Положение о ВКР в СПО
учебно-методический материал

Елена Алексеевна Рыжова

В Положении указаны основные требования к подготовке выпускных квалификационных работ в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhzenie_o_vkr_v_spo.doc186 КБ
Microsoft Office document icon polozhzenie_o_vkr_v_spo.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБПОУ МО

Жуковский техникум

___________________С.М. Нерубенко

______________________________

ПОЛОЖЕНИЕ

о выпускной квалификационной работе для программ среднего профессионального образования

  1. Назначение и область применения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок организации выполнения, оформления и защиты выпускной квалификационной работы по программам СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

1.2. Требования настоящего положения обязательны для применения всеми участниками государственной итоговой аттестации (преподаватели профессионального цикла, мастера п/о, студенты) при выполнении выпускной квалификационной работы по программа СПО (ППКРС и ППССЗ) .

 

2. Нормативные ссылки

Положение о выпускной квалификационной работе выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования разработано на основании:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013г. № 968 «Об утверждении порядка проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- программ подготовки специалистов среднего звена;

- программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

3. Термины и определения, обозначения и сокращения

3. 1. Перечень сокращений и обозначений

СПО

-

среднее профессиональное образование

ППКРС

-

Программа подготовки квалифицированных рабочих должностей, служащих

ППССЗ

-

программа подготовки специалистов среднего звена

ФГОС

-

федеральный государственный образовательный стандарт

ГИА

-

Государственная итоговая аттестация

ГЭК

-

Государственная экзаменационная комиссия

ВКР

-

Выпускная квалификационная работа

ВПКР

-

Выпускная практическая квалификационная работа

ПЭР

-

Письменная экзаменационная  работа

3.2. Основные определения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты,

содержание и реализацию образовательного процесса по данной специальности среднего профессионального образования, имеющая лицензию.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Специальность – комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

Компетенция – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения, а также способность к выполнению какой-либо деятельности в определенной области.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося – часть учебного процесса, выполняемая учащимися с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки профессионалов.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Контроль результатов обучения - процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными обеспечения качества подготовки обучающихся. обеспечения качества подготовки обучающихся.

Формы оценки качества освоения образовательных программ:

- текущий контроль успеваемости – контроль усвоения студентами учебного материала дисциплины, проводимый в течение семестра;

- промежуточная аттестация обучающихся – зачеты (проводятся в период зачетной недели) и экзамены (проводятся во время экзаменационной сессии);

- государственная итоговая аттестация выпускников – одно или несколько аттестационных испытаний следующих видов: итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности) – государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы.

4. Общие положения

4.1 Назначение документа

4.1.1 Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы.

4.1.2. Выпускная квалификационная работа ППКРС - включает выполнение выпускной практической квалификационной работы (далее - ВПКР) и письменной экзаменационной работы (далее - ПЭР).

4.1.3. Выполнение ВПКР направлено на выявление уровня освоения компетенций и определение уровня овладения выпускником трудовыми функциями по профессии (профессиям) Общероссийского классификатора (далее - ОК) в соответствии с требованиями ФГОС. При освоении нескольких профессий ОК квалификационные испытания проводятся по каждой из них.

4.1.4. Выполнение ПЭР выпускником учреждения СПО (ППКРС) должно быть представлено в форме пояснительной записки по выполнению практической квалификационной работы с описанием и обоснованием используемой технологии процесса, средств и предметов труда, результата труда (до 20 стр.)

4.1.5. Выпускная квалификационная работа СПО (ППССЗ) - исследование, проведенное студентом в предметной области профиля специальности и оформленное в форме дипломной работы, дипломного проекта.

4.1.6. Дипломная работа - форма ВКР, представляющая собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, соответствующее квалификационным требованиям ФГОС специальности.

4.1.7. Дипломный проект - форма ВКР, представляющая собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, имеющее практический результат и соответствующее квалификационным требованиям ФГОС специальности.

4.1.8. Тематика выпускных квалификационных работ определяется по согласованию с работодателем. Обязательным требованием для ВКР является соответствие её тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предъявление к оценке освоенных обучающимися компетенций.

4.1.9. Целью выпускной квалификационной работы является:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных производственных, научных, технических и экономических задач;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования (экспериментирования) при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

- уровня готовности студента к самостоятельной работе в современных условиях.

4.1.10. При выполнении и защите дипломной работы (проекта) выпускник в соответствии с требованиями ФГОС СПО демонстрирует уровень готовности самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи по работе с технологической документацией, выбирать технологические операции, параметры и режимы ведения процесса, средства труда, прогнозировать и оценивать полученный результат, владеть экономическими, экологическими, правовыми параметрами профессиональной деятельности, а также анализировать профессиональные задачи и аргументировать их решение в рамках определенных полномочий.

