целью формулировки темы урока, преподаватель предлагает обучающимся ответить на предложенные вопросы: 1.Отмечаете ли вы рост цен за последние 2-3 месяца? 2.Что дорожает больше всего? 3.На ваш взгляд, как изменятся цены в ближайшие полгода? 4.Как бы вы распорядились с внезапно свалившимися на вас деньгами? Обучающимся предлагается посмотреть результаты социологического опроса, проведенного обучающимися 1 курса (группы 109-110) в СТСИ. Итак, теперь мы все вместе можем определиться с темой сегодняшнего урока. Тема урока «Понятие инфляции». Преподаватель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока.
Цель нашего занятия: раскрыть сущность, причины и последствия инфляции для экономики Для достижения этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач:
Преподаватель озвучивает информацию о домашнем задании | Обучающиеся отвечают на вопросы Обучающиеся смотрят видеосюжет Предлагают формулировки темы Обучающиеся записывают тему урока в опорный конспект Обучающиеся предлагают формулировки цели урока Обучающиеся фиксируют домашнее задание в опорном конспекте |
3.Деятельностный аспект
10 минут | Итак, тема урока актуальна как для общества, так и для каждого отдельного человека, так как знание и понимание экономических процессов, таких как инфляция способствует повышению финансовой грамотности и помогает эффективнее планировать семейный бюджет и избегать долгов, выплата которых может вызвать затруднения; Для работы на уроке вам понадобится рабочая тетрадь, опорный конспект, ручка, учебное пособие «Экономика», внимание и желание принимать активное участие в обсуждении. Что же такое инфляция? Инфляция – это рост общего уровня цен в экономике; Цены разбухают, вздуваются, становятся огромными. Наверное, именно поэтому и появился этот термин: в латыни «inflatio» – «разбухание», «вздутие». Однако стоит оговориться, не любой рост цен является проявлением инфляции. Если летом цены на фрукты и овощи снижаются, а зимой растут, но со всеми остальными товарами такого не происходит, то мы, скорее всего, будем говорить о сезонном колебании цен. Если цены на товары растут, значит, снижается цена денег, в смысле каждой отдельной денежной единицы. Более правильно говорить: снижается покупательная способность денег. Таким образом, мы можем дополнить определение инфляции. Инфляция – это рост общего уровня цен в экономике, вызывающий снижение покупательной способности денег. Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно выделить причины инфляции и занести их в опорный конспект, работая попарно с предложенным раздаточным материалом (схемы «Причины инфляции). Время на изучение схемы 3 мин. Преподаватель обращает внимание на важность и актуальность поставленных перед обучающимися задач и мотивирует обучающихся на их решение. Преподаватель проводит инструктаж для выполнения обучающимися самостоятельной работы. Преподаватель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, устраняет трудности при выполнении заданий, отвечает на вопросы обучающихся, возникающих в процессе работы над схемой. | Слушают преподавателя, задают вопросы, записывают в опорный конспект определение инфляции Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме. |
4.Содержательный аспект 15 минут | СОДЕРЖАНИЕ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Преподаватель предлагает обучающимся озвучить результаты самостоятельной работы, т.е. причины инфляции:
Можно дополнить этот список и назвать еще ряд внешних причин инфляции:
Преподаватель дополняет информацию понятием - темп инфляции. Темп инфляции – это скорость прохождения процессов инфляции, которые определяются темпами увеличения цен. В зависимости от темпов роста цен выделяют несколько видов инфляции. Преподаватель предлагает обучающимся составить классификацию видов инфляции в зависимости от темпов роста цен, при помощи учебного пособия «Экономика» (автор Гомола А.И.), стр.206-207. Результаты работы заносятся в опорный конспект. Преподаватель просит озвучить виды инфляции путем фронтального опроса. 1.Как называется вид инфляции, при котором темп роста цен не более 10% в год? (умеренная, ползучая) 2.Чтотакое галопирующая инфляция? ( инфляция с годовым темпом роста цен от 20 до 200% ) 3.Назовите возможный годовой темп гиперинфляции? ( 100 и более % в год; 50 и более % в месяц. Годовой темп может выражаться 4-х значным числом). Преподаватель приводит некоторые факты истории о гиперинфляции в разных странах мира. 1. Германия. 1923 года денежная масса увеличилась примерно в 90 раз, цены в 180 раз, курс доллара в 230 раз. За четыре месяца до конца ноября денежная масса выросла в 132 тысячи раз, уровень цен в 850 тысяч раз, курс доллара почти в 400 тысяч раз. История бумажных денег не знала таких масштабов обесценивания. 2. Венгрия в 1946 г.суточная инфляция в апреле 1946 г. достигала 400 % в сутки, цены ежедневно росли в 5 раз — купюры обесценивались мгновенно. 3.Инфляция в Зимбабве вошла в учебники как один из самых масштабных внутренних экономических кризисов в новейшей истории. Только по официальным данным, она составила в 2008 году несколько сотен миллионов процентов. В реальности же ее масштаб не поддается объективной оценке. 5.Россия. 1992 год – годовой темп инфляции – 2508 %. И т.д. Преподаватель предлагает обсудить последствия инфляции путем дискуссии. Выслушивает мнения обучающихся. Систематизирует их с целью записи в опорный конспект. Итак, последствия инфляции: 1.Обесценивание денежных накоплений 2.Снижение покупательной способности денег 3.Снижение уровня жизни (особенно людей с фиксированными доходами) 4.Падение объемов производства 5.Падение курса национальной валюты ( для покупки иностранной валюты потребуется больше национальных денег) и т.д. Кто выигрывает от инфляции?
