Методическая разработка урока на тему:"Потребители"
методическая разработка

Хитёва Ольга Игоревна

Данная разработка урока  поможет  студентам разобраться, что такое потребность

                                       и полезность;   разобрать пирамиду человеческих потребностей

                                       по  А.Маслоу ,ответить на вопрос, кто же такие потребители;

                                         познакомиться с правами потребителя;  рассмотреть на практическом примере закон убывающей

                                      предельной полезности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_potrebiteli.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СПбГБПОУ «Автомеханический колледж»

Методическая разработка урока по менеджменту на тему:

                                   Разработала:        

                                    Преподаватель  Хитёва О.И.

ЗАДАЧИ УРОКА :  - помочь студентам разобраться, что такое потребность 

                                       и полезность;  

                                    - разобрать пирамиду человеческих потребностей

                                       по  А.Маслоу;

                                    - ответить на вопрос, кто же такие потребители;

                                    - познакомиться с правами потребителя;

                                    - рассмотреть на практическом примере закон убывающей

                                      предельной полезности.

ОБОРУДОВАНИЕ : плакат «Пирамида человеческих потребностей

                                     по  А.Маслоу;

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1). Раздать листки с тестами. Студенты выбирают правильный ответ и объявляя его, объясняют его.

2). Задать студентам вопросы:

Что такое    - спрос, величина спроса;

                     - закон спроса;

                     - предложение, величина предложения;

                     - закон предложения;

                     - равновесная цена (показать на графике);

                     - эластичность спроса, формула эластичности;

                     - эластичность предложения.

    Ш.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

   

           Само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Что же такое потребности?

Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу .

На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе со студентами рассмотреть и разобрать его ( можно показать через проектор).

Потребность

в саморазвитии

Потребность

в уважении

(уважении со стороны др.

людей и самоуважении)

Социальные потребности

(потребности в любви, дружбе,

общении с людьми)

Потребность в безопасности

(защита от преступников и внешних врагов)

Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жильё,

воспроизведение рода)

      Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

       По мере того, как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его в этом насыщается. Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате подвести студентов к

закону убывающей предельной полезности.

      Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.

1 ЭТАП – Работа в парах. Студенты за партой выводят своё определение потребителя.

2 ЭТАП – Работа в группах. Студенты двух соседних парт объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.

3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.

           Преподаватель на доске, основываясь на данные определения, рисует ромашку.

                                     

Итак:

         Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.

         Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на «Мерседесе», который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

      Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

      Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае

сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.

       И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

        Далее о суверенитете потребителя. Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Смысл этого на первый взгляд сложного определения прост. Если у человека, домашнего хозяйства есть экономические ресурсы ( капитал, рабочая сила, недвижимость и т.д.), то за эти ресурсы домашнее хозяйство получает доходы. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем.

       Теперь ответим на вопрос – независимость от кого? Конечно же от тех, кто очень хотел бы, чтобы потребитель потратил свои деньги именно на его товары и услуги – от изготовителей и продавцов товаров.

      А что угрожает независимости? Всеми правдами ( тщательно изучая истинные потребности потребителей) и неправдами (скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя), полуправдами (недобросовестная реклама, красивая упаковка некачественных товаров) продавцы пытаются заманить в свои «сети» потребителей. Они пытаются проникнуть в подсознательные области мозга потребителя с одним призывом – «Купи!»

В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

  1. Монополизм производителя
  2. Непрофессионализм потребителя
  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.

Как потребителю обеспечить свой суверенитет? 

Главное он должен знать свои права.

       Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

     

     Преподаватель записывает на доске «Права потребителя» и фиксирует на доске высказывания студентов:   - на информацию

                                                        - на выбор

                                                       - на консультацию

                                             - на добросовестное, качественное обслуживание

                                             - на качество товара

                                             - на возврат товара

                                             - на замену товара

                                             - на возмещение убытков

                                             - на апробацию

                                             - на здоровье

                                             - на ошибку

                                             - на защиту от агрессии

                                             - на возмещение морального ущерба.

             Существуют потребители, которые покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть своё особое положение. Поэтому во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (с его точки зрения) основание для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. Это так называемое, демонстративное потребление», впервые описал американский учёный Торстейн Веблен, с которым мы хотели бы вас познакомить. Выступление студента с сообщением о нём на 3-5 минут.

       

     

      Во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов с целью – больше информировать потребителя. Существует общество потребителей – независимые общественные организации, которые помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами, а также исследуют потребительские свойства различных товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах. В России издаётся журнал «Спрос» и «Денежка» - желательно показать учащимся эти яркие и  содержащие полезную информацию журналы.

      Познакомить студентов с «Законом о защите прав потребителя», показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.

      Закон «О защите прав потребителей» - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в Чувашии.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

           Студентам предлагаются следующая задача:

            На рынке стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?

Студенты высказываются.

          Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится?  А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 18 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам  один килограмм.  Требуются ли комментарии?

                       

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»

Цель урока:Развитие профессиональной  компетенции  в вопросе  оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по теме "Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета"

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации предназначена для практического применения преподавателями социально-экономического профиля; апробирована в ОБ...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....

Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»

Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танц...