4.1.11. Период выполнения ВКР состоит из нескольких этапов:

для уровня СПО (ППКРС):

- выбор и закрепление объекта производственной практики;

- выбор и закрепление темы ВКР (в зависимости от места прохождения практики); - разработка и утверждение задания на ВКР;

- сбор материала для ВКР на объекте практики;

- защита ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

для уровня СПО (ППССЗ): 

- выбор и закрепление объекта преддипломной практики;

- выбор и закрепление темы ВКР;

- разработка и утверждение задания на ВКР;

- сбор материала для ВКР на объекте практики;

- защита отчета по преддипломной практике;

- написание и оформление ВКР;

- предварительная защита ВКР;

- рецензирование ВКР;

- защита ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

4.1.12. Выпускная квалификационная работа - это самостоятельная творческая работа, поэтому студенты несут персональную ответственность за:

- выполнение календарного плана;

- самостоятельность выполнения ВКР;

- оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению ВКР;

- соответствие предоставленных комиссии электронных версий (ВКР, презентационных материалов) бумажным версиям документов;

-исправление недостатков в ВКР, выявленных руководителем и консультантом преддипломной практики;

- ресурсы и литературные источники.

4.2. Выбор темы

 4.2.1 Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями и мастерами п/о профессионального цикла совместно с специалистами предприятий или организаций и рассматриваются в ПЦК, затем проходят согласование на педагогическом совете Техникума.

4.2.2 Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.

4.2.3. Студент не позднее, чем за две недели до выхода на преддипломную практику обязан выбрать тему ВКР.

4.2.4. В течении недели с момента выбора темы учебной частью Техникума формируется приказ о закреплении тем и руководителей.

4.2.5.Руководитель назначается из числа преподавателей методической комиссии, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий в области, касающейся тематики ВКР.

4.2.6. Приказом директора Техникума назначается руководитель выпускной квалификационной работы. Одновременно, кроме основного руководителя, назначается консультант по отдельным частям (нормоконтроль) выпускной квалификационной работы (для СПО ПССЗ).

4.3 Руководитель и консультант выпускной квалификационной работы

4.3.1. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

- определение темы ВКР;

- разработка индивидуальных заданий, составление содержания ВКР ;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

4.3.2. На консультации по ВКР для студентов должно быть предусмотрено два часа в неделю

4.3.3. Студент в течение 1 недели после утверждения темы и руководители ВКР обязан обратиться к руководителю для получения задания на ВКР.

4.3.4. Руководитель в течение 1 недели после обращения студента выдает ему индивидуальное задание на выполнение ВКР.

4.3.5. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются методическими комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Один экземпляр задания на ВКР хранится у руководителя, второй экземпляр выдается студенту.

4.3.6.Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики (для СПО (ПССЗ), производственной практики (для СПО (ППКРС).

4.3.7. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

4.3.8. Руководитель контролирует выполнение студентом нормативных требований по структуре, содержанию, оформлению ВКР и др.

4.3.9 Студент в течение 2 недель с момента утверждения темы обязан обратиться к назначенному консультанту.

4.3.10. Консультант согласовывает с руководителем ВКР направление консультирования, угол зрения, степень проработки вопросов исследования.

4.3.11. Руководитель в срок до пяти рабочих дней с момента предоставления студентом итогового варианта ВКР (один - на бумажном носителе, другой - в электронном варианте) подписывает её вместе с заданием и своим письменным заключением (Отзыв). В заключении должны быть отражены рекомендации к допуску/не допуску к защите ВКР в ГЭК.

5. Требования к выпускной квалификационной работе

5.1. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

5.2. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника решаются конкретные практические задачи, предусмотренные квалификацией и профессиональным (в том числе должностным) предназначением выпускника в соответствии с ФГОС СПО.

5.3. ВКР (ВПКР + ПЭР) ППКРС выполняется в 2 семестре освоения образовательной программы. ВКР (ППССЗ) выполняется на третьем году освоения образовательной программы в 6 семестре . Время, отводимое на подготовку ВКР, составляет 6 недель. ВКР выполняется по результатам преддипломной практики по тематике, согласованной с руководителем и утверждённой заместителем директора по учебной работе.

5.4  ВКР ППКРС является интегративной работой объединяющий ВПКР+ПЭР.

5.5. ВКР (ППССЗ) выполняется в форме дипломной работы. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать специализации и содержать как общетеоретические темы, так и темы, имеющие практическое применение, рассматриваться в ПЦК и утверждаться на Педагогическом совете техникума. Темы определяются в ПЦК. Перечень тем должен ежегодно обновляться. Студенту, предоставляется право выбора темы по предложенному перечню тем и предложение своей темы с необходимыми обоснованиями целесообразности ее разработки. Тема закрепляется за студентом приказом директора на основании личного заявления, поданного до выхода на преддипломную практику.

6. Порядок выпуска и представление в ГЭК выпускных квалификационных работ

6.1. Законченная работа, подписанная студентом и консультантами, предоставляется руководителю. После просмотра и одобрения выпускной работы руководитель подписывает ее и дает письменный отзыв.

6.2. Педагогический совет на основании отзыва решает вопрос о допуске студента к защите. Если председатель ПЦК считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы, вопрос рассматривается на ПЦК с обязательным присутствием руководителя и оформляется протоколом.

6.3. Представление о допуске студента к защите с указанием рецензентов готовит председатель  выпускающей ПЦК за неделю до дня фактической защиты.

6.4. Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, консультантами, председателем  выпускающей ПЦК, допущенная приказом к защите, направляется на рецензию.

Состав рецензентов рассматривается на заседании ПЦК , оформляется протоколом заседания ПЦК и утверждается директором по представлению заведующего выпускающей кафедрой.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства, научных учреждений, профессора и преподаватели других ССУЗов, ВУЗов. В исключительных случаях рецензентом может быть назначен сотрудник техникума не работающий по специализации.

6.5. Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, подписанная руководителем, консультантами, с отзывом руководителя и рецензией направляется на защиту в ГЭК.

7. Состав государственной экзаменационной комиссии

7.1. До начала защиты выпускной квалификационной работы учебная часть техникума предоставляет в государственную экзаменационную комиссию сводную ведомость успеваемости группы, заверенную руководителем техникума, зачетную книжку, приказ о допуске студента к защите выпускной квалификационной работы.

7.2. Ответственность за правильность и полноту заполнения документов несет руководитель техникума.

Секретарь ГЭК перед началом заседания получает книгу протоколов и документы в учебной части техникума.

Тематика выпускных квалификационных работ определяется ПЦК в соответствии с перечнем дисциплин профессионального цикла учебного плана. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР и научного руководителя. Темы ВКР утверждаются приказом директора техниукма.

Педагогический совет назначает для руководства ВКР руководителей из числа преподавателей. По отдельным разделам работы назначаются консультанты из числа производственных организаций.

ВКР в обязательном порядке проходит внешнюю экспертизу. Внешняя экспертиза проводится рецензентами, в роли которых выступают руководящие работники предприятий и преподавателей.

В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются по каждой образовательной программе СПО, реализуемой техникумом.

8. Рецензирование выпускных квалификационных работ

5.1. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

5.2. Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из государственных органов власти, сферы труда и образования, научно-исследовательских институтов и др.

5.3. Рецензенты ВКР определяются не позднее чем за месяц до защиты.

5.4. Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ВКР заявленной теме и заданию на нее;

- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;

- оценку степени разработки поставленных вопросов и практической значимости работы;

- общую оценку качества выполнения ВКР.

5.5. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее чем за день до защиты работы.

5.6. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

5.7. Образовательная организация после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает ВКР в ГЭК.

9. Порядок защиты выпускной квалификационной работы

8.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите могут присутствовать научный руководитель и рецензент выпускной квалификационной работы, а также возможно присутствие студентов и преподавателей

8.2. Перед началом защиты председатель ГЭК знакомит студентов с порядком проведения защиты, а секретарь комиссии дает краткую информацию по ВКР студента.

8.3. Процедура защиты выпускной квалификационной работы включает в себя

- открытие заседания экзаменационной комиссии (председатель);

- доклад выпускника;

- вопросы по докладу;

- отзыв руководителя прилагается или заслушивается;

- заслушивается рецензия;

- заключительное слово выпускника.

Защита ВКР начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы. Продолжительность защиты ВКР не должна превышать 30 минут. На доклад по ВКР отводится до 15 минут. Студент должен изложить основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно.

8.4. После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы как непосредственно связанные с темой ВКР, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

8.5. После ответов студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления научный руководитель дает свою оценку выпускной квалификационной работе, которая отражена в отзыве.

8.6. После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку работе. После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента.

8.7. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

8.8. Результат защиты определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляют в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГЭК по защите выпускных квалификационных работ.

8.9. Отзывы научного руководителя и рецензента, представленные в ГЭК, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, указанными в "Методических рекомендациях по проведению итоговой аттестации".

8.10. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится структурным подразделением с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее – индивидуальные особенности).

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих общих требований: 

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии):

- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

8.11. Если студент получил оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, то он имеет право на повторную защиту.

Государственная экзаменационная комиссия решает, может ли студент представить повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией или же выполнить работу по новой теме.

8.12. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в структурном подразделении на период времени, установленный структурным подразделением самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается структурным подразделением не более двух раз.

Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные структурным подразделением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

8.13 Студенту, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите выпускной квалификационной работы, выдается справка установленного образца. Справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии, после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работ

10. Критерии оценок

9.1. При оценке выпускной квалификационной работы учитывается:

- практическая направленность;

умение студента систематизировать и анализировать данные, полученные из результатов эксперимента, из научных статей, отчетных материалов, периодической и специальной литературы; ;

- анализ литературы и информации, изученной в библиотеке или полученной с помощью глобальных сетей (из электронных библиотек) по теме работы;

- анализ предлагаемых путей, способов;

- оценка экономической, технической и (или) социальной эффективности их внедрения в реальную информационную среду в области применения;

- сформированность общих и профессиональных компетенций.

9.2. Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок. Критерии оценивания ВКР разрабатываются ПЦК.

Образец описания критериев оценивания ВКР (на примере образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 Пожарная безопасность)

"Отлично" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу и методов организации и проведении работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.- характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

- имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента;

- при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по разработке методики и методов организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

- сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Хорошо" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, методику и методов защиты организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

- имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента;

- при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по разработке методики и методов организации и проведении работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.а  во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики ит.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы; 

- сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Удовлетворительно" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, методику и методов организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования., однако с не вполне обоснованными предложениями, но недостаточно законченный продукт или проект в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

- в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;

- при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы;

- частично сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Неудовлетворительно" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- не носит исследовательского характера, не содержит анализа методики и методов защитыорганизация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования., не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях ПЦК;

- не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

- в отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания;

- при защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал;

- частично либо не сформированы общие и профессиональные компетенции.

11. Результаты итоговой аттестации

10.1. По результатам итоговой аттестации выпускников аттестационная комиссия (далее – комиссия) по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении выпускниками квалификации по специальности и выдаче диплома государственного образца о среднем специальном образовании.

10.2. Для выпускника, достигшего особых успехов в освоении образовательной программы СПО и прошедшего все виды итоговых аттестационных испытаний с оценкой «отлично», имеющему за период обучения не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, оценку «отлично», а по остальным дисциплинам – оценку «хорошо», может быть принято решение о выдаче диплома с отличием.

10.3. В качестве дополнительных рекомендаций комиссия может указать на значимость проведенного исследования, дальнейшего использования полученных результатов в научных и практических приложениях, для публикации, применения в учебном процессе и т.д.

10.4. Комиссия, по итогам защиты квалификационной работы, может дать рекомендацию для продолжения учебы выпускника по программе прикладного бакалавриата. Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой аттестации, отчисляется из учебного заведения и получает академическую справку.

10.5. Выпускник, не прошедший отдельных аттестационных испытаний, допускается к ним повторно один раз в течение 3 лет, но не ранее, чем через 6 месяцев, в период сессии государственной экзаменационной комиссии.

10.6. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные структурным подразделением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

10.7. В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания теоретического курса.

10.8. В отчете Председателя государственной экзаменационной комиссии анализируются результаты качества подготовки, которые оценивается следующими критериями:

- общая характеристика уровня подготовки;

- количество ВКР по заявкам предприятий;

- количество выполненных тем научно-исследовательского, инновационного, учебно-методического характера;

- количество работ, рекомендованных к опубликованию, внедрению, внедренных;

- количество студентов, рекомендованных к поступлению в магистратуру;

- средний балл;

- качество знаний и д.р.

В отчетах ГЭК так же указываются недостатки, выявленные в ходе аттестации выпускников, отмечаются основные пути их устранения в виде выводов и рекомендаций. 

12. Хранение ВКР

11.1. Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее 3 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ. Списание оформляется соответствующим актом.

11.2. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий.

13. Порядок внесения изменений и дополнений в положение

12.1. Все изменения и дополнения в положение, включая приложения, вносятся в лист регистрации изменений  и доводятся до сведения всех учебных подразделений и должностных лиц.

12.2. Положение считается отмененным в случае внесения 5 изменений и разрабатывается ее новая версия.

12.3. В Журнале регистрации положения делается пометка об отмене документа и введении нового. Контрольный экземпляр отмененного положения заменяется на контрольный экземпляр нового положения.

Положение  рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол №



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБПОУ МО

Жуковский техникум

___________________С.М. Нерубенко

______________________________

ПОЛОЖЕНИЕ

о выпускной квалификационной работе для программ среднего профессионального образования

  1. Назначение и область применения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок организации выполнения, оформления и защиты выпускной квалификационной работы по программам СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

1.2. Требования настоящего положения обязательны для применения всеми участниками государственной итоговой аттестации (преподаватели профессионального цикла, мастера п/о, студенты) при выполнении выпускной квалификационной работы по программа СПО (ППКРС и ППССЗ) .