| Обучающиеся знакомятся с содержанием схем, выделяют причины инфляции. Результаты работы заносят в опорный конспект Обучающиеся дополняют список причин инфляции и записывают в опорный конспект определение темпа инфляции Обучающиеся составляют классификацию видов инфляции при помощи учебного пособия и записывают ее в опорный конспект Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя Обучающиеся обсуждают исторические факты (дискуссия) Обучающиеся высказывают свое мнение о последствиях инфляции. Преподаватель оказывает помощь при формулировке последствий инфляции. Обучающиеся записывают информацию в опорный конспект |
10 минут | Подведение итогов занятия: Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания, представленного на слайдах: Ответьте «Да» или «Нет» на предложенные вопросы: 1. Если спрос больше предложения, то это - инфляция спроса 2.В первую очередь от инфляции страдают люди с переменными доходами 3. В банковской системе от инфляции выигрывают вкладчики 4.При галопирующей инфляции цены растут до 200 % в год 5.Инфляция издержек связана с ростом затрат на производство 6.Дополнительная эмиссия (выпуск денег) благоприятно влияет на инфляционные процессы 7.Рост заработной платы – одна из причин роста цен в экономике 8.Оформите ли Вы банковский вклад (депозит) под 5% годовых в октябре, если темп инфляции с начала года составил 6 %? 9.В России на современном этапе наблюдается умеренная (ползучая инфляция) 10.Инфляция повышает покупательную способность денег Ответы: 1.да; 2- нет; 3 – нет; 4 – да; 5 – да; 6 – нет; 7 – да; 8 – нет; 9 – да; 10 – нет ( % по вкладу меньше годового темпа инфляции) Критерии оценки : 9-10 «+» 5 (отлично); 7-8 «+» 4 (хорошо); 5-6 «+» 3 ( удовл); Менее 5 «+» 2 ( неуд) Преподаватель благодарит обучающихся за работу на уроке, фиксирует результаты выполнения тестового задания, отмечает наиболее активных обучающихся.
В заключении урока прошу дать оценку нашему занятию: рефлексия. Сегодня на уроке мы изучили понятие инфляции. Рассмотрели причины, виды, последствия инфляции. Проверили степень усвоения материала урока тестовым заданием, с которым успешно справились. Но… в жизни каждому из вас придется принимать множество экономических решений, касающихся ваших доходов, расходов, сбережений. Я предлагаю вам сейчас принять одно из таких решений, которое будет одним из индикаторов финансовой грамотности в период высоких темпов инфляции. Итак. Темп инфляции 10% в год. Вы имеете 100 000 руб. , которые можете: - разместить в коммерческий банк под 10% годовых; или - оставить дома на сохранение Те, кто оставляет деньги дома, кладут любую монету в стеклянную банку, предложенную преподавателем для размещения средств. Чем меньше монет в банке, тем грамотнее поведение человека в условиях инфляции. | Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания Используют метод взаимопроверки. Подсчитывают результаты тестового задания на основании критериев оценки. При необходимости задают вопросы. Обучающиеся дают оценку результатам урока (рефлексия) |
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятия будет содействовать реализации новых ФГОС | 1.Занятие направлено на освоение знаний, умений, а также способствует формированию общих и профессиональных компетенций. 2. Занятие обеспечивает эффективную самостоятельную работу студентов. 3. Занятие построено через целеполагание на каждом этапе, обучающиеся участвуют в целеполагании, планировании и рефлексии каждого этапа. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Информационные ресурсы: Методическая разработка практического занятия для преподавателя, мультимедийная презентация по теме занятия, ): компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект для обучающихся, раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции», тестовое задание для закрепления материала урока, учебное пособие «Экономика», автор Гомола А.И. |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебная литература: 1.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для НПО/ Л.Н.Череданова. – М.: Академия,2006. – 176 с. 2.Гомола А.И. Экономика: учеб. пособие для СПО/ А.И Гомола. – М.: Академия, 2009. – 141 с. Дополнительные источники: 1.Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник/ Ю.Н. Черемных. – М.: Инфра-М, 2008. – 844 с. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | ecsocman.hse.ru Федеральный образовательный портал – экономика |
Дидактическое обеспечение урока/ занятия | раздаточный материал в виде схем «Причины инфляции»,опорный конспект для обучающихся, тестовое задание для закрепления материала урока, мультимедийная презентация к уроку |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный опрос, наблюдение, тестирование, взаимоконтроль, заслушивание отчётов; - методы организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический; - методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности: решение ситуационных задач, дискуссия |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | - нет |
Дополнительная необходимая информация | Перечень формируемых компетенций: - общие: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по дисциплине «Экономика организации»
Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных параметров при формировани...
План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи».
План - конспект открытого урока по дисциплине: «Гражданское право». Тема: «Разновидности договора купли-продажи»....
Разработка открытого урока по дисциплине "Экономика"
Тема урока "Семейный бюджет"...
Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.
Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам: «Строительные материалы...
Конспект открытого урока по дисциплине УД.15 «Основы бюджетной грамотности»
Открытый урок по Основам бюджетной грамотности на тему "Бюджет государства" для НПО и СПО...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...
открытый урок по дисциплине "Экономика организации"
В методической разработке используется активный метод обучения - деловая игра. Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалис...