Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
материал по теме
В документе рассмотрены:
- Общие положения
Планирование лабораторных работ и практических занятий
Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
Оформление лабораторных работ и практических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_polozhenie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
П О Л О Ж Е Н И Е
о планировании, организации и проведении
лабораторных работ и практических занятий.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Типовым положением об образователь ном учреждении среднего профессионального образования (сред нем специальном учебном заведении), утвержденным постанов лением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543, к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические заня тия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоре тических положений и формирование учебных и профессиональ ных практических умений, они составляют важную часть теоре тической и профессиональной практической подготовки.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического за нятия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3. Выполнение студентами лабораторных работ и практи ческих занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление по лученных теоретических знаний по конкретным темам дисцип лин математического и общего естественнонаучного, общепро фессионального и специального циклов;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практичес кой деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалис тов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких про фессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответ ственность, точность, творческая инициатива.
1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются при мерными и рабочими учебными планами.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требовани ям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на под группы численностью не менее 8 человек.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что ла бораторные работы и практические занятия имеют разные веду щие дидактические цели.
2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка суще ственных теоретических положений (законов, зависимостей), и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, об щепрофессионального циклов, менее характерны для дисциплин специального цикла.
2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональ ных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по об щепрофессиональным и специальным дисциплинам; практичес кие занятия занимают преимущественное место при изучении об щепрофессиональных и специальных дисциплин.
Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований.
2.2. В соответствии с ведущей дидактической целью содер жанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экс периментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.2.1. При выборе содержания и объема лабораторных ра бот следует исходить из сложности учебного материала для ус воения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из зна чимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о со держании учебной дисциплины.
2.2.2. При планировании лабораторных работ следует учи тывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверж дением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обра щения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследо вательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, ус танавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самосто ятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содер жанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производствен ных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измери тельными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой тех нической и специальной документации и др.
2.3.1. При разработке содержания практических занятий сле дует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подго товку к которым ориентирована данная дисциплина, а в сово купности по всем учебным дисциплинам - охватывали всю про фессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
2.3.2. На практических занятиях студенты овладевают пер воначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в про цессе курсового проектирования и технологической и преддип ломной производственной (профессиональной) практики.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе прак тических занятий обобщаются, систематизируются, углубляют ся и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.4. Содержание лабораторных работ и практических заня тий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».
2.5. Состав заданий для лабораторной работы или практи ческого занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно боль шинством студентов. Количество часов, отводимых на лабора торные работы и практические занятия, фиксируется в темати ческих планах примерных и рабочих учебных программ.
2.6. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных при мерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными тре бованиями по соответствующей специальности, а также допол нительными требованиями к уровню подготовки студента, уста новленными самими образовательными учреждениями.
3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводится в специально оборудованных учебных лаборатори ях. Продолжительность - не менее 2-х академических часов. Не обходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются ин структаж, проводимый преподавателем, а также организация об суждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях . Продолжительность занятия - не менее 2-х академических часов. Необходимыми структурными элемента ми практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавате лем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
3.3. Выполнению лабораторных работ и практических заня тий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой лабораторной работе и практическому заня тию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут но сить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый харак тер.
- Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инст рукциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материа лы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
- Работы, носящие частично-поисковый характер, отличают ся тем, что при их проведении студенты не пользуются подроб ными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходи мых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбо ра оборудования, выбора способов выполнения работы в инст руктивной и справочной литературе и др.
- Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опира ясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических за нятий необходимо находить оптимальное соотношение репро дуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обес печить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6. Формы организации студентов на лабораторных рабо тах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индиви дуальная.
- При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
- При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
- При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
3.7. Для повышения эффективности проведения лаборатор ных работ и практических занятий рекомендуется:
- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопро вождающихся методическими указаниями, применительно к кон кретным специальностям;
- разработка заданий для автоматизированного тестового кон троля за подготовленностью студентов к лабораторным рабо там или практическим занятиям;
- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответ ствующими установками для студентов;
- использование в практике преподавания поисковых лабора торных работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, мак симальное использование индивидуальных форм с целью повы шения ответственности каждого студента за самостоятельное вы полнение полного объема работ;
- проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, свя занных с выбором студентами условий выполнения работы, кон кретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого обо рудования;
- эффективное использование времени, отводимого на лабо раторные работы и практические занятия, подбором дополни тельных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
4. Оформление лабораторных работ и практических
занятий
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практи ческих занятий по дисциплине определяется предметными (цик ловыми) комиссиями.
4.2. Оценки за выполнение лабораторных работ и практи ческих занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успевае мости студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы студунтов...
Положение о порядке организации и проведения Олимпиады по специальности 38,02,07 Банковскому делу
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведение Олимпиады студентов по банковскому делу, функции ее организаторов, а также правила определени...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ.
В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных или практических работ (заданий) под руководством преподават...
Методика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Существенное внимание уделено вопросам дидактики...
Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.07, ОП.09, ОП.10 ОХРАНА ТРУДА для СПО (редакция от 09.06.2021)
Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Охрана труда» (далее – Методические указ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по планированию, организации и проведению практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путе
Позволит обучающимся качественно выполнить практические работы по МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве...
Методические рекомендации для выполнения практической работы «Положение об архиве организации» по МДК.02.02 «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ПМ.02 по специальности 46.02.01
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург). Для оптимизации ра...