 

2. Нормативные ссылки

Положение о выпускной квалификационной работе выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования разработано на основании:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013г. № 968 «Об утверждении порядка проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- программ подготовки специалистов среднего звена;

- программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

3. Термины и определения, обозначения и сокращения

3. 1. Перечень сокращений и обозначений

СПО

-

среднее профессиональное образование

ППКРС

-

Программа подготовки квалифицированных рабочих должностей, служащих

ППССЗ

-

программа подготовки специалистов среднего звена

ФГОС

-

федеральный государственный образовательный стандарт

ГИА

-

Государственная итоговая аттестация

ГЭК

-

Государственная экзаменационная комиссия

ВКР

-

Выпускная квалификационная работа

ВПКР

-

Выпускная практическая квалификационная работа

ПЭР

-

Письменная экзаменационная  работа

3.2. Основные определения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты,

содержание и реализацию образовательного процесса по данной специальности среднего профессионального образования, имеющая лицензию.

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Специальность – комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

Компетенция – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения, а также способность к выполнению какой-либо деятельности в определенной области.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося – часть учебного процесса, выполняемая учащимися с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки профессионалов.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Контроль результатов обучения - процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными обеспечения качества подготовки обучающихся. обеспечения качества подготовки обучающихся.

Формы оценки качества освоения образовательных программ:

- текущий контроль успеваемости – контроль усвоения студентами учебного материала дисциплины, проводимый в течение семестра;

- промежуточная аттестация обучающихся – зачеты (проводятся в период зачетной недели) и экзамены (проводятся во время экзаменационной сессии);

- государственная итоговая аттестация выпускников – одно или несколько аттестационных испытаний следующих видов: итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности) – государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы.

4. Общие положения

4.1 Назначение документа

4.1.1 Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы.

4.1.2. Выпускная квалификационная работа ППКРС - включает выполнение выпускной практической квалификационной работы (далее - ВПКР) и письменной экзаменационной работы (далее - ПЭР).

4.1.3. Выполнение ВПКР направлено на выявление уровня освоения компетенций и определение уровня овладения выпускником трудовыми функциями по профессии (профессиям) Общероссийского классификатора (далее - ОК) в соответствии с требованиями ФГОС. При освоении нескольких профессий ОК квалификационные испытания проводятся по каждой из них.

4.1.4. Выполнение ПЭР выпускником учреждения СПО (ППКРС) должно быть представлено в форме пояснительной записки по выполнению практической квалификационной работы с описанием и обоснованием используемой технологии процесса, средств и предметов труда, результата труда (до 20 стр.)

4.1.5. Выпускная квалификационная работа СПО (ППССЗ) - исследование, проведенное студентом в предметной области профиля специальности и оформленное в форме дипломной работы, дипломного проекта.

4.1.6. Дипломная работа - форма ВКР, представляющая собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, соответствующее квалификационным требованиям ФГОС специальности.

4.1.7. Дипломный проект - форма ВКР, представляющая собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, имеющее практический результат и соответствующее квалификационным требованиям ФГОС специальности.

4.1.8. Тематика выпускных квалификационных работ определяется по согласованию с работодателем. Обязательным требованием для ВКР является соответствие её тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предъявление к оценке освоенных обучающимися компетенций.

4.1.9. Целью выпускной квалификационной работы является:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных производственных, научных, технических и экономических задач;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования (экспериментирования) при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

- уровня готовности студента к самостоятельной работе в современных условиях.

4.1.10. При выполнении и защите дипломной работы (проекта) выпускник в соответствии с требованиями ФГОС СПО демонстрирует уровень готовности самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи по работе с технологической документацией, выбирать технологические операции, параметры и режимы ведения процесса, средства труда, прогнозировать и оценивать полученный результат, владеть экономическими, экологическими, правовыми параметрами профессиональной деятельности, а также анализировать профессиональные задачи и аргументировать их решение в рамках определенных полномочий.

4.1.11. Период выполнения ВКР состоит из нескольких этапов:

для уровня СПО (ППКРС):

- выбор и закрепление объекта производственной практики;

- выбор и закрепление темы ВКР (в зависимости от места прохождения практики); - разработка и утверждение задания на ВКР;

- сбор материала для ВКР на объекте практики;

- защита ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

для уровня СПО (ППССЗ): 

- выбор и закрепление объекта преддипломной практики;

- выбор и закрепление темы ВКР;

- разработка и утверждение задания на ВКР;

- сбор материала для ВКР на объекте практики;

- защита отчета по преддипломной практике;

- написание и оформление ВКР;

- предварительная защита ВКР;

- рецензирование ВКР;

- защита ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

4.1.12. Выпускная квалификационная работа - это самостоятельная творческая работа, поэтому студенты несут персональную ответственность за:

- выполнение календарного плана;

- самостоятельность выполнения ВКР;

- оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению ВКР;

- соответствие предоставленных комиссии электронных версий (ВКР, презентационных материалов) бумажным версиям документов;

-исправление недостатков в ВКР, выявленных руководителем и консультантом преддипломной практики;

- ресурсы и литературные источники.

4.2. Выбор темы

 4.2.1 Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями и мастерами п/о профессионального цикла совместно с специалистами предприятий или организаций и рассматриваются в ПЦК, затем проходят согласование на педагогическом совете Техникума.

4.2.2 Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.

4.2.3. Студент не позднее, чем за две недели до выхода на преддипломную практику обязан выбрать тему ВКР.

4.2.4. В течении недели с момента выбора темы учебной частью Техникума формируется приказ о закреплении тем и руководителей.

4.2.5.Руководитель назначается из числа преподавателей методической комиссии, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий в области, касающейся тематики ВКР.

4.2.6. Приказом директора Техникума назначается руководитель выпускной квалификационной работы. Одновременно, кроме основного руководителя, назначается консультант по отдельным частям (нормоконтроль) выпускной квалификационной работы (для СПО ПССЗ).

4.3 Руководитель и консультант выпускной квалификационной работы

4.3.1. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

- определение темы ВКР;

- разработка индивидуальных заданий, составление содержания ВКР ;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

4.3.2. На консультации по ВКР для студентов должно быть предусмотрено два часа в неделю

4.3.3. Студент в течение 1 недели после утверждения темы и руководители ВКР обязан обратиться к руководителю для получения задания на ВКР.

4.3.4. Руководитель в течение 1 недели после обращения студента выдает ему индивидуальное задание на выполнение ВКР.

4.3.5. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются методическими комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Один экземпляр задания на ВКР хранится у руководителя, второй экземпляр выдается студенту.

4.3.6.Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики (для СПО (ПССЗ), производственной практики (для СПО (ППКРС).

4.3.7. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

4.3.8. Руководитель контролирует выполнение студентом нормативных требований по структуре, содержанию, оформлению ВКР и др.

4.3.9 Студент в течение 2 недель с момента утверждения темы обязан обратиться к назначенному консультанту.

4.3.10. Консультант согласовывает с руководителем ВКР направление консультирования, угол зрения, степень проработки вопросов исследования.

4.3.11. Руководитель в срок до пяти рабочих дней с момента предоставления студентом итогового варианта ВКР (один - на бумажном носителе, другой - в электронном варианте) подписывает её вместе с заданием и своим письменным заключением (Отзыв). В заключении должны быть отражены рекомендации к допуску/не допуску к защите ВКР в ГЭК.

5. Требования к выпускной квалификационной работе

5.1. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

5.2. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника решаются конкретные практические задачи, предусмотренные квалификацией и профессиональным (в том числе должностным) предназначением выпускника в соответствии с ФГОС СПО.

5.3. ВКР (ВПКР + ПЭР) ППКРС выполняется в 2 семестре освоения образовательной программы. ВКР (ППССЗ) выполняется на третьем году освоения образовательной программы в 6 семестре . Время, отводимое на подготовку ВКР, составляет 6 недель. ВКР выполняется по результатам преддипломной практики по тематике, согласованной с руководителем и утверждённой заместителем директора по учебной работе.

5.4  ВКР ППКРС является интегративной работой объединяющий ВПКР+ПЭР.

5.5. ВКР (ППССЗ) выполняется в форме дипломной работы. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать специализации и содержать как общетеоретические темы, так и темы, имеющие практическое применение, рассматриваться в ПЦК и утверждаться на Педагогическом совете техникума. Темы определяются в ПЦК. Перечень тем должен ежегодно обновляться. Студенту, предоставляется право выбора темы по предложенному перечню тем и предложение своей темы с необходимыми обоснованиями целесообразности ее разработки. Тема закрепляется за студентом приказом директора на основании личного заявления, поданного до выхода на преддипломную практику.

6. Порядок выпуска и представление в ГЭК выпускных квалификационных работ

6.1. Законченная работа, подписанная студентом и консультантами, предоставляется руководителю. После просмотра и одобрения выпускной работы руководитель подписывает ее и дает письменный отзыв.

6.2. Педагогический совет на основании отзыва решает вопрос о допуске студента к защите. Если председатель ПЦК считает возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной работы, вопрос рассматривается на ПЦК с обязательным присутствием руководителя и оформляется протоколом.

6.3. Представление о допуске студента к защите с указанием рецензентов готовит председатель  выпускающей ПЦК за неделю до дня фактической защиты.

6.4. Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, консультантами, председателем  выпускающей ПЦК, допущенная приказом к защите, направляется на рецензию.

Состав рецензентов рассматривается на заседании ПЦК , оформляется протоколом заседания ПЦК и утверждается директором по представлению заведующего выпускающей кафедрой.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства, научных учреждений, профессора и преподаватели других ССУЗов, ВУЗов. В исключительных случаях рецензентом может быть назначен сотрудник техникума не работающий по специализации.

6.5. Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, подписанная руководителем, консультантами, с отзывом руководителя и рецензией направляется на защиту в ГЭК.

7. Состав государственной экзаменационной комиссии

7.1. До начала защиты выпускной квалификационной работы учебная часть техникума предоставляет в государственную экзаменационную комиссию сводную ведомость успеваемости группы, заверенную руководителем техникума, зачетную книжку, приказ о допуске студента к защите выпускной квалификационной работы.

7.2. Ответственность за правильность и полноту заполнения документов несет руководитель техникума.

Секретарь ГЭК перед началом заседания получает книгу протоколов и документы в учебной части техникума.

Тематика выпускных квалификационных работ определяется ПЦК в соответствии с перечнем дисциплин профессионального цикла учебного плана. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР и научного руководителя. Темы ВКР утверждаются приказом директора техниукма.

Педагогический совет назначает для руководства ВКР руководителей из числа преподавателей. По отдельным разделам работы назначаются консультанты из числа производственных организаций.

ВКР в обязательном порядке проходит внешнюю экспертизу. Внешняя экспертиза проводится рецензентами, в роли которых выступают руководящие работники предприятий и преподавателей.

В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются по каждой образовательной программе СПО, реализуемой техникумом.

8. Рецензирование выпускных квалификационных работ

5.1. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

5.2. Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из государственных органов власти, сферы труда и образования, научно-исследовательских институтов и др.

5.3. Рецензенты ВКР определяются не позднее чем за месяц до защиты.

5.4. Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ВКР заявленной теме и заданию на нее;

- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;

- оценку степени разработки поставленных вопросов и практической значимости работы;

- общую оценку качества выполнения ВКР.

5.5. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее чем за день до защиты работы.

5.6. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

5.7. Образовательная организация после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает ВКР в ГЭК.

9. Порядок защиты выпускной квалификационной работы

8.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите могут присутствовать научный руководитель и рецензент выпускной квалификационной работы, а также возможно присутствие студентов и преподавателей

8.2. Перед началом защиты председатель ГЭК знакомит студентов с порядком проведения защиты, а секретарь комиссии дает краткую информацию по ВКР студента.

8.3. Процедура защиты выпускной квалификационной работы включает в себя

- открытие заседания экзаменационной комиссии (председатель);

- доклад выпускника;

- вопросы по докладу;

- отзыв руководителя прилагается или заслушивается;

- заслушивается рецензия;

- заключительное слово выпускника.

Защита ВКР начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы. Продолжительность защиты ВКР не должна превышать 30 минут. На доклад по ВКР отводится до 15 минут. Студент должен изложить основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно.

8.4. После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы как непосредственно связанные с темой ВКР, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

8.5. После ответов студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления научный руководитель дает свою оценку выпускной квалификационной работе, которая отражена в отзыве.

8.6. После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку работе. После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента.

8.7. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

8.8. Результат защиты определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляют в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГЭК по защите выпускных квалификационных работ.

8.9. Отзывы научного руководителя и рецензента, представленные в ГЭК, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, указанными в "Методических рекомендациях по проведению итоговой аттестации".

8.10. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится структурным подразделением с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее – индивидуальные особенности).

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих общих требований: 

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии):

- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

8.11. Если студент получил оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, то он имеет право на повторную защиту.

Государственная экзаменационная комиссия решает, может ли студент представить повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией или же выполнить работу по новой теме.

8.12. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в структурном подразделении на период времени, установленный структурным подразделением самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается структурным подразделением не более двух раз.

Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные структурным подразделением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

8.13 Студенту, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите выпускной квалификационной работы, выдается справка установленного образца. Справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии, после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работ

10. Критерии оценок

9.1. При оценке выпускной квалификационной работы учитывается:

- практическая направленность;

умение студента систематизировать и анализировать данные, полученные из результатов эксперимента, из научных статей, отчетных материалов, периодической и специальной литературы; ;

- анализ литературы и информации, изученной в библиотеке или полученной с помощью глобальных сетей (из электронных библиотек) по теме работы;

- анализ предлагаемых путей, способов;

- оценка экономической, технической и (или) социальной эффективности их внедрения в реальную информационную среду в области применения;

- сформированность общих и профессиональных компетенций.

9.2. Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок. Критерии оценивания ВКР разрабатываются ПЦК.

Образец описания критериев оценивания ВКР (на примере образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 Пожарная безопасность)

"Отлично" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу и методов организации и проведении работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.- характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

- имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента;

- при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по разработке методики и методов организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

- сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Хорошо" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, методику и методов защиты организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

- имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента;

- при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по разработке методики и методов организации и проведении работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.а  во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики ит.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы; 

- сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Удовлетворительно" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- работа носит исследовательский характер, практическую направленность, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, методику и методов организации и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования., однако с не вполне обоснованными предложениями, но недостаточно законченный продукт или проект в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

- в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;

- при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы;

- частично сформированы общие и профессиональные компетенции.

"Неудовлетворительно" выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

- не носит исследовательского характера, не содержит анализа методики и методов защитыорганизация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования., не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях ПЦК;

- не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

- в отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания;

- при защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал;

- частично либо не сформированы общие и профессиональные компетенции.

11. Результаты итоговой аттестации

10.1. По результатам итоговой аттестации выпускников аттестационная комиссия (далее – комиссия) по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении выпускниками квалификации по специальности и выдаче диплома государственного образца о среднем специальном образовании.

10.2. Для выпускника, достигшего особых успехов в освоении образовательной программы СПО и прошедшего все виды итоговых аттестационных испытаний с оценкой «отлично», имеющему за период обучения не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, оценку «отлично», а по остальным дисциплинам – оценку «хорошо», может быть принято решение о выдаче диплома с отличием.

10.3. В качестве дополнительных рекомендаций комиссия может указать на значимость проведенного исследования, дальнейшего использования полученных результатов в научных и практических приложениях, для публикации, применения в учебном процессе и т.д.

10.4. Комиссия, по итогам защиты квалификационной работы, может дать рекомендацию для продолжения учебы выпускника по программе прикладного бакалавриата. Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой аттестации, отчисляется из учебного заведения и получает академическую справку.

10.5. Выпускник, не прошедший отдельных аттестационных испытаний, допускается к ним повторно один раз в течение 3 лет, но не ранее, чем через 6 месяцев, в период сессии государственной экзаменационной комиссии.

10.6. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные структурным подразделением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

10.7. В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания теоретического курса.

10.8. В отчете Председателя государственной экзаменационной комиссии анализируются результаты качества подготовки, которые оценивается следующими критериями:

- общая характеристика уровня подготовки;

- количество ВКР по заявкам предприятий;

- количество выполненных тем научно-исследовательского, инновационного, учебно-методического характера;

- количество работ, рекомендованных к опубликованию, внедрению, внедренных;

- количество студентов, рекомендованных к поступлению в магистратуру;

- средний балл;

- качество знаний и д.р.

В отчетах ГЭК так же указываются недостатки, выявленные в ходе аттестации выпускников, отмечаются основные пути их устранения в виде выводов и рекомендаций. 

12. Хранение ВКР

11.1. Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее 3 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ. Списание оформляется соответствующим актом.

11.2. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий.

13. Порядок внесения изменений и дополнений в положение

12.1. Все изменения и дополнения в положение, включая приложения, вносятся в лист регистрации изменений  и доводятся до сведения всех учебных подразделений и должностных лиц.

12.2. Положение считается отмененным в случае внесения 5 изменений и разрабатывается ее новая версия.

12.3. В Журнале регистрации положения делается пометка об отмене документа и введении нового. Контрольный экземпляр отмененного положения заменяется на контрольный экземпляр нового положения.

Положение  рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Положение к междисциплинарной олимпиаде.

В данном разделе представлена методическая разработка...

Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий

В документе рассмотрены:Общие положенияПланирование лабораторных работ и практических занятий Организация и проведение лабораторных работ и практических занятийОформление лабораторных работ и пра...

Положение приемной комиссии

Локальный акт образовательного учреждения БОУ НПО ПУ №65 по созданию и работы приемной комиссии....

Положение о портфолио

Это положение раскрывает цель портфолио, его структуру и содержание, оформление....

Положение о методическом совете училища

В Положении отражены цели и задачи, содержание, структура и организация деятельности методического совета....

Учебный элемент: Техника ручной дуговой сварки стыковых соединений в нижнем положении ПМ. 02 Сварка и резка деталей и узлов машин, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях шва

Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать...

Методическая разработка практического занятия «Понятие «биомеханика тела», «эргономика». Причины травм спины и позвоночника сестринского персонала» «Правильная биомеханика и положение тела медсестры и пациента при поднятии тяжестей и в положении сидя. По

Методическая разработка практического занятия по теме «БИОМЕХАННИКА» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность практического